СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Одинцова А.С. 1
1Ростовский Государственный Строительный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для того чтобы целенаправленно управлять качеством строительной продукции, предприятию требуется внедрение системы менеджмента качества (СМК). На российских строительных предприятиях характерно низкая результативность СМК. Одним из способов эффективно управлять СМК, является внедрение системы управления затратами на качество.

В настоящее время, строительные предприятия, внедрившие СМК и получившие сертификат, не могут повысить рентабельность производства, так как не уделяют должного внимания совершенствованию качества строительной продукции.

Совершенствование качества строительной продукции – закономерный процесс, отражающий объективную тенденцию развития общественного производства. Существенный импульс этому процессу придает управление качеством, нацеливающее участников строительного производства на создание продукции, отвечающей всем предъявляемым требованиям. Важнейшими свойствами строительной продукции являются следующие: надежность, то есть способность сохранять свои эксплуатационные показатели; безопасность, то есть наличие машин и механизмов, предотвращающих аварийность при эксплуатации; долговечность, означающая, что срок годности введенных в эксплуатацию объектов весьма продолжительный, а соблюдение условий его эксплуатации предотвращает его от преждевременного разрушения либо порчи; эстетичность, то есть наличие художественных и архитектурных характеристик построенных объектов и устойчивость к внешним воздействиям природно-климатических факторов и т.п.

Все вышеперечисленные свойства позволяют использовать строительную продукцию по назначению. Высококачественная продукция всегда востребована потребителями.

Одними из важных средств управленческого воздействия на качество строительной продукции являются контроль и надзор. Контроль осуществляется путем проведения проверок соответствия выполняемых работ проектно-сметной документации, а также различного рода обязательным требованиям (техническим, экологическим, санитарным и т.п.). Строительный контроль осуществляется подрядной организацией, непосредственно ведущей строительство объекта. Одновременно строительный контроль проводится техническим заказчиком. Он вправе в любое время проверять ход и качество работ, выполняемых генеральным подрядчиком. Для проведения контроля им могут привлекаться соответствующие специалисты проектных организаций, геодезических служб, строительных лабораторий и т.п., которые проводят выборочные и комплексные исследования, измерения, экспертизы и т.п. используя многофункциональные технические средства [1,2].

Наряду с контролем за строительной деятельностью, осуществляется надзор за ней. Задачей государственного строительного надзора является предупреждение, а также выявление и профилактика нарушений, допускаемых заказчиком или подрядчиком. Таким образом, основная функция государственного строительного надзора профилактика и предотвращение возможных негативных последствий.

Еще одним средством воздействия на качество строительной продукции является саморегулирование. В рамках саморегулирования широко используется сертификация строительной продукции. Обязательность наличия у участников строительной деятельности сертификатов поставлена в зависимость от усмотрения конкретных саморегулируемых организаций (СРО). Само по себе оно не может улучшить качество и безопасность объекта. Но тем не менее саморегулирование все же подталкивает к совершенствованию качества, используя экономические методы. Именно экономический фактор побуждает членов СРО к высококачественной деятельности.

Совершенствование качества строительной продукции является стимулирование участников строительного производства к улучшению качественных характеристик создаваемой продукции. Это относится ко всем видам строительства, и прежде всего к жилищному в силу его социальной значимости. Причем не только к строящемуся, но и к действующему жилому фонду. Современная ситуация обусловливает необходимость выработки новой концепции жилищного строительства и на ее основе разработки конкретных программ строительства жилья в каждом субъекте Российской Федерации. Основой такой концепции должно быть приоритетное строительство малоэтажного жилья из легких и теплостойких конструкций. Качество строительной продукции и строительных (отделочных) материалов, строительных технологий, включая проектные и иные инженерные решения, должны быть на порядок выше сложившегося среднего уровня [3]. В настоящий момент многие жилые дома фактически исчерпали свой ресурс, в связи с чем необходимо найти такие технические решения, которые смогут продлить их жизненный цикл.

На рынке недвижимости следует особо выделить право потребителя на информацию о строительной продукции, о ее технических характеристиках и потребительских свойствах, а также информацию об ее изготовителе. Объекты недвижимости – это, как правило, многофункциональные и технически сложные инженерные сооружения. Доступность информационного обеспечения потребителям позволяет получить о ней всестороннее и полное представление.

Значимость потребителя предопределяет возможность установления повышенных требований к качеству создаваемой строительной продукции. Требования качества имеют общеобязательный характер. В то же время они фиксируются в заключаемых договорах. Здесь имеются свои особенности. Их суть в том, что стороны договора не вправе занижать общеобязательные требования к качеству (стандарты, технические регламенты и т.п.). Их соблюдение осуществляется в рамках технического регулирования. Оно является разновидностью государственного управления, которое предполагает использование юридических институтов для реализации социально-экономической политики государства. Согласно Федеральному Закону РФ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О техническом регулировании», стандарт – это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, а также обязательные правила и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, переработки, реализации и утилизации, а также выполнения работ или оказания услуг. В отличие от стандарта, технический

регламент – это документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования строительной продукции (в том числе зданиям, строениям и сооружениям). Иными словами, стандарт – это эталон как непосредственно продукции, так и процессов ее создания. Технический же регламент – это способ соблюдения стандартов, заключающийся в неукоснительном следовании техническим, в частности строительным нормам и правилам. Наряду со стандартами и техническими регламентами для регулирования требований качества строительной продукции используются строительные нормы и правила (СНиПы). Их неукоснительное соблюдение является неотъемлемым компонентом надлежащего исполнения договора строительного подряда. Более того, их соблюдение носит общеобязательный характер [4]. Требования строительных норм и правил, равно как и требования стандартов и технических регламентов должны соблюдаться сторонами независимо от того, включены они в договор или нет.

Однако стороны вправе оговаривать более строгие требования к качеству создаваемой продукции, которые превышают существующие стандарты, технические регламенты и т.п. Повышенные требования к качеству создаваемой продукции именуются «коммерческим» качеством. Оно может устанавливаться при осуществлении всех видов промышленного и гражданского строительства. Основным критерием качества законодатель определил условия договора. В этих случаях условия договора строительного подряда о качестве становятся «существенными». Это означает, что такие требования являются для подрядчика обязательными. Если выполненные по такому договору работы (услуги) хотя и соответствуют существующим стандартам, но нарушают условия о повышенном (коммерческом) качестве, то для подрядной организации, нарушившей эти повышенные требования, наступает имущественная ответственность, аналогичная ответственности за некачественное выполнение работ.

Управление качеством не заканчивается сдачей объекта в эксплуатацию. Управленческое воздействие обязывает исполнителя устранять негативные последствия в случае создания некачественной строительной продукции. Важнейшие меры воздействия, используемые в этих целях – это имущественная ответственность за ненадлежащее качество, а также гарантии качества. Вот, к примеру, имущественная ответственность подрядчика за качество работ. Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 754), подрядчик отвечает перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных технической документацией, а также обязательными для сторон строительными нормами и правилами (СНиП). Подрядчик также несет ответственность за недостижение указанных в технической документации показателей объекта строительства, в том числе таких, как производственная мощность введенного в эксплуатацию объекта. Во всех этих случаях заказчик имеет право по своему выбору требовать от подрядчика: либо безвозмездного устранения недостатков, либо соразмерного уменьшения установленной за работу цены, либо возмещения расходов, понесенных в связи с устранением выявленных недостатков. Таким образом, имущественная ответственность за некачественное строительство выполняет не только компенсационную, но и предупредительную (позитивную) функцию, направленную на предупреждение и профилактику подобных нарушений.

Другой восстановительной мерой является наличие гарантий, означающих, что продукт строительной деятельности соответствует всем требованиям качества. Суть гарантий заключается в том, что после ввода объекта в эксплуатацию подрядчик в течение гарантийного срока ручается за надлежащее качество продукта строительного производства. В случае обнаружения в этот период времени недостатка (скрытого дефекта, конструктивного упущения и т.п.) подрядчик, не дожидаясь какого-либо напоминания, обязан незамедлительно и за свой счет устранить их. Гарантийные сроки на строительную продукцию являются довольно продолжительными, позволяющими введенному в эксплуатацию объекту полностью проявить все свои слабые места. Продолжительность конкретных гарантийных сроков указывается в подзаконных нормативных актах либо же в заключаемых договорах.

Необходимо отметить, что совершенствование качества строительной продукции должно стоиться на принципах проектного управления и саморегулирования в строительстве.

Список литературы

1. Асаул А.Н., Лобанов А.В. Перспективная модель развития региональных инвестиционно-строительных комплексов // Экономика Украины. – 2011. – № 7. – с. 72–82.

2. Инвестиционно-строительный комплекс: рамки и границы термина / А.Н. Асаул, Н.А. Асаул, А.А. Алексеев, А.В. Лобанов // Вестник гражданских инженеров. – 2009. – № 4. – С. 91–96.

3. К вопросу эффективности новых технологий реконструкции зданий и сооружений / Г.Я. Зейниев, С.М. Агеев, А.Н. Асаул, Б.В. Лабудин // Промышленное и гражданское строительство. – 2009. – № 5. – С. 55–56.

4. Мкртумян Э.А. Строительные нормы и правила и реформа технического регулирования // Российский юридический журнал. – 2010. – № 1.

Просмотров работы: 2055