ФОРМИРОВАНИЕ НАРОДНОЙ ПЕСЕННОЙ ТРАДИЦИИ СЕЛ КОЩЕЕВО И НОВАЯ СЛОБОДКА КОРОЧАНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФОРМИРОВАНИЕ НАРОДНОЙ ПЕСЕННОЙ ТРАДИЦИИ СЕЛ КОЩЕЕВО И НОВАЯ СЛОБОДКА КОРОЧАНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Половнева О.В. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры, кафедра искусства народного пения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Творческой доминантой русской национальной культуры является народно-певческая сфера. С этой точки зрения любой край, область, даже небольшое село по-своему неповторимы, касается ли это его истории, обычаев, обрядов, где присутствуют народные песни.

В мире народной традиционной песенной культуры трудно не заметить неповторимую красоту Белгородского края, не задуматься над тайными глубинами культуры русского народного пения, сохранившегося на его территории, где многообразные по жанрам песни – это часть славяно-русской народной песенной культуры, один из самых ярких и экспрессивных её образцов. В этом отношении культура Белгородского края рождалась во взаимодействии великорусской, украинской и белорусской этнических культур. Этнограф Л.Н. Чижикова в работе «Русско-украинское пограничье» (1988 г.) отмечает, что порубежное положение и миграции славянского племени, связанные с поиском плодородных земель и религиозными мотивами, способствовали определению самобытной региональной культуры, объединяющей многие культурные формы, песенные – в том числе. Таким образом, начало освоения земель современной Белгородчины уходит своими корнями в далекое прошлое.

Активное освоение обширных территорий Белгородчины началось с XVI века. По утверждению историка М.А. Тихомирова, вольная колонизация здесь предшествовала правительственной, монастырской и помещичьей. Так, свидетельства о казаках, живших на берегах Оскола и Северского Донца, относятся к середине XVI века. Городов здесь не было, но существовали русские поселения. Они и стали опорными пунктами линии военно-сторожевой службы, сыгравшей значительную роль в заселении края. В 1635-1638 годах, для надежной охраны русских владений от набегов крымских татар, была сооружена сплошная линия военных укреплений - Белгородская засечная черта1, протянувшаяся на 800 км по современной территории Белгородской, Сумской, Воронежской, Липецкой и Тамбовской областей. На этой территории возникло более 20 городов: Болховец, Карпов, Хотмыжск, Нежегольск, Короча, Яблонов, Новый Оскол, Верхососенск, Усерд и др. Многие из них, утратив роль укреплений и не приобретя других функций, превратились в селенья, а некоторые исчезли вовсе.

Возникновение города Короча связанно со строительством оборонительной линии сооружений, которая должна была стать заградительным заслоном от набегов крымских татар на южные границы российского государства.

Исследуемое село Новая Слободка Корочанского района Белгородской области возникло в начале XVII века [1]. Расположено оно на правом берегу реки Корень, на высокой возвышенности. Вокруг села в давние времена были большие непроходимые леса, от которых в настоящее время остались небольшие рощицы, перелески. В Дворцовых разрядах первой четверти XVII столетия мы находим, что недалеко от территории, где по велению царя Михаила Федоровича была заложена крепость Короча, стояла Новая Слободка, которой в 1625 году угрожали татары. О том, что татары были в этой местности, свидетельствуют рассказы и легенды старожилов села. В документах указывается, что жители села относятся к разряду воинских поселян, служилых людей. Они несли военную службу, защищая Российское государство от набегов врага. Помимо военной службы, главным занятием было земледелие, животноводство, охота, рыболовство. Но нередко селяне бросали в поле плуг и соху, брали в руки оружие и шли на защиту южных рубежей государства. Служилое население получало за службу землю и кормовое (обычно денежное) довольствие.

Село Новая Слободка расположено в северо-западной части Корочанского района Белгородской области в 12 км от районного и 60 км областного центров (Рис.1.)

Рис.1. Карта географического положения села Кощеево

Другое исследуемое село Кощеево Корочанского района Белгородской области основалось чуть позже, чем село Новая Слободка, и входило в состав Пригородной волости Корочанского уезда. Дата возникновения села Кощеево приходится на 1662 год. Первые жители поселились здесь в землянках - ямках, отсюда и первичное название села «Ямки», а затем «Сцепные хутора», то есть расположенные поблизости друг от друга. На территории исследуемого села находилось много родников, что дало повод для еще одного названия «Казённая слобода при колодцах».

После название села поменялось – «Кащеевка», «Кащаева». В связи с этим, существует версия возникновения названия села – «Кащеева». Люди в то время селились в местах, где была вода и родники. Вот возле такого места, между Ямками и нынешним селом Кощеево, поселилась семья деда Кощи, который славился своим умением изготовлять дуги из ракитного дерева. Неприхотливые ракиты росли у рек Корочка и Корень, по сырым оврагам, на болотистых лугах, а также рядом с хатами. Постепенно хутор разросся до 7 дворов, в которых проживало 35 человек.

Первое документальное упоминание села «Сцепных хуторов» относится к 1852 году, как о небольшой части Корочанского уезда Курской губернии. Здесь было уже 36 дворов с населением в 112 человек, которые занимались в основном хлебопашеством и ремёслами.

Хлебопашеством занимались крестьяне и служивые люди, которых правительство наделяло землей. Орудием труда являлись: соха, деревянная борона, коса. Самые богатые жители села имели небольшие плужки. Сеяли больше всего рожь, ячмень, а также просо, овёс, пшеницу, коноплю, горох. Мастеровитые крестьяне делали расписные дуги, которые пользовались большим спросом на ярмарках в Короче, Полтаве, Москве, Нижнем Новгороде, Тобольске, Томске. Также из промыслов хорошо были развиты ткацкое и сапожное ремёсла, выделка кож, столярное дело, бондарство, плетение веревок и лаптей.

В 1868 году деревня «Кащеево» (в то время через «а») насчитывала 55 дворов и 607 жителей, основным занятием которых становилось земледелие. В центре слободы находилась церковь Петра и Павла. Со временем число дворов и жителей увеличивалось. О многочисленности кощеевского населения свидетельствует тот факт, что на территории исследуемого села в 1885 году действовали 5 малочисленных школ: кощеевская церковно-приходская, в которой обучалось 6 мальчиков из зажиточных семей, и четыре земские2 (одна находилась в Ямках, две – на хуторе Бродок и еще одна на хуторе Пуголовка). Земские школы находились также на хуторах Сцепное и Емельяновка, там обучалось 69 человек. Таким образом, к началу первой мировой войны в 1914 года в селе насчитывалось 431 двор с 2794 жителями. Наиболее распространёнными фамилиями в селе Кощеево были Ермоленко, Ширин, Киреев, Мозговая.

Накануне 1941 года в селе было 639 дворов с населением более 3-х тысяч. На фронт Великой Отечественной из села ушло 768 человек, вернулось 423 человека.

В настоящее время в селе проживают люди самых разных национальностей: русские, украинцы, белорусы, молдаване, турки, армяне, азербайджанцы, гуцулы и другие.

Одной из местных достопримечательностей села является старинный тополь, которому более 100 лет, и который находится под охраной государства и нанесен на военные и топографические карты местности (Рис.2).

Во время Великой Отечественной войны возле этого тополя жены, матери, дети прощались со своими мужьями, сыновьями, которые уходили на фронт.

Село Кощеево расположено в северо-западной части Корочанского района Белгородской области в 12 км от районного и 70 км областного центров (Рис.3)

Рис.2. Старинный тополь села Кощеево.

Рис.3. Карта географического положения села Кощеево

Как уже упоминалось ранее, частично в Белгородской области пролегает граница великорусской и украинской этнографических групп, а характеризуется это массовым переселением украинцев в XVI - XVII веках из Речи Посполитой на русскую землю. Именно поэтому, сегодня еще можно услышать в районах Белгородско-Оскольского региона наименование украинцев «хохлами3», а русских – «кацапами4» или «москалями5».

Так и в исследуемых нами селах Новая Слободка и Кощеево Корочанского района проживали и проживают переселенцы с украинских территорий, об этом свидетельствует определенный диалект, который берет начало в украинской речи (Приложение №3). Но, не смотря на это, нынешнее поколение разговаривают уже на русском.

Украинская культура также оставила свой отпечаток на костюме исследуемых сел (Рис.4.).

Костюм состоял из рубахи, с орнаментальной или растительной вышивкой на жизненно важных участках тела; также юбки и завески, передние полы которых украшали пуговицами и лентами; и корсетки6 (местное название «кирсетка»). Шили одежду из покупных тканей: сатина, атласа.

Исследуя села Новая Слободка и Кощеево Корочанского района Белгородской области, также можно отметить, что культурные традиции выходцев с Украины, Белоруссии и из центральной части России проявлялись не только в быту, деятельности населения, их диалекте и одежде, но и в песенной традиции и хореографии сел. В селе Кощеево нами зафиксирован образец местной хореографии в исполнении старожилов села.

Рис.4. Женский костюм села Кощеево.

Описание хореографических действий при исполнении частушек в мужском исполнении

Исполнители выбивают «ключ», с приподанием на первую и вторую долю, в то же время, акцентируя первую, вторую и третью доли.

п л п л п л п

В исполнении хореографических движений также присутствует «полуприсядка», которая относится к хореографии Белгородско-Оскольского региона, но в связи с возрастом исполнителей, исполняется не полноценно.

Также в данной хореографии используются вальсовые движения. Исполнители в пляске выполняют переменный шаг, мягко ступая на подушечки стоп, делая при этом повороты в сторону и вокруг себя, что также свойственно хореографии Белгородско-Оскольского региона.

В настоящее время наблюдается позитивная тенденция возрождения национальной песенной обрядовой культуры и в особенности локальных традиций. Чрезвычайно богатый и красочный песенный фольклор Белгородского края является образцом южнорусской традиции: «… великолепные, красивейшие песни, радующие слух богатством многоголосного распева, многоцветьем ярких ладовых красок, выразительностью мелодии, поэтичностью и мудростью словесных текстов» [2:9].

Областная певческая музыкально-исполнительская традиция Белгородчины представлена огромным жанровым разнообразием: эпические песни и баллады, исторические, протяжные лирические, карагодные, игровые, величальные, обрядовые, хоровод­ные, вечёрошные, шуточные, плясовые, гостевые, частушки, детский музыкальный фольклор, городские и современные народные песни.

Как отмечает М.С. Жиров, песенный фольклор Белгородско-Оскольского региона, куда относится и исследуемый нами Корочанский район, уникален. «Свои особые сезонные песни имеются здесь для каждого времени года, для каждой знаменательной даты земледельческого календаря: святочные, масленичные, семицкие, покосные, жатвенные, величальные «полевые» песни, исполняемые при прополке, трудовые «корительные», частушки («страдания», «тройками», «Семеновна», «барыня»), скоморошные, плясовые, хороводные, колыбельные» (Жиров, 2000, с. 37).

Анализируя материалы авторских и музыкально-этнографических экспедиций исследуемых сел Кощеево и Новая Слободка Корочанского района Белгородской области, а также материалы других исследователей, можно отметить богатейшее наследие народного музыкального творчества Белгородского края. Как и много лет назад в деревнях и сёлах, в частности и в селах Кощеево и Новая Слободка, можно до сих пор слышать и записать замечательных мастеров-исполнителей, сохранивших чрезвычайно богатый и красочный музыкальный фольклор всех трёх родов: эпос, лирику и драму. К таким мастерам в наше время мы можем отнести жительницу исследуемого села Кощеево - Ермоленко Нину Александровну, 1938 года рождения, о которой в 2011 году был снят фильм для областного конкурса «Крепка семья, крепка Россия», который занял первое место. Так же Нина Александровна в 2012 году получила звание «самой лучшей бабушки Белгородской области»

Изучая песенную традицию сел Кощеево и Новая Слободка, было выяснено, что из зафиксированных песенных образцов можно выделить как песенные образцы, являющиеся обязательной составляющей какого-либо действия или обряда: святочные, свадебные, лирические, хороводно-плясовые, духовные стихи, так и исполнявшиеся в любое время, по желанию исполнителей, что свидетельствует о жанровом разнообразии песенной традиции исследуемых сел.

Рассматривая фактуру местных лирических песен, можно отметить, что они имеют контрастно-полифоническую двухголосную основу (с относительной самостоятельностью голосов). В ней отмечается наличие основного голоса и подголоска, с большим или меньшим уровнем свободы, независимости последнего. Характерной чертой для подобных песен является наличие завершающего октавного унисона (Расшифровки №1-№11, №16), характерный для певческого стиля позднего формирования. Обычно при таком типе фактуры основная голосовая партия исполняется нижними голосами, а верхний голос служит в виде верхнего подголоска над нижними голосами. Особенностью исследуемой традиции также является равнозначность голосовых партий, проявляется это в синхронности их ритмического рисунка.

Во многих песнях исследуемой традиции, особенно в песнях села Кощеево, текст имеет украинские корни. Об этом свидетельствует диалект.

Ой, у поли крынычинка,

Там холодна водычинка.

Там Романэ волив пасэ,

А дивчина воду нэсэ.

Стал Романэ жиржуваты,

С вэдэр воду вылываты.

Ой, Романэ, мое сердцэ

Остав воды хоть видэрце,

Помочиты хоть сердэнько,

Остав воды хоть круженьку.

У мэнэ маты не ридная,

Будэ быты и лаяты,

И Романом Докоряты.

Дэ ж ты доню барылася,

В же вэчэря сварылася.

Ой, у ричьки, ой, у броду,

Помутылы гуси воду.

Я стала, постояла,

Пока вода устоялася.

Брэшишь доню, сбрыхалася,

Ты ж с Романом кохалася.

Тэпэрь мамо прызнаюся,

Шо с Романом кохалася.

Выводом к выше изложенному являются следующие положения:

- жители села Новая Слободка относятся к разряду воинских поселян, служилых людей, которые несли военную службу, защищая Российское государство от набегов врага в XVI веке (помимо военной службы, их главным занятием было земледелие, животноводство, охота, рыболовство);

- формирование сел Кощеево и Новая Слободка связано с процессами массового переселения украинцев в XVI - XVII веках из Речи Посполитой на русскую землю; именно поэтому здесь можно услышать прозвища украинцев «хохлами», а русских – «кацапами» или «москалями»;

- настоящее исследование сел Новая Слободка и Кощеево Корочанского района Белгородской области выявило их однородный по стилю и жанрам характер их песенных традиций, с украинским колоритом в некоторых деталях быта, деятельности населения, диалекте, одежде, хореографии.

Дальнейшая перспектива исследования вышеуказанной традиции связана с детальным изучением местной музыкальной и хореографической стилистики, с возможностью применения местного фольклора в практике репродуцирующих фольклорных коллективов, а также в педагогической работе на уровне предпрофессионального и музыкального профессионального образования.

Литература:

  1. Архивные документы Корочанского Историко-краеведческого музея.

  2. Щуров В.М. Жанры русского музыкального фольклора: учебное пособие для музыкальных вузов и училищ в 2-х томах. – Т.1. – М.: Музыка, 2007.

1 Белгоро́дская засе́чная (защи́тная) черта́ — укреплённая линия на южных рубежах Московского царства, создана в середине XVII века. Служила для защиты от набегов крымских татар, ногайцев, литовцев, черкас. Включала в себя города-крепости, различные инженерные сооружения, естественные природные препятствия (болота, леса, реки).

2 Зе́мская шко́ла (полное официальное название — одноклассное народное училище ведомства Министерства народного просвещения) — самый распространённый тип начального учебного заведения Российской империи с конца 1870-х годов по 1917 год. Земские школы, появившиеся после учреждения земств в 1864 году, действовали в сельской местности в земских губерниях. Их деятельность регулировалась «Положениями о начальных народных училищах» 1864 и 1874 годов. Школы представляли собой учебные заведения с трёхлетним курсом, где дети всех трёх лет обучения (разделённые на три отделения) одновременно занимались в одной классной комнате с единственным учителем.

3 «Хохлы», жен. «хохлу́шка» - шутливое, иногда пренебрежительное прозвище украинцев, наравне с «москалем» и «кацапом». Произошло такое название от запорожских казаков, в старину выбривавших голову и оставлявших чуб (хохолок). «Хохлами» себя также называют кацапизированные укрофильные потомки выходцев из Украины, обитающих в РФ.

4 «Кацапы» - национальное прозвище русских у украинцев, даваемое лицам русской национальности украинскими националистами.

5 «Москали» - прозвище, употребляемое по отношению к русским. Первоначально обозначало государевых служак: солдат и чиновников московского князя, а также солдат царской армии, в которую призывали, в том числе и украинцев (по одному из каждой семьи). Ныне обозначает вездесущих российских империалистов, в число которых могут входить и другие националисты.

6 Корсетка - безрукавная женская одежда, состоящая из облегающего лифа, нижней части от талии, расширяющейся вниз, и вставленных клиньев, называемых «бусиками».

Просмотров работы: 2718