Костюм является… самым важным признаком,
по которому мы можем судить о привычках,
обычаях и образе жизни каждого человека...
О. Уайльд
Не секрет, что 50% устойчивого мнения о человеке формируется в течение первых полутора минут общения. «По одежке встречают!» - гласит народная мудрость, и она абсолютно права. Первое, на что мы обращаем внимание при знакомстве – так это на внешний вид: мгновенно оцениваем, замечаем, отмечаем, и…. Наше подсознание тут же откладывает в свой архив соответствующее впечатление о новом знакомом, которое надолго остается неизменным.
Цель: Выявить взаимосвязь между психологическими особенностями и предпочитаемым стилем в одежде. Задачи: изучение социально-психологических особенностей личности, определение значения стилей и направленностей в одежде как средство самовыражения, проведение исследования, формулировка выводов и рекомендаций по результатам исследования
Объект: культура одежды как элемент молодёжной субкультуры. Предмет: взаимосвязь между социально-психологическими особенностями и предпочтениями в стилях одежды.
Одним из индивидуально-психологических особенностей человека является темперамент. Темперамент (лат. Temperamentum— надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент человека - качество биологическое, врожденное, а не приобретенное. Только на 25% из 100% темперамент поддается коррекции. И эта коррекция - наша подстройка под требования социума (окружающего нас мира, общества…). Для каждого типа темперамента характерен определенный набор характеристик.
Каждый человек, являясь неповторимым и уникальным существом, использует разнообразные средства самовыражения. Одежда как способ самовыражения человека всегда остается на первом плане для любой личности. Она имеет не только, а в последнее время и не столько функциональное, но еще и огромное социальное значение для человека. Одежда подчеркивает статус личности, рассказывает окружающим о вкусах и представлениях человека. Она выражает благосостояние и настроение личности, подчеркивает все достоинства фигуры.
Одежда – это не просто вторая кожа, оболочка, защищающая нас от среды. Одежда – это система знаков, способ самовыражения, незаменимый источник информации о человеке. Ты стараешься выразить себя через свой костюм: о чем-то рассказать, на что-то намекнуть, что-то утаить… Но понимают ли окружающие люди этот немой язык?
Выбор определенного стиля одежды воспринимается как проявление индивидуального образа человека – его второго «Я». Более того, на том же подсознательном уровне ему «автоматически» приписываются те качества, которые традиционно связываются с одеждой, в которой его видят. От человека в униформе ожидается соответствующее поведение, люди в белых халатах вызывают определенные эмоции, образ бизнес – леди предполагает характерные манеры и поведение, а дама в изысканном вечернем туалете будет окружена ореолом роскоши и красоты.
Для достижения цели исследования нами было проведено анкетирование девушек разных возрастов и мест проживания с целью взаимосвязи между психологическими особенностями и предпочитаемым стилем в одежде. Было опрошено 120 девушек в возрасте от 18 до 25 лет, проживающих в городе (75%) и станицах, поселках, селах (25%). При этом предпочтения в одежде у всех совершенно разные. В результате анкетирования мы посчитали целесообразным разделить респондентов по типам темперамента. Было выявлено: холерический тип темперамента – у 12 %, сангвинический – 50 %, меланхолический – 8 %, флегматический – 30%. Выделив четыре группы по типам темперамента, мы постарались определить предпочтения в стилях одежды. Выяснилось, что: - меланхолики предпочитают носить классическую одежду- 50%, спортивную одежду- 37%, «фатальная женщина»- 25 %.
- холерикам по вкусу больше пришёлся спортивный стиль - 70%, классика- 40%, деревенский стиль- 15% и, наконец, «фатальная женщина»- 15%
- сангвиники отдали своё предпочтение «фатальной женщине» - 50%, спортивному стилю- 37%, экзотическому стилю 5%, деревенский стиль- 10 %, классический- 10%
- флегматики выбирают в большей степени спортивный стиль -60%, классика-50%, «милитари»- 25%, деревенский стиль- 25%, фатальная женщина- 20%, «бомж»- 5%
Выбор именно спортивного стиля большинством респондентов объясняется особенностью современности: нынешнее время характеризуется динамичностью, подвижностью, необходимостью находиться в короткое время в разнообразных местах и выполнения разнообразной работы. Кроме этого, предпочтение стилей одежды наверняка определяются особенностями психической деятельности, а именно: темпом, быстротой, ритмом, интенсивностью этих психических процессов и состояний.
Таким образом, мы пришли к выводу, что существует прямая связь между психологическими особенностями личности (в частности, типом темперамента) и предпочтениями в стилях одежды.