ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТА СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТА СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная модель местного самоуправления, основанная на положениях Федерального закона №131-ФЗ, закрепила необходимые гарантии развития одного из наиболее востребованных институтов народовластия. На протяжении последних лет принимаются активные меры по повышению эффективности проводимой государственной политики в отношении местного самоуправления.

Одной из основных задач муниципальной реформы заключается в приближении местной публичной власти к населению. Эта задача в целом решена за счет повсеместного создания на территории Российской Федерации сельских поселений.

Проанализируем бюджет муниципального уровня по материалам Маргаритовского сельского поселения.

Статус и границы Муниципального образования «Маргаритовское сельское поселение» определены Областным законом от 27.12.2004г. №239-ЗС «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования «Азовский район» и муниципальных образований в его составе».

Маргаритовское сельское поселение является сельским поселением в составе Азовского района, распложенного на территории Ростовской области.

Сельское поселение- один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

В состав Маргаритовского сельского поселения входят следующие населенные пункты:

1. село Маргаритово-административный центр;

2. село Порт-Катон;

3.село Новомаргаритово;

4.хутор Чумбур-Коса;

5.поселок Приморский;

6.хутор Юшкин.

Общая площадь поселения- 272 квадратных километра.

Численность населения – 3900 человек.

Маргаритовское поселение располагается в западной части Азовского района. С северной стороны территория омывается водами Таганрогского залива.

Наше поселение является крупным культурным центром( 4 Дома Культуры, сельский клуб и Поселенческая библиотека с филиалами, филиал районной музыкальной школы). В селе Порт-Катон открыт самый большой в Азовском районе спортивный комплекс.

На территории Маргаритовского сельского поселения осуществляют свою деятельность 2 средние школы, 1 общеобразовательная школа и школы-филиалы начального образования, медицинские учреждения и фельдшерско-акушерские пункты. Открыты и оказывают услуги населению учреждения связи и сберегательного банка, торговли.

В статье 2 Устава Муниципального образования раскрываются вопросы местного значения Маргаритовского сельского поселения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления.

Самым первым вопросом местного значения является формирование, утверждение, исполнение бюджета сельского поселения и контроль за исполнением данного бюджета.

Бюджет Маргаритовского сельского поселения Азовского района на 2013 год и плановый пероид 2014 и 2015 годов был принят Решением Собрания депутатов Маргаритовского сельского поселения №10 от 30 ноября 2012 года.

Общий объем доходов бюджета Маргаритовского сельского поселения Азовского района на 2013 год утвержден в сумме 8939 тысяч рублей, на 2014 – на 364,5 тыс. руб. больше (см. табл. 1).

Таблица 1 – Состав и структура доходов бюджета Маргаритовского сельского поселения

Наименование доходов

2013 год

2014 год

2015 год

Тыс. руб.

Уд.вес, %

Тыс. руб.

Уд.вес, %

Тыс. руб.

Уд. вес, %

1.Налоговые и неналоговые доходы:

7596,7

84,9

7647,2

82,1

7667,8

80,4

Налог на прибыль

1177,9

13,1

1320,4

14,1

1499,6

15,7

Налоги на совокупный доход

1047,1

11,7

1106,7

11,8

1165,4

12,2

Налоги на имущество

3791,1

42,4

3664,3

39,3

3664,3

38,4

Государственная пошлина

118,1

0,01

124,8

1,3

131,4

1,3

Доходы от использования имущества

1307,8

14,6

1276,3

13,7

1052,4

11,0

Доходы от продаж материальных и нематериальных активов

154,7

1,7

154,7

1,6

154,7

1,6

2.Безвозмездные поступления

1342,3

15

1383,3

14,8

1858,2

19,5

Итого

8939,0

100

9303,5

100

9526,0

100

Анализируя структуру доходов сельского поселения видно, что наибольший удельный вес занимают налоговые доходы (68,6%), доля неналоговых доходов в общем объеме доходов поселения составляет 16,4%.

В 2013 году всего лишь 15% от общего объема доходов сельского поселения составляют безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Общий объем расходов бюджета Маргаритовского сельского поселения Азовского района на 2013 год утвержден в сумме 9548,0 тысяч рублей, на 2014 – на 1422 тыс. руб. больше (см. табл. 2)

Таблица 2 – Состав и структура расходов бюджета Маргаритовского сельского поселения

Наименование расходов

2013год

2014год

2015год

Тыс. руб.

Уд.вес, %

Тыс. руб.

Уд.вес, %

Тыс. руб.

Уд.все, %

Общегосударственные вопросы

3603,3

37,7

3 792,8

38,3

4 081,4

40,3

Национальная оборона

149,3

1,5

153,6

1,5

153,8

1,5

Национальная безопасность и

правоохранительная деятельность

188,9

1,9

188,9

1,9

185,9

1,8

Национальная экономика

684,7

7,1

721,2

7,4

721,2

7,1

Жилищно-коммунальное хозяйство

1567,1

16,4

1 458,8

15,0

1 560,1

15,4

Культура, кинематография и средства массовой информации

3274,7

34,2

3 295,0

34,0

3 336,0

32,9

Социальная политика

40.0

0,4

40,0

0,4

40,0

0,3

Физическая культура и спорт

40,0

0,4

40,0

0,4

40,0

0,3

ИТОГО

9548,0

100

9690,3

100

10118,4

100

Объем расходов бюджета Маргаритовского сельского поселения утвержден в сумме 9548,0 тысяч рублей.

В структуре расходов бюджета поселения наибольший удельный вес занимают расходы(субсидии) на содержание учреждений культуры -34,3%.

Расходы на содержание органов местного самоуправления составляют 29% от общей суммы расходов бюджета.

Расходы на Благоустройство, коммунальное хозяйство и дорожное хозяйство составляют 23,6% от общих расходов поселения.

Расходы на функционирование высшего должностного лица муниципального образования составляют 7,9% от общих расходов поселения.

Незначительными по удельному весу в общем объеме расходов поселения являются расходы на физическую культуру (0,2%), пенсионное обеспечение лиц, замещающих должности муниципальной2 службы и муниципальные должности, достигшие пенсионного возраста(0,2%), другие общегосударственные вопросы(0,8%).

Сопоставив выше приведенные данные можно сделать вывод, что бюджет Маргаритовского сельского поселения Азовского района несбалансирован. Дефицит бюджета составляет 609,0 тысяч рублей.

Рис. Основные параметры бюджета Маргаритовского сельского поселения за 2013-2015 гг., тыс. руб.

Источником финансирования дефицита бюджета сельского поселения являются остатки средств бюджета за предшествующий период.

Рассмотрим далее, какие основные проблемы имеются в Маргаритовском сельском поселении, обозначив при этом методы решения проблем реализацией функций стратегического планирования в муниципальном образовании.

Анализируя основные проблемы Маргаритовского сельского поселения, необходимо отметить, что за последние годы в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения в отрасли социальная сфера на селе находится в нелегком положении : наблюдается отставание сельского населения от городского по уровню и условиям жизни.

Из-за сокращения сельскохозяйственного производства были ликвидированы рабочие места, увеличился отток сельского населения. Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства. Сократилась подготовка специалистов в профессиональных училищах для аграрного сектора.

Большинство объектов водоснабжения не имеет необходимых сооружений и оборудования, 80% локальных водопроводов нуждаются в реконструкции.

20 % локальных водопроводов - безхозные (подлежат регистрации и оценке силами и средствами бюджета поселения). В результате жители сельского поселения пользуются водой, не соответствующей санитарным нормам.

Существующая сельская дорожно-транспортная сеть находится в неудовлетворительном состоянии и требует колоссальных вложений.

Значительная удаленность населенных пунктов поселения друг от друга тормозит развитие торгово-бытового обслуживания населения и других видов сервиса.

Ситуация в местном самоуправлении остается сложной и противоречивой.

Прежде всего, не удается создать стабильную законодательную базу местного самоуправления. Об этом свидетельствуют многочисленные изменения в базовый Федеральный закон №131-ФЗ, а также в Налоговый, Бюджетный, Градостроительный, Земельный, Жилищный кодексы и другие федеральные и региональные законодательные акты.

Количество поправок Федерального закона №131-ФЗ перевалило за сотню, это показывает не столько несовершенство самого закона, сколько несовершенство законодательного механизма и его нестыковку с практикой в целом. Ведь страшны не пробелы в законе, а отсутствие стабильности. Невозможно ничего спланировать, так как не знаешь, что будет завтра. Мы в России занимаемся постоянным сотрясением механизма управления. Любой закон хорош, если его последовательно исполнять, оставлять между принятием поправок и вступлением их в силу достаточно времени на подготовку к реализации.

Федеральным законом № 131-ФЗ первоначально были закреплены более тридцати вопросов местного значения и права органов местного самоуправления на решение семи вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.

В течени последних лет в результате принятия целого ряда федеральных законов более чем на треть увеличились по сравнению с первоначально установленными перечни вопросов местного значения. При этом перераспределения налоговых и неналоговых и иных доходных источников не производилось. В целом ряде федеральных законов установлены полномочия органов местного самоуправления, выходящие за пределы вопросов местного значения, определенных статьями 14,15,16 Федерального закона №131-ФЗ, и не переданы в установленном порядке в качестве делегированных федеральных полномочий, например:

-регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства при отсутствии органов миграционного учета (статья 4Закона РФ 25.06.1993г.№5242-1);

- участие в обеспечении проведения выборов в органы государственной власти РФ и субъектов РФ (статья 16,17,19,6 Федерального закона от 12.06.2002г.№67-ФЗ). Ситуация усугубляется тем, что во многих отраслевых законах субъектам РФ разрешается передавать на местный уровень переданные им федеральные полномочия(О Всероссийской переписи, О ветеранах, О социальной защите инвалидов в РФ и т.д.).

В этой связи необходимо разработать и принять федеральный закон, определяющий критерии и пределы делегирования федеральных и региональных полномочий на местный бюджет.

Главная проблема муниципального образования - финансовая необеспеченность. Доходная база сельского поселения не соответствует объему расходных обязательств так как Расходные обязательства подгоняются под планируемые доходы. Такой подход не позволяет предусмотреть в бюджете поселения средства на развитие муниципального образования. Запроса расчета реальной потребности бюджетных средств муниципального образования на решение вопросов местного значения не осуществлялось Минфином Ростовской области. В бюджете сельского поселения основная доля расходов состоит из расходов на оплату труда работникам и оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений. В этих условиях органы местного самоуправления вынуждены финансировать многие другие расходные обязательства по остаточному принципу.

Не созданы социально-экономические стимулы развития муниципального образования и расширения собственной налоговой базы, поскольку почти все связанные с этим налоги поступают в бюджеты других уровней.

Принципиально важно, чтобы в местные бюджеты поступали налоги, уплачиваемые предприятиями малого и среднего бизнеса. Это позволит заинтересовать органы местного самоуправления в развитии малого и среднего бизнеса, так и производства вообще на соответствующей территории.

Таким образом, следует разработать комплекс мер по совершенствованию бюджетного и налогового законодательства РФ в целях стимулирования муниципальных образований к наращиванию собственного экономического потенциала.

Сковывают местную инициативу чрезмерный государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления, огромное количество надзорных инстанций, проверок и отчетности.

Местное самоуправление утрачивает свою автономию и все более встраивается в вертикаль государственной власти.

Проблема местного самоуправления не сводится только к нехватке финансовых средств (хотя это одна из основных проблем).

Следующая проблема - нехватка квалифицированных кадров.

Для большинства муниципальных руководителей характерно отсутствие опыта, знаний для системной работы, направленной на развитие сельского поселения.

Современное законодательство, наделяя органы местного самоуправления вопросами местного значения не учитывает тот факт, что вследствие немногочисленности штата сельских поселений или отсутствия квалифицированных кадров не способны на их решение. В штате сельского поселения отсутствуют:

1.Юрист;

2.Специалист ЖКХ;

3.Программист и т.д.

Одновременно законодательство ужесточает требования к вопросам внедрения электронного документооборота, проведения электронных аукционов, конкурсов, осуществления муниципального жилищного контроля, энергетической эффективности. Объем и сложность работы муниципальных служащих сельских поселений не соответствует уровню их оплаты труда. Из-за малочисленных штатов муниципальным служащим помимо прямых должностных обязанностей приходится выполнять разнообразные дополнительные обязанности, однако оплата труда за выполнение дополнительных работ не производится. Из-за низкой заработной платы происходит отток квалифицированных работников в иные сферы деятельности. В органы местного самоуправления приходит работать молодежь, но набравшись немного опыта, молодые люди увольняются.

Одним из наиболее эффективных способов обеспечения сельских поселений квалифицированными кадрами, является принятие на уровне субъекта Российской Федерации целевой программы, обеспечивающей финансирование или софинансирование обучения муниципальных кадров, потому что на местном уровне при формировании бюджета сельского поселения в условиях недостаточности бюджетных средств в числе первых «урезанию» подлежат затраты на подготовку, переподготовку и повышение квалификации муниципальных кадров.

Еще одним направлением в решении данного вопроса является повышение социального статуса муниципальных служащих ( повышение заработной платы и доведение ее до средней по стране, приравнивание ее размера к уровню оплаты труда государственных служащих и установить на федеральном уровне ряд гарантий и социальных льгот, которые бы частично компенсировали установленные законодательством о муниципальной службе ограничения и запреты).

Необходимо также активизировать работу по подготовке и использованию кадрового резерва муниципального образования. Следует создать систему своевременного замещения вакантных должностей муниципальной службы квалифицированными специалистами, состоящими в кадровом резерве, организовать работу с резервом кадров, применив определенную систему мотивации (карьерный рост, обеспечение жильем и т.д.).

Остро стоит проблема ремонта и обновления коммунальной инфраструктуры, слабо развита материально- техническая база.

Нормы Гражданского кодекса РФ содержат правовую неопределенность относительно компетенции органов местного самоуправления по осуществлению полномочий по принятию мер по постановке на учет бесхозного недвижимого имущества, его содержанию в период нахождения на таком учете, оформлению прав муниципальной собственности на указанное имущество. Необходимо четко регламентировать указанные вопросы в законодательстве РФ с учетом компетенции органов местного самоуправления, установленной нормами Федерального закона №131-ФЗ.

Важнейшей на сегодня становится задача повышения качества управления и эффективности принимаемых органами местного самоуправления решений в целях повышения уровня жизни граждан.

Для решения задачи повышения эффективности бюджетных расходов продолжается работа по внедрению программно-целевого принципа деятельности органов местного самоуправления и подготовки к переходу, начиная с 2014 года к «программному бюджету».

Распоряжением Правительства РФ от 18 марта 2013 года №376-р утверждена государственная программа Российской Федерации «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов РФ», которая рассчитана до 2020 года.

Целью программы является обеспечение равных условий для устойчивого исполнения расходных обязательств субъектов Российской федерации и повышения качества управления государственными финансами субъектов Российской Федерации и муниципальными финансами.

Для ее достижения требуется решение трех основных задач:

1.Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

2.Сокращение дифференциации субъектов Российской Федерации в уровне их бюджетной обеспеченности, сбалансированности региональных и местных бюджетов;

3.Повышение эффективности управления государственными финансами субъектов Российской Федерации и муниципальными финансами.

Органам местного самоуправления следует принимать меры по увеличению доходной базы местных бюджетов(в частности, обеспечить постановку на налоговый учет незарегистрированного имущества, расположенного на территории муниципального образования), активно использовать механизм межмуниципального сотрудничества в решении вопросов оптимизации расходных обязательств, изучать положительный опыт совершенствования управления бюджетными расходами.

В то же время не стоит забывать о политическом аспекте местного самоуправления. Без укрепления демократии, без сближения власти с народом ни экономические, ни кадровые улучшения не дадут должного эффекта, ведь если местная власть будет далека от граждан, полученные ресурсы не будут использоваться в интересах жителей. Важная роль в этом отношении принадлежит государству и органам местного самоуправления, которые должны создать условия для участия граждан в общественно-политических процессах, в принятии решений в вопросах, напрямую затрагивающих их повседневную жизнь.

Вместе с тем нужно расширить круг полномочий представительной власти:

1)-функция контроля за исполнительной властью;

2)-планирование развития территории поселения;

3)-функция защиты интересов жителей поселения;

4)-функция общественного контроля - территориальное общественное самоуправление.

Органы местного самоуправления должны иметь больше возможностей влиять на формирование инвестиционного климата и решение социально-экономического развития на своей территории, но для этого им требуются необходимые и достаточные публичные полномочия в соответствующих сферах общественных отношений, а также стабильная и достаточная финансовая база для их реализации.

Просмотров работы: 16430