СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Зубов С.В. 1
1ГБОУ ВПО Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе развития общества повышается социально-экономическая значимость туризма как одной из важных и динамично развивающихся сфер мирового хозяйства. Развитие туризма имеет огромное значение для государства в целом, так и субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и общества. Развитие сферы туризма, обладающей мощным экономическим эффектом, имеет важное место в формировании валового внутреннего продукта и нацелено на повышение качества жизни населения [3].

В России имеется огромный потенциал для развития не только внутреннего, но и въездного туризма. Уникальные историко-культурные ценности, представленные культурно-историческими объектами и территориями, а также природные достопримечательности позволяют развивать множество видов въездного и внутреннего туризма. Познавательный или экскурсионный, научный, фестивальный, деловой, религиозный, сельский, спортивный, экстремальный, горнолыжный, лечебно-оздоровительный, круизный, рыболовный и охотничий – далеко не полный перечень видов туризма, для которых имеются необходимые туристические ресурсы.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в перспективе до 2020 года, отмечено, что туризм является существенным звеном в инновационном развитии страны и является экономически выгодной, а также экологически безопасной отраслью национальной экономики.

Oсновные пути развития туризма в России определены в Стратегии его развития в Российской Федерации на период до 2015 года и плане мероприятий по её реализации. Положения Стратегии являются основой для общегосударственного понимания места и роли туризма в экономике страны. Они направлены на реализацию фундаментальных задач развития отрасли, являются для органов исполнительной власти всех уровней ориентиром в выработке ключевых направлений государственной поддержки туристской индустрии.

Несмотря на предпринимаемые меры на федеральном и региональных уровнях по увеличению такого «экспорта услуг», в России прорыва в этом направлении не наблюдается на протяжении уже многих лет! Низкий уровень развития туризма в Poссии не соoтветствует значительному туристскoму потенциалу страны с её уникальными уголками природы, богатой памятниками истории и культуры мирового значения.

В опубликованном специалистами всемирно экономического форума международном рейтинге стран мира по индексу конкурентоспособности в туристском секторе 2013 года, Рoссия заняла лишь 63 строчку в рейтинге из 140 стран. Из фактoров кoнкурентоспособности, по которым в отчете оцениваются страны, сильными сторонами России являются богатые природные и культурные ресурсы, а также инфраструктура воздушного транспорта и телекоммуникационная инфраструктура. В свою очередь, значительное негативное влияние оказывает качество инфраструктуры наземного транспорта, неразвитость бизнес среды и все еще низкая ценовая конкурентоспособность. В целом, по мнению экспертов, среду регулирования сектора путешествий и туризма в России можно охарактеризовать как неблагоприятную. По оценке Всемирной туристической организации, ежегодно, Россия может принимать не менее 70 миллионов российских и зарубежных туристов, но на сегодняшний день данный потенциал не реализован. Он используется всегo лишь на 30% [1].

Российская Федерация представляет собой привлекательнейший туристский регион, где развитие въездного туризма могло бы дать Рoссии следующие преимущества:

–инвестирование иностранного капитала в туристический бизнес и его прирост в экономике страны;

– за счет увеличения налоговых сборов пополнение бюджета государства;

– увеличение занятости населения посредством создания новых рабочих мест;

– рост показателя ВНП, как определяющего фактора роста и развития экономики страны;

– развитие сферы туризма станет обусловливающим фактором поэтапного развития других отраслей («эффект мультипликатора»);

– развитие инфраструктуры, и, в частности, супраструктуры, даст возможности населению пользоваться ею, наряду с туристами.

Главная особенность иностранного туризма, прежде всего, состоит в том, что его влияние на экономику страны происходит через спрос и потребление туристов. Спецификой такого туристского потребления является то, что не товар и не услуга как таковые доставляются туристу, или потребителю, а именно сам турист-потребитель прибывает к месту, где производится и потребляется данная услуга или товар [1]. Именно через функцию потребления туризм развивает и обогащает хозяйственную деятельность отдельного региона и даже страны. Как следствие ‒ увеличение уровня доходов от основных сегментов туриндустрии: средств размещения, предприятий питания и транспорта, развитие спортивных объектов, учреждений культуры и образования. Возрастает товарооборот всех предприятий общего и специального назначения [Там же].

Хотя въездной туризм и обладает значительным потенциалом, являясь инструментом экономического развития, он не является «панацеей» от всех экономических проблем. Правительство должно приложить все усилия для оптимизации, а не максимизации прибыли от туризма, принимая во внимание те издержки, которые может повлечь за собой его развитие.

В сфере туристских услуг в основном продаваемым товаром являются впечатления от посещения каких-либо достопримечательностей, к которым относятся исторические, экологические, культурные, архитектурные, этнографические и другие ресурсы. Следует отметить, что дополнительные туристские услуги продаются иностранцам по розничным ценам, которые содержат значительные надбавки в виде налогов и наценок. Наконец, почти каждый турист приобретает значительное количество товаров ежедневного потребления, которые не могут быть проданы по обычным каналам экспорта.

В современных социально-культурных условиях развитие въездного туризма в России сдерживается рядом значимых факторами, среди которых следует выделить, прежде всего, отсутствие позитивной информации о стране, недостаточная реклама туристского потенциала России на зарубежных туррынках. Это связано, на наш взгляд, с недостаточным уровнем финансирования и рисками. Наша страна остается в десятке опасных для туризма государств.

Стоит отметить недостаточную развитость туристской инфраструктуры, в частности ее супраструктуры. К примеру, средний коэффициент изношенности российской гостиничной базы составляет – 69,4%. До сегодняшнего времени эксплуатируется фонд гостиничного сектора, возведенный еще в советский период. Только немного более 22% гостиниц соответствуют мировым стандартам и могут претендовать на размещение иностранных туристов. Суммарная потребность оценивается в 500-600 тысяч номеров, или около 2 тысяч гостиниц. На их возведение требуется от 10 до 20 миллиардов долларов.

Наряду с недостаточным потенциалом гостиничного сектора, следует отметить дефицит крупных массовых объектов развлекательной индустрии (аквапарков, тематических парков и т.д.). Традиционный подход к культурно-досуговой и развлекательной деятельности остается одним из главных тормозящих факторов развития этого сектора. Нельзя не сказать о качестве индустрии транспортного обслуживания иностранных туристов. В сфере каждого из видов транспортных перевозок (железнодорожный, автомобильный, водный, авиационный) имеется целых перечень недостатков, которые снижают привлекательность туров в Россию. Остается открытой проблема плохих дорог, изношенности транспортной базы и дефицита комфортабельных туристских транспортных средств.

В субъектах РФ наблюдается отсутствие опыта к созданию привлекательных и благоприятных инвестиционных условий для развития средств размещения и туристской инфраструктуры. Большинство субъектов РФ, к сожалению, еще недостаточно позиционируют собственные туристические ресурсы.

Снижет эффективность развития въездного туризма неблагоприятный визовый режим. Затянутые сроки выдачи документов и иные консульские правила, а также высокая стоимость виз, усложняет посещение России иностранными туристами, часто принимающими решение о поездке на короткое время за несколько дней до намечаемой даты выезда. Как следствие, многие российские туристские фирмы теряют иностранных потребителей именно из-за визовой проблемы.

Невысокий уровень сервиса, несоответствие цены на предлагаемые туристские услуги и их качество (особенно в части условий размещения, питания и перевозок). В каталогах зарубежных турфирм по России нередко встречается предупреждение об отсутствии должного сервиса услуг для иностранных туристов.

Нельзя не отметить имеющиеся проблемы в поле законодательной базы туризма, которую еще недавно можно было назвать несовершенной. Но наметившаяся в последнее время положительная динамика в решении некоторых вопросов позволяет надеяться на лучшее. Однако одним из главных недостатков российского законодательства остается отсутствие четкого разграничения полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области туризма, что обусловливает противоречия между некоторыми региональными законами и правовыми актами о туризме и главным федеральным законодательством. Иногда происходит дублирование его положений и не привносится при этом ничего нового.

Имеющиеся проблемы в сфере торговли товарами и сувенирной продукцией для туристов также относятся к тормозящим факторам для въездного туризма. На местах сувенирная торговля развита слабо, а в ряде регионов и местностей вообще отсутствует, хотя большинство регионов обладает значительным потенциалом туристской сувенирной продукции, отличающейся региональной самобытностью и большим разнообразием.

Недостаточно развита система оплаты товаров по кредитным картам, хотя, следует заметить, что в данном направлении происходят значительные подвижки.

Однако, несмотря на множество проблем, тормозящих развитие въездного туризма в России и рост объёма продаж туристского продукта на международном рынке, у туристского бизнеса в нашей стране большое будущее. Динамичное развитие въездного туризма выступает фактором повышения имиджа и авторитета нашей страны в мире, кроме того является эффективным средством в стабилизации ее социально-экономической политики.

Литература:

  1. Байков, А.В. Въездной туризм, современное состояние и перспективы развития в РФ // Российское предпринимательство. ‒ 2008. ‒ № 5 Вып. 1 (110). ‒ c. 120-124.

  2. Биржаков, М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. ‒ СПб. : Герда 2000.

  3. Забелин, Д. В. Международный туризм как составляющая сферы услуг России: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. эконом. наук / Забелин Д.В. - Ростов-на-Дону, 2008.Калтырина, И. В. Социально-экономическая стратегия развития инфраструктуры региона: приоритеты и перспективы [Электронный ресурс] : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / И.В. Калтырина. - Ростов-на-Дону – Электрон. текст дан. – Режим доступа: 2005http://economy-lib.com/sotsialno-ekonomicheskaya-strategiya-razvitiya-infrastruktury-regiona-prioritety-i-perspektivy

  4. Королёва Н. В. Анализ современного состояния развития туризма в Российской Федерации / Н.В. Королёва // Вестник Адыгейского государственного университета. - Серия 5, 2012. - №

  5. Петрова, Е.В. Социокультурные аспекты туризма в современной России: социологический анализ [Электронный ресурс] : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Е.В. Петрова. – Москва, 2004. - Электрон. текст дан. – Режим доступа: Электрон. текст дан. – Режим доступа: http://cheloveknauka.com/sotsiokulturnye-aspekty

Просмотров работы: 20713