АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Абрамова М.С. 1
1Уфимский государственный авиационный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Материалы, которые используются при строительстве и отделке зданий, можно условно разделить на три типа:

  • строительные материалы (цемент, кирпич, теплоизоляционные материалы и т.п.);

  • отделочные материалы (штукатурные смеси, напольные покрытия, разные виды плиток и т.п.);

  • лакокрасочные материалы.

Характерной особенностью российского рынка строительных материалов многие эксперты считают ярко выраженную сезонность: спрос увеличивается весной-летом и снижается в период осень-зима. Для отелочных и лакокрасочных материалов также характерна такая особенность, однако, она проявляется в менее выраженной форме.

Целью отчета по практике является исследование предприятия и оценка его конкурентоспособности.

Объектом изучения является магазин «Строй-склад» ООО «Управление производственной комплектации»

Предмет изучения – ознакомление с деятельностью предприятия, его бухгалтерской отчетностью, анализ финансовых показателей.

Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:

  1. Дать характеристику предприятия, его организационной структуры.

  2. Ознакомиться с финансовой отчетностью предприятия

  3. Рассчитать основные финансовые показатели

  4. Проанализировать финансовое положение предприятия

  5. Оценить конкурентоспособность предприятия

  6. Предложить меры по повышению конкурентоспособности

Для анализа были использованы электронный сайт организации, Налоговый Кодекс, методические указания, бухгалтерская отчетность предприятия.

Магазин «Строй-склад» является собственностью ООО «Управление производственной комплектации». По состоянию на 01.01.2013 г. численность сотрудников – 10 человек, из них 3 чел – управленческий персонал. Основная цель деятельности предприятия – хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли.

Уставный фонд составляет 2500000 (два миллиона пятьсот тысяч) рублей. На момент регистрации предприятия уставный фонд формируется учредителем в полном объеме имуществом. По решению Учредителя уставный фонд может быть увеличен за счет дополнительного вклада, размер которого определяется Учредителем.

Для оценки конкурентоспособности предприятия используем следующие методики:

  1. Методика оценки конкурентной позиции предприятия;

  2. Матрица General Electric;

Для использования первой методики необходимо определить основного конкурента предприятия. Для выполнение анализа предлагается взять ближайший по расположению к предприятию магазин - «Реммонтаж».

  1. Методика оценки конкурентной позиции предприятия

Для оценки конкурентной позиции предприятия используется следующий алгоритм:

а) Составляется список основных ключевых факторов успеха отрасли и определяется их удельный вес. Ключевые факторы успеха (КФУ) – это те действия по реализации стратегии (сильные стороны предприятия), которые способны принести успех и обеспечить конкурентоспособность в той отрасли, где действует предприятие. КФУ являются общими для конкретной отрасли, но не едиными для всех отраслей. Они могут иметь место в технологии, маркетинге или менеджменте. Ключевыми факторами успеха на рынке продуктов питания:

  • Удобное расположение (удельный вес – 0,3);

  • качество товаров (удельный вес – 0,2)

  • высокий уровень обслуживания (удельный вес – 0,05)

  • широта ассортимента (удельный вес – 0,1);

  • уровень доверия/имидж (удельный вес – 0,05);

  • уровень цен (удельный вес – 0,2);

  • уровень рекламной деятельности (удельный вес – 0,1).

Далее проводится оценка рассматриваемого предприятия и его основных конкурентов по этим факторам с использованием десятибалльной шкалы (10 – очевидное преимущество, 1 – полное отсутствие преимущества), а также рассчитывается взвешенная общая оценка. Расчеты данным методом сведены в Таблице 3:

Таблица 3. Оценка конкурентной позиции предприятия

Ключевые факторы успеха

Вес

Строй-склад

Реммонтаж

оценка

значение

оценка

значение

Удобное расположение

0,3

10

3

7

2,1

Качество товаров

0,2

9

1,8

7

1,4

Уровень обслуживания

0,05

8

0,4

8

0,4

Широта ассортимента

0,1

7

0,7

9

0,9

Уровень доверия/имидж

0,05

9

0,45

6

0,3

уровень цен

0,2

8

1,6

10

2

Уровень рекламной деятельности

0,1

5

0,5

10

1

Взвешенная общая оценка

1

 

8,45

 

8,1

По результатам данной методики наиболее конкурентоспособен магазин «Строй-склад», а предприятие-конкурент «Реммонтаж» занимает вторую позицию в основном за счет менее выгодного расположения, сравнительно низкого уровня доверия и качества товаров.

  1. Матрица General Electriс

Матрица General Electric использует две переменные: привлекательность отрасли (высокая, средняя, низкая) и конкурентная позиция предприятия (сильная, средняя, слабая).

При оценке привлекательности отрасли будем применять следующие параметры: размер рынка, интенсивность конкуренции, требовательность к высоким технологиям и входные барьеры. Расчет приведен в таблице:

Таблица 4. Оценка привлекательности отрасли

Параметры отрасли

Относительный вес

Оценка привлекательности (по пятибалльной шкале)

Результат

Размер рынка

0,3

4

4*0,3=1,2

Интенсивность конкуренции

0,5

3

3*0,5=1,5

Требовательность к высоким технологиям

0,1

2

2*0,1=0,2

Входные барьеры

0,1

3

3*0,1=0,3

Оценка привлекательности отрасли

1

 

3,2

При оценке конкурентной позиции используем следующие параметры:известность предприятия, способность конкурировать по цене и качеству, маркетинговый потенциал, доля рынка.

Таблица 5. Оценка конкурентной позиции.

Параметры предприятия

Относительный вес

Оценка привлекательности (по пятибалльной шкале)

Результат

Известность

0,2

4

4*0,2=0,8

Способность конкурировать по цене и качеству

0,3

5

5*0,3=1,5

Маркетинговый потенциал

0,2

4

4*0,2=0,8

Доля рынка

0,2

4

4*0,2=0,8

Оценка конкурентной позиции

1

 

3,9

Привлекательность рынка равна 3,2, а конкурентная позиция предприятия равна 3,9.

Далее необходимо определить положение предприятия в матрице General Electric, которая приведена ниже.

Привлекательность отрасли

   
           

высокая

Вершина успеха, агрессивный рост

Успех

Вопросительный знак (?), селективный рост

5

Средняя

Успех

Средний бизнес

Поражение

 

Низкая

Доходный бизнес (аналог дойных коров), низкая активность

Поражение

Поражение(аналог дохлой собаки), деинвестирование

 
 

сильная

средняя

Слабая

1

5 Конкурентная позиция 1

Рисунок 1. Матрица "привлекательность отрасли – конкурентная позиция"

Согласно данной матрице магазину «Строй-склад» занимает позицию «средний бизнес», что не дает в полной мере судить о дальнейшей судьбе предприятия. Для данной позиции характерны высшая степень привлекательности рынка и высокий уровень относительных преимуществ организации.

Таким образом, следует отметить, что сильными сторонами магазина «Строй-склад» являются удобное расположение, качество товаров, уровень обслуживания, квалификация персонала. В свою очередь нельзя оставить без внимания слабые стороны: высокий уровень цен по сравнению с конкурентами, уровень рекламной деятельности.

Подводя итог, можно сказать что магазин «Строй-склад» достаточно конкурентоспособен на данный момент, при этом некоторые аспекты деятельности магазина требуют улучшения для того, чтобы не потерять достигнутых позиций.

В ходе оценки конкурентоспособности нашего предприятия в предыдущей главе, было выявлено, что слабыми сторонами магазина «Строй-склад» являются график работы, широта ассортимента, уровень цен и уровень рекламной деятельности.

В качестве инструментов по повышению конкурентоспособности предприятия предлагаются следующие мероприятия:

  1. Изменение ценовой политики

  2. Изменение графика работы

  3. Внедрение программы лояльности

Рассмотрим каждое мероприятие подробнее.

  1. Ценовая политика.

Большинству людей присущ мнемонический способ запоминания, то есть запоминание путем частого повторения. Покупатель хорошо ориентируется в ценах на товары, которые часто покупает. Часто – это один раз в день, два, максимум три. Обычно это такие товары как гвозди, молотки, краска, кисточки и т.д. Всего 40-50 наименований. Эти товары называются «завлекающими». Задача ценовой политики – сделать так, чтобы в магазине цены на эти товары были ниже, чем у ближайших конкурентов. Например, ниже на 10 копеек.

Если установить цену ниже на рубль, то просто предприятие недополучит 90 копеек с каждого товара. Роль завлекающих товаров заключается в том, чтобы заманить покупателя именно в наш магазин.

Следующая немногочисленная группа товаров – «рабочие» товары. Рабочие –потому, что они зарабатывают максимальную прибыль магазину. Разумеется, это товары из списка лидеров. Их примерно 90-120. Ценовая политика такая. Если товары этого списка есть у конкурентов, то на них цена должна быть такая же. Если товар у конкурента в продаже отсутствует, то максимально возможная цена.

И последняя, самая многочисленная группа товаров. «Витринные» товары. Эти товары покупают редко. В ценах на них покупатели не ориентируются. Как правило, покупка этих товаров совершается спонтанно. Покупатели судят об общем уровне цен в магазине по завлекающим и частично по рабочим товарам.

  1. Изменение графика работы

Следует принять во внимание, что в настоящее время практически все магазины работают без перерыва на обед и выходных, что позволяет посещать их в любое удобное для покупателя время. В данном случае магазину «Строй-склад» рекомендуется сократить обеденный перерыв, что позволит увеличить посещаемость магазина и поток покупателей.

  1. Программа лояльности

Для повышения частоты покупок вашей аудиторией нужно больше работать с клиентской базой магазина.Любая клиентская база магазина делиться на покупателей, которые покупают товары максимально часто; основную массу и «балласт».

Первый тип – это активные и лояльные покупатели, магазин у них «первый в списке» при появлении потребности. Это означает, что когда покупателю понадобиться купить, он пойдет сначала в свой «любимый» магазин, а потом, если не найдет нужный товар, уже во все остальные. Это самые любимые клиенты. Доля таких покупателей – 20-30-40% от общей аудитории.

Вторая доля – основная масса, покупает товары в данном магазине от случая к случаю, и может «изменить» магазину в зависимости от ассортимента, ценового предложения и удобства покупки.

Третья часть – это люди, которые покупают товары в данном магазине редко, случайно. Это приезжие, либо не целевая аудитория.

Для увеличения частоты покупок основной массы покупателей возможно использование программы лояльности и разовые акции. Программа лояльности - это система мероприятий, направленных на удержание и поощрение покупателей, потому что удерживать покупателей дешевле, чем привлекать новых. Существует еще одна закономерность - 20% покупателей приносят 80% прибыли. Этих покупателей можно стимулировать приходить еще чаще и покупать еще больше.

Программа лояльности должна решать несколько задач:

  1. стимулирование постоянных обращений клиента;

  2. увеличение частоты и суммы покупок;

  3. формирование информационной базы о клиентах;

  4. формирование положительного образа компании в глазах клиента;

  5. привлечение новых клиентов.

Рекомендуется использовать механизмы накопительных скидок либо бонусов, с возможностью оплаты покупки накопленными бонусами, с несколькими уровнями участия и возможностью точечного поощрения. Например, программа X, где существуют 3 уровня бонусных карт (7-12-25 % от покупки на счет), с возможностью оплатить до 50% покупки бонусами.

Торговля строительными материалами — стабильный бизнес с невысоким порогом вхождения. Если правильно организовать торговый процесс, можно обеспечить себе средний уровень дохода. Чтобы снизить потери в «низкий» сезон, анализируйте потребности покупателей и своевременно меняйте ассортимент.

Каждое предприятие выбирает определенную рыночную стратегию и использует ее в своей деятельности для получения преимуществ над конкурентами. Для оценки результатов использования выбранной рыночной стратегии необходимо периодическое проведение анализа конкурентоспособности предприятия и особенно в его рамках анализа конкурентоспособности продукции.

Для завоевания конкурентного преимущества на рынке предприятию необходимо учитывать ряд составляющих конкурентоспособности:

– качество продукции и услуг;

– наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;

– уровень квалификации персонала и менеджмента;

– технологический уровень производства;

– налоговая среда, в которой действует предприятие;

– доступность источников финансирования.

Конкурентоспособность самого магазина можно частично определить с помощью экономических и финансовых показателей, которые показывают прибыльность, производительность, оборачиваемость, деловую активность, ликвидность. Но при этом, как уже отмечалось выше, необходимо оценивать конкурентоспособность продукции. Так как, если объем продаж позитивен, то в большинстве случаев экономические параметры говорят о хорошем положении дел.

В данной работе был проведен анализ конкурентоспособности магазина «Калинка». Его сильными сторонами были выявлены: качество продукции, удобное расположение, качество обслуживания персонала.

Также необходимо отметить слабые стороны предприятия: высокий уровень цен по сравнению с конкурентами, наличие обеденного перерыва, отсутствие рекламной деятельности.

В рамках мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности были предложены следующие методы:

1)Изменение ценовой политики;

2)Изменение графика работы;

3)Внедрение программы лояльности.

Нельзя так же упускать из внимания тот факт, что поддержание конкурентоспособности требует постоянного изучения рынка, потребностей покупателей, исследования действий конкурентов и экономической ситуации.

Просмотров работы: 9551