ДИАГНОСТИРОВАНИЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ОРГАНИЗАЦИЙ АПК: МЕТОДИКИ И ПРОГНОЗЫ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ДИАГНОСТИРОВАНИЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ОРГАНИЗАЦИЙ АПК: МЕТОДИКИ И ПРОГНОЗЫ

Звягинцева Ю.А. 1
1ФГБОУ ВПО "Орловский государственный институт экономики и торговли"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Термины

  1. Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственно-финансовой деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

  2. Валовая выручка – выручка от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг без вычетов.

  3. Ликвидные активы – сумма стоимости наиболее ликвидных оборотных активов, краткосрочной дебиторской задолженности, прочих оборотных активов.

  4. Несостоятельность (банкротство) – признанная Арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам.

  5. Оборотные активы – сумма стоимости запасов (без стоимости отгруженных товаров), долгосрочной дебиторской задолженности, ликвидных активов, налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал, собственных акций, выкупленных у акционеров.

  6. Обязательства должника – сумма текущих обязательств и долгосрочных обязательств должника.

  7. Скорректированные внеоборотные активы – сумма стоимости нематериальных активов (без деловой репутации и организационных расходов), основных средств (без капитальных затрат на арендуемые основные средства), незавершенных капитальных вложений (без незавершенных капитальных затрат на арендуемые основные средства), доходных вложений в материальные ценности, долгосрочных финансовых вложений, прочих внеоборотных активов.

  8. Собственные средства – сумма капитала и резервов, доходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов за вычетом капитальных затрат по арендованному имуществу, задолженности акционеров (участников) по взносам в уставный капитал и стоимости собственных акций, выкупленных у акционеров.

  9. Совокупные активы (пассивы) – баланс (валюта баланса) активов (пассивов).

  10. Чистая прибыль (убыток) – чистая нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода, оставшаяся после уплаты налога на прибыль и других аналогичных обязательных платежей.

Введение

Для эффективного осуществления антикризисного управления сельскохозяйственным предприятием выявление неблагоприятных тенденций его развития на ранних стадиях, предсказание банкротства приобретают первостепенное значение. Вместе с тем, методик, позволяющих с достаточной степенью достоверности прогнозировать неблагоприятный исход, практически нет.

Прогнозирование банкротства как самостоятельная проблема возникла в передовых капиталистических странах (в первую очередь в США) сразу после окончания Второй мировой войны. Этому способствовал рост числа банкротств в связи с резким сокращением военных заказов, неравномерность развития фирм, процветание одних и разорение других. Естественно, возникла проблема возможности априорного определения условий, ведущих фирму к банкротству.

Вначале этот вопрос решался на эмпирическом, чисто качественном уровне и, естественно, приводил к существенным ошибкам. Первые серьезные попытки разработать эффективную методику прогнозирования банкротства относятся к 60-м гг. и связаны с развитием компьютерной техники.

Существующая потребность хозяйствующих субъектов РФ в оценке своего финансового положения, потребность такой диагностики для контрагентов, необходимость оценки кредитоспособности заемщика, гарантов способствовали появлению большого числа методик, более или менее успешно оценивающих финансовое положение хозяйствующих субъектов.

Все методики в силу отсутствия достаточной формализации предписываемых ситуаций страдают сильной зависимостью от субъекта анализа, т.е. от опыта и убеждений аналитика.

Очевидно, что в кризисной экономике особенно остро ощущается потребность в такой методике, которая давала бы наиболее близкое к реальности отражение финансового состояния. В то же время попытка создания универсальной методики, которая подошла бы разным сферам экономики, представляется сомнительной уже в силу того, что слишком велики отличия в балансовых пропорциях одной отрасли от другой.

Вопросы организации и методологии проведения анализа процедур банкротства недостаточно изучены. Практически отсутствуют и нормативные документы, регламентирующие порядок проведения и ответственность за достоверность результатов анализа. Проблемы использования методик диагностики несостоятельности (банкротства) предприятия относятся к числу наиболее актуальных вопросов экономической теории и современной хозяйственной практики.

Разработка прогнозных моделей финансового состояния предприятия необходима для выработки генеральной финансовой стратегии по обеспечению предприятия финансовыми ресурсами, оценке его возможностей в перспективе. Она должна строится на основе изучения реальных финансовых возможностей предприятия, внутренних и внешних факторов и охватывать такие вопросы, как оптимизация основных и оборотных средств, собственного и заемного капитала, распределение прибыли, инвестиционная и ценовая политика.

Диагностика неплатежеспособности (банкротства) предприятия требует проведения фундаментальной диагностики финансового состояния предприятия, рыночной ситуации, обнаружения симптомов причин и основных факторов, способствующих развитию кризисной ситуации, прогнозирования масштабов кризисного и разработки мер по антикризисному управлению.

Методики прогнозирования банкротства направлены на его выявление, но, по сути дела, не дают однозначного вывода о том, на какой стадии кризиса находится исследуемое предприятие. Аналитик не может с достаточной степенью точности определить, насколько предприятие близко к состоянию ликвидации и какие меры необходимо предпринять, чтобы исправить сложившуюся ситуацию своевременно.

Практика проведения анализа финансового состояния показывает, что уровни показателей, используемых для оценки ликвидности, финансовой устойчивости, прибыльности и деловой активности предприятия, зачастую имеют разнонаправленные тенденции. Например, предприятие может быть прибыльным, но при этом неплатежеспособным и финансово неустойчивым, и наоборот. Поэтому иногда бывает трудно дать определенную оценку финансового состояния предприятия.

Существует большое количество различных финансовых моделей, которые объединяют одновременно несколько различных коэффициентов в один, в результате появляется возможность обобщенной оценки финансового состояния и, в конечном счете, определения вероятности банкротства. Однако возникает вопрос, какой же метод действительно покажет правдивое финансовое состояние предприятия и к тому же даст прогноз на будущее.

Для определения характера несостоятельности предприятия и оценки вероятности угрозы банкротства все методики рекомендуется рассматривать как минимум на двух уровнях:

  • качественный подход – анализ состояния (оптимальности) отдельных функциональных подсистем управления (маркетинг, производство, кадры, финансы и др.);

  • количественный подход – диагностика конкретных финансовых параметров и их соотношений (расчет коэффициентов).

На практике для диагностики вероятности банкротства используются методы, основанные на применении:

  • анализа обширной системы критериев и признаков;

  • ограниченного круга показателей;

  • интегральных показателей, рассчитанных с помощью:

  • скоринговых моделей;

  • многомерного рейтингового анализа;

  • мультипликативного дискриминантного анализа.

Первый из перечисленных методов реализует качественный подход к оценке вероятности банкротства предприятия, второй и третий методы – количественный.

Основной целью данной работы является изучение методик диагностирования несостоятельности (банкротства) организаций АПК.

В процессе написания данной работы необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть роль прогнозирования банкротства на современном этапе развития экономики;

  • изучить нормативно-правовое и информационное обеспечение аналитических процедур;

  • изучить оценку вероятности банкротства с помощью качественных методов анализа;

  • рассмотреть зарубежные и российские модели прогнозирования вероятности несостоятельности (банкротства).

В процессе написания данной работы были использованы различные материалы: нормативно-правовые документы, учебные пособия по диагностике банкротства, материалы периодической печати, бухгалтерская отчетность ЗАО «Дмитриев-АГРО-Инвест».

  1. Роль прогнозирования банкротства на современном этапе развития экономики

Задача прогнозирования банкротства как самостоятельная проблема возникла в развитых странах (в первую очередь в США) после окончания Второй мировой войны. Этому способствовал рост числа обанкротившихся предприятий в связи с сокращением военных заказов. В этот период стала актуальной задача определения условий, ведущих предприятие к несостоятельности, а также распознание ее ранних симптомов.

Сначала этот вопрос решался методом проб и ошибок, что приводило к существенным просчетам. Первые серьезные попытки разработать эффективную методику прогнозирования банкротства относятся к 1960-м гг. и связаны с развитием компьютерной техники.

На современном этапе развития российской экономики на первый план выходят проблемы, связанные с выявлением неблагоприятных тенденций развития предприятия, выбора метода оценки банкротства. Однако методик, позволяющих с достаточной степенью достоверности прогнозировать неблагоприятный исход, практически нет.

В настоящее время вопросы организации и методологии проведения анализа процедур банкротства недостаточно изучены. Практически отсутствуют и нормативные документы, регламентирующие порядок проведения и ответственность за достоверность результатов анализа. Проблемы использования методик диагностики несостоятельности (банкротства) предприятия относятся к числу наиболее актуальных вопросов экономической теории и современной хозяйственной практики.

Во всем мире под банкротством принято понимать финансовый кризис, то есть неспособность фирмы выполнять свои текущие обязательства. Помимо этого, фирма может испытывать экономический кризис (ситуация, когда материальные ресурсы компании используются неэффективно) и кризис управления (неэффективное использование человеческих ресурсов, что часто означает также низкую компетентность руководства и, следовательно, неадекватность управленческих решений требованиям окружающей среды). Различные методики предсказания банкротств, как принято называть их в отечественной практике, предсказывают различные виды кризисов. Именно поэтому оценки, получаемые при их помощи, нередко столь сильно различаются. Все эти методики можно было бы назвать кризис-прогнозными [13].

Методики и модели должны позволять прогнозировать возникновение кризисной ситуации коммерческой организации заранее, еще до появления ее очевидных признаков. Такой подход особенно необходим в условиях непродолжительности жизненных циклов коммерческих организаций в рыночной экономике (от 4 до 5 лет) и ограниченности временных рамок применения антикризисных стратегий. В условиях уже наступившего кризиса организации реализация подобных стратегий может привести к банкротству. Указанные методики должны позволять использовать различные антикризисные стратегии заранее, еще до наступления кризиса организации, с целью предотвращения этого кризиса [4].

Финансовый кризис предприятия возникает в результате внешних и внутренних причин. Однако основным фактором предкризисного состояния является наличие неплатежеспособности сначала по отношению к небольшому числу организаций-партнеров, а затем ко всем (рисунок 1).

Рисунок 1 – Возникновение кризиса и процедура банкротства

К внешним причинам финансового кризиса предприятия можно отнести:

  • экономические – снижение общего уровня доходов в стране, дестабилизация национальной валюты, дефицит государственного бюджета, действие инфляции;

  • политические – снижение уровня политической стабильности в стране;

  • социально-культурные – изменение потребительских предпочтений, влекущих сокращение спроса на отдельные товары и изменение требований к их качественным параметрам;

  • правовые – совокупность норм хозяйственного права, регламентирующих юридические формы экономического поведения субъектов и их взаимоотношений.

Среди внутренних причин возникновения кризиса предприятия можно выделить следующие:

  • производственно-технические – износ производственно-технического потенциала, неоптимальность величины капитала, негибкость технологии;

  • организационно-управленческие – нерациональность структуры управления, несоответствие управленческого персонала, низкое качество информационных связей, отсутствие управленческого учета;

  • коммерческие – неэффективность маркетинга, неудачное управление сбытом, неправильная ценовая политика;

  • финансовые – неудачное финансовое планирование, неоптимальность источников финансового обеспечения, нерациональность структуры финансовых активов, недостаток объема и несоответствие структуры оборотных средств.

Сочетание вышеназванных причин приводит к общему кризису коммерческой организации [9].

Любой кризис может привести к «смерти» предприятия. Поэтому, понимая механизм банкротства как юридическое признание ликвидации, данные методики условно можно назвать методиками предсказания банкротства. Хотя ни одна из них не может претендовать на использование в качестве универсальной именно по причине «специализации» на каком-либо одном виде кризиса. Поэтому целесообразно отслеживание динамики изменения результирующих показателей по нескольким из них. Выбор конкретных методик может диктоваться особенностями отрасли, в которой работает предприятие. Более того, даже сами методики могут и должны подвергаться корректировке с учетом специфики отраслей.

Разработка прогнозных моделей финансового состояния предприятия необходима для выработки генеральной финансовой стратегии по обеспечению предприятия финансовыми ресурсами, оценке его возможностей в перспективе. Она должна строится на основе изучения реальных финансовых возможностей предприятия, внутренних и внешних факторов и охватывать такие вопросы, как оптимизация основных и оборотных средств, собственного и заемного капитала, распределение прибыли, инвестиционная и ценовая политика [6].

  1. Организационно-экономическая характеристика хозяйствующего субъекта

Объектом исследования данной работы является закрытое акционерное общество «Дмитриев-АГРО-Инвест».

ЗАО «Дмитриев-АГРО-Инвест» создано в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах», ГК РФ и иным действующим законодательством.

ЗАО «Дмитриев-АГРО-Инвест» является юридическим лицом и свою деятельность организует на основании Устава и действующего законодательства РФ.

Предприятие создано в целях расширения рынка товаров и услуг и получения прибыли. Для достижения указанных целей предприятие осуществляет в установленном законодательством РФ порядке следующие виды деятельности, отраженные в Уставе и изображенные на рисунке 2.

Рисунок 2 – Виды деятельности ЗАО «Дмитриев-АГРО-Инвест»

ЗАО «Дмитриев-АГРО-Инвест» находится в городе Дмитриеве Курской области. Общая земельная площадь составляет 100 тыс. га. Предприятие располагает основными видами сельскохозяйственных угодий (пашня, сенокосы, многолетние насаждения, лесные массивы, кустарники, пруды и водоемы, дороги). Земельные ресурсы на предприятии имеют большое значение, так как они является не только пространственным базисом, но и главным средством производства в сельскохозяйственном предприятии.

Климатические условия благоприятны для выращивания таких сельскохозяйственных культур, как пшеница, рапс, ячмень, подсолнечник и др. Климат умеренно-континентальный, почвы – чернозем. Основное направление деятельности компании – растениеводство. В настоящее время компания занимается выращиванием пшеницы, рапса, и в небольшом количестве ячменя, подсолнечника.

ЗАО «Дмитриев-АГРО-Инвест» – это коммерческая организация, так как в качестве основной цели своей деятельности ставит получение прибыли.

Уставный капитал предприятия определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов, и составляет 10000 руб.

Участники акционерного общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в приделах стоимости акций. Держатели акций участвуют в управлении предприятием и получают дивиденды по акциям при условии прибыльности предприятия.

Прибыль предприятия распределяется следующим образом:

  • для осуществления в соответствии с действующим законодательством обязательных платежей в бюджет;

  • на производственные цели.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности организации осуществляет структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером. Главный бухгалтер занимается ведением расчетного счета, всех банковских операций, начислением и уплатой процентов по бюджетным и внебюджетным фондам, оформлением кредитов и ссуд совместно с работниками бухгалтерии и осуществляет контроль за всей деятельностью бухгалтерской службы. Основанием для записей в системе бухгалтерского учета являются первичные документы, подтверждающие факт совершения хозяйственной операции, а также расчеты (справки, ведомости) бухгалтерии.

Бухгалтерский учет в ЗАО «Дмитриев-АГРО-Инвест» регламентируется таким внутренним документом, как учетная политика. В ней отражены основные положения по ведению учета на предприятии: организация бухгалтерского учета, порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств, форма бухгалтерского учета, бухгалтерский учет основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов, финансовых вложений, затрат, расчетов с дебиторами и кредиторами, займов и кредитов и прочие элементы учетной политики. Принятая учетная политика на следующий год оформляется приказом руководителя до 31 декабря текущего года. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января следующего года для всех филиалов, представительств и иных подразделений организации, независимо от их места нахождения.

Согласно Учетной политике, первичные учетные документы принимаются к учету по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Первичные документы, которые не содержатся в альбомах унифицированных форм, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности разрабатываются организацией самостоятельно. Первичные учетные документы должны содержать установленные законодательством обязательные реквизиты. Информация, содержащаяся в первичных учетных документах, в установленном порядке накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета. Регистры бухгалтерского учета формируются с использованием автоматизированных систем бухгалтерского учета (возможно применение ручного способа). На предприятии используется автоматизированная система учета 1С: Бухгалтерия.

Для того чтобы проанализировать финансовое положение организации, рассмотрим таблицу 1, которая составлена на основании «Отчета о финансовых результатах за 2012г.» [2]. Для пересчета показателей 2012 года из фактических цен в сопоставимые используем индекс производства продукции сельского хозяйства, который в Курской области в 2012 г., по данным Росстата, составил 106,9%.

Таблица 1 – Экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Дмитриев-АГРО-Инвест» за 2011-2012 гг.

Показатели

2011г.

2012 г. в действующих ценах

2012 г. в сопоставимых ценах

2012г.

измене-ния

(+)

темп роста, %

2012 г.

измене-ния

(+)

темп роста, %

               

1

2

3

4

5

6

7

8

Выручка

196405

720143

523738

366,66

673660

477255

343,00

Себестоимость продаж

             

 сумма, тыс. руб.

164863

442364

277501

268,32

413811

248948

251,00

 

 уровень, %

83,94

61,43

-22,51

61,43

-22,51

Валовая прибыль

             

 сумма, тыс. руб.

31542

277779

246237

880,66

259849

228307

823,82

 уровень, %

16,06

38,57

22,51

38,57

22,51

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

6

7

8

Коммерческие расходы

             

 сумма, тыс. руб.

17027

45467

28440

267,03

42532

25505

249,79

 уровень, %

8,67

6,31

-2,36

6,31

-2,36

Управленческие расходы

             

 сумма, тыс. руб.

22686

11779

-10907

51,92

11019

-11667

48,57

 уровень, %

11,55

1,64

-9,91

1,64

-9,91

Прибыль (убыток) от продаж:

             

 сумма, тыс. руб.

-8171

220533

228704

206298

214469

 уровень, %

4,16

30,62

26,46

30,62

26,46

Проценты к получению:

             

 сумма, тыс. руб.

35

195

160

557,14

182

147

521,18

 уровень, %

0,02

0,03

0,01

0,03

0,01

Проценты к уплате:

             

 сумма, тыс. руб.

1991

1880

-111

94,42

1759

-232

88,33

 уровень, %

1,01

0,26

-0,75

0,26

-0,75

Прочие доходы:

             

 сумма, тыс. руб.

23156

33086

9930

142,88

30950

7794

133,66

 уровень, %

11,79

4,59

-7,20

4,59

-7,20

Прочие расходы:

             

 сумма, тыс. руб.

23377

22104

-1273

94,55

20677

-2700

88,45

 уровень, %

11,90

3,07

-8,83

3,07

-8,83

Прибыль (убыток) до налогообложения:

                 

 сумма, тыс. руб.

-10348

229830

240178

214995

225343

 уровень, %

5,27

31,91

26,64

31,91

26,64

Прочее

                 

 сумма, тыс. руб.

164

164

153

153

 

 уровень, %

0,02

0,02

0,02

0,02

 

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода:

             

 сумма, тыс.руб.

-10348

229666

240014

214842

225190

 уровень, %

5,27

31,89

31,89

31,89

31,89

 

 в % к прибыли до налогообложения

100,00

99,93

-0,07

99,93

-0,07

Проанализировав таблицу 1, можно сделать следующие выводы, касающиеся основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Дмитриев-АГРО-Инвест».

Рост выручки от продажи в 2012 г. по сравнению с 2011 г. в 3,43 раза, т.е. на 477255 тыс. руб. (в сопоставимых ценах), вместе с ростом себестоимости в 2,51 раза, т.е. на 248948 тыс. руб. (в сопоставимых ценах), привели к росту валовой прибыли в 8,24 раза, т.е. на 228307 тыс. руб. (в сопоставимых ценах).

Положительным моментом можно отметить снижение управленческих расходов на 51,43% (или на -11667 тыс. руб. в сопоставимых ценах). Сумма коммерческих расходов в 2012 г. увеличилась по сравнению с 2011 г. на 149,79%, но уровень коммерческих расходов уменьшился за этот период на 2,36%, что также является положительным моментом. В совокупности это привело к получению прибыли от продажи в 2012 г. в размере 206298 тыс. руб. (в сопоставимых ценах), хотя в 2011 г. организация получила убыток от продаж в размере 8171 тыс. руб.

Увеличение в отчетном году по сравнению с прошлым процентов к получению на 147 тыс. руб. и прочих доходов на 7794 тыс. руб. одновременно со снижением процентов к уплате на 232 тыс. руб. и прочих расходов на 2700 тыс. руб. привело к чистой прибыли до налогообложения в размере 214995 тыс. руб., хотя в 2011 г. организация имела чистый убыток до налогообложения в размере 10348 тыс. руб.

Наличие в отчетном году чистой прибыли в размере 214842 тыс. руб. (в сопоставимых ценах) положительно характеризует деятельность организации. Но руководству все же следует обращать внимание на аспекты, из-за которых может произойти снижение прибыли, и разрабатывать политику по минимизации затрат.

Для увеличения прибыли организации следует снизить себестоимость проданных товаров, не нарушая качества производимой продукции, вывести новые высокоурожайные сорта семян, расширить ассортимент продукции растениеводства.

Для того чтобы проанализировать финансовое положение организации за период с 2007 г. по 2012 г. по таким показателям, как выручка от продажи товаров, прибыль от продаж и чистая прибыль, рассмотрим рисунок 3, который составлен на основании «Отчета о финансовых результатах за 2012 г.», «Отчета о прибылях и убытках за 2008 г.», «Отчета о прибылях и убытках за 2010 г.».

Как показывает рисунок 3, в 2012 г. деятельность организации принесла наибольший положительный результат по всем основным показателям.

Рисунок 3 – Финансовое положение ЗАО «Дмитриев-АГРО-Инвест» за период с 2007 г. по 2012 г. по основным показателям

Проанализируем структуру затрат по экономическим элементам ЗАО «Дмитриев-АГРО-Инвест» за 2007-2012 гг. (таблица 2), используя «Приложение к бухгалтерскому балансу» за 2008, 2010 и 2012 гг.

Таблица 2 – Структура затрат по экономическим элементам «Дмитриев-АГРО-Инвест» за 2007-2011гг.

Элементы затрат на производство

Годы

Темпы роста, %

2012/ 2011

Отклонение 2012 от 2011

2007

2008

2009

2010

2011

2012

   

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Материальные затраты, тыс. руб.

35449

75391

84939

112915

223416

297742

133,27

74326

уровень %

65,37

53,38

44,49

53,69

74,41

74,36

-

-0,05

Затраты на оплату труда, тыс. руб.

4383

13808

15080

24263

32237

37709

116,97

5472

уровень %

8,08

9,78

7,90

11,54

10,74

9,42

-

-1,32

Отчисления на социальные нужды, тыс. руб.

935

2947

3343

4928

5716

8662

151,54

2946

уровень %

1,72

2,09

1,75

2,34

1,90

2,16

-

0,26

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Амортизация основных фондов, тыс. руб.

12186

21577

22069

21768

31479

52414

166,50

20935

уровень %

22,47

15,28

11,56

10,35

10,48

13,09

-

2,61

Прочие затраты, тыс. руб.

1274

27503

65476

22164

7418

3876

52,25

-3542

уровень %

2,35

19,47

34,30

11,91

2,47

0,97

-

-1,50

Итого затрат на производство

54227

141226

190907

186038

300266

400403

133,35

100137

Структура затрат по элементам «Дмитриев-АГРО-Инвест» за 2011 год представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 – Структура затрат по элементам «Дмитриев-АГРО-Инвест» за 2011 год

Значительный удельный вес также приходится на затраты на оплату труда – 9,42% в 2012 г., что на 1,32% ниже, чем в 2011г. Также значительный вес приходится на такие затраты, как амортизация основных фондов. В 2012 г. этот показатель увеличился на 20935 тыс. руб. и составил 52414 тыс. руб. Темп роста данного показателя составил 166,50%.

Все остальные элементы имеют незначительный удельный вес в общей сумме затрат ЗАО «Дмитриев-АГРО-Инвест».

3. Нормативно-правовое и информационное обеспечение аналитических процедур

Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа (Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. № 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа») определяют принципы и условия проведения арбитражным управляющим финансового анализа, а также состав сведений, используемых арбитражным управляющим при его проведении.

При проведении финансового анализа арбитражный управляющий анализирует финансовое состояние должника на дату проведения анализа, его финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность, положение на товарных и иных рынках.

Документы, содержащие анализ финансового состояния должника, представляются арбитражным управляющим собранию (комитету) кредиторов, в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о несостоятельности (банкротстве) должника, в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является, при проведении проверки его деятельности.

Финансовый анализ проводится арбитражным управляющим в следующих целях (рисунок 5):

Рисунок 5 – Цели проведения финансового анализа арбитражным управляющим

Согласно Правилам проведения арбитражным управляющим финансового анализа, финансовый анализ проводится на основании данных, изображенных на рисунке 6:

Рисунок 6 – Источники информации для проведения финансового анализа

Для расчета коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности должника используются следующие основные показатели:

  • совокупные активы (пассивы) – баланс (валюта баланса) активов (пассивов);

  • скорректированные внеоборотные активы – сумма стоимости нематериальных активов (без деловой репутации и организационных расходов), основных средств (без капитальных затрат на арендуемые основные средства), незавершенных капитальных вложений (без незавершенных капитальных затрат на арендуемые основные средства), доходных вложений в материальные ценности, долгосрочных финансовых вложений, прочих внеоборотных активов;

  • оборотные активы – сумма стоимости запасов (без стоимости отгруженных товаров), долгосрочной дебиторской задолженности, ликвидных активов, налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал, собственных акций, выкупленных у акционеров;

  • долгосрочная дебиторская задолженность – дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты;

  • ликвидные активы – сумма стоимости наиболее ликвидных оборотных активов, краткосрочной дебиторской задолженности, прочих оборотных активов;

  • наиболее ликвидные оборотные активы – денежные средства, краткосрочные финансовые вложения (без стоимости собственных акций, выкупленных у акционеров);

  • краткосрочная дебиторская задолженность – сумма стоимости отгруженных товаров, дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты (без задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал);

  • потенциальные оборотные активы к возврату – списанная в убыток сумма дебиторской задолженности и сумма выданных гарантий и поручительств;

  • собственные средства – сумма капитала и резервов, доходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов за вычетом капитальных затрат по арендованному имуществу, задолженности акционеров (участников) по взносам в уставный капитал и стоимости собственных акций, выкупленных у акционеров;

  • обязательства должника – сумма текущих обязательств и долгосрочных обязательств должника;

  • долгосрочные обязательства должника – сумма займов и кредитов, подлежащих погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты, и прочих долгосрочных обязательств;

  • текущие обязательства должника – сумма займов и кредитов, подлежащих погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты, кредиторской задолженности, задолженности участникам (учредителям) по выплате доходов и прочих краткосрочных обязательств;

  • выручка нетто – выручка от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей;

  • валовая выручка – выручка от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг без вычетов;

  • среднемесячная выручка – отношение величины валовой выручки, полученной за определенный период как в денежной форме, так и в форме взаимозачетов, к количеству месяцев в периоде;

  • чистая прибыль (убыток) – чистая нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода, оставшаяся после уплаты налога на прибыль и других аналогичных обязательных платежей.

Согласно Правилам проведения арбитражным управляющим финансового анализа, арбитражный управляющий должен рассчитать следующие коэффициенты (рисунок 7):

Рисунок 7 – Коэффициенты, рассчитываемые арбитражным управляющим при проведении финансового анализа

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена немедленно, и рассчитывается как отношение наиболее ликвидных оборотных активов к текущим обязательствам организации.

Коэффициент текущей ликвидности характеризует обеспеченность организации оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения обязательств и определяется как отношение ликвидных активов к текущим обязательствам организации.

Показатель обеспеченности обязательств организации ее активами характеризует величину активов организации, приходящихся на единицу долга, и определяется как отношение суммы ликвидных и скорректированных внеоборотных активов к обязательствам организации.

Степень платежеспособности по текущим обязательствам определяет текущую платежеспособность организации, объемы ее краткосрочных заемных средств и период возможного погашения организацией текущей задолженности перед кредиторами за счет выручки. Степень платежеспособности определяется как отношение текущих обязательств организации к величине среднемесячной выручки.

Коэффициент автономии (финансовой независимости) показывает долю активов организации, которые обеспечиваются собственными средствами, и определяется как отношение собственных средств к совокупным активам.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами определяет степень обеспеченности организации собственными оборотными средствами, необходимыми для ее финансовой устойчивости, и рассчитывается как отношение разницы собственных средств и скорректированных внеоборотных активов к величине оборотных активов.

Доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах характеризует наличие просроченной кредиторской задолженности и ее удельный вес в совокупных пассивах организации и определяется в процентах как отношение просроченной кредиторской задолженности к совокупным пассивам.

Показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам определяется как отношение суммы долгосрочной дебиторской задолженности, краткосрочной дебиторской задолженности и потенциальных оборотных активов, подлежащих возврату, к совокупным активам организации.

Рентабельность активов характеризует степень эффективности использования имущества организации, профессиональную квалификацию менеджмента предприятия и определяется в процентах как отношение чистой прибыли (убытка) к совокупным активам организации.

Норма чистой прибыли характеризует уровень доходности хозяйственной деятельности организации. Норма чистой прибыли измеряется в процентах и определяется как отношение чистой прибыли к выручке (нетто) [1].

Рассчитаем показатели, указанные в Правилах проведения арбитражным управляющим финансового анализа, для ЗАО «Дмитриев-АГРО-Инвест», используя такие формы бухгалтерской отчетности, как Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах за 2012 г. (таблица 3).

Таблица 3 – Расчет коэффициентов, указанных в Правилах проведения арбитражным управляющим финансового анализа, для ЗАО «Дмитриев-АГРО-Инвест» за 2011-2012 гг.

Показатель

Формула расчета (код строки и форма бухгалтерской отчетности)

2011 г.

2012 г.

Отклонение

1

2

3

4

5

Коэффициенты, характеризующие платежеспособность организации

Коэффициент абсолютной ликвидности

1250 ББ+1240 (ББ)1500 (ББ)

0,0022

0,0020

- 0,0002

Коэффициент текущей ликвидности

1200 (ББ)1500 (ББ)

0,4262

0,4920

0,0658

Показатель обеспеченности обязательств организации ее активами

Скорректированныевнеоборотныеактивы1400 ББ+1500 (ББ)

0,5823

0,6774

0,0951

Степень платежеспособности по текущим обязательствам

1500 (ББ)2110 (ОФР)12

43,0422

11,3715

-31,6706

Коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость организации

Коэффициент автономии (финансовой независимости)

1300 (ББ)1600 (ББ)

0,0084

0,1449

0,1365

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (доля собственных оборотных средств в оборотных активах)

1300 ББ-1100 (ББ)1200 (ББ)

-1,3462

-1,0323

0,3139

Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

5

Доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах

Просроченнаякредиторскаязадолженность1700 (ББ)

-

-

-

Показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам

1230 (ББ)1600 (ББ)

0,0822

0,0613

0,0209

Коэффициенты, характеризующие деловую активность должника

Рентабельность активов, %

2400 (ОФР)1600 (ББ)

-1,46

28,78

30,24

Норма чистой прибыли, %

2400 (ОФР)2110 (ОФР)

-5,27

31,89

37,16

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена немедленно. Данный коэффициент как в 2011 г., так и в 2012 г. ниже нормативного значения, которое составляет 0,2 – 0,5. Кроме того, в 2012 г. коэффициент абсолютной ликвидности снизился на 0,0002 ед. и составил 0,0020.

Коэффициент текущей ликвидности характеризует обеспеченность организации оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения обязательств. Данный коэффициент в 2011 и в 2012 гг. также ниже нормативного значения, которое составляет 2. Положительным моментом является рост данного показателя в 2012 г. по сравнению с 2011 г. на 0,0658 ед.

Показатель обеспеченности обязательств организации ее активами характеризует величину активов организации, приходящихся на единицу долга. Таким образом, в 2012 г. на единицу долга приходилось 0,6774 ед. активов, что на 0,0951 ед., чем в 2011 г.

Степень платежеспособности по текущим обязательствам определяет период возможного погашения организацией текущей задолженности перед кредиторами за счет выручки. Таким образом, если в 2011 г. организации ЗАО «Дмитриев-АГРО-Инвест» для погашения текущей задолженности перед кредиторами за счет выручки потребовалось бы почти 43 месяца, то в 2012 г. данный показатель сократился бы до 11 месяцев, что определенно является положительным моментом.

Коэффициент автономии (финансовой независимости) показывает долю активов организации, которые обеспечиваются собственными средствами. Данный показатель как в 2011 г., так и в 2012 г. ниже нормативного значения, которое составляет 0,5. Но в 2012 г. данный коэффициент увеличился на 0,1365ед. и составил 0,1449 ед. Т.е. только 14,49% активов ЗАО «Дмитриев-АГРО-Инвест» обеспечиваются за счет собственных средств.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами определяет степень обеспеченности организации собственными оборотными средствами, необходимыми для ее финансовой устойчивости. Так как собственные оборотные средства в 2011 и 2012 гг. имеют отрицательное значение за счет превышения внеоборотных активов над собственными средствами, то данный показатель имеет отрицательные значения. Положительным моментом является рост данного показателя в 2012 г. по сравнению с 2011 г. на 0,3139 ед.

Рентабельность активов характеризует степень эффективности использования имущества организации, т.е. в 2012 г. на 1 руб. активов приходилось 0, 2878 руб. чистой прибыли, хотя в 2011 г. на 1 руб. активов ЗАО «Дмитриев-АГРО-Инвест» получало чистый убыток в размере 0,0146 руб.

Норма чистой прибыли характеризует уровень доходности хозяйственной деятельности организации. В 2012 г. норма чистой прибыли ЗАО «Дмитриев-АГРО-Инвест» составила 31,89%, что на 37,16% выше, чем в 2011 г.

Согласно Правилам проведения арбитражным управляющим финансового анализа, анализ хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности организации, ее положения на товарных и иных рынках включает в себя следующие компоненты (рисунок 8).

Рисунок 8 – Составляющие анализа хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности

При анализе внешних условий деятельности организации проводится анализ общеэкономических условий, региональных и отраслевых особенностей его деятельности. По результатам анализа внешних условий деятельности в документах, содержащих анализ финансового состояния организации, указываются:

  • влияние государственной денежно-кредитной политики;

  • особенности государственного регулирования отрасли, к которой относится организация;

  • сезонные факторы и их влияние на деятельность организации;

  • исполнение государственного оборонного заказа;

  • наличие мобилизационных мощностей;

  • наличие имущества ограниченного оборота;

  • необходимость осуществления дорогостоящих природоохранных мероприятий;

  • географическое положение, экономические условия региона, налоговые условия региона;

  • имеющиеся торговые ограничения, финансовое стимулирование.

При анализе внутренних условий деятельности организации проводится анализ экономической политики и организационно-производственной структуры организации. По результатам анализа внутренних условий деятельности в документах, содержащих анализ финансового состояния организации, указываются:

  • основные направления деятельности, основные виды выпускаемой продукции, текущие и планируемые объемы производства;

  • состав основного и вспомогательного производства;

  • загрузка производственных мощностей;

  • объекты непроизводственной сферы и затраты на их содержание;

  • основные объекты, не завершенные строительством;

  • перечень структурных подразделений и схема структуры управления предприятием;

  • численность работников, включая численность каждого структурного подразделения, фонд оплаты труда работников предприятия, средняя заработная плата;

  • дочерние и зависимые хозяйственные общества с указанием доли участия организации в их уставном капитале и краткая характеристика их деятельности;

  • характеристика учетной политики организации, в том числе анализ учетной политики для целей налогообложения;

  • характеристика систем документооборота, внутреннего контроля, страхования, организационной и производственной структур;

  • все направления (виды) деятельности, осуществляемые организацией в течение не менее чем двухлетнего периода, их финансовый результат, соответствие нормам и обычаям делового оборота, соответствие применяемых цен рыночным и оценка целесообразности продолжения осуществляемых направлений (видов) деятельности.

Анализ рынков, на которых осуществляется деятельность организации, представляет собой анализ данных о поставщиках и потребителях (контрагентах). По результатам этого анализа в документах, содержащих анализ финансового состояния организации, указываются:

  • данные по основным поставщикам сырья и материалов и основным потребителям продукции (отдельно по внешнему и внутреннему рынку), а также объемам поставок в течение не менее чем 2-летнего периода;

  • данные по ценам на сырье и материалы в динамике и в сравнении с мировыми ценами;

  • данные по ценам на продукцию в динамике и в сравнении с мировыми ценами на аналогичную продукцию;

  • данные по срокам и формам расчетов за поставленную продукцию;

  • влияние на финансовое состояние организации доли на рынках выпускаемой им продукции, изменения числа ее потребителей, деятельности конкурентов, увеличения цены на используемые организацией товары (работы, услуги), замены поставщиков и потребителей, динамики цен на акции организации, объемов, сроков и условий привлечения и предоставления денежных средств.

Итак, был проведен комплексный анализ финансового состояния ЗАО «Дмитриев-АГРО-Инвест» с использованием методики, описанной в Правилах для арбитражных управляющих. Коэффициенты, по которым есть нормативные значения (коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент автономии), ниже этих нормативных значений. Положительным моментом является то, что по большинству коэффициентов наблюдается рост.

4. Оценка вероятности банкротства с помощью качественных методов анализа

Выявление внутренних причин несостоятельности служит предметом качественного анализа финансового состояния предприятия. Понимание того, как эти идентифицируемые факторы влияют на предприятие, является первым шагом на пути избежания (преодоления) банкротства.

Наиболее часто причинами несостоятельности предприятий являются внутренние факторы. Они могут быть сгруппированы в разрезе функциональных подсистем управления (маркетинг, производство, кадры и финансы). На практике часто случается, что управляющая команда, не распознав своевременно внутренние сигналы неблагополучия, обвиняет в банкротстве предприятия только внешние факторы.

Внутренние причины несостоятельности приведены в таблице 4.

Таблица 4 – Внутренние причины несостоятельности предприятий

Маркетинг

Производство

Кадры (управление)

Финансы

1

2

3

4

Ошибочный прогноз спроса на продукцию

Неподходящее местоположение

Неэффективное лидерство

Неоптимальная структура капитала

Низкомаргинальный ассортимент товара

Несовершенная технология

Плохие отношения в коллективе

Плохие инвестиционные решения

Неправильное позиционирование товара

Неэкономичный размер предприятия

Неадекватные человеческие ресурсы

Отсутствие ответственности за учетную политику

Нерациональная ценовая структура

Неподходящая технология

Излишек рабочей силы

Слабый контроль бюджета

Неадекватное стимулирование сбыта

Неправильный упор в исследованиях и разработках

Необязательность персонала

Неподходящее налоговое планирование

Дорогостоящая дистрибутивная сеть

Слабое производство и контроль качества продукции

Нерациональная структура компенсаций

Плохое планирование и контроль денежных средств

Плохое обслуживание покупателей

Низкое качество обслуживания

Неадекватная система информации менеджмента

Напряженные отношения с поставщиками капитала

Неразвитость или неэффективность службы маркетинга

Неудовлетворитель-ный уровень производственного потенциала

Нерациональность структуры управления предприятием

Несовершенство финансового планирования

Продолжение таблицы 4

1

2

3

4

Неблагоприятное изменение в портфеле заказов

Дефицит или избыток капитала относительно планируемых масштабов выпуска

Диспропорции в квалификации высших руководителей и подразделений

Неоптимальная стратегия в сфере формирования источников финансового обеспечения текущей и будущей деятельности

Несбалансированность стратеги в сфере материально-технического снабжения в долгосрочном и краткосрочном периодах

Нерациональное движение результатов производства

Неудовлетворитель-ный уровень оперативного планирования и контроля

Неэффективность финансовой стратегии формирования активов предприятия, проявляющаяся в росте стоимости капитала

Каждый из перечисленных в таблице 4 факторов характеризует ту или иную сторону деятельности предприятия. В процессе развития кризиса они могут дополнять друг друга, усиливая негативный эффект. В этом случае возможна несостоятельность предприятия глобального характера. Несостоятельность может возникнуть и в случае крайне негативного действия одного из факторов, как следствие кризиса какой-то одной, но очень важной стороны деятельности предприятия [7].

Факторы, представленные в таблице 4, являются качественными характеристиками причин несостоятельности предприятия. Независимо от своего содержания любой из них оказывает то или иное влияние на финансовое состояние. Как и финансовые показатели, они подлежат детальному изучению.

В настоящее время в развитых странах нашла применение модель Аргенти или иначе A-score (А-счет), которая характеризует, в первую очередь, управленческий кризис, способный повлечь банкротство компании.

Согласно данной методике, исследование рекомендуется начинать со следующих предположений:

  • на некой фирме в процессе финансово-хозяйственной деятельности возникают и накапливаются определенные проблемы, объективно ведущие ее к банкротству;

  • они усугубляются в течение нескольких лет;

  • проблемы эти могут быть охарактеризованы как недостатки, ошибки и симптомы (рисунок 9).

Рисунок 9 – Характеристика проблем, объективно ведущие к банкротству

При расчете А-счета конкретной компании необходимо каждому фактору на каждой из перечисленных стадий присваивать либо определенное количество баллов согласно Аргенти, либо 0 – промежуточные значения не допускаются. В итоге рассчитывают агрегированный показатель, так называемый А-счет [11].

Расчет А-счета по методике Аргенти для ЗАО «Дмитриев-АГРО-Инвест» приведен в таблице 5.

Таблица 5 – А-счет Аргенти на 31 декабря 2012 г. для ЗАО «Дмитриев-АГРО-Инвест»

Показатель

Да/нет

Балл ЗАО «Дмитриев-АГРО-Иннвест»

Балл согласно Аргенти

  1. Недостатки

Директор-автократ

Да

8

8

Председатель совета директоров является также директором

Да

4

4

Пассивность совета директоров

Нет

0

2

Внутренние противоречия в совете директоров (из-за различия в знаниях и навыках)

Нет

0

2

Слабый финансовый директор

Нет

0

2

Недостаток профессиональных менеджеров среднего и нижнего звена (вне совета директоров)

Нет

0

1

Недостатки системы учета:

отсутствие бюджетного контроля

отсутствие прогноза денежных потоков

отсутствие системы управленческого учета затрат

Нет

0

3

Нет

0

3

Нет

0

3

Вялая реакция на изменения (появление новых продуктов, технологий, рынков, методов организации труда и т.д.)

Да

0

15

Максимально возможная сумма баллов

-

-

43

«Проходной балл»

-

12

10

Если сумма больше 10, недостатки в управлении могут привести к серьезным ошибкам

  1. Ошибки

Слишком высокая доля заемного капитала

Да

15

15

Недостаток оборотных средств из-за слишком быстрого роста бизнеса

Нет

0

15

Наличие крупного проекта (провал такого проекта подвергает фирму серьезной опасности)

Нет

0

15

Максимально возможная сумма баллов

-

-

45

«Проходной балл»

-

15

15

Если сумма баллов на этой стадии больше или равна 25, компания подвергается определенному риску

  1. Симптомы

Ухудшение финансовых показателей

Нет

0

4

Использование «творческого бухучета»

Нет

0

4

Нефинансовые признаки неблагополучия (ухудшение качества, падение «боевого духа» сотрудников, снижение доли рынка)

Нет

0

4

Окончательные симптомы кризиса (судебные иски, скандалы, отставки)

Нет

0

3

Максимально возможная сумма баллов

-

0

12

Максимально возможный А-счет

-

-

100

«Проходной балл»

-

27

25

Продолжение таблицы 5

Большинство успешных компаний

-

-

5-18

Компании, испытывающие серьезные затруднения

-

-

35-70

Если сумма баллов более 25, компания может обанкротиться в течение ближайших пяти лет. Чем больше А-счет, тем скорее это может произойти.

Согласно таблице 5, ЗАО «Дмитриев-АГРО-Инвест» хоть и имеет сумму баллов большую, чем «проходной балл» (27 > 25), но данное отклонение незначительно: всего 2 балла. Поэтому, согласно методике Аргенти, вероятность обанкротиться в ближайшие годы у ЗАО «Дмитриев-АГРО-Инвест» низкая. Несмотря на то что у предприятия нет симптомов, все же имеется одна серьезная ошибка – слишком высокая доля заемного капитал. Предприятию следует уделять этому показателю больше внимания, иначе в будущем это может привести к негативным последствиям, в том числе и к банкротству.

Кроме методики Аргенти широко известна методика, разработанная Комитетом по обобщению практики аудирования (Великобритания). В несколько модифицированном виде ее предлагает российский ученый В.В.Ковалев. Указанная методика предполагает разделение всех анализируемых (преимущественно качественных) показателей на две группы.

Первая группа – это показатели, свидетельствующие о возможных финансовых затруднениях и вероятности банкротства в недалеком будущем:

  • повторяющиеся существенные потери в основной деятельности, выражающиеся в хроническом спаде производства, сокращении объемов продаж и хронической убыточности;

  • наличие хронически просроченной кредиторской и дебиторской задолженности;

  • низкие значения коэффициентов ликвидности и тенденции к их снижению;

  • увеличение до опасных пределов доли заемного капитала в общей его сумме;

  • дефицит собственного оборотного капитала;

  • систематическое увеличение продолжительности оборота капитала;

  • наличие сверхнормативных запасов сырья и готовой продукции;

  • использование новых источников финансирования на невыгодных условиях;

  • неблагоприятные изменения в портфеле заказов;

  • падение рыночной стоимости акций предприятия;

  • снижение производственного потенциала.

Вторая группа – это показатели, неблагоприятные значения которых не дают основания рассматривать текущее финансовое состояние как критическое, но сигнализируют о возможности резкого его ухудшения в будущем при неприятии действенных мер:

  • чрезмерная зависимость предприятия от одного конкретного проекта, типа оборудования, вида актива, рынка сырья или рынка сбыта;

  • потеря ключевых контрагентов;

  • вынужденные простои, неритмичная работа;

  • недостаточность капитальных вложений;

  • потеря опытных сотрудников аппарата управления;

  • неэффективные долгосрочные соглашения;

  • недооценка обновления техники и технологии.

К достоинствам этой системы индикаторов прогнозирования банкротства можно отнести системные и комплексные подходы, а к недостаткам – высокую степень сложности принятия решения в условиях многокритериальной задачи, информативный характер рассчитанных показателей, субъективность прогнозного решения [14].

ЗАО «Дмитриев-АГРО-Инвест» присущи такие показатели из первой группы как: увеличение до опасных пределов доли заемного капитала в общей его сумме и дефицит собственного оборотного капитала; и такие показатели из второй группы, как: недостаточность капитальных вложений и чрезмерная зависимость предприятия от одного конкретного проекта, типа оборудования, вида актива, рынка сырья или рынка сбыта.

Основным достоинством показателя Аргенти является то, что в нем впервые была предпринята попытка упорядочивания и систематизации показателей, по которым описаны в так называемых списках обанкротившиеся компании на Западе. Таким образом, исследователю остается только сравнить признаки уже обанкротившейся компании с аналогичными признаками исследуемой. Поскольку опыт применения этого метода в нашей стране не велик, сложно говорить как о его недостатках, так и достоинствах. Несомненным достоинством приведенного качественного метода являются его системный и комплексный подходы к прогнозированию кризисных явлений. Недостатки же заключаются в том, что данная модель чрезвычайно сложна в плане практики принятия решения в условиях многокритериальной задачи; также следует отметить субъективность принимаемого прогнозного решения.

5. Модели количественной оценки вероятности угрозы банкротства

5.1. Зарубежные модели прогнозирования вероятности несостоятельности (банкротства)

Исследования зарубежных ученых в области предсказания банкротства предприятий позволяют сделать вывод о том, что из множества финансовых показателей можно выбрать лишь несколько полезных и более точно предсказывающих банкротство.

Одной из первых попыток использовать аналитические коэффициенты для прогнозирования банкротства считается работа Уильяма Бивера.

У. Бивер – первый финансовый аналитик, использовавший статистические приемы в сочетании с финансовыми коэффициентами для прогнозирования вероятного банкротства предприятия. Он предложил пятифакторную систему для оценки финансового состояния предприятия с целью диагностики банкротства.

Аналитик изучал проблемы фирм, связанные с неспособностью выполнять свои финансовые обязательства (или сложностями с погашением задолженности в установленные сроки). У.Бивер создавал базу данных, которую использовал потом в своей модели для статистического тестирования надежности 30 финансовых коэффициентов с различной степенью значимости для прогнозирования финансового будущего предприятий. Коэффициент отношения чистого денежного потока (разницы между притоком и оттоком денежных средств компании и их эквивалентов) к общей сумме задолженности является одним из наиболее статистически надежных показателей. Среднее значение данных показателей у фирм, не имевших финансовых проблем, сравнивалось с величиной показателей у компаний, которые позже обанкротились.

Среднее значение рассматриваемого коэффициента у фирм, которые позже обанкротились, отличается от величины того же самого показателя у преуспевающих предприятий, сохранивших способность платить по своим краткосрочным обязательствам. Среднее значение данного коэффициента у обанкротившихся фирм через пять лет равно приблизительно 0,20, в то время как у «успешных» фирм оно достигает почти 0,45. Более того, в компаниях-банкротах этот показатель уменьшается с довольно высокой скоростью: за пять лет до краха он составляет в среднем 0,20; за два года до банкротства коэффициент имеет уже умеренно отрицательное значение, которое в течение года уменьшается до -0,18. В то же время у платежеспособных компаний названный коэффициент практически не изменился, его уровень постоянно превышал 0,40 [15].

Так, финансовым аналитиком У. Бивером была предложена система показателей для оценки финансового состояния организации с целью диагностики банкротства (таблица 6).

Таблица 6 – Система показателей У.Бивера

Показатель

Формула расчета по данным финансовой отчетности

Значения показателей

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Коэффициент Бивера

Чистая прибыль+АмортизацияЗаемный капитал

0,4 – 0,5

0,17

- 0,15

Коэффициент текущей ликвидности

Оборотные активыТекущие обязательства

2 – 3,2

1 – 2

 


Просмотров работы: 5014