На сегодняшний день система высшего образования выдвигает учащимся новые стандарты и множество новых дисциплин для освоения ими учебной программы выбранной специальности. Все это повышает интенсивность процесса обучения и требует от студента выдерживать большие психо–эмоциональные нагрузки.
За последние годы физическую культуру в высших учебных заведениях отодвинули на второй план и вследствие этого около 50% студентов российских вузов имеют отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата, 20% имеют избыточный вес, а интенсивность заболеваний непрерывно увеличивается.
Давно известен факт: физическое здоровье является связующим звеном интеллектуального, эмоционального и духовно-нравственного воспитания личности. Для того чтобы решать сложные аналитические задачи необходимо иметь способность преодолевать эмоциональные и физические перегрузки. Физическая культура имеет все средства для воспитания у студентов таких способностей, а значит, есть необходимость обратить на эту дисциплину должное внимание.
Цель статьи: Рассмотреть роль дисциплины «Физическая культура» в образовательном процессе высшего профессионального образования.
Для достижения поставленных целей необходимо дать ответы на следующие вопросы:
Какую роль и какое место должна занимать данная дисциплина, и из каких условий должна исходить физическая культура в высших учебных заведениях?
Как физическая культура влияет на духовно-нравственное воспитание студентов?
В чем заключается роль специалистов в сфере ФК?
При ответе на первый вопрос, хочется заметить, что содержание современного образования в сфере физической культуры нацеливает не только на то, чтобы студент высшего учебного заведения стал физически подготовлен, но и на то, чтобы он был действительно образованным в этой дисциплине. Для этого необходимо: владеть методологией работы со своим телом; владеть средствами и методами укрепления и сохранения здоровья; повышать функциональные возможности основных систем организма. Для нынешнего поколения нашей страны подобная ориентация крайне необходима как противодействие растущей наркомании, алкоголизма и прочих негативных зависимостей. Занятия физической культурой в ВУЗах учат студентов самоконтролю, самокритике, т.е. организовывать распорядок дня, ценить собственное время без чего невозможна нормальная жизнь любого человека.
Содержание предмета физической культуры в учебном заведении высшего образования должно исходить из следующих условий:
- физическая культура должна соответствовать интересам общества во всестороннем физическом развитии студентов;
- физическая культура должна направлять студентов на постоянное поддержание здорового образа жизни;
- физическая культура должна способствовать развитию культуры собственного тела и направлять на участие в спортивной жизни университета;
- физическая культура должна обеспечивать формирование знаний, навыков и умения организовывать и проводить занятия спортивного содержания;
- физическая культура должна способствовать развитию мыслительной деятельности, развить уважение к себе и окружающим, помочь самоопределиться;
Анализируя все вышеперечисленное, стоит еще раз подчеркнуть важность и роль физической культуры в образовательном процессе. Поднимая на должный уровень процесс физического воспитания, автоматически повышается и в целом уровень образования. Следовательно, в структуре высшего образования предмет физическая культура должен занимать ведущее место среди других предметов; способствовать решению важных общепедагогических задач и формировать у студентов правильный и здоровый образ жизни.
А как же физкультура влияет на духовно нравственное воспитание студентов? Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение. Вместе с тем, воспитание молодежи в современном обществе реализуется в период политических и экономических реформ, которые препятствуют улучшению культурной жизни людей. Негативные процессы в социальной жизни сопровождаются разрушением нравственно-этических норм; уклада семьи; ухудшением здоровья людей и снижением уровня их физической подготовленности; распространением социально обоснованных болезней, ростом депрессий, агрессивности, стрессов. На таком социальном фоне высокие духовные и нравственности ценности, такие как: любовь к Родине, забота о ближних, само ценность личности, стремление к доброте и отвержение насилия по отношению к другим утрачивают свое былое значение.
В процессе занятий физической культурой студенты включаются в процесс самопознания и самосознания. Эти процессы организовываются относительно изучения своего физического состояния и сферы духовно-нравственной жизни. Уровень развития физических способностей характеризуется показателями телосложения и показателями здоровья, отражающих функциональное состояние физиологических систем организма. Физическая подготовленность как результат физической подготовки выражается в показателях развития физических качеств (силы, скоростно-силовых, скоростных, выносливости, координационных и так далее), определяется в процессе сдачи тестовых упражнений. Студенты непосредственно принимают участие в процессе самопознания. Например, оценка физического состояния происходит до, и после выполнение физических упражнений и по общему самочувствию и частоте сердечных сокращений представляется возможным определить реакцию организма. Самооценка своего физического состояния и умение находить причины несовершенства, тем заметнее способствует осознанию недостаточно высокого уровня знаний в области физического самовоспитания и необходимой работы над собой и физически самосовершенствоваться.
Самопознание духовно-нравственной сферы осуществляется относительно знаний отечественной культуры, истории и духовного наследия родного края. Физическая культура направляет человека на подражание великим спортсменам, воинам, которые благодаря своей физической развитости смогли стать известными личностями и войти в историю. Наряду с желанием быть физически здоровым, появляется стремление и к совершенствованию в духовно-нравственной стороне жизни, а соответственно возникает желание учиться, развиваться и непрерывно стремиться к познанию мира как единой системы.
Для развития мотивов работы над собой в плане физического развития проводятся круглые столы, беседы, лекции о роли и значимости физического совершенствования, показ кинофильмов, беседы с врачами и психологами. В ходе этого происходит решение следующих задач: раскрывается сущность физического воспитания в тесной связи с духовно-нравственным развитием личности студента; знакомство с физической культурой как важным и необходимым средством физического совершенствования. Например, беседа врача на тему: «Влияние бега на здоровье» знакомит студентов с явлением гиподинамии, обусловленной недостаточной двигательной активностью и побуждает человека заниматься пробежками или какой либо другой активной деятельностью.
На основе данных педагогики, психологии и физиологии принято считать, что при низком уровне физической подготовленности очень трудно добиться нужных результатов только в процессе занятий физической культуры в учебном плане, необходимо заниматься активно самостоятельно. Затем раскрывается значимость физического развития как действенного фактора и средства воспитания духовности и нравственности. До учащихся доводится мысль, что для того, чтобы, например:
1. создать крепкую семью, родить и вырастить здоровых детей;
2. добиться карьерного роста и реализовать себя;
3. добросовестно служить Отечеству;
4. быть здоровым и выносливым с целью полезного существования в обществе - необходимо активизировать работу над собой в плане физического самосовершенствования и духовно-нравственного развития.
Говоря о роли специалистов, стоит заметить, что актуальной проблемой в физкультурном образовании учащихся вузов является популяризации физической активности. В настоящее время существует противоречие между потребностями общества, непрерывно возрастающими и неготовностью специалистов сферы физической культуры активно воздействовать на ментальность людей и формировать рынок труда.
Только целенаправленная социально активная позиция специалистов, их личностные качества способны формировать достойное отношение людей к физической культуре. В противном случае эту нишу заполняют различные дельцы, оказавшиеся социально активными, промышляющие в области «здравоохранения». Охрана здоровья — это "золотой рудник". На лечение людей денег тратят больше, чем на оборону страны. Когда люди болеют, они не скупятся, особенно если это дети. В каждой стране выросло огромное сословие людей, которые живут за счет больных. Оно желает (сознательно или нет), чтобы больные не переводились и чтобы цены на лечение непрерывно росли.
Необходимо активное взаимоотношение специалистов физической культуры с администрацией учебного заведения по вопросам финансирования физической культуры, с одной стороны, и привлечения студентов для дополнительных занятий на условиях их частичной оплаты — с другой стороны. Услуга в качестве товара должна удовлетворять потребности человека. Нужен новый тип педагогов, которые могут взять на себя роль руководителя не только биолого-антропологического совершенствования, но и совершенствования личности с психологических, социальных и духовно нравственных позиций (реализовать гуманитарный и гуманистический подход в образовании). Важнейшей задачей педагогики физической культуры в вопросе социализации личности является пропаганда здорового образа жизни с использованием средств массовой информации. Труд работников физической культуры в сегодняшних условиях является классическим воплощением труда маркетолога, если учесть, что профессионально-педагогический уровень специалиста должен отвечать социальному заказу и специалист должен занимать активную социальную политику по формированию рынка труда. В условиях рыночных отношений товаром являются услуги, предлагаемые специалистами физической культуры.
Результаты физического воспитания должны проявиться в сферах: здоровье, двигательные и физические способности, физическое состояние, безопасность и культура, потребности в здоровом образе жизни. Во взаимодействии с другими учебными дисциплинами физическая культура в высших учебных заведениях должна развивать мыслительные и психологические установки в разрешении конкретных жизненных проблем учащихся студентов.
Физическая культура в учебных заведениях высшего профессионального образования формирует личностные качества студентов: трудолюбие, стремление добиваться своих целей, быть активным в общественной жизни, не отставать и даже вести за собой других; учит ответственности и самоконтролю. Кроме того, физическая культура способствует формированию духовно-нравственных ценностей в человеке, что непосредственно подчеркивает значимость данного предмета и говорит о его месте в системе образования. Если специалисты и преподаватели физической культуры смогут сформировать у студентов желание непрерывно развиваться и самосовершенствоваться, то им будет гораздо легче принимать в жизни ответственные решения, решать сложные задачи в разных областях жизнедеятельности.
Выдвигая физическую культуру на должный уровень, появляется реальная возможность воспитывать здоровые поколения, которые вывели бы государство на новый уровень развития!
Список используемой литературы
Барчуков И. С. Назарова. Ю. А. Физическая культура и физическая подготовка Москва 2003. С 352;
Барчуков И.С. Нестеров А. А. Физическая культура и спорт. Методология, теория, практика. Москва 2007. С 584;
Бондарь А. И. Концептуальные принципы подготовки кадров в системе физического воспитания. Москва 2006. С 43 - 45;
Евсеев С. П. Физическая культура в системе высшего профессионального образования: реалии и перспективы. Москва 2004. С 272;
Кайнова Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта. СПб 2007. С 144.