ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ НА СОСТОЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ НА СОСТОЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА.

Бамматмурзаева Д.М. 1, Асадулаева Р.Ю. 1
1Дагестанский Государственный Университет, биологический факультет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно проведенным исследованиям был выявлен процент зависимых среди студенческой молодежи различных факультетов ДГУ, исследованы показатели функционально важных систем (кровеносной, дыхательной, нервной), а также когнитивные функции.

Для выявления процента интернет- зависимых было проведено анкетирование на предмет зависимости от Интернета, компьютера среди студентов 1 и 4 курсов 8 факультетов ДГУ (математический, экономический, химический, филологический, факультет иностранных языков, юридический, исторический, биологический).

Результаты анкетирования представлены на рис.1-2.

Из приведенных данных видно, что на разных факультетах степень зависимости варьирует. Наиболее высокий процент зависимых респондентов выявлен нами на математическим факультете, что в некоторой степени, можно объяснить с их профессиональной деятельностью.

Рис.1. Процентное соотношение высокой степени зависимости среди различных факультетов ДГУ

Анкетирование на интернет-зависимость студентов биологического факультета показало, что около 75% студентов 1го курса и 78,4% 4 курса находятся в зависимости от компьютера.

Рис.2. Соотношение интернет-зависимых и независимых студентов

Результаты исследований по изучению влияния компьютерной зависимости на физиологические показатели представлены на рис.3 .

Рис. 3. Показатели работы сердечно-сосудистой системы среди интернет-зависимых и независимых студентов

Исследование показало, что интернет зависимость особо не отражается на состоянии сердечно-сосудистой системы студентов. У интернет-зависимых лишь незначительно снижены показатели давления (АДс - на 9%, АДд –на 5% ) и увеличена (на 8%) частота сердечных сокращений. Пульсовое давление также не имеет отличий в исследуемых группах.

Оценка состояния здоровья по вегетативному тонусу показала как увеличение (от 13% до 30%), так и снижение (от 7% до 21%) индекса Кредо (в норме ИК находится в диапазоне от -10 до +10%). Среди интернет-зависимых студентов 1 курса отмечается преобладание ваготоников, тогда как среди той же группы студентов 4 курса больше симпатоников, причем значения достигают предельных величин.

Рис. 4. Отклонение состояния вегето-сосудистой системы (индекс Кредо) студентов, зависимых и независимых от компьютера.

Результаты состояния системы дыхания в группах независимых и зависимых студентов представлены на рис. 5.

По результатам становится очевидно, что показатели ЖЕЛ у интернет- зависимых значительно снижены (на 36,3%) по сравнению с интерне- независимыми студентами. Вероятно, это связано с их меньшей подвижностью. В то время как «независимые» студенты проводят свободное время в активном отдыхе с друзьями, интернет- зависимые, сидя за компьютером, увлеченно живут и общаются в их виртуальном мире[1,2].

Рис.5. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) студентов при интернет- аддикции.

Используя результаты определения ЖЕЛ, была рассчитана величина отклонения фактической ЖЕЛ от нормальной по формуле: 100 – (ЖЕЛфакт х 100/ЖЕЛдолж). Оказалось, что в группе интернет-зависимых студентов отклонение ЖЕЛ превышало 20%, что указывает на слабость легочной системы, вероятно, связанной с несоответствием ЖЕЛ и массы тела.

Рис.6. Жизненный индекс (ЖИ) студентов при компьютерной аддикции

При расчёте ЖИ (жизненного индекса) результаты в группе интернет- зависимых показали меньшую величину, что также свидетельствует о недостаточности ЖЕЛ или об избыточной массе.

Отклонения в ходе изучения дыхательной системы среди интернет- зависимых 4 курса не обнаружены. Это может говорить о выработке дыхательной системой организма адаптивных изменений или же об устойчивости дыхательной системы к интернет-зависимости, в связи с прошлой активной жизнью в реальном мире[3].

Для определения функционирования зрительной системы нами были определены острота зрения и наличие астигматизма в исследуемых группах.

Результаты исследований зрительного анализатора представлены на рис. 7.

Рис. 7. Острота зрения у студентов 1 и 4 курсов

Значения ОЗ у интернет-зависимых находятся в пределах нормы, но значительно низкие по сравнению с независимыми. Утомляемость глаз от постоянного внимания на экран компьютера (смыкание век происходит значительно реже, значит, слизистая глаза не достаточно увлажняется), а также облучение от экрана монитора, не может не сказываться на показателях.

В результате наших исследований не было обнаружено студентов с астигаматизмом - дефектом зрения, связанного с нарушением формы хрусталика или роговицы, в результате чего человек теряет способность к чёткому видению[4,5]. Скорее всего, это связано с тем, что наибольшая вероятность появления астигматизма приходится на период младенчества и детства либо наблюдается при травмах у взрослых, кроме того нами не был учтен стаж интернет- зависимости.

Результаты исследования когнитивных функций представлены на рис.8-11.

Проверка памяти на числа у интернет-зависимых показала преобладание студентов с низкими показателями памяти, что особенно выражено на юридическом факультете (92%).

Рис. 8. Выраженность плохой памяти на числа (в %) среди интернет-зависимых и независимых студентов разных факультетов

Исследование процентных показателей памяти на образы показывает хорошие результаты на всех факультетах (ниже 20%). Виртуальный мир богат образами и представлениями, в которые погружаются интернет-зависимые, возможно, поэтому улучшается память на образы.

Рис. 9. Выраженность плохой памяти на образы (в %) среди интернет- зависимых и независимых студентов разных факультетов

Из диаграммы становится очевидным, что хороший результат наблюдается только среди студентов математического факультета (11%), несмотря на то, что на этом факультете самый высокий процент интернет- зависимости (28%). Это можно объяснить профессиональной ориентацией студентов математического факультета на развитие логического мышления.

Рис. 10. Выраженность плохого мышления (в %) среди интернет- зависимых и независимых студентов разных факультетов

Рис. 11. Выраженность плохого внимания (в %) среди интернет-зависимых и независимых студентов разных факультетов

На всех факультетах преобладает число интернет- зависимых с плохими показателями внимания. Наибольшее число студентов с плохим вниманием выявлены (91%) выявлены на филологическом факультете(91%). Заметна рассеянность внимания, связанная с путанием реального и виртуального Я.

Таким образом степень реагирования функциональных систем на интернет- аддикцию находится в зависимости от специфики обучения вуза.

Список литературы.

  1. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. Е. Интернет: воздействие на личность// «Гуманитарные исследования в интернете» - М., «Можайск-Терра», 2000. - 432 с.

  2. Высоцкая М.В. Биология. Практикум по анатомии и физиологии человека. - Волгоград, 2008 - 175с.

  3. Краснова С.В., Казарова Н.Р., Тундалева В.С., Быковская Е.В. Как справиться с компьютерной зависимостью. – М.: Эксмо, 2008. – 224с.

  4. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: Дисс… канд. мед. наук. - Новосибирск, 2004,http://www.dissercat.com/content/internet-zavisimost-kak-forma-nekhimicheskikh-addiktivnykh-rasstroistv

  5. Янг К. Диагноз - интернет-зависимость. Мир Интернет, 2000. - № 2. – С. 24-29.

Просмотров работы: 1745