МУЗЫКОТЕРАПИЯ В КУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ СЕРВИСЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МУЗЫКОТЕРАПИЯ В КУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ СЕРВИСЕ

Полякова Е.И. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» Магнитогорск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Музыкотерапия – психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

Музыка может вызвать различные состояния – от ностальгии, печали или жалости к себе до необыкновенной концентрации сознания, транса и вдохновения. В ХХ веке психологи подметили феномен воздействия музыки на человека, изучили его и взяли на вооружение. То, что музыка – это не просто набор звуков, пусть даже подчас весьма приятных, подметил еще Платон в IV веке до н.э. Он твердил своим ученикам: «Музыка – самое мощное средство для просветления, потому что в душе человека живут ритм и мелодия. Музыка может обогатить ее, дополнить, дать ей блаженство и озарение».

Платон был прав, но, как выразился один из его близких друзей, истина дороже: после долгого изучения феномена музыкотерапии ученые пришли к выводу, что музыка обладает огромным влиянием не только на психику человека, но и на весь организм в целом. Дело в том, что человеческо тело само по себе является своего рода оркестром. Циркуляция крови, биение сердца, движение воздуха в легких, не говоря уже о пищеварительных процессах, - любая деятельность организма имеет свое уникальное звучание и ритм. Более того, наш организм играет не только свою музыку, но и взаимодействует с теми звуками, что слышит извне. Если внешне звучание совпадает с внутренним, то мы ощущаем гармонию, если же музыка чересчур агрессивна, это может расстроить и работу нашего биооркестра: спровоцировать сердечный или мышечный спазм, нарушить деятельность мозга, вызвать сильнейший стресс. Японский исследователь Масару Эмото (Masaru Emoto), автор нашумевшей книги «Послание воды» (The Massages of Water), доказал, что структура воды меняется в зависимости от того, какую именно музыку она «слышит» (и не только музыку, но и речь, например). Доктору Эмото даже удалось сделать серию снимков кристаллов замороженной воды (которые и принесли ему всемирную популярность). Он заметил, что самые красивые и гармоничные формы вода принимает под звучание классической музыки, под пение мантр и молитв. А если на нее обрушить оглушительный рок или, например, звукоряд агрессивных криков разъяренных воинов-масаев, в этом случае кристаллы влды принимают хаотичный, скукоженный вид, словно хрупкую безупречную тончайшую форму грубо смяли в кулаке. Почему речи зашла о воде? Все просто ведт клетки человечского организма, как извстно, на 60-80% состоят из молекул воды.

Другой ученый, француз Фабьен Маман (Fabien Maman), пошел чуть дальше: он не только наблюдал, как звук (прежде всего музыка) воздействует на клетки организма, но и разработал особую музыкально-терапевтическую технику. Он устанавливает камертоны на биологически активные зоны (которые взял из акупунктуры). Звуковая волна,проходя сквозь ткани и органы человека, в прямом смысле слова настраивает их на определенную частоту и тем самым заставляет самоисцелиться.

Интересно, что именно нервные клетки первыми реагируют на звуки, которые мы слышим. Поэтому, например, медленная, текучая мелодия помогает нам быстро успокоиться и даже уснуть, а ритмичная и «бойкая» композиция незаменима по утрам, когда необходимо взбодриться и прийти в тонус.

Психолог Говард Гарднер (Howard Gardner), профессор Гарвардского университета, провел массу исследований и доказал, что музыка, подобно игре в шахматы и разгадыванию кроссвордов, способна активизировать мозговую деятельность, улучшать память и воображение, повышать концентрацию внимания. Совместно с другими учеными-психологами и нейрофизиологами он попытался соотнести разные музыкальные стили с их воздействием на психику человека.

Коротко классификация Гарднера выглядит следующим образом:

Классика. Помогает сосредоточиться, благотворно влияет на память, улучшает внимание и стимулирует процессы мышления. А также развивает пространственное восприятие мира.

Церковная музыка. Психологи считают, что любая музыка, которая исполняется в религиозном контексте, будь то пение псалмов, органная музыка, чтение буддистских сутр под аккомпанемент гонга или колокольный звон, обладает способностью вводить в транс, вдохновлять, вселять уверенность, укреплять дух человека, а также расслаблять мышцы и уменьшать болевые ощущения.

Барокко. Умиротворенные тягучие композиции Баха, Генделя, Вивальди, Монтеверди пробуждают у слушателя чувство стабильности и безопасности, помогают избавиться от гнева и раздражительности, прогоняют ощущение тревоги и страха. Считается, что этот музыкальный стиль способствует работе интеллекта.

Джаз, блюз, соул. С одной стороны, джазовые композиции тонизируют и пробуждают эмоции, с другой — настраивают на романтический лад, вызывают ностальгию, провоцируют воспоминания о прошлом.

Рок, металл, панк, гранж. Специалисты сходятся на том, что влияние этих стилей на психику очень индивидуально. Одних она вдохновляет, вселяя уверенность в себе, — например, робких может на время сделать отважными и дерзкими. Других, наоборот, подавляет, может вогнать в депрессивное состояние и даже сделать агрессивными.

Транс. Большинство меломанов из числа тех, кто всерьез увлечен трансовой музыкой (от этно до психоделики и электроники), утверждают, что эффект от прослушивания некоторых композиций сродни наркотическому «приходу»: одна яркая картина сменяет другую, восприятие мира обостряется в десятки раз, душа словно путешествует в таинственных просторах Вселенной. Кстати, этот стиль музыки активно используют трансперсональные психологи во время проведения сеансов холотропного дыхания.

В качестве дополнительных средств, усиливающих эффект музыкотерапии, психотерапевты применяют такие методы, как аутотренинг, гипноз, различные виды арт-терапии, например живопись или танец.

В практическом плане существуют две основные формы музыкотерапии: активная и пассивная: При последней человек лишь прослушивает музыку, которую, сообразно с целями терапии, подбирает психолог. При активной форме человек не столько слушает, сколько «играет» музыку сам (чаще всего это происходит в группе), и неважно, владеет он каким-либо инструментом или нет. Создавать ритм можно, например, с помощью хлопков или постукиваний. Главная цель в групповой работе — суметь влиться в коллектив, наладить коммуникативный контакт с другими участниками, переступить через свою застенчивость и робость, научиться самоконтролю. Сеансы музыкотерапии «отыграют свое», но все эти качества у человека останутся. И будут помогать в обычной жизни настраивать себя на успешное общение и взаимодействие с другими людьми.

Список использованной литературы

  1. Целебные свойства музыки.-интернет ресурс

[http://maystrenko.eklekticstudio.com/muzykalnoe-razvitie/celebnye-svojstva-muzyki.htm]

  1. Масару Эмото Послание воды / Эмото Масару. – М. :Попурри.,2009. -50с.

Просмотров работы: 1178