ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Кривошеева И.А. 1
1СОФ НИУ "БелГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

46

ВВЕДЕНИЕ

В XXI веке наблюдается усиленное реформирование в сфере российского образования. Ведь система образования в России нуждалась в инновационных технологиях.

Принципиальные изменения коснулись, прежде всего, системы оценки качества знаний выпускников школы. Так, Закон РФ «Об образовании» в 2009 году пополнился императивной нормой о том, что государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена.

Единый государственный экзамен (далее ЕГЭ) — централизованно проводимый в Российской Федерации экзамен в школах и лицеях с 2009 года. Является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы.

Изначально ЕГЭ должен был стать неким единым стандартом оценки качества знаний выпускников, уравнять шансы абитуриентов на поступление в престижные вузы, снизить коррупцию. Однако в последнее время из уст представителей в сфере образования, родителей, школьников и абитуриентов не редко звучат предположения о том, что государство, возможно, поторопилось с утверждением обязательной формы ЕГЭ.

ЕГЭ имеет ряд противоречий:

1. Неудачные примеры конкретных заданий.

2. Неприемлемость ЕГЭ как формы контроля усвоения знаний по тем или иным конкретным предметам.

3. Разрушительное воздействие ЕГЭ на преподавание того или иного предмета, связанное с тем, что школьники изучают скорее как сдавать экзамен, чем сам предмет.

4. Недоработки в схеме организации экзаменов.

Таким образом, актуальность вопросов внедрения единого государственного экзамена, его правового регулирования остается актуальными.

Теоретическую основу исследования составляют научные труды следующих авторов: В.А.Болотов, А.Бородина, В.А.Хлебников, А.Севрук, Е.Юнина, Л.Е.Смушкевич, В.В.Фирсов, Т.Шамова, Г.Подчалимова, И.Ильина, Н.Ф.Ефремова, В.Е. Шудегов. Нормативно-правовой базой исследования является современное законодательство РФ в сфере образования.

Цель работы: провести анализ реализации и результатов проведения единого государственного экзамена в Белгородской области в контексте существующего опыта и актуальных проблем.

Объектом исследования является единый государственный экзамен по русскому языку.

Предметом исследования являются опыт, проблемы, перспективы реализации Единого государственного экзамена по русскому языку.

Гипотеза: Мы предполагаем, что: единый государственный экзамен по русскому языку не является идеальной моделью измерения результатов государственного экзамена и требует изменений.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Изучить теоретические основы проведения единого государственного экзамена в России в контексте проблемного анализа.

2. Проанализировать опыт проведения единого государственного экзамена по русскому языку в России на основе определения проблем и перспектив его развития.

3. Обобщить опыт проведения и организации единого государственного экзамена по русскому языку в Белгородской области.

Поставленные задачи были реализованы с применением метода сплошной и частичной выборки - при сборе и накоплении материала, метод анализа, статистический метод.

Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы, заключения, приложения, всего 44 страницы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА В РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМНОГО АНАЛИЗА

1.1. Общая характеристика единого государственного экзамена, его сущность и особенности

ЕГЭ для России в свое время стал инновацией. С 2001 года первые эксперименты начались в республиках Чувашия, Марий Эл, Якутия, а также в Самарской и Ростовской областях по восьми учебным дисциплинам. В других странах аналоги ЕГЭ к этому времени уже проводились.

Так, первый аналог ЕГЭ был введен во Франции в 60-х гг. Французские колонии в Африке обрели независимость, и в стране стало очень много иммигрантов из Африки. Уровень их образованности был крайне низок, но, тем не менее, детям иммигрантов необходимо было учиться, и французские власти пошли им навстречу, сильно упростив систему экзаменов. Были введены тестовые опросы, выпускной экзамен совмещался со вступительным в вуз.

Очень скоро во Франции начались многочисленные демонстрации и акции протеста: народ не принимал новую систему, считая, что она ведет к деградации нации. Противостояние длилось недолго: уже через три года правительство, оценив результаты новой политики, отказалось от нововведений.

В Италии выпускники сдают два письменных и один устный экзамен комиссии, утвержденной министерством образования. Письменные экзамены выбираются министерством, а устный проводится по двум школьным предметам. Допускаются к экзаменам только выпускники с положительными оценками. По результатам экзамена выдается диплом, дающий право на поступление в вузы страны.

В Германии для получения аттестата Abitur, дающего право на поступление в вуз, выпускникам нужно сдать четыре письменных или устных экзамена. Допуск к экзаменам получают только те, кто изучил 28 курсов. Результаты экзаменов действительны для поступления в любой ВУЗ страны.

В Англии экзамены за курс обязательного обучения сдаются централизованно, а для поступления в вуз необходимо пройти специальное двухлетнее обучение и сдать экзамены повышенного уровня. Разрабатываются и проводятся эти экзамены специальными независимыми организациями, министерство образования дает лишь рекомендации по содержанию программы. Большинство вузов страны требуют успешной сдачи экзаменов по 2-3 экзаменам повышенного уровня.

Одна из самых сложных систем отбора выпускников школ в колледжи и университеты - в США. В США нет единых программ обучения и национальных экзаменов. Единственным измерителем содержания образования выпускников старшей средней школы является количество изученных курсов, ориентированных на подготовку в университет.

Поскольку школьные стандарты заметно разнятся, отметки в аттестате не всегда являются объективным показателем подготовленности учеников. В этой ситуации основополагающим критерием при приеме в вуз становятся результаты общенациональных стандартизированных экзаменов, самые известные и распространенные из которых - Тест академических способностей (SAT, Scholastic Aptitude Test) и ACT (American College Testing) [32].

Первые прообразы ЕГЭ стали появляться в России в 1997 году. В отдельных школах начали проводить эксперименты по добровольному тестированию выпускников. Автором идеи Единого государственного экзамена в России стал Владимир Филиппов, возглавлявший Министерство образования с 1998 по 2004 год. ЕГЭ должен был уничтожить коррупцию в школах и вузах и обеспечить эффективную проверку знаний выпускников и сделать высшее образование по-настоящему доступным для детей из регионов.

В 1999 году создан Федеральный центр тестирования Минобрнауки. Задача которого - развитие в стране системы тестирования, а также осуществление мониторинга качества знаний обучающихся в российских образовательных учреждениях.

Два постановления Правительства РФ начали эксперимент по введению ЕГЭ:

«Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» от 16 февраля 2001 года;

«Об участии образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена» от 5 апреля 2002 года.

Были выбраны экспериментальные регионы, где впервые по восьми предметам прошел ЕГЭ: республика Чувашия, Марий Эл, Якутия, Самарская и Ростовская области. Приняли участие более 30 тыс. человек и около 50 государственных вузов по восьми учебным дисциплинам.

Перед началом эксперимента была развернута масштабная кампания по поддержке единого государственного экзамена. Прежде всего, велась активная работа по информированию населения через СМИ, проводились конференции и тренинги для преподавателей, специальные занятия в школах. Параллельно началось мощное антикоррупционное движение во всей системе образования[18].

В соответствии с п. 4.1 ст. 15 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения ими федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

ЕГЭ проводится по следующим общеобразовательным предметам: математика, русский язык, литература, физика, химия, биология, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Участниками ЕГЭ являются:

- обучающиеся, освоившие основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования и допущенные в установленном порядке к государственной (итоговой) аттестации (выпускники текущего года);

- обучающиеся образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, освоившие федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ;

- выпускники образовательных учреждений прошлых лет, имеющие документ государственного образца о среднем (полном) общем, начальном профессиональном и среднем профессиональном образовании, в том числе лица, у которых срок действия ранее полученного свидетельства о результатах ЕГЭ не истек;

- граждане, имеющие среднее (полное) общее образование, полученное в образовательных учреждениях иностранных государств.

Выпускники специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением и образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы, а также выпускники с ограниченными возможностями здоровья вправе сдать ЕГЭ на добровольной основе.

Обучающиеся, освоившие основные образовательные программы среднего (полного) общего образования в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, сдают ЕГЭ на добровольной основе. Для участия в ЕГЭ лица, указанные выше, не позднее 1 марта подают заявление с указанием перечня общеобразовательных предметов, по которым планируют сдавать ЕГЭ в текущем году.

Выпускники прошлых лет, выпускники образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, а также граждане, имеющие среднее (полное) общее образование, полученное в образовательных учреждениях иностранных государств, не имевшие возможности участвовать в ЕГЭ в период проведения государственной (итоговой) аттестации, вправе подать заявление на участие в ЕГЭ до 5 июля.

По истечении установленных сроков, изменение указанных в заявлении экзаменов по общеобразовательным предметам возможно только при наличии у участника ЕГЭ уважительных причин (болезни или иных обстоятельств, подтвержденных документально).

Объявления о местах регистрации на сдачу ЕГЭ в следующем году размещаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, в средствах массовой информации, в которых осуществляется официальное опубликование нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, не позднее 31 декабря текущего года.

Результаты ЕГЭ выпускников текущего года признаются в установленном порядке общеобразовательными учреждениями, в которых они были допущены в установленном порядке к государственной (итоговой) аттестации, как результаты государственной (итоговой) аттестации, а образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования - как результаты вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам.

Результаты иных участников ЕГЭ признаются образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам[14].

Рассмотрим структуру и содержание Единого государственного экзамена. Задания ЕГЭ именуются контрольно-измерительными материалами (КИМами), которые разрабатываются Федеральным институтом педагогических измерений.

Задания по большинству предметов делятся на три части (блока): A, B, C. Блок A содержит тестовые задания, в каждом из которых необходимо выбрать один вариант ответа из четырёх предложенных.

На каждое задание блока B необходимо дать краткий ответ, состоящий из одного или нескольких слов, букв или чисел. Ответы на задания блоков A и B заносятся в специальный бланк и проверяются компьютером.

Блок C состоит из одного или нескольких заданий с развёрнутым ответом. Ответы на задания блока C оцениваются экспертами региональной экзаменационной комиссии, задания КИМ части С содержат критерии оценивания для экспертов.

КИМы по отдельным предметам могут иметь свои особенности. Например, КИМы по литературе и математике (с 2010 года) не содержат заданий с выбором ответа. В КИМах по иностранным языкам есть раздел, в котором учащемуся необходимо прослушать аудиозапись текста на иностранном языке (аудирование) и ответить на вопросы по содержанию текста.

Содержание КИМов регламентируется тремя документами, утверждаемыми Рособрнадзором осенью: кодификатором элементов содержания КИМов, спецификацией экзамена и демоверсией экзамена. Примерная структура, форма и содержание КИМов заранее определены и не могут быть изменены произвольным образом[21].

Рассмотрение структуры и содержания ЕГЭ позволяет констатировать желание разработчиков ликвидировать пробелы в знаниях русского языка. Анализ последних показателей по России подтверждает, что уровень грамотности населения России находится далеко не на самом высоком уровне. О чем свидетельствует проведенный в 2013 году Тотальный диктант. Тексты работ пишут самые популярные писатели, а зачитывают в аудиториях — самые узнаваемые актеры. Из года в год (впервые «Тотальный диктант» писали в 2004 году) он выявляет всеобщую, вопиющую неграмотность. На этот раз юбилейный, десятый общенациональный диктант (составитель — известная писательница Дина Рубина) в 180 городах России и в 35 странах мира в общей сложности написали более 32 тыс. человек. По данным оргкомитета проекта не сделали ни одной ошибки лишь 400 человек. Или чуть более 1,2% от общего числа участников [30].

В реальности 1% дает не общество в целом, а только его наиболее продвинутая часть — те, кто писали диктант. Включись в «тотальное» тестирование остальные, доля грамотных людей вплотную приблизится к нулю. Итоги Тотального диктанта показывают, что если бы вместо тестирования в ЕГЭ ввели диктант, то очевидно результаты были бы хуже, чем сейчас. Что говорит о несовершенстве системы оценки качества знаний по русскому языку в России.

Таким образом, ЕГЭ по русскому языку в России явился обязательным, но остается малорезультативным и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Что касается отставания системы образования в оценке качества образования, то оно обусловило появление инновации. Можно отметить, что ЕГЭ существенно отличается от экзаменов в других странах. ЕГЭ проводится по нескольким общеобразовательным предметам. Задания ЕГЭ именуются контрольно-измерительными материалами (КИМами), которые разрабатываются Федеральным институтом педагогических измерений.

1.2. Содержательные основыединого государственного экзамена по русскому языку

Одним из обязательных экзаменов является единый государственный экзамен по русскому языку.

Содержание заданий ЕГЭ по русскому языку соответствует требованиям к уровню подготовки по предмету за курс полной средней школы, зафиксированным в следующих нормативных документах.

– Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО от 15.05.98 № 1236).

– Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по предмету (Приказ МО от 30.06.99 № 56).

В экзаменационный тест входят задания, проверяющие подготовку выпускников по всем основным содержательным линиям школьного курса. Проверяются:

1) знания о языке как системе: знания по фонетике, знания по лексике, знания по словообразованию (морфемике), знания по морфологии и синтаксису;

2) речеведческие знания: текст как речевое произведение, смысловая и композиционная целостность текста, последовательность расположения частей текста, типы речи, стили речи, отбор языковых средств в тексте в зависимости от его темы, стиля и типа речи;

3) специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил);

4) орфографическая и пунктуационная грамотность;

5) владение нормами литературного языка: орфоэпическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими;

6) умения, связанные с разными видами речевой деятельности, в частности, умение читать и интерпретировать текст, создавать письменное высказывание.

Предлагается проверка всех указанных выше умений и навыков при помощи тестовых заданий трех типов:

Задания 1-й части (с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных).

Уровень сложности этих заданий минимально достаточен для оценки базовой подготовки выпускников средней школы на положительный балл («3»). Их главная задача – проверить практическое владение русским языком, соблюдение в устных и письменных высказываниях орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных норм. Языковая подготовка проверяется в них на уровне учебных умений, или способов действия на основе понятий и правил, осуществляемых в стандартных условиях, в работе со специально отобранным языковым материалом, представленным в виде слов, словосочетаний, предложений. Однако тесты не способствуют развитию творческого мышления. К тому же ученик может выбрать вариант наугад и получить в целом высокий результат, при этом не обладая достаточными знаниями.

Задания 2-й части (ответом к заданиям этой части (В1–В8) является слово (словосочетание), число или последовательность чисел).

3-я часть заключается в написании сочинения по прочитанному тексту. Ученик должен сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста, избегая чрезмерного цитирования.

Далее сформулировать позицию автора (рассказчика). Нужно указать, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объяснить почему. Свой ответ аргументировать, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение следует писать аккуратно, разборчивым почерком[18].

Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку: (часть 1) За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует, ставится 0 баллов.

(часть 2) За правильный ответ на задания В1, В2, В3, В4, В5, В6, В7 ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

Критерии оценивания ответа на задание С1:

I Содержание сочинения

К1: Формулировка проблем исходного текста.

- Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста – 1;

- Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет – 1;

- Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста – 0.

К2: Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

- Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет – 2;

- Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста прокомментирована, но без опоры на исходный текст или в комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста – 1;

- Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или

в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста – 0.

К3: Отражение позиции автора исходного текста.

- Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет – 1;

- Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,

Или позиция автора исходного текста не сформулирована – 0.

К4: Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.

- Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы) – 3;

- Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы – 2;

- Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт – 1;

- Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе – 0.

II Речевое оформление сочинения:

К5: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена, в работе нет нарушений абзацного членения текста – 2;

- работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка,

и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста – 1;

- в работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста – 0.

К6: Точность и выразительность речи.

- Работа экзаменуемого характеризуется точностью выраже­ния мысли, разнообразием грамматического строя речи.

*Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10 – 2;

- Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но

прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи,

но есть нарушения точности выражения мысли – 1;

- Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи – 0.

III Грамотность:

К7: Соблюдение орфографических норм.

- орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) – 3;

- допущено не более 2-х ошибок – 2;

- допущено 3–4 ошибки – 1;

- допущено более 4-х ошибок – 0.

К8: Соблюдение пунктуационных норм.

- пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) – 3;

- допущено 1–3 ошибки – 2;

- допущено 4–5 ошибок – 1;

- допущено более 5-и ошибок – 0.

К9: Соблюдение языковых норм.

- грамматических ошибок нет – 2;

- допущено 1–2 ошибки – 1;

- допущено более 2-х ошибок – 0.

К10: Соблюдение речевых норм.

- допущено не более 1 речевой ошибки – 2;

- допущено 2–3 ошибки – 1;

- допущено более 3-х ошибок – 0.

К11: Соблюдение этических норм.

- этические ошибки в работе отсутствуют – 1;

- допущены этические ошибки (1 и более) – 0.

К12: Соблюдение фактологической точности в фоновом материале.

- фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют – 1;

- допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале – 0.

Максимальное количество баллов за всю письменную работу

(К1–К12) – 23. Проблема этого задания – субъективность проверяющих.

Таким образом, хоть содержание заданий ЕГЭ по русскому языку и соответствует требованиям к уровню подготовки по предмету за курс полной средней школы, но нуждается в доработке.

1.3. Анализ опыта проведенияединого государственного экзамена в России на основе определения проблем и перспектив его развития

В 2002 году эксперимент по введению единого государственного экзамена прошел в 16 регионах страны. Его сдавали выпускники 8400 школ, прием по оценкам, полученным на ЕГЭ, велся в 117 вузах.

В 2003 году в эксперименте приняли участие 47 регионов, причем в 11 из них выпускники сдавали ЕГЭ по всем девяти предметам школьной программы. Экзамен провели 18,5 тыс. российских школ.

Значительно возросло число вузов, набиравших студентов на основании результатов экзамена - до 245. В эксперимент включили, в том числе, и некоторые медицинских учебные заведения, а также университеты, готовящие специалистов в области культуры и спорта.

Словом, ЕГЭ крайне активно распространялся по стране. Эксперимент признали успешным и планировали сделать обязательным[19].

Однако было высказано много голосов протеста против введения ЕГЭ. Указывали на основные недостатки ЕГЭ. Утверждалось, что тестирование в принципе не способно выявить уровень знаний, а процесс обучения превращается в «натаскивание» на экзамен. Также, многие говорили о непомерной сложности заданий для школьников, и общем увеличении нагрузки на учащихся. По мнению многих, при такой форме аттестации отсутствовал индивидуальный подход к школьникам, не учитывалась разница в условиях их обучения. Кроме того, многие престижные (и не очень) вузы не учитывали результатов ЕГЭ, так что выпускникам приходилось выдерживать двойную нагрузку экзаменов.

По итогам проведения пробного ЕГЭ, был сделан вывод, что нормативно-правовая база требует значительных усовершенствований и доработок. Возникла масса проблем с работой экзаменационных комиссий, подачей апелляций, зачислением в вузы. Кроме того, выявились проблемы с организацией экзамена. Но больше всего нареканий вызывали вопросы и задания ЕГЭ.

В 2004 году экзамен сдавали 65 регионов России, число вузов и ссузов увеличилось до 946 и 1530 соответственно. Возросло количество общеобразовательных предметов, по которым сдавался ЕГЭ. В 2006 ЕГЭ сдавало уже 950 тысяч школьников в 79 регионах России[7].

Важным усовершенствованием стала возможность заочного поступления выпускников одновременно в несколько вузов. Причем, отправить документы можно было в неограниченное число учебных заведений (из тех, что засчитывали результаты ЕГЭ). Еще больше возросло финансирование проекта.

Тестирование для выпускников стало проводиться в два этапа: сразу по окончании школы (в мае-июне) и еще через месяц. Это было введено для того, чтобы у школьников еще было достаточно сил для экзамена, а также время разослать свои результаты в большее количество учебных заведений.

Из всех субъектов РФ только Нижегородская область категорически отказывалась участвовать в эксперименте по ЕГЭ.

К 2005 году завершить эксперимент не удалось, и было принято сделать ЕГЭ обязательным к 2008. Появилось постановление: в кратчайшие сроки завершить проект Правительства РФ «О поэтапном введении единого государственного экзамена на территории Российской Федерации», а также определить подходы к созданию общероссийской системы оценки качества образования.

Однако возникла серьезная проблема с введением ЕГЭ в творческих вузах. Ректоры крупнейших учебных заведений категорически высказывались против введения ЕГЭ. Правда, госэкзамен не отменял творческого конкурса, и абитуриенты по-прежнему сдавали эти дисциплины в прежнем порядке. Тем не менее, основные общеобразовательные предметы (русский язык, литература, математика) в большинстве творческих вузов уже засчитывались по результатам ЕГЭ. В столице произошли самые кардинальные перемены: Департамент образования Москвы обязал все учебные заведения, связанные с искусством, выделить 50% специальностей для абитуриентов, поступающих по результатам ЕГЭ. Обойти это решение смогли буквально единицы[19].

Однако, несмотря на видимый успех ЕГЭ, недовольства по-прежнему не стихали. К старым проблемам добавилась еще одна: несоответствие требований ЕГЭ и школьной программы.

Главный противник введения ЕГЭ, ректор МГУ Виктор Садовничий, назвал государственный экзамен «кузницей посредственностей». Его точку зрения разделяли практически все ректоры крупных вузов России.

В 2007 году принят ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» Федеральный закон от 9 февраля 2007 года №17-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена.

До 2009 года порядок проведения ЕГЭ оставался прежним. В полном объеме продолжало действовать Положение о проведении ЕГЭ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.04.2002 №1306 «Об утверждении Положения о проведении единого государственного экзамен», утвержденное приказом Минобразования семь лет назад. Новые поправки устанавливали в России до 1 января 2009 переходный период для введения ЕГЭ в полном объеме на всей территории России.

Прежде всего, школьные медали и дипломы СПО с отличием теряли свою силу, а их обладатели лишались льгот: теперь они должны были сдавать ЕГЭ на общих условиях. Однако общее число льготников значительно увеличивалось: вне конкурса, при условии успешной сдачи экзамена, в вузы могли поступать не только оставшиеся без попечения родителей дети-сироты и дети, лица в возрасте до 23 лет (как было постановлено ранее), а также дети военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы или при участии в проведении контртеррористических операций. Кроме того, без вступительных испытаний получили право поступать чемпионы Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр для обучения по направлениям подготовки (специальностям) в области физической культуры и спорта.

Также Минобрнауки РФ совместно с Рособрнадзором начал активную разработку дополнительных правовых актов, регулирующих вопросы проведения ЕГЭ и государственной итоговой аттестации (ГИА) среди выпускников.

В 2008 ЕГЭ сдавали уже свыше миллиона учащихся во всех регионах. Количество субъектов РФ, где прошел ЕГЭ, увеличилось до девяноста двух, прием по результатам экзамена стали вести 1650 высших и 2000 средне-специальных учебных заведений.

1 января 2009 года вступили в силу поправки в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» Федеральный закон от 9 февраля 2007 года №17-ФЗ, которые провозгласили ЕГЭ обязательным для всех выпускников, независимо от того, собираются они продолжать обучение в вузе или нет. Обязательным государственный экзамен стал и для обучающихся в российских школах иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев.

ЕГЭ 2009 был значительно преобразован. Помимо вышеупомянутых пунктов, были введены и другие изменения. Прежде всего, он стал играть главную роль при поступлении в вуз. Результаты сдачи ЕГЭ в школе одновременно стали засчитываться как вступительные экзамены.

Для получения аттестата школьникам необходимо было сдать всего два обязательных экзамена - по русскому языку и математике, а для поступления в вуз - четыре. Дополнительные экзамены определялись в зависимости от требований университета при поступлении, однако, обязательными для поступления на все специальности явились результаты вступительных испытаний по русскому языку.

Некоторые вузы (а именно 24) получили от правительства разрешение проводить собственные дополнительные испытания на некоторые специальности. Дополнительные испытания организовывались по специальностям творческой и профессиональной направленности, требующим наличия особых творческих, физических или психологических качеств.

Также каждый вуз теперь обязали до начала приема заявлений устанавливать свой проходной порог. Это необходимо для того, чтобы облегчить выбор учебного заведения тем абитуриентам, чьи баллы недостаточно высоки. Документы для поступления в вуз теперь можно было отправлять по почте, что значительно облегчало выпускникам возможности поступления.

Получить допуск к ЕГЭ стало сложнее: теперь недостаточно просто закончить 11 класс - необходимо было написать на положительную оценку итоговую контрольную по математике и сочинение по русскому языку. Баллы, полученные на госэкзамене, отныне не влияют на итоговые отметки, которые выставляются в аттестат. Однако, если выпускник сдает оба обязательных экзамена неудовлетворительно, ему выдается справка об обучении в школе, и предоставляется право пересдачи экзамена только через год.

Решена проблема с пересчетом и шкалированием результатов ЕГЭ: перевод баллов в оценки отменен. Теперь выпускник, оканчивая школу, получал отдельно свидетельство о сдаче ЕГЭ и аттестат. Результаты ЕГЭ действительны до 31 декабря года, следующего после сдачи экзамена.

Приемная кампания, обычно спокойно проходившая до конца июля, в 2009 году завершилась только к началу учебного года. Главной проблемой стала возможность подавать документы в неограниченное количество вузов и три «волны» поступления. Из-за этого возникла огромная путаница и немало скандалов. Сложности возникали и в связи с тем, что многие абитуриенты не могли забрать оригиналы документов для поступления в выбранный вуз, поскольку их уже зачислили в другой.

Масса недовольств возникла из-за большого количества абитуриентов льготной категории. Первый список бюджетников почти целиком состоял из абитуриентов, поступающих вне конкурса. В результате люди с высокими баллами ЕГЭ оказались перед необходимостью либо ждать второй волны, либо подавать оригиналы документов в другие вузы. Успешные абитуриенты с хорошими результатами ЕГЭ часто не могли поступить в желаемый вуз.

Также выявилась проблема неопределенности абитуриентов в своем выборе: они подавали документы на самые разнообразные направления, не тяготея к какому-либо определенному. Это создавало трудности не только при зачислении, но и во время дальнейшего обучения[8].

В 2010 году некоторые изменения претерпели контрольно-измерительные материалы по математике и литературе. Этому предшествовал крах выпускников на экзамене предыдущего года: 25% школьников написали экзамен по математике на неудовлетворительную оценку. Что касается литературы, то главной проблемой стала невозможность объективной оценки столь абстрактного, порой интуитивного предмета в тестовой форме. Задачи по математике были преобразованы в более конкретные, житейские. Новые тесты предполагали не только знание формул и правил, но и умение пользоваться ими на практике.

Выпускники, которые окончили среднюю школу до 1 января 2009 года, т. е. до того, как Единый государственный экзамен стал обязательным, получили выбор. Теперь при поступлении в вуз на очное отделение могут не сдавать ЕГЭ, а проходить экзамены в традиционной форме.

Число этапов зачисления в вузы уменьшилось с трех до двух. Это позволило своевременно определить, набрал ли абитуриент необходимое количество баллов, чтобы поступить в выбранный вуз. Строго соблюдалось право студента забрать из приемной комиссии одного вуза свои документы и переправить их в другой, куда он прошел во второй волне. Причем сделать это все можно было в течение одного дня.

Вузы получили право устанавливать минимальный порог баллов не только по профильному, но и по всем остальным предметам. На 10% был сокращен целевой прием. Кроме того, стал актуальным вопрос о его отмене на гуманитарные направления, где слишком много выпускников: юристов, экономистов, менеджеров и т. д. Также было законодательно утверждено новое правило: подавать заявления в этом году можно было не больше, чем в пять вузов, и не более чем на три направления в каждом.

Во избежание повторения конфликтных ситуаций, зачастую возникавших из-за отсутствия нужной информации, правительство обязало все университеты до 1 февраля опубликовать на сайтах собственные правила приема, направления подготовки, перечень вступительных испытаний.

По оценке Общероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг и департамента экономической безопасности МВД в 2010 году из-за обязательного государственного экзамена объем коррупции в образовании увеличился. Причем из вузов взяточничество перешло на уровень школы. Также Рособрнадзор отметил несколько случаев появления в интернете контрольно-измерительных материалов по русскому языку во время сдачи единого государственного экзамена. При этом зафиксированы отдельные случаи переписки экзаменуемых с пользователями сети непосредственно во время самого экзамена. Проводится работа по идентификации нарушителей. Все это стало одним из главных аргументов противников введения ЕГЭ в России[5].

Творческие вузы по-прежнему отстаивают свое право принимать абитуриентов не по результатам ЕГЭ, а на основании своих собственных экзаменов. Есть такие, которым это удается: Консерватория им. П.И. Чайковского, Государственное музыкальное училище им. Гнесиных, РАТИ и Школа-студия МХАТа. Однако в большинстве творческих вузов засчитываются результаты ЕГЭ минимум по одному из экзаменов. Правда, пока госэкзамен не отменяет и традиционных вступительных испытаний.

При этом многие учебные заведения находят способ избежать ЕГЭ. К примеру, высшие театральные училища им. Щепкина и им. Щукина засчитывают баллы госэкзамена только за сочинение, и то только для граждан стран СНГ.

Ограничение количества учебных заведений, куда можно было подавать документы, сыграло положительную роль: ажиотажа и паники 2009 года удалось избежать. Приемная кампания прошла спокойно и вполне успешно.

Возникла другая проблема. В условиях назревающего демографического кризиса многие вузы начали снижать проходной балл по многим специальностям, в результате чего, зачастую, набирали не слишком хорошо подготовленных студентов. Эта проблема сейчас наиболее актуальна, поскольку выпускников с каждым годом становится все меньше. Минобрнауки заострило свое внимание, в первую очередь, на решении этого вопроса[16].

Таким образом, введение ЕГЭ и его эволюция в течение почти 10 лет показывает, что ни Правительство России, ни Министерство образования и науки, ни ученое сообщество не считают такую форму оценки знаний совершенной. Каждый год ЕГЭ меняется и будет меняться, пока не устроит всех участников образовательного процесса.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

На протяжении всей истории становления ЕГЭ вызывал много споров. Есть как сторонники, так и противники данной формы итоговой аттестации. Нельзя не отметить, что в свое время ЕГЭ стал инновацией. Содержание заданий ЕГЭ, а именно по русскому языку, соответствует требованиям к уровню подготовки по предмету за курс полной средней школы, но является не идеальным в плане оценки качества образования.

ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

2.1. Общая характеристика организации проведения единого государственного экзамена по русскому языку в Белгородской области

Организация и проведение единого государственного экзамена осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена.

ЕГЭ организуется и проводится Рособрнадзором совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования. Для организации и проведения государственной (итоговой) аттестации ежегодно в каждом регионе России органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования, создают экзаменационные, предметные и конфликтные комиссии.

Экзаменационные и (или) предметные комиссии осуществляют организацию, проведение и утверждение результатов государственной (итоговой) аттестации, подготовку экзаменационных материалов, прием устных экзаменов и (или) проверку письменных экзаменационных работ выпускников. Конфликтные комиссии обеспечивают объективность оценивания экзаменационных работ выпускников и разрешение спорных вопросов, возникающих при проведении государственной (итоговой) аттестации.

В Белгородской области в настоящее время сложились определенные механизмы и процедуры оценки качества образования. С 2004 года область участвует в федеральном эксперименте по введению единого государственного экзамена: с этого времени все выпускники школ сдают в этой форме русский язык, с 2005 года - алгебру и начала анализа. В 2007 году 53% выпускников сдавали два предмета (русский язык и математику) в форме ЕГЭ. В 2008 году аттестация выпускников в форме ЕГЭ проводится по 8 предметам.

В 2007 году в Белгородской области создано Областное государственное учреждение «Региональный центр оценки качества образования» (БелРЦОКО), в составе которого отдел организации и проведения итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений, отдел мониторинга качества образования, отдел образовательной статистики и аналитики, лаборатория социологических и педагогических исследований. В своей работе Центр осуществляет взаимодействие с муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями области, Белгородским региональным институтом повышения квалификации и переподготовки специалистов, муниципальными методическими службами, федеральными службами оценки качества образования. Создание Центра оценки качества образования преследует две основные цели: построение системы многоуровневого мониторинга качества образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений. С 2007 года во всех муниципальных территориях области создаются муниципальные центры оценки качества образования, которые занимаются сбором данных о качестве образования, анализом статистической информации на муниципальном уровне, обеспечивают техническое сопровождение мониторинговых мероприятий. Муниципальные центры работают в тесном контакте с БелРЦОКО.

Региональная система оценки качества образования Белгородской области представляет собой часть инфраструктуры общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) и соблюдает организационное и содержательное единство подходов к проведению оценки качества образования на территории Российской Федерации[28].

Региональный центр оценки качества образования состоит из сети органов и служб:

Служба по контролю и надзору в сфере образования – исполнительный орган государственной власти Белгородской области, осуществляющий на территории Белгородской области полномочия Российской Федерации по контролю и надзору в области образования.

Центр оценки качества образования – государственное учреждение, подведомственное службе по надзору и контролю в сфере образования, осуществляющее на территории Белгородской области организационно-технологическое и научно-методическое обеспечение процедуры оценки качества образования.

Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (БелРИПКППС) – образовательное учреждение, осуществляющее переподготовку специалистов в сфере оценки качества образования.

Организации, осуществляющие разработку, апробацию и сертификацию измерительных материалов для оценки качества образования – структуры, задачей которых является обеспечение измерителями всех оценочных процедур, кроме измерителей, утвержденных на федеральном уровне.

Муниципальные центры оценки качества образования создаются в каждом муниципалитете. Их статус и организационное оформление зависят от возможностей и особенностей конкретного муниципального образования (это может быть структурное подразделение муниципального органа управления образования или методического центра, муниципальное учреждение с правами юридического лица).

Одной из главных задач Областного государственного бюджетного учреждения «Белгородский региональный центр оценки качества образования» является участие в организации и проведении единого государственного экзамена.

Проверка работ проходит следующим образом. Ответы на задания типа А (выбор ответа из 4-х предложенных вариантов) и типа В (краткие свободные ответы) проверяются автоматизировано, с помощью компьютера.

Задания типа С (развернутые свободные ответы) проверяют два независимых друг от друга эксперта из числа преподавателей-предметников, назначенных для этой работы местной государственной экзаменационной комиссией (ГЭК). Каждый эксперт проставляет в протокол оценки за каждый ответ на задание. При расхождении оценок двух экспертов назначается третий.

После этого информация автоматически вводится в компьютер, и соответствующие файлы пересылаются по защищенным каналам связи в Федеральном центре тестирования. В ФЦТ происходит автоматический подсчет баллов для каждого учащегося, которые сохраняются в федеральной базе данных.

Таким образом, следует отметить, что ЕГЭ организуется и проводится Рособрнадзором совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.

С 2004 года Белгородская область участвует в федеральном эксперименте по введению единого государственного экзамена, а в 2007 году создано Областное государственное учреждение «Региональный центр оценки качества образования» (БелРЦОКО).

2.2. Показатели единого государственного экзамена по русскому языку в Белгородской области

Изучение нормативно-организационных основ проведения ЕГЭ по русскому языку в Белгородской области позволяет перейти к анализу соответствующих показателей.

Нами проанализированы результаты ЕГЭ по русскому языку в Белгородской области по показателям за 2010, 2011 и 2012 года.

В 2010 году успешно преодолели минимальный порог 8998 человек из 9189 сдававших, что составляет 98 % из 100. В 2011 – 8525 из 8599 (99 %), а в 2012 - 9420 человек из 9616 сдававших (98 %)[17].

В 2011 наблюдается уменьшение количества сдающих ЕГЭ по русскому языку из-за падения рождаемости, наблюдаемого в 1992-1993 годах, но процент преодолевших минимальный порог увеличился. В 2012 наблюдается положительная динамика в плане увеличения числа учеников, которые сдают ЕГЭ по русскому языку, однако виден регресс в количестве преодолевших минимальный порог.

Статистика работ, оцененных на сто баллов такова: в 2010 году – 15 выпускников (0,16 % от общего числа сдававших), в 2011 – 17 (0,19), в 2012 – 24 (0,25). Таким образом, в этом плане наблюдается положительная динамика.

Средний тестовый балл также прогрессирует и составляет 62,5 в 2012 году (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Более подробно нами проанализированы показатели ЕГЭ по русскому языку в Белгородской области за 2012 год. Единый государственный экзамен проводился по 13 общеобразовательным предметам в период с 28 мая по 21 июня.

По данным в 2012 году в ЕГЭ приняли участие 9624 человек, в том числе выпускников текущего года 9281 человек, что на 1024 человека больше, чем в прошлом году.

Организационное, технологическое и информационное сопровождение ЕГЭ на территории области в 2012 году обеспечивали департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области совместно с муниципальными органами управления образования, региональным центром обработки информации государственного бюджетного учреждения «Белгородский региональный центр оценки качества образования». В 22 муниципальных образованиях области утверждены 70 пунктов проведения экзамена.

Муниципальные органы управления образования, общеобразовательные учреждения обеспечили расширенный выбор предметов участниками ЕГЭ в текущем году: обществознание – 5888 тыс. человек, физика-2527 человек, биология – 1770 человек, история – 1576 человек, химия – 921 человек, информатика – 665 человек, иностранные языки -518 человек, литература -419 человек, география-200 человек.

Благодаря проделанной работе наметилась тенденция на увеличение количества участников ЕГЭ, сдающих ЕГЭ по дисциплинам, требующимся для поступления на технические специальности.

К проведению ЕГЭ на территории области привлечено 4800 человек в качестве организаторов ЕГЭ на пунктах проведения экзамена, уполномоченных представителей государственной экзаменационной комиссии, руководителей пунктов проведения экзамена, технических специалистов в пункте проведения экзамена, ассистентов для участников ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья, экспертов по проверке работ участников ЕГЭ и других исполнителей.

На федеральном уровне в 2012 году произошли изменения в нормативной правовой базе. Минобрнауки России утверждены:

-новый Порядок проведения ЕГЭ;

-Положение о системе общественного наблюдения при проведении ЕГЭ;

-Постановлением Правительства РФ утверждены Правила ведения федеральных и региональных информационных систем обеспечения проведения ЕГЭ.

По итогам сдачи в текущем году ЕГЭ средний балл, полученный участниками ЕГЭ по общеобразовательным предметам, в основном сопоставим со среднероссийскими показателями 2012 года и результатами ЕГЭ 2011 года. Данные ЕГЭ в 2012 году по общеобразовательным предметам также соответствуют статистической норме, что подтверждает достоверность полученных участниками ЕГЭ результатов (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

В целях соблюдения прав участников ЕГЭ на объективное оценивание их подготовки на территории Белгородской области работала региональная конфликтная комиссия, которая принимала и рассматривала апелляции участников ЕГЭ о несогласии с выставленными баллами и о нарушениях установленного порядка проведения ЕГЭ в пункте проведения экзамена.

Из аналитической записки известно, что всего в конфликтную комиссию обратилось 875 участников ЕГЭ о несогласии с выставленными баллами. О нарушениях установленного порядка проведения ЕГЭ в пункте проведения экзамена заявлений не поступило.

Удовлетворено апелляций 194 участникам ЕГЭ с повышением баллов (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Не прошли пороговый балл, подтверждающий освоение основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в 2012 году по русскому языку и математике (обязательные экзамены), и не получили аттестат о среднем (полном) общем образовании 58 участников ЕГЭ.

Управление по контролю и надзору в сфере образования департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области в целях проверки соблюдения установленного порядка проведения единого государственного экзамена в 2012 году провели 22 контрольных мероприятия, в ходе которых проверен 21 пункт проведения экзамена (ППЭ) (30 %).

По результатам контрольных мероприятий выявлены 28 нарушений Порядка проведения единого государственного экзамена, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 октября 2011 года № 2451, в том числе по пунктам указанного Порядка.

Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки были выявлены 4 факта опубликования участниками ЕГЭ из Белгородской области варианта контрольного измерительного материала (КИМ) в сети Интернет (ППЭ № 0525 (г. Валуйки) – 2 факта, ППЭ № 0217 (г. Алексеевка), ППЭ № 1955 (г. Старый Оскол)). Установлено, что к опубликованию вариантов КИМ в сети Интернет привело наличие и использование в местах проведения ЕГЭ мобильных телефонов, с помощью которых указанные материалы были сфотографированы[17].

Кроме того, возбуждены 2 дела об административных правонарушениях по части 4 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении организаторов ППЭ № 0525 (г. Валуйки) за факт наличия и использования участником ЕГЭ мобильного телефона на экзамене по истории.

К настоящему времени направленные в мировые суды дела об административных правонарушениях рассмотрены, на всех организаторов и руководителя ППЭ наложены административные штрафы.

По четырем фактам наличия у участников ЕГЭ и использования ими средств связи (мобильных телефонов) дела об административных правонарушениях не возбуждались, так как организаторы в аудиториях своевременно установили указанные факты и участники ЕГЭ были удалены с экзамена, в данных случаях Государственная экзаменационная комиссия приняла решения об отмене результатов проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ без права пересдачи 2012 году.

Таким образом, проведение ЕГЭ на территории Белгородской области в 2012 году показало наряду с положительными результатами и проблемы при организации и проведении ЕГЭ. В плане результатов наблюдается положительная динамика.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

В ходе нашего исследования был установлен ряд положительных сторон при проведении ЕГЭ по русскому языку в Белгородской области:

- Увеличился процент работ, оцененных на сто баллов.

- Прогресс среднего тестового балла.

- Расширенный выбор предметов участниками ЕГЭ.

Также в ходе нашего исследования был установлен ряд проблем при проведении ЕГЭ по русскому языку в Белгородской области:

- Недостатки в предложениях муниципальных органов управления образования по подбору и формированию организаторов на пунктах проведения ЕГЭ, включая руководителя пункта.

- Недостаточное информирование муниципальными органами управления образования участников ЕГЭ и их родителей (законных представителей), организаторов ЕГЭ на пунктах проведения экзаменов об изменениях в нормативной правовой базе проведения ЕГЭ и правовых последствиях за нарушения ими установленного порядка проведения ЕГЭ.

- Недостаточная разъяснительная работа по привлечению гражданского сообщества в качестве общественных наблюдателей при проведении единого государственного экзамена в пунктах его проведения.

- Слабая динамика роста показателей ЕГЭ по русскому языку в Белгородской области.

Однако, в целом, единый государственный экзамен в Белгородской области состоялся, более 90% выпускников 2012 года определились по результатам ЕГЭ на дальнейшее обучение в вузы Белгородской области и других регионов РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе становления России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится приоритетным направлением в развитии нашего государства. Успешная реализация реформ в области образования является сложной и важной задачей.

Единый государственный экзамен – одно из направлений модернизации структуры и содержания российского образования.

В нашем исследовании мы выполнили цель работы, а именно провели анализ реализации и результатов проведения ЕГЭ в Белгородской области в контексте существующего опыта и актуальных проблем.

С помощью научной и учебной литературы по проблеме нашего исследования мы изучили теоретические основы проведения ЕГЭ и сконцентрировали внимание на опыте проведения ЕГЭ в России. Используя статистические данные за 2010-2012 года, обобщили опыт проведения и организации ЕГЭ по русскому языку в Белгородской области.

В процессе работы были сделаны следующие выводы:

1. ЕГЭ — централизованно проводимый в Российской Федерации экзамен в средних учебных заведениях, который служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы и ссузы.

2. Отставание системы образования в оценке качества образования обусловило появление ЕГЭ.

3. С 2009 года ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы, при этом есть возможность повторной сдачи ЕГЭ в последующие годы.

4. ЕГЭ существенно отличается от экзаменов в других странах.

5. Наличие высокой коррумпированности в связи с проведением ЕГЭ.

6. Содержание заданий ЕГЭ по русскому языку соответствует требованиям к уровню подготовки по предмету за курс полной средней школы, но нуждается в доработке.

7. Проведение ЕГЭ по русскому языку в Белгородской области имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

8. В динамике результатов ЕГЭ по русскому языку в Белгородской области наблюдается прогресс.

Жесткое предписание ныне действующей законодательной нормы к форме ЕГЭ не соответствует природе педагогических отношений, главный субъект которых - обучающийся - слишком уникален и сложен для оценивания результатов его обучения, воспитания и развития исключительно в стандартизированной форме. Вместе с тем, механизм сдачи и проведения ЕГЭ постоянно совершенствуется, ориентируясь на принципы законности, гуманизма, равноправия, верховенства закона, приоритета и охраны прав и свобод личности, целостности образования, его общедоступности, то есть, на комплекс правовых принципов. Многие нормы обязаны своим появлением анализу специфики процесса текущей и итоговой аттестации обучающихся.

Цель работы достигнута, задачи решены, однако исследование не претендует на глубину и завершенность и может быть рассмотрена в других аспектах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Азевич, А. И. Система подготовки к Единому государственному экзамену. Журнал для учителей [Текст] / Математика в школе. – 2003 – № 2.

  2. Бусыгин, В.П. Модернизация системы образования: концепции и процессы [Текст] / В. П. Бусыгин, И. И. Харченко // Россия, которую мы обретаем. - Новосибирск: Наука, 2003. Гл. 17. - 487 с.

  3. Васильев, З.И. История педагогики и образования [Текст]: Учебное пособие / З.И. Васильев. - М.: ОИЦ "Академия", 2012. - 432 с.

4. Горшков, М.К. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы [Текст] / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. – М.: ЦСПиМ, 2010. – 352 с.

5. Горячая пора: коррупция в ЕГЭ [Текст] // Проект «Коррупция.NET»: – Режим доступа: http://www.corrupcia.net/

6. Днепров, Э.Д. Современная школьная реформа в России [Текст] / Э.Д. Днепров, – М.: Наука, 1998. – 463 с.

7. ЕГЭ – десять лет спустя [Тест] // Дискуссионный клуб Министерства образования и науки РФ: - Режим доступа: http://club.mon.gov.ru

8. Единый государственный экзамен: за и против. Журнал для учителей [Текст] // Русский язык в школе. – 2005. – № 7.

9. Ефремова, Н.Ф. ЕГЭ и мониторинг качества образования [Текст] / Н.Ф.Ефремова // Высшее образование сегодня. – 2002. – № 12. – С. 28-33.

10. Зенкина, С.В. Учебник в составе новой информационно-коммуникационной образовательной среды [Текст]: методическое пособие / С.В. Зенкина, А.А. Кузнецов. - М.: БИНОМ, 2009. – 80 с.

11. Как школе подготовиться к единому государственному экзамену [Текст] // Народное образование. – 2004. – № 1.

12. Краткий словарь ЕГЭ [Текст] // Официальный

информационный портал ЕГЭ: - Режим доступа: - http://www3.ege.edu.ru/

13.Мазалова, М.А. История педагогики и образования [Текст] / М.А. Мазалова, Т.В. Уракова. - М.: Высшее образование, 2004. – 188 с.

14. Немного о ЕГЭ [Текст] // Учительский портал: – Режим доступа: http://www.uchportal.ru/

15. Новиков, А.М. Постиндустриальное образование [Текст] / А.М. Новиков – М.: Эгвес, 2008. – 136 с.

16. Нужен ли ЕГЭ в России [Текст] //Учительский портал: – Режим доступа:http://www.uchportal.ru/

17. Основные итоги ЕГЭ в Белгородской области [Текст] // Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Белгородский региональный центр оценки качества образования: – Режим доступа: http://www.oskoluno.ru/

18. Основные сведения о ЕГЭ [Текст] // Официальный информационный портал ЕГЭ: – Режим доступа: http://ege.edu.ru/ru/

19. Парламентские слушания: единый государственный экзамен [Текст] // Народное образование. – 2003. – № 2.

20. Пискунов, А.И. История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений [Текст] / А.И. Пискунов. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 356 с.

21. Правила и процедура проведения ЕГЭ [Текст] // Официальный

информационный портал ЕГЭ: - Режим доступа: -http://www3.ege.edu.ru/

22. Результаты "Тотального диктанта" шокируют: пора менять орфографию [Текст] // Интернет – портал MK: – Режим доступа: http://www.mk.ru/

23. Реформа образования: разрушительный потенциал «Егэзации» [Текст] //Российский экономический журнал. – 2004. – № 8.

24. Российская газета – ЕГЭ в голосе [Текст] // Официальный

информационный портал ЕГЭ: - Режим доступа: - http://www3.ege.edu.ru/

25. Севрук, А. Тестовая компания ЕГЭ: несоответствие замысла исполнению [Текст] / А. Севрук // Народное образование. – 2003. – № 6.

26. Семенов, А. Перспективы развития ЕГЭ [Текст] / А. Семенов // Инновационная образовательная сеть: - Режим доступа: - http://www.eurekanet.ru

27. Смушкевич, Л.Е. Единый госэкзамен и модернизация общего среднего образования [Текст] / Л.Е. Смушкевич // Высшее образование сегодня –2004. – № 9.

28. Стали известны результаты ЕГЭ по русскому языку [Текст] // Областное государственное бюджетное учреждение Белгородский региональный центр оценки качества образования: – Режим доступа: http://coko.beluno.ru/

29. Торосян, В. История образования и педагогической мысли: учебник для вузов [Текст] / В. Торосян. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 241 с.

30. Тотальный диктант [Текст] // Проект Тотальный диктант: – Режим доступа: http://totaldict.ru/

31. Фирсов, В.В. Подводные камни ЕГЭ [Текст] / В.В.Фирсов // Вопросы образования. – 2004. – № 2. – С. 187-198.

32. Шудегов, В.Е. О едином государственном экзамене [Текст] / В.Е.Шудегов // Высшее образование сегодня. – 2006. – № 3. – С. 24-27.

33.Эмих, Н.А. Современное российское образование: формирование ценностных приоритетов [Текст] / Н.А. Эмих. – М.: Едиториал УРСС, 2011. – 112 с.

34. Эффективные пути и приемы подготовки школьников к ЕГЭ по русскому языку [Текст] // Учительский портал: – Режим доступа: http://www.uchportal.ru/

ПриложениЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Динамика среднего тестового балла по общеобразовательным предметам на основном этапе в 2010-2012 годах в Белгородской области

Предмет

Год

Кол-во сдававших экзамен

Средний тестовый балл

Русский язык

2012

9624

62,5

 

2011

8602

60,2

 

2010

9206

58,9

Математика

2012

9468

48,2

 

2011

8458

51,3

 

2010

9059

47,2

Физика

2012

2527

49,6

 

2011

2211

54,0

 

2010

1995

51,8

Химия

2012

921

61,7

 

2011

810

61,5

 

2010

677

59,3

Информатика и ИКТ

2012

665

58,9

 

2011

538

60,2

 

2010

442

65,1

Биология

2012

1770

55,2

 

2011

1686

54,2

 

2010

1459

57,4

История

2012

1576

54,1

 

2011

1367

56,0

 

2010

1655

53,9

География

2012

200

59,6

 

2011

248

59,5

 

2010

174

55,9

Английский язык

2012

481

58,8

 

2011

403

60,6

 

2010

403

54,4

Немецкий язык

2012

30

54,8

 

2011

17

40,2

 

2010

21

32,5

Французский язык

2012

7

64,4

 

2011

4

54,5

 

2010

8

74,1

Обществознание

2012

5888

56,4

 

2011

5074

56,7

 

2010

4898

56,6

Литература

2012

419

64,0

 

2011

429

59,4

 

2010

353

59,7

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Средний тестовый балл по общеобразовательным предметам на основном этапе в 2012 году в Белгородской области в сравнении со средним тестовым баллом Российской Федерации

Предмет

Кол-во сдававших экзамен

Средний тестовый балл по Белгородской области

Средний тестовый балл по РФ

Русский язык

9281

62,8

61,1

Математика

9251

48,6

44,6

Физика

2421

50,2

46,7

Химия

879

62,8

57,3

Информатика и ИКТ

645

59,4

60,3

Биология

1707

58,9

54,0

История

1505

54,8

51,1

География

198

59,8

55,8

Английский язык

460

59,6

60,8

Немецкий язык

29

55,0

57,1

Французский язык

5

55,4

66,6

Обществознание

5734

56,7

55,2

Литература

365

65,6

56,3

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Количество поданных и удовлетворенных апелляций по результатам ЕГЭ на основном этапе в 2012 году в Белгородской области

Наименование общеобразовательных предметов

Количество сдававших ЕГЭ

(чел.)

Количество апелляций,

поступивших

удовлетворенных

по результату

(ед.)

по результату

ед.

%

ед.

%

Русский язык

9624

145

1,51

26

17,93

Математика

9468

298

3,15

50

16,78

Физика

2527

61

2,41

10

16,39

Химия

921

50

5,43

14

28,00

Информатика и ИКТ

665

24

3,61

9

37,50

Биология

1770

49

2,77

8

16,33

История

1576

33

2,09

12

36,36

География

200

6

3,00

0

0

Английский язык

481

26

5,41

8

30,77

Немецкий язык

30

0

0,00

0

0

Французский язык

7

0

0,00

0

0

Обществознание

5888

168

2,85

50

29,76

Литература

419

15

3,58

7

46,67

   

875

9,00

194

22,17

Просмотров работы: 5182