КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Костякова А.И. 1
1Мурманский государственный гуманитарный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Представления о толерантности в мировой культуре имеют древнюю и богатую историю, так уже в античных религиозно-мифических воззрениях можно обнаружить некоторые её проявления, в частности упоминания о веротерпимости к другим религиозным течениям. На протяжении длительного времени понятие толерантности трансформировалось и приобретало все новые и новые интерпретации. В философии, психологии, социологии и во многих других науках, мы сталкиваемся с различными толкованиями данной категории. Так, в «Словаре по этике», опубликованным под редакцией А.А.Гусейнова, И.С.Кона, толерантность отождествляется с терпимостью и означает: «моральное качество, характеризующее терпимое отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения. Является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я» [6]. В работах по философии И.А. Ильина толерантность рассматривается как терпимое отношение к чужим мнениям, поведению, вере [3], а Г.И. Петровой характеризуется данное понятие как установка сознания и принцип организации социальных отношений [9]. «Толерантность связывается в представлении с терпимостью, снисходительностью к кому- или чему-либо, в обществе – терпимое отношение индивида, социальной группы или общества в целом к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам других людей или сообществ. способствует достижению взаимного понимания и согласованию самых разных мотивов, установок и ориентаций без насилия и подавления достоинства людей» -такое определение дается в «Социологическом словаре» под редакцией Г.В. Осипова, Л.Н.Москвичева [7]. Психологический смысл толерантности можно определить как «приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости (выносливости) человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям» [1].

Таким образом, несмотря на множественные трактовки данного понятия, необходимо отметить, что все они сходны в том, что толерантность есть стремление к взаимопониманию и принятию окружающей действительности.

Н.В. Недорезова, проанализировав различные подходы к определению толерантности, предложила их систематизировать следующим образом:

  1. толерантность как психофизическая переносимость неблагоприятных воздействий, т.е. терпимость организма к негативным воздействия из вне;

  2. толерантность в социальных отношениях (коммуникативная толерантность) – как терпимое отношение к представителям других групп или непринятым, неприемлемым поступкам и собеседникам;

  3. толерантность как система ценностей, включающая в себя принятие уникальности другого человека, отличающейся системы мировосприятия, иными словами, она предполагает, что каждый человек имеет право на свободу своих убеждений, внешнего вида, положения, поведения, ценностей;

  4. толерантность как личностная характеристика (совокупность позитивных установок и индивидуальных качеств человека, система личностных ценностей) [5].

Как мы видим, второе направление рассматривает толерантность в контексте отношений к другим людям. Являясь важнейшим принципом коммуникации в различных сферах человеческого взаимодействия, она представляет собой возможность для достижения взаимопонимания и установления связи между индивидами, учитывая их социальные, психологические и другие особенности. Поэтому в нашей работе, мы подробно остановимся на изучении толерантности в общении, или, коммуникативной толерантности. Понятие, введенное в психологию В.В. Бойко, интерпретируется как «характеристика отношений личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию» [2]. По мнению Г.С. Кожухарь, толерантность в общении является, с одной стороны, неотъемлемой характеристикой профессионализма и зрелости личности, сферой деятельности которой является взаимодействие в рамках «человек-человек», а с другой - как конструированный в процессе обучения образ, выполняющий системообразующую функцию [4]. Автор также считает, что толерантность проявляется в стремлении личности достичь взаимного понимания и согласования мотивов, установок, ориентации, не прибегая к насилию, по возможности, диалог, разъяснение, сотрудничество. В связи с этим особое значение имеет критический диалог, являющийся одним из ведущих способов реализации толерантной позиции в процессе межличностного общения, и вместе с диалогическим мышлением выступает одним из сущностных механизмов формирования и развития подлинной толерантности, а диалогизм превращается в принцип толерантного мышления.

В коммуникативной толерантности В.В. Бойко главную роль отводила совместимости / несовместимости одноименных качеств партнеров, т.е. в процессе общения человек сопоставляет и оценивает качества и состояния другого на уровне отдельных подструктур личности, к которым относятся:

  1. интеллектуальная – передает парадигму (образец, тип, стиль) мыслительной деятельности конкретного человека, то есть принципы его понимания действительности, привычные для него стереотипы осмысления проблем, идей, принятия решений;

  2. ценностно-ориентационная – вбирает в себя основные мировоззренческие идеалы конкретного человека, его жизненные ближайшие и отдаленные цели, интересы, оценки происходящего;

  3. этическая – выражает нравственные нормы, которых придерживается человек;

  4. эстетическая – охватывает область предпочтений, вкусов и чувств, особенности восприятия человеком красивого и безобразного, возвышенного и низменного, комического и трагического;

  5. эмоциональная – демонстрирует преобладающий спектр, в котором чаще всего пребывает данный человек: радость или печаль, оптимизм или пессимизм, возбужденность или спокойствие, подъем или подавленность, беззаботность или тревожность, миролюбие или агрессивность;

  6. сенсорная (чувственная) – включает особенности чувственного восприятия мира на уровне зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, кожного и двигательного ощущений;

  7. энергодинамическая – отражает энергетические свойства человека – качество и силу его энергетического поля. Качество излучаемой и распространяемой индивидом энергии зависит от ее знака – положительного, нейтрального или отрицательного.

  8. алгоритмическая – данная подструктура личности объединяет очень разные личностные качества, у которых, тем не менее, есть нечто общее – однообразие воспроизводимости. К ним относятся привычки, умения, стиль деятельности, разные ритуалы, включая бытовые, семейные, религиозные;

  9. характерологическая – сосредотачивает устойчивые, типообразующие черты личности, которые врожденны или приобретены под влиянием окружения в результате воспитания, примеров, подражания.

  10. функциональная – закрепляет различные системы жизнеобеспечения и поддержания комфорта личности – это, прежде всего, потребности и возникающие на их основе предпочтения и желания.

По мнению В.В. Бойко, у каждого человека можно выделить несколько уровней коммуникативной толерантности:

  1. ситуативная коммуникативной толерантности – фиксируется в отношениях данной личности к конкретному другому человеку, например, к брачному партнеру, коллеге, пациенту, случайному попутчику;

  2. типологическая коммуникативной толерантности – выявляется в отношениях человека к собирательным типам личностей или группам людей, например, к представителям конкретной нации, социального слоя, профессии;

  3. профессиональная толерантности – проявляется в отношениях к собирательным типам людей, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности;

  4. общая коммуникативной толерантности – в ней просматриваются тенденции отношения к людям в целом, тенденции, обусловленные жизненным опытом, установками, свойствами характера, нравственными принципами, состоянием психического здоровья человека.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что проявления коммуникативной толерантности обусловлены тем, что индивид либо не воспринимает различий между собой и другими, либо не испытывает негативных переживаний из-за этого. Таким образом, толерантность основывается на совместимости партнеров и их индивидуальных особенностей, таких как ценностные ориентации, привычки, потребности, этические нормы, эмоциональный фон. Она играет огромную роль для установления взаимопонимания, взаимопринятия друг друга.

Литература:

  1. Асмолов А.Г. О смыслах понятия «толерантность» [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. М.: МГУ, 2001. С. 8-18.

  2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других [Текст] / В.В. Бойко.- М.: «Филин», 1996. 472 с.

  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы[Текст] / Е.П. Ильин. -СПб.: Издательство «Питер», 2000.-512 с.

  4. Кожухарь Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении [Текст] / Г.С. Кожухарь // Вопросы психологии.-2006.- №2.- С.3-12

  5. Недорезова Н.В. Толерантность в межличностном общении старшеклассников [Текст]:дис. на соиск. ученой степ.канд. псих. наук / Недорезова Наталья Владимировна. – М., 2005. – 189 с.

  6. Словарь по этике. [Текст] / под ред. А.А.Гусейнова,И.С.Кона-6е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1989.-200 с.

  7. Социологический словарь / под ред. Г.В. Осипова, Л.Н.Москвичева.-М.: Норма, 2008.-608 с.

  8. Шамсутдинова Е.Ю. Толерантность как коммуникативная категория ( лингвистический и лингводидактический аспект) [Текст] : дис. на соиск. ученой степ.канд. фил. наук /Шамсутдинова Екатерина Юрьевна.- М., 2006.-261 с.

  9. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский и др. М.: Инфра-М, 2003. 576 с.

  10. Яцевич Л.П. Формирование коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы [Текст] : автореф. дис. на соиск. ученой степ.канд. пед. наук / Яцевич Любовь Павловна.- Чита, 2010.

Просмотров работы: 13554