В настоящее время, в современном оществе,общепринзнанным считается, что усыновление,опека и попечительство- наиболее оптимальная форма решения проблемы сиротства,которая остро стоит перед нашим обществом, поэтому все более важным становится устройства детей в семью, лишившися попечения родителей.Хотя и наметилась тенденция к активизации раста процесса усыновления,опеки и попечительства, колличество детей- сирот оставшихся в детских домах остается очень большим. Также существует проблема возврата детей в детские дома, отмена усыновления, как добровольного, так и принудительного. Это может судить о некачественном, или недостаточно качественном, подборе кандидатов в родители спихологически не готовых принять ребенка- сироту в семью. В связи с этим фактором является важным выявление и изучение социально-психологических компонентов готовнсти к принятию в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, что позволили бы своевременно, еще на этапе подбора усыновителей, прогнозировать успешность усыновления и реализовать адекватную психологическую подготовку к нему.
В то же время, проблема социально-психологической готовности личности к принятию ребенка в семью оставшегося без попечения родителей не получила должного научного внимания. Отдельно специальных исследований, рассматривающих данную проблему не проводились.
Отношения между усыновителем и усыновленным основываются, преимущественно, на бессознательной любви, «чуждой всякого расчета, нередко незаслуженной со стороны детей и даже необъяснимой с точки зрения холодного рассудка», считает Мейер Д.И. [1].
Хаскельберг Б.Л. утверждает, что «правоотношения усыновления не отличаются по своему содержанию от правовых связей, существующих между родственниками»[2].
Муратова С.А.: «усыновление представляет собой семейное правоотношение между усыновителем и усыновленным, которое по содержанию эквивалентно родительскому правоотношению»[2].
Пчелинцева Л.М. рассматривает усыновление как «юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком - с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению»[3].
Иоффе О.С. писал, что «усыновление устанавливает правовые связи, полностью совпадающие по своему содержанию с отношениями между родителями и детьми»[4].
По мнению Лахвич Ю. Ф. : «социально-психологических факторов готовности к усынолению наиболее прогностически значимым для последующей эффективности семьи усыновителей является восприятие кандидатами в усыновители своей социальной роли родителей-усыновителей. Признание ими спецефичности своей роли позволяет прогнозировать наибольшую эффективность семьи усыновителей. Существенную роль в характере восприятия усыновителя своей социальной роли играет их мнение об отношении близкого окружения и общества в целом к усыновлению. В этой связи представляется важным формирование в обществе позитивного восприятия усыновления как достойной и самоценной формф родительства».[5].
Также психологическая готовность личности к принятию в семью ребенка оставшегося без попечения родителей является важным условием успешной адаптации ребенка к приемной семье.
На основании результатов предварительных исследований в свете предыдущих замечаний можно обосновать необходимость комплексной психологической оценки готовности субъекта и общий порядок ее проведения с учетом данных психологического анализа профессиональной деятельности практического психолога. Этот порядок предполагает два варианта развития событий:
1)комплексная диагностика субъекта— построение «психологического портрета» — прогнозирование вероятной динамики субъекта в следующий момент времени: сравнение движения реального субъекта в реальной ситуации с психологическим прогнозом может оказаться весьма высоким (по нашим данным о прогнозе обучаемости по данным оценки готовности к школе, коэффициент надежности прогноза достигает Г = 0,9), и тогда возникает возможность до достижения конечного результата (например, уже наступившей задержки развития) «вводить» психологическую помощь и психологическую коррекцию вместо «сортировки» контингента диагностируемых; 2) комплексная диагностика субъекта — «психологический портрет» — «психологический прогноз динамики» — выбор техники воздействия — «каузальная модель процесса» — коррекция — получаемый результат; этот вариант значительно сложнее: он связан со степенью разработанности психологической теории, особенно в области создания «каузальных моделей», но он, безусловно, окаpывается предпочтительным в случаях особо ответственных выборов и в особых условиях деятельности.[6].
Уровень сформированности социально-психологической готовности личности к принятию в семью ребенка оставшегося без попечения родителей может определяться с помощью специально разработанного диагностического инструментария, составленного в соответствии с выявленными сущностными характеристиками изучаемого феномена и отвечающего всем необходимым психометрическим требованиям и критериям.
Под психологической готовностью традиционно понимают психический феномен, посредством которого объясняют устойчивость деятельности человека в полимотивированном пространстве (К.К. Платонов, М.А. Котик, В.А. Сосновский, Р.Д. Санжаева, Л.И. Захарова и другие)[7].
Анализ психологической, педагогической и акмеологической литературы показал, что в современной науке категория готовности как психологического феномена рассматривается на следующих уровнях: личностном и функциональном. Личностный подход рассматривает готовность не только как проявление индивидуально-личностных качеств, обусловленное характером будущей деятельности, но и как целостное проявление всех сторон личности, дающее возможность эффективно выполнять свои функции (Ю. А. Самарин, М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, Б.Г. Ананьев, В.А. Крутецкий, В.Д. Шадриков, А.А. Деркач, Абульханова-Славская К.А., Ананьев Б.Г., Божович Л.И., Выготский Л.С., Зимняя И.А., Козлов Е.Г., Кон И.С., Леонтьев А.Н., Мерлин B.C., Михайлов Ф.Т., Петрулите А.Р., Пуни А.Ц., Рубинштейн С.Л., Сафин В.Ф., Спиркин А.Г., Столин В.В., Чеснокова И.И., Шорохова Е.В. и др.). Функциональный подход представляет готовность как временную работоспособность, предстартовую активизацию психических функций, умение мобилизовать необходимые физические и психические ресурсы для реализации деятельности (В. А. Алаторцев, Н. Д.Левитов, Л. С. Нерсесян, К.К. Платонов, Ф.Генов, Е.П.Ильин, В.Н.Пушкин В.Н.Пушкин, Д.Н.Узнадзе, А.Ц.Пуни). [7].
Б. Г. Ананьев (2001) и С. Л. Рубинштейн (1989) понимали психологическую готовность как наличие у человека способности к определенному виду деятельности. Б.Г.Ананьев определяет готовность на уровне индивидуальности как интеграцию готовностей на уровне личности и
Рис. 1. Структура социально-психологической готовности личности к принятию в семью ребенка оставшегося без попечения родителей.
субъекта труда. Он утверждает, что готовность не может ограничиваться характеристиками опытности, мастерства. Не менее важно при оценке готовности определить внутренние силы личности, её потенциалы и резервы, существенные для повышения производительности её профессиональной деятельности в будущем.7].
Согласно личностно-деятельностному подходу и учитывая характерные признаки социально-психологической готовности личности к принятию в семью ребенка оставшегося без попечения родителей, нами была разработана структура социально-психологической готовности, включающая структурные компоненты и характеристики. (Рис. 1)
В структуру социально-психологической готовности личности к принятию в семью ребенка оставшегося без попечения родителей входят личностный компонент (оценка индивидуально-психологических особенностей личности) ,эмоциональный компонент (в него входят: тревожность, стрессоустойчивость, чувство одиночества, эмоциональный интеллект) и мотивационно-ценностный(здоровье, материальная обеспеченность, творчество, семья,карьера, служение, слава, отдых,выявление степени выраженности социально-психологических установок, направленных на «альтруизм – эгоизм», «процесс – результат» ,«свобода – власть», «труд – деньги»).
Таким образом, социально-психологическая готовность личности к принятию ребенка в семью оставшегося без попечения родителей является важным условием для адаптации ребенка в семье, решившихся на этот шаг, приемных родителей.Дефицит одного из компонентов готовности, соответственно, влечет трудности и проблемы в сфере детско-родительских отношений.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93г.// «Российская газета», 1 января 1994 года.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (СК РФ) (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г., 22 августа, 28 декабря 2004 г., 3 июня, 18 декабря 2006 г.)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 21 октября 1994 г. Часть вторая от 22 декабря 1995 г. // Правовая информационно-справочная система «Консультант-Плюс».
4. Конвенция «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 г // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1990. № 45. - ст.955.
5.Лахвич Ю. Ф. Социально-психологические факторы готовности к усыновлению: автреф. дис… канд. псих. наук: 19.00.05/ Ю. Ф. Лахвич; БГПУ им. Максима Танка – Минск, 2009. – 25 с.
6. Романова Е. С. Психодиагностика: учебное пособие/ Е. С. Романова. – П: 2-е изд. — СПб., 2008. — 400 с.
7. Шагурова А. А. Социально-психологическая готовность молодежи к волонтерской детельности: автореф. дисс… канд. псих. наук: 19.00.05/А. А. Шагурова; РГСУ – Москва,2013. – 27с.