В последнее время туризм является одним из самых прибыльных видов деятельности в мире. Также туризм обеспечивает определенную долю мирового валового национального продукта, способствует созданию дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения. Туризм оказывает влияние на такие отрасли экономики, как связь и транспорт, строительство, производство товаров, то есть туризм ускоряет социально - экономическое развитие территорий.
Перспективы развития туристской отрасли во многом зависят от усиления организационно-экономического регулирования туристской сферы на государственном, региональном и муниципальном уровнях.
Организационно-экономическое регулирование туризма можно представить как целенаправленное воздействие на субъекты гостиничной индустрии посредством организационно-правовых и экономических мер.
Среди основных экономических мер регулирования выделим: налоговое регулирование, целевое бюджетное финансирование программ развития туризма; создание благоприятных условий для инвестиций в туризм; в том числе, актуальное в настоящее время, увеличение инвестиций в человеческий капитал.
Основными инструментами организационного регулирования в гостиничной сфере являются: формирование имиджа территории (страны, региона, города) на рынке туристских услуг посредством организации и содействия участия в туристских программах; создание условий для многоцелевого использования туристской инфраструктуры; координация программ на основе государственно-частного партнёрства.
Многие меры организационного характера могут быть реализованы посредством негосударственных регуляторов. Исходя из этого, в большинстве стран мира гостиничные цепи и отдельные гостиницы для защиты профессиональных отраслевых образовывают на добровольной основе национальные гостиничные ассоциации.
В России пример такой организации является Российская гостиничная ассоциация, которая была создана в 1997 г. Это некоммерческая организация, объединяющая гостиничные предприятия и другие коллективные средства размещения, а также производителей товаров и услуг для них.
РГА содействует развитию отечественной гостиничной индустрии, улучшает качество гостиничных услуг, также способствует их продвижению на внутрироссийский и зарубежные рынки, участвует в разработке и реализации национальных и международных программ в гостиничной сфере.
В настоящее время становится понятно, что дальнейшее эффективное освоение и рациональное использование гостиничного потенциала тесно взаимосвязано с применением организационно-экономических механизмов, которые будут способствовать развитию индустрии в целом.
Гостиничная индустрия непосредственно связанна с уровнем жизни, благополучием населения, социальным развитием территории, особенно ощущает необходимость участия общества в лице государства (региона) в создании благоприятных условий для производства гостиничных услуг и их дальнейшего функционирования.
Организационно-экономический механизм государственного регулирования туристской сферы будет способствовать развитию туристской сферы на федеральном и региональном уровнях, формированию положительного имиджа территории (страны, региона, города), созданию благоприятных условий для инвестиций в туризм.
Список использованных источников:
1. Базилевич А.И. Инновационный менеджмент предприятия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
2.Чернышев Д.А. «Применение современных организационно-управленческих подходов к гостиничному комплексу РФ»- Научно-практический журнал «Проблемы экономики и менеджмента»- 2012, январь
3. Российская газета – Экономика. Туризм. – 2011,март.
4. http://rha.ru/ob-assotsiatsii/assotsiatsiya - Российская гостиничная ассоциация