Как известно, молодёжь-это поколение людей, которые проходят стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции. Как правило, это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создание семьи и т.д. За последние 40 лет произошла заметная трансформация ценностных ориентаций молодежи. Эта проблема является весьма актуальной в наши дни. На эту тему было проведено много различных социологических исследований. Одним из определяющих исследований на тему «Трансформация ценностных ориентаций молодёжи» было проведено аналитическим центром Юрия Левады «Левада Центром».[1]
Левада Центр – это российская негосударственная исследовательская организация. Центр регулярно проводит собственные и заказные социологические и маркетинговые исследования, являясь одной из крупнейших российских организаций в своей области.
Для того, чтобы понять каким образом молодёжь реально оценивает свои возможности, было проведено социологическое исследование, где было выявлено к чему стремилась, стремится и чего уже добилась в жизни современная молодежь и молодежь 70-90-х гг.
Рисунок 1- К чему стремилась, стремится и чего уже добилась в жизни современная молодежь
Рисунок 2 - К чему стремилась, стремится и чего уже добилась в жизни молодёжь 70-90-х гг.
Данные показали, что современная молодёжь гораздо выше, чем молодёжь 20 века, оценивает свои возможности в том, чтобы создать счастливую семью, получить хорошее образование, а в дальнейшем и престижную работу, сделать свой собственный бизнес и т.д.
Так же проводился опрос, где были рассмотрены ценностные ориентации современной молодёжи и молодежи 70-90-х гг.
Таблица 1- Ценностные ориентации молодежи и старшего поколения, %
Ценностные ориентации |
Молодое поколение |
Старшее поколение |
Мое материальное положение в настоящем и будущем зависит прежде всего от меня |
64,9 |
40,5 |
От меня мало что зависит — важно, какая экономическая ситуация будет в стране |
35,1 |
59,5 |
Для достижения успеха в жизни надо рисковать, это дает шанс |
49,4 |
37,3 |
В жизни лучше не рисковать, а постепенно, но зато надежно строить свою карьеру |
50,6 |
62,7 |
Материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно — это справедливо |
53,9 |
46,0 |
Надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел |
46,1 |
54,0 |
Только на интересную работу стоит потратить значительную часть жизни |
59,0 |
53,7 |
Главное в работе — это сколько за нее платят |
41,0 |
46,3 |
Надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того, как они получены |
32,4 |
18,0 |
Человек должен иметь те доходы, которые заработал честным путем |
67,6 |
82,0 |
Свобода — то, без чего жизнь человека теряет смысл |
70,5 |
58,5 |
Главное в жизни — материальное благополучие, а свобода второстепенна |
29,5 |
41,5 |
Выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить как все |
60,7 |
45,9 |
Жить как все, лучше, чем выделяться среди других |
39,3 |
54,1 |
Современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, а то и переступить через некоторые нормы морали |
43,8 |
24,2 |
Я лучше не достигну материального благополучия и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну через свою совесть и моральные нормы |
56,2 |
75,8 |
Исходя из данных ясно, что базовые ценности молодежи и старшего поколения весьма схожи между собой. И те, и другие направленны в большей степени на интересную работу, чем на заработок. И те, и другие в большинстве своем предпочитают свободу материальному благополучию. И если 40 лет назад большинство молодёжи считало, что те, кто материально преуспел, должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел, то среди современной молодежи большинство убеждено, что материальных успехов люди должны добиваться сами.
Как показывают приведенные данные, в группе ценностей морального плана, молодые люди продемонстрировали определенную преемственность со старшим поколением.
Так, большинство молодых людей убеждено, что лучше не достичь материального благополучия и не сделать карьеры, чем перешагнуть ради этого через свою совесть и мораль. Но все же 43,8% из них, т.е. почти половина, готовы драться за свое место в жизни и переступить ради своего благополучия через моральные нормы.
Были выявлены основные жизненные цели, которые наиболее важны для современной молодёжи.
Рисунок 3 - Жизненные цели молодёжи.
Судя по результатам видно, что для современной молодежи свойственны прагматичные, духовно-нравственные, и материальные жизненные цели. Большинство респондентов ответили, что важнейшим фактором для них является приобретение дорогих вещей (так ответили 21,2 %), но ведь для того, чтобы их приобрести, необходимо найти работу. В настоящее время на рынке труда обострилась конкуренция среди желающих устроиться на работу, хороших рабочих мест все меньше, однако и работодатели сейчас весьма требовательны, например требование, чтобы у человека было наличие опыта работы. Именно поэтому выпускники школ стремятся получить именно высшее образование, потому что считается, что получить приличное рабочее место будет легче именно с наличием высшего образования.
Таким образом, можно отметить, что ценностные ориентации молодежи в последние 30 - 40 лет претерпели заметные изменения. Особенно это касается значимости труда. Ведь в советское время ценность интересной работы у молодёжи была на первом месте, её выбирало не менее 2/3 респондентов, а теперь она на лишь четвертом месте. [2] Это объясняется тем, что в ходе реформ была упразднена идеология особой общественной значимости труда, а так же трудового воспитания. В средствах массовой информации исчез образ честного труженика и передовика производства.
Неблагоприятным фактором в современной ценностной структуре молодежи является отсутствие точной связи между работой и деньгами. Если в советское время эта связь была ослаблена, то сейчас она вовсе отсутствует. Не секрет, что одни получают большие деньги путем авантюр и манипуляций, а другие, работая порой на нескольких работах, имеют очень маленькую зарплату.
Так же на трансформацию ценностных ориентаций молодёжи значительно повлияли средства массовой информации. Это и печатная пресса (газеты, журналы), аудиовизуальные СМИ (телевидение, радио), информационные службы. Но в большей степени на мировоззрение современной молодёжи повлиял интернет.
В целом можно отметить, что если раньше молодёжь в значительной степени опиралась на опыт предыдущих поколений, то теперь молодые люди осваивают и создают новый социальный опыт, полагаясь исключительно только на себя.
Список использованной литературы
1 АНО Левада-Центр [ Электронный ресурс ] URL :http://www.levada.ru (дата обращения 10.12.2013)
2 Кулешова Е.Н. Журнал/Вестник костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова /Ценности молодёжи .2012. http://elibrary.ru (дата обращения 10.12.2013)