ОСОБЕННОСТИ ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ИМИДЖА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ВОСПРИЯТИЯ РАБОЧЕГО КОЛЛЕКТИВА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ИМИДЖА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ВОСПРИЯТИЯ РАБОЧЕГО КОЛЛЕКТИВА

Чибисова Д.И. 1, Пантюшина О.И. 1
1НОО ВПО НП «ТИЭИ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тема актуальна и представляет интерес как для общества в целом, так и для отдельно взятой социальной группы. Имидж активно изучается современными авторами (Шепель В. М., Почепцов Г. Г., Петрова Е.А., Перелыгина Е.Б., Пантюшина О.И., Кошмаров А.Ю., ПанасюкА. Ю., Виханский О.С. и др.) в контексте PR-технологий, в контексте взаимосвязи с мотивационной сферой и др. Однако основное внимание не было уделено изучению взаимосвязи группового имиджа с типами восприятия коллектива.

Коллектив это трудовая единица, которая богата своими, специфичными психологическими характеристиками. В коллективе трудящихся каждыйиз работников, в свою очередь, обладает различными типами восприятия коллектива. Необходимо учитывать социально-психологические связи и взаимоотношения, т.к. они являются многозвенными и потому сложными системами взаимодействия сотрудников на предприятии. Возможно, меняя имидж, мы можем влиять на проявление того или иного типа восприятия коллектива, что очень важно для совершенствования социально-психологического взаимодействия персонала. А, в частности, это позволит нормализовать морально-психологический климат в коллективе, укрепить сплоченность работников, гармонизировать психологическую совместимость людей в коллективе. Таким образом, раскрытие данной проблемы будет содействовать гармонизации взаимодействия сотрудников, а, следовательно, и к повышению стрессоустойчивости и продуктивности труда.

В основу программы исследования нами были положены теоретические положения о групповом имидже, понятиях групповой сплоченности и психологического климата.

Объектом исследования является имидж трудового коллектива.

Предметом исследования являютсяособенности психосемантической оценки имиджа группы в зависимости от типа восприятия рабочего коллектива.

Цель данного эксперимента выявить особенности психосемантической оценки имиджа трудового коллектива.

В основу исследования была положена общаягипотеза о том, что существуют различия в восприятии сотрудниками коллектива их группового имиджа .

В соответствие с основной гипотезой нами было сформулировано частное предположение о том, что для членов группы с преобладающим индивидуалистическим типом восприятия коллектива в большей степени значимы имиджевые характеристики, входящие в интегральный фактор «оценка», а с прагматическим типом восприятия трудового коллектива – интегральный фактор «значимость-близость».

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу.

  2. Разработать эмпирическую программу исследования.

  3. Провести диагностику психологического климата в малой производственной группе.

  4. Оценить восприятие группового имиджа.

  5. Выявить уровень групповой сплоченности.

  6. Изучить типы восприятия группы.

  7. Проанализировать результаты исследования, сделать выводы.

Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы необходимо провести экспериментальное исследование. Выбор применяемых в исследовании методик обусловлен методологическими предпосылками, целями и задачами. Для сохранения конфиденциальности в исследовании указаны только порядковые номера испытуемых. Для проведения исследования подготовлен раздаточный материал: бланки - опросники.

Выборка: в исследовании приняли участие 52 сотрудника ОАО «Кимовский радиоэлектромеханический завод»: из отдела маркетинга и сбыта и из юридического отдела.

Были использованы следующие методики:

  1. Методика «Психосемантическая оценка имиджей образования, вуза и образовательных услуг» (автор Е.Б. Карпов, адаптированная под цели исследования).

  2. Методика диагностики психологического климата в малой производственной группе (авторы В.В.Шпалинский и Э.Г.Шелест).

  3. Методика «Определение индекса групповой сплоченности» (автор К.Э. Сишор).

  4. Методика «Социально-перцептивная дифференциация малых групп».

На основе анализа теоретических источников мы рассмотрелисоциально-психологический феномен имиджа и установили, что само понятие имиджа активно используется в различных научных областях и понимается по-разному. Общим в понимании имиджа различными авторами остаётся то, что он представляет собой символическое представление, некий образ о ком-либо (чем-либо).

Имидж объекта (явления, группы) возникает тогда, когда некий человек воспринимает внешние и (или) внутренние характеристики какого-либо объекта: другого человека (группы людей), или предмета, или явления. В результате этого восприятия в психике этого человека возникает образ данного объекта, этот объект человеком обычно невольно соотносится с собственной системой ценностей, где "записано", что в мире есть "хорошо" и что есть "плохо", в результате чего у человека возникает отношение к этому объекту в виде мнения.

В современной имиджелогической литературе авторы выделяют различные типы имиджа. Т.к. объектом данного исследования является групповой имидж, мы рассмотрели его более подробно. В свою очередь групповой имидж это обобщенный образ социальной группы, разделяемый представителями другой социальной группы. В качестве своих содержательных элементов он включает представления о типичном представителе данной социальной группы, включая такие параметры личности, как темперамент, характер, личностные характеристики. На основе группового имиджа формируются ожидания относительно поведения представителей соответствующей группы, он во многом предопределяет оценку их поведения.

Также нами проанализировано понятие «трудового коллектива как малой социальной группы». Малая группа представляет собой малочисленное (от 2-3 до 20-30 человек) объединение индивидов на основании общего для них качества или признака. Большую часть жизни человек проводит в малых группах – это семья, учебный класс, студенческая группа, первичный трудовой коллектив, компания друзей.

Коллектив представляет собой группу объединенных общими целями и задачами людей, достигшую в процессе социально-ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, коллективистским самоопределением, коллективистской идентификацией, социально ценным характером мотивации межличностных выборов, высокой референтностью членов коллектива по отношению друг к другу, объективностью в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности. Каждый трудовой коллектив живёт своей психической жизнью. Работники коллективов реагируют на внутренние и внешние события по-разному, проявляют различную степень сплоченности, целеустремленности и результативности в решении возникающих проблем.

Исходя из цели исследования, мы разработали эмпирическую программу исследования. Все полученные нами баллы по каждой методике, были построены по средним значениям показателей. Помимо описания и измерения, в нашей работе проведена статистическая проверка гипотез с помощью коэффициента корреляции Пирсона.

После проведенной диагностики психологического климата в малой производственной группе, мы выявили, что психологический климат группы соответствует уровню высокой благоприятности. Также нами был оценено восприятие группового имиджа. И анализируя данные, нами было установлено, что для сотрудников отделов маркетинга и сбыта и юридического отдела при оценке имиджа своего коллектива в большей степени важны те характеристики, которые отражают психологическую значимость и близость, а также эмоциональную оценку.

В процессе диагностики выявлен высокий уровень групповой сплоченности. Также мы изучили типы восприятия группы. Нами было установлено, что больше половины испытуемых обладают прагматическим типом восприятия группы. В два раза меньше сотрудников обладают индивидуалистическим типом восприятия. И, наименьшее количество испытуемых относится к коллективистическому типу восприятия.

На основании анализа взаимосвязи между типом восприятия группы и особенностями группового имиджа мы пришли к следующему выводу. Большая часть из выделенных положительных характеристик имиджа внутри сотрудников с индивидуалистическим тилем восприятия группы относится к фактору «оценка», а подгруппы с прагматическим типом - к фактору «значимость-близость». Это говорит о том, что сотрудники, относящиеся к индивидуалистическому типу, воспринимают групповой имидж в первую очередь, с позиции эмоциональной оценки, в соответствии с эталонами их внутреннего «Я», в то время как сотрудники прагматического типа воспринимают групповой имидж в первую очередь, с позиции степени психологической близости каждому реципиенту.

Также нами было установлено, что испытуемые с индивидуалистическим типом восприятия группы в меньшей степени обращают внимание на характеристики психологической близости с другими сотрудниками. А для испытуемых с прагматическим типом восприятия группы менее значимыми для восприятия оказались характеристики, относящиеся к позиции эмоциональной оценки.

Также нами была проведена статистическая проверка гипотез с помощью коэффициента корреляции Пирсона и было выявлено, что наибольшее количество стойких корреляционных взаимосвязей показателей имиджа трудового коллектива с индивидуалистическим типом восприятия обнаруживается по интегральному фактору «оценка», чуть менее по фактору «значимость-близость». В свою очередь, у сотрудников с прагматическим типом восприятия были обнаружены следующие соотношения: наибольшее количество стойких корреляционных взаимосвязей с оценками имиджа, входящими в интегральный фактор «значимость-близость», и в два раза меньше связей по фактору «оценка».

Таким образом, наша общая гипотеза о том, что существуют различия в восприятии сотрудниками коллектива их группового имиджа, нашла свое полное подтверждение и при обработке данных методом математической статистики. Частное предположение о том, что для членов группы с преобладающим индивидуалистическим типом восприятия коллектива в большей степени значимы имиджевые характеристики, входящие в интегральный фактор «оценка», а с прагматическим типом восприятия трудового коллектива – имиджевые характеристики, входящие в интегральный фактор «значимость-близость», доказана в полном объеме. Следовательно, задачи нашего исследования решены и цель достигнута.

Литература:

  1. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2008. — 363 с.

  2. Кричевский Р. Л. Социальная психология малой группы: учеб. пособие для вузов / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М.: Аспект Пресс, 2001.– 318 с.

  3. Орлова Е.А. Пантюшина О.И. Роль имиджа организации в формировании социального капитала // Вестник московской государственной академии делового администрирования. Серия: философские, социальные и естественные науки, - 2012. - № 3(15). – С. 44-47

  4. Перелыгина Е.Б. Механизмы функционирования имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия / Е.Б. Перелыгина. – М.: Альтекс, 2003. – 257 с.

  5. Почепцов Г. Г. Имиджелогия / Г.Г. Почепцов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Рефл-Бук, 2001. – 698 с.

Просмотров работы: 3036