Комплексный подход к шумоизоляции - применение вибро- и звукопоглощающих материалов в автомобиле позволяет повысить уровень акустического комфорта. При установке акустической системы – можно провести акустическую подготовку – провести частичную обработку шумоизоляционными материалами дверей. Это позволит значительно улучшить акустику салона автомобиля.
Установка шума виброизоляции должна происходить в несколько этапов, на каждом из которых проводится обработка частей и элементов кузова. Полная шумоизоляция авто делится на следующие этапы:
Обработка моторного отсека и капота. Производится для снижения шума и вибраций от работы двигателя, которые передаются в салон
Обработка торпедо и колесных арок. Трудоемкий процесс, так как требует переборки передней половины салона. Арки передают вибрацию и шумы от неровностей дороги, а значит, с учетом качества дорог, шумят громко и всегда. Производится вибродемпфирующими материалами
Обработка дверей салона и багажника.
Кроме того, для изоляции салона автомобиля от посторонних шумов и вибраций применяются прорезиненные маты и жидкие звукоизоляционные материалы для работы в труднодоступных местах. Применение звукоизоляционных материалов гарантируют тишину и комфорт во время движения автомобиля. Примерами звукопоглащающих материалов служат такие материалы, как Викар Bit-3,5 (0,8х0,5). Самоклеящийся вибропоглощающий полимернобитумный материал с липким слоем.
2)Сплен 3008/Poly-8L (1х0,75) обладает высокими теплоизолирующими свойствами.
3)Шумоизоляция Стандарт Тивиплен 3008 (1х1,25м)
4)Шумоизоляция Стандарт Изофлекс ЛМ 12,5 (2х1,2м)
5)Шумоизоляция Стандарт Изопласт bi-not (0,75х0,53м) и многие другие.
Шумоизоляция автомобильного кузова строится из материалов трех видов: вибродемпфирующих (Виброфильтр), шумопоглощающих (Битопласт) и шумоизолирующих (SoundFilter)
Шумы в автомобиле возникают в основном вследствие вибрации различных элементов конструкции кузова и салона, взаимного соприкосновения пластиковых и металлических элементов (панель приборов, элементы обивки салона), шума шин, соприкасающихся с дорогой, шум от набегающего потока воздуха, шум от выхлопной системы, а также из-за проникновения внутрь салона внешних шумов.
Виброизоляция кузова автомобиля позволяет сократить наиболее низкочастотную составляющую шума. С высокочастотной составляющей шума должна бороться звукоизоляция. Звукоизоляционные (или более правильно, "звукопоглощающие") материалы создают особое препятствие для звуковых волн, которые теряются в толще материала.
Для снижения уровня акустических шумов во-первых, необходимо устранить их первопричину: проверить состояние уплотнителей дверей и стекол, закрепить слабо закрепленные элементы отделки салона.
Для устранения различных скрипов, производимых панелью приборов (это касается в основном, автомобилей отечественного производства), применяется специальный материал, представляющий собой композицию из пористой резины и клеевого слоя, которым проклеиваются все стыки пластмассовых элементов. Применение для проклейки окрашенного поролона, лейкопластыря, изоленты и других неспециализированных материалов либо ухудшает внешний вид панели, либо не дает нужного эффекта, а в случае применения поролона - материал быстро стареет, выкрашивается и перестает выполнять свои функции.
При проведении комплексной шумоизоляции салона автомобиля, слой шумопоглощающего материала наклеивается поверх слоя вибропоглотителя и создает препятствие высокочастотным звуковым волнам, прошедшим через слой вибропоглотителя.
После проведения полной шумоизоляции салона значительно снижается (по ощущениям, до 2-х раз) уровень различных шумов, производимых элементами конструкции кузова.
Сегодня все чаще и чаще приходится слышать о таком понятии, как инфразвук. Он неуловим для человеческого уха, тем не менее присутствует в автомобиле. Заниматься исследованием этого явления стали после того, как водители некоторых автомобилей начали жаловаться на повышенную усталость, вызванную непонятными причинами. Частотный диапазон инфразвуковых волн лежит в пределах 0,1-16 Гц и совпадает с собственными колебаниями сердца и других органов человека, что не может не влиять на их работу при возникновении резонансных явлений последнего. С этим надо что-то делать, а значит, есть работа для разработчиков шумоизоляционных материалов.
Возможна установка шумоизоляции как на отдельные части, так и полная многослойная всего автомобиля. Отечественным моделям просто необходима эта операция. А для иномарок – проведение шумоизоляции улучшит их звукоизоляционные характеристики.
Проблемы, которые решит качественная шумоизоляция: значительное снижение шума от резины; стука от камешков; дребезжание панелей, шум двигателя и подвески. Полностью устранить эти проблемы практически невозможно, однако значительно снизить эти шумы – можно.
Список литературы:
1. Зорин В.А., Севрюгина Н.С., Даугелло В.А. «Требования безопасности к наземным транспортным системам» Учебник 2009. - 187
2. Сергеев С.Ф. Инженерная психология и эргономика: Учебное пособие. М.: НИИ школьных технологий, 2008.176 с.
3. Инженерно-психологические требования к системам управления, М., 2003; Вудсон У. Е., Коновер Д. В.,
4. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов, пер. с англ., М.,
5. Дьяков, И. Ф. Строительные и дорожные машины и основы автоматизации : учебное пособие / И. Ф. Дьяков; /Ульян. гос. техн. ун-т.− Ульяновск : УлГТУ, 2007. – 516 с.