На сегодняшний день наше общество достигло неоспоримых высот в научно-технической сфере. Однако в нравственной и духовной сфере наблюдается снижение уровня развития, что вызывает беспокойство у специалистов разных профилей, поскольку сохранение существующих тенденций грозит гибельными последствиями.
В процессе развития детей, ценностные ориентиры стремительно отходят на второй план. Родители, при воспитании подрастающего поколения, делают акцент на интеллектуальное развитие, забывая о важности и значимости духовно-нравственной составляющей развития.
Стоит отметить, что классики отечественной психологии и педагогики (Каптерев П.Ф.,Вентцель К.М., Рубинштейн М.М.) нравственное развитие и воспитание называли стержнем личности, считая его более значимым, чем развитие интеллекта.
В сложившейся ситуации, тема нашего исследования является востребованной и актуальной.
Нравственность – понятие полиморфное, включает в себя знание и принятие нравственных норм, а так же, что немало важно, способность личности брать ответственность за совершенные поступки.
Дошкольное детство – фактически первоначальный период складывания личности, период развития личностных механизмов поведения. В дошкольные годы устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют единство деятельности и вместе с тем новое высшее единство субъекта – единство личности. [3]
В результате сложного развития представлений человека о плохом и хорошем, о должном и не должном, осознания общественных и социальных норм, формируются нравственные чувства и качества. [5]
Нравственные чувства - это переживания своего отношения к действительности, к своему собственному поведению. В нравственном сознании личности эти чувства находятся в органическом единстве с нравственными понятиями и представляют как бы сплав нравственного, разумного и чувственного. [1]
С расширением нравственного опыта, освоением нравственных представлений расширяются и углубляются нравственные знания и чувства детей [4].
В связи с изменением условий развития ребенка - дошкольника от условий предыдущего возрастного этапа, значительно увеличиваются требования, предъявляемые к его поведению взрослыми. Центральным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Это касается и детей с различными отклонениями от нормы развития, в том числе и детей с задержкой психического развития (ЗПР). Замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами отрицательно сказывается на развитии ребенка в целом, в том числе и на нравственной сфере.
В рамках нашего исследования, мы делали акцент на выявлении особенностей нравственной сферы личности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, а так же на выявление сформированных нравственных норм данной категории детей.
Для достижения поставленных целей, нами были использованы следующие методики: «Незаконченные истории» Урунтаевой, «Тест Розенцвейга» (модификация, разработанная в НИИ им. В.М.Бехтерева), а также «Комплексная методика исследования нравственной сферы личности дошкольника на основе освоения базисных этических понятий» (Мельникова, Овчарова).
Была проведена диагностика особенностей нравственного развития старших дошкольников с задержкой психического развития и нормой развития. В эксперименте приняли участие 26 дошкольников в возрасте 5-6лет, из них 13 дошкольников, имеющих задержку психического развития, и 13 дошкольников с нормой развития.
Анализируя полученные данные, мы получили следующие результаты:
Сравнительная характеристика мотивации к осознанию детьми нравственных норм (%)
46% испытуемых имеет среднее осознание нравственных норм, то есть, ребенок, называя норму, правильно оценивая поведение детей, не может мотивировать свою оценку. Четверть испытуемых показывают низкий уровень осознания, который характеризуется неспособностью ребенка называть нравственную норму, мотивировать свою оценку. Такие дети способны лишь оценить поведение своих сверстников. Дошкольники не имеют целостного представления о нравственных категориях и нормах. Существует нравственные ориентиры, которые «прививаются» им в ходе проводимой коррекционной работы в ДОУ, однако следовать им не стремятся. Процесс можно охарактеризовать следующим образом: «Непонимание при заучивании»
При анализе данных, полученных в ходе проведения методики «тест Розенцвейга», нами были выявлены следующие особенности: реакции, которые возникают у детей при фрустрирующих ситуациях двух типов:
направлены на осуждение причины (69%);
ситуация считается малозначащей (31%).
Стоит отметить, что никто из испытуемых не показал реакции, принимающих вину на себя или берущих на себя ответственность за исправление данной ситуации, что, вероятнее всего, свидетельствует о несформированности у детей с задержкой психического развития чувства ответственности, долга и самоконтроля. В силу ослабленности психического и эмоционально-волевого развития, неразвитости процессов самоконтроля, саморегуляции, а также несбалансированности процессов возбуждения и торможения дети с ЗПР прибегают к более доступным, в том числе и к девиантным формам поведения, взаимодействия с окружающей действительностью (конфликты, обманы). Все это негативно сказывается на формировании положительных сторон личности, на развитии нравственного идеала, нравственных чувств.
Типология дошкольников, исходя из уровня нравственного развития
Гистограмма 2.
Среди старших дошкольников с ЗПР мы можем наблюдать различные типы дошкольников (гистограмма 2), основанные на уровне нравственных знаний, выделенные Овчаровой и Мельниковой [5].
76,9% – «Нравственно-воспитанные дети», понимающие и принимающие нравственные нормы, испытывающие позитивные переживания при их выполнении, при наличии отдельных случаев негативных переживаний.
Однако, процент детей, имеющие тип «нравственно-послушные» дети (15,4%), в два раза выше, нежели у детей с нормой развития. Эти испытуемые недостаточно понимают и принимают нравственные нормы, понятия и поведение.
Необходимо отметить, что у части испытуемых (7,7%) был выявлен тип «нравственно-неустойчивые» дети, поведение которых основано на непонимании или непринятии нравственных понятий, норм и правил, выполняющихся ребенком во избежание наказания (либо нарушающихся ребенком при отсутствии негативных переживаний). Что обусловлено имеющимся дефектом у детей, сказывающимся на несовершенстве навыков самоконтроля, чувстве ответственности за свои поступки, за свою деятельность. Для детей крайне важен контроль со стороны взрослого.
Таким образом, характеризуя нравственную сферу старших дошкольников с ЗПР, на основе полученных данных, мы можем выделить следующие, наиболее значимые, на наш взгляд, показатели:
1.Старшие дошкольники с задержкой психического развития судят о поступках по важности их последствий, а не по намерениям человека («гетерономная мораль»). Данный вид морали характерен для детей более раннего дошкольного возраста.
2.У старших дошкольников с задержкой психического развития отмечается несформированность чувства ответственности, долга и самоконтроля.
Это подводит нас к мысли, что у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в целом недостаточно сформирована нравственная сфера, она находится на более низком уровне развития, чем у их сверстников с нормой развития.
Нравственное развитие ребенка-дошкольника – сложный, кропотливый процесс.
В рамках исследования была разработана и апробирована системы коррекционно-развивающих занятий, направленная на развитие нравственных качеств личности старших дошкольников с ЗПР в процессе художественной деятельности, связанная с нравственным содержанием рассказов Валентины Осеевой.
Система коррекционно-развивающих занятий по развитию нравственных качеств личности построена в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями дошкольников с задержкой психического развития.
Занятия осуществлялись в групповой форме
общая продолжительность - 30 минут,
2 раза в неделю (количество занятий 11).
В процессе работы были реализованы различные формы развития нравственных качеств личности:
Игра;
Беседа;
использование нравственно ориентированных рассказов.
По истечению 11 коррекционно-развивающих занятий, был проведен контрольный срез. Согласно его результатам, у старших дошкольников с ЗПР отмечается положительная динамика в развитии нравственных качеств личности.
В 2 раза снизилось количество детей неспособных оценить, мотивировать и формулировать нравственную норму, а также оценивать поведение.
Сравнительная характеристика сформированности когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов нравственной сферы (%)
Важным показателям является отсутствие уровня негативного единства нравственного сознания, чувств и поведения среди старших дошкольников с ЗПР. Вдвое снизился уровень «ситуативно-позитивного единства нравственных чувств и поведения».
У детей после коррекционно-развивающих занятий преобладает уровень «ситуативно-позитивного единства нравственного сознания и поведения», т.е. дети понимают, принимают нравственные нормы, но сохраняются отдельные случаи негативных переживаний при их выполнении, что может быть успешно скоррегированно в последующей коррекционной работе.
В целом, наблюдается динамика к улучшению всех компонентов нравственной сферы, что в совокупности обеспечивает уровень позитивного единства нравственного сознания, чувств и поведения.
Не стоит забывать, что изначально процесс развития нравственной сферы охватывает лишь вербальную сферу, происходит запоминание и заучивание норм «на словах», а на практике, как было выявлено, ребенок легко нарушает их. Затем постепенно нравственные нормы начинают влиять и на поступки ребенка. Внешний социальный контроль при благоприятных условиях развития сменяется внутренним нравственным контролем, благодаря которому формируются нравственные мотивы и бескорыстное моральное поведение.
Успешность формирования нравственных качеств зависит от уровня эмоционально-личностного и познавательного развития, сформированности адекватных представлений об окружающем мире и социальных отношениях.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Козловская, Н. А.Формирование нравственных чувств как детерминант развития психологически здоровой личности младшего школьника [Текст] / Н. А. Козловская, И. С. Морозова // Интеграция образования. – 2007. – № 3/4. – С. 182–187.
2. Журавлев, А.Л., Юревич, А. В. Нравственность современного российского общества: психологический анализ [Текст] / А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. – М.: Институт психологии РАН, 2012. - 412 с.
3. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н. Запорожца А.В.-М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.: ил.
4.Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика: Уч.пособие./ Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой.-М.: Просвещение,1993.
5. Мельникова Н. В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника [Текст]: дис.на соиск. ученой степ. доктора психологических наук / Мельникова Нина Васильневна.- Курган., 2009.- 352с.