ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЁЖИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЁЖИ

Халина А.В. 1, Петровская О.А. 1
1Кубанский государственный технологический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Как известно, молодёжь-это поколение людей, которые проходят стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции. Как правило, это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создание семьи и т.д. За последние 40 лет произошла заметная трансформация ценностных ориентаций молодежи. Эта проблема является весьма актуальной в наши дни. На эту тему было проведено много различных социологических исследований. Одним из определяющих исследований на тему «Трансформация ценностных ориентаций молодёжи» было проведено аналитическим центром Юрия Левады «Левада Центром».[1]

Левада Центр – это российская негосударственная исследовательская организация. Центр регулярно проводит собственные и заказные социологические и маркетинговые исследования, являясь одной из крупнейших российских организаций в своей области.

Для того, чтобы понять каким образом молодёжь реально оценивает свои возможности, было проведено социологическое исследование, где было выявлено к чему стремилась, стремится и чего уже добилась в жизни современная молодежь и молодежь 70-90-х гг.

Рисунок 1- К чему стремилась, стремится и чего уже добилась в жизни современная молодежь

Рисунок 2 - К чему стремилась, стремится и чего уже добилась в жизни молодёжь 70-90-х гг.

Данные показали, что современная молодёжь гораздо выше, чем молодёжь 20 века, оценивает свои возможности в том, чтобы создать счастливую семью, получить хорошее образование, а в дальнейшем и престижную работу, сделать свой собственный бизнес и т.д.

Так же проводился опрос, где были рассмотрены ценностные ориентации современной молодёжи и молодежи 70-90-х гг.

Таблица 1- Ценностные ориентации молодежи и старшего поколения, %

Ценностные ориентации

Молодое поколение

Старшее поколение

Мое материальное положение в настоящем и будущем зависит прежде всего от меня

64,9

40,5

От меня мало что зависит — важно, какая экономическая ситуация будет в стране

35,1

59,5

Для достижения успеха в жизни надо рисковать, это дает шанс

49,4

37,3

В жизни лучше не рисковать, а постепенно, но зато надежно строить свою карьеру

50,6

62,7

Материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно — это справедливо

53,9

46,0

Надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел

46,1

54,0

Только на интересную работу стоит потратить значительную часть жизни

59,0

53,7

Главное в работе — это сколько за нее платят

41,0

46,3

Надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того, как они получены

32,4

18,0

Человек должен иметь те доходы, которые заработал честным путем

67,6

82,0

Свобода — то, без чего жизнь человека теряет смысл

70,5

58,5

Главное в жизни — материальное благополучие, а свобода второстепенна

29,5

41,5

Выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить как все

60,7

45,9

Жить как все, лучше, чем выделяться среди других

39,3

54,1

Современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, а то и переступить через некоторые нормы морали

43,8

24,2

Я лучше не достигну материального благополучия и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну через свою совесть и моральные нормы

56,2

75,8

Исходя из данных ясно, что базовые ценности молодежи и старшего поколения весьма схожи между собой. И те, и другие направленны в большей степени на интересную работу, чем на заработок. И те, и другие в большинстве своем предпочитают свободу материальному благополучию. И если 40 лет назад большинство молодёжи считало, что те, кто материально преуспел, должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел, то среди современной молодежи большинство убеждено, что материальных успехов люди должны добиваться сами.

Как показывают приведенные данные, в группе ценностей морального плана, молодые люди продемонстрировали определенную преемственность со старшим поколением.

Так, большинство молодых людей убеждено, что лучше не достичь материального благополучия и не сделать карьеры, чем перешагнуть ради этого через свою совесть и мораль. Но все же 43,8% из них, т.е. почти половина, готовы драться за свое место в жизни и переступить ради своего благополучия через моральные нормы.

Были выявлены основные жизненные цели, которые наиболее важны для современной молодёжи.

Рисунок 3 - Жизненные цели молодёжи.

Судя по результатам видно, что для современной молодежи свойственны прагматичные, духовно-нравственные, и материальные жизненные цели. Большинство респондентов ответили, что важнейшим фактором для них является приобретение дорогих вещей (так ответили 21,2 %), но ведь для того, чтобы их приобрести, необходимо найти работу. В настоящее время на рынке труда обострилась конкуренция среди желающих устроиться на работу, хороших рабочих мест все меньше, однако и работодатели сейчас весьма требовательны, например требование, чтобы у человека было наличие опыта работы. Именно поэтому выпускники школ стремятся получить именно высшее образование, потому что считается, что получить приличное рабочее место будет легче именно с наличием высшего образования.

Таким образом, можно отметить, что ценностные ориентации молодежи в последние 30 - 40 лет претерпели заметные изменения. Особенно это касается значимости труда. Ведь в советское время ценность интересной работы у молодёжи была на первом месте, её выбирало не менее 2/3 респондентов, а теперь она на лишь четвертом месте. [2] Это объясняется тем, что в ходе реформ была упразднена идеология особой общественной значимости труда, а так же трудового воспитания. В средствах массовой информации исчез образ честного труженика и передовика производства.

Неблагоприятным фактором в современной ценностной структуре молодежи является отсутствие точной связи между работой и деньгами. Если в советское время эта связь была ослаблена, то сейчас она вовсе отсутствует. Не секрет, что одни получают большие деньги путем авантюр и манипуляций, а другие, работая порой на нескольких работах, имеют очень маленькую зарплату.

Так же на трансформацию ценностных ориентаций молодёжи значительно повлияли средства массовой информации. Это и печатная пресса (газеты, журналы), аудиовизуальные СМИ (телевидение, радио), информационные службы. Но в большей степени на мировоззрение современной молодёжи повлиял интернет.

В целом можно отметить, что если раньше молодёжь в значительной степени опиралась на опыт предыдущих поколений, то теперь молодые люди осваивают и создают новый социальный опыт, полагаясь исключительно только на себя.

Список использованной литературы

1 АНО Левада-Центр [ Электронный ресурс ] URL :http://www.levada.ru (дата обращения 10.12.2013)

2 Кулешова Е.Н. Журнал/Вестник костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова /Ценности молодёжи .2012. http://elibrary.ru (дата обращения 10.12.2013)

Просмотров работы: 2262