СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕНИНГ КАК ФОРМА КОРРЕКЦИИ ПОВЫШЕННОЙ АГРЕССИИ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕНИНГ КАК ФОРМА КОРРЕКЦИИ ПОВЫШЕННОЙ АГРЕССИИ ПОДРОСТКОВ

Голошумова Н.Г. 1, Пантюшина О.И. 1
1НОО ВПО НП «ТИЭИ» Тула, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, то есть, у людей с адекватной самооценкой, гибким поведением, меняющимся в зависимости от ситуации, умением конструктивно подходить к решению конфликтов, происходит социализация агрессии. Те же люди, которые не научились контролировать свои агрессивные импульсы, испытывают сложности при общении с окружающими, чем вызывают дискомфорт не только в социуме, но и «внутри самого себя».

Данная работа посвящена одной из самых важных и актуальных проблем современности – проявлению агрессии в поведении подростков.

Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности подростков и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвященных проблеме агрессивного поведения. В нашей стране уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике агрессивного поведения. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению подростковой агрессивности и правонарушений. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С., Алемаскина М.А., Антонян Ю.М., Бехтерева В.М., Дубровиной И.В., Исаева Д.Д., Ковалева П.А., Кона И.С., Личко А.Е., Платонова К.К., Реана А.А. и многих других.

Причины появления агрессивности, факторы и механизмы ее проявления были одним из основных предметов изучения в теориях многих психологов, социологов, педагогов. Подходы к проблеме агрессивности складывались, в основном, в рамках психоаналитических (Фрейд З., Адлер А. , Хорни К., Юнг К.Г., Фромм Э., Эриксон Э.) и социологических (Вебер М., Дюркгейм Э., Конт О.) школ.

Коррекция и профилактика агрессивного поведения подростков, развитие коммуникативных умений и способов адекватного взаимодействия в социуме, могут проводиться различными способами, но одним из приоритетных направлений, среди практикующих психологов - применение групповых методов работы. Несмотря на весомый вклад психологов-практиков (Курбатова Т. Н., Вачков И.В., Анн Л.Ф., Цзен Н., Пахомов Ю., Фурманов И.А.) и педагогов в решение проблемы подростковой агрессивности, существует необходимость в изучении данного явления и разработки практических программ, направленных на снижение агрессивных тенденций в подростковой среде и развитие коммуникативных навыков.

Поэтому нами была выбрана тема исследования: «Социально-психологических тренинг как форма коррекции повышенной агрессии подростков».

Целью исследования является изучение возможности коррекции агрессивного поведения подростков путем участия в социально-психологическом тренинге.

Объект исследования – эмоциональная сфера подростка.

Предмет исследования – возможности применения социально-психологического тренинга как формы коррекции повышенной агрессии подростков.

Гипотеза состоит в предположении, что такая групповая работа как социально-психологический тренинг может быть эффективной формой при коррекции повышенной агрессии подростков.

Исходя из общей гипотезы, мы можем выдвинуть частное предположение о том, что развитие доброжелательности, умений конструктивно подходить к решению конфликтов, адекватно оценивать себя и окружающих, эмпатии, саморегуляции и рефлексии в процессе тренинговой работы снижает проявление следующих форм агрессии: «косвенная агрессия», «раздражительность», «подозрительность» и «вербальная агрессия».

Задачи, вытекающие из объекта, предмета и гипотезы исследования следующие:

  1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.

  2. Составить и реализовать на констатирующем этапе программу диагностики уровня агрессивности подростков.

  3. Разработать и апробировать на формирующем этапе программу, направленную на коррекцию агрессивного поведения подростков и развития коммуникативных навыков, эмпатии, саморегуляции, рефлексии.

  4. Провести контрольный этап и дать сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования.

  5. Сформулировать выводы по результатам исследования и практические рекомендации, которые школьные психологи и учителя могут использовать в своей работе.

В ходе нашего исследования мы использовали следующие методы:

  • теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;

  • эмпирические: эксперимент в единстве трех его этапов (констатирующего, формирующего, контрольного), тестирование;

  • метод обработки данных (количественный и качественный анализ).

Для изучения личностных характеристик подростка и выявления агрессивной направленности, были использованы следующие методики:

  1. Диагностика состояния агрессии Басса-Дарки;

  2. Методика определения реакции личности в стрессовых ситуациях Розенцвейга;

  3. Характерологический опросник К. Леонгарда;

  4. Оценка агрессивности в отношениях А. Ассингера;

Выборка и место исследования: на базе МБОУ Гимназии города Узловой, в исследовании приняло участие 33 человека, в возрасте 12-13 лет.

В данной работе, на основе теоретического анализа литературы по теме исследования, рассмотрена одна из актуальных проблем современности в области психологии – проблема проявления агрессии в поведении подростков.

Подростковый возраст протекает достаточно сложно и может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. Поэтому, в целях сохранения оптимального хода развития личности подростка, особое внимание стоит обратить на наличие в подростковой среде агрессивных тенденций.

В процессе анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что агрессивность в поведении подростка выступает негативным фактором, который накладывает отрицательный отпечаток не только на развитие личности самого подростка, но и является камнем преткновения в выстраивании межличностных отношений. Агрессия рассматривается как форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Коррекционно-развивающая работа по решению проблемы проявления агрессивных тенденций в подростковой среде может строиться в различных направлениях, но приоритетным является применение социально-психологического тренинга.

На основании результатов теоретического анализа психолого-педагогической литературы и проработки ряда источников из практической психологии, был осуществлен подбор комплекса психодиагностических методик, направленных на диагностику агрессивности, акцентуированных черт личности, уровня агрессии в межличностных отношениях. Реализация комплекса психодиагностических методик на констатирующем этапе исследования позволила выявить достаточно большое количество опрошенных с повышенными показателями агрессивности и враждебности; с наличием тенденций и выраженных акцентуаций черт характера.

В результате была разработана и предложена программа, направленная на коррекцию агрессивных тенденций и развитие коммуникативных навыков. На формирующем этапе эксперимента применялись игровые методы, методы групповой дискуссии и индивидуальные творческие задания, проводились беседы, релаксационные упражнения. Все занятия были подобраны в соответствии с проблематикой исследования.

Сравнительный анализ результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапах исследования, показал сокращение количества опрошенных с повышенными показателями агрессивности и враждебности (на 21 %/22%); снижение показателей, свидетельствующих о тенденциях возможного развития акцентуаций с 100% до 80%, а уровня агрессии в межличностных отношениях на 36%.

Таким образом, позитивная динамика, свидетельствующая о снижении агрессивных тенденций в поведении учащихся, наблюдаемая после участия подростков в коррекционно-развивающей программе, говорит об очевидной эффективности проводимых нами тренинговых занятий.

На основании этого можно сделать следующие выводы:

  1. Были удачно, с учетом целей, задач работы, возрастных особенностей опрошенных, подобраны методики, определяющие основные критерии оценки агрессивности в поведении подростков.

  2. Социально-психологический тренинг, направленный на коррекцию агрессивного поведения и развитие коммуникативных навыков, оказался эффективным.

Таким образом, поставленные цели достигнуты, задачи решены, гипотеза доказана и исследование на данном этапе можно считать завершенным.

Литература:

  1. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштена. - М.: Воронеж, 2005. - 455 с.

  2. Можгинский, Ю. Б. Агрессивность детей и подростков: Распознавание, лечение, профилактика. Изд. 2-е, стереотип/ Ю. Б. Можгинский. – М.: Когито-Центр, 2008. – 181 с.

  3. Орлова Е. А., Пантюшина О. И. Ортобиоз и феномен имиджа человека в современном мире // Сборники конференций ниц социосфера. – 2012. - № 7. – С. 44-45

  4. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Под ред. Д. И. Фельдштейн. - М.: НПО МОДЭК, – 2006. – 318 с.

Фурманов, И. А. Агрессия и подросток / И. А. Фурманов. – М.: Владос, 2010. – 351 с.

Просмотров работы: 3233