РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ТУРИЗМА В РАЗРЕЗЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ТУРИЗМА В РАЗРЕЗЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Российская Федерация обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. На её территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, культурные, общественные и спортивные события. Во многих регионах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов и комплексов, пользующихся большой популярностью у туристов.

Ниже приведена диаграмма, отражающая популярность различных видов туризма на территории нашей страны. В соответствии с этими данными можно сделать вывод о том, развитию каких разновидностей туризма уделяется наибольшее внимание в РФ, а также какими природными и рекреационными ресурсами она в большей степени обладает.

Рисунок 1. Популярность различных видов туризма в России в 2012 году1

Из рис. 1 видно, что наличие разнообразных туристско-рекреационных ресурсов страны позволяет развивать практически все виды туризма. Наибольшей популярностью по стране в целом пользуется пляжный туризм, и это несмотря на то, что из более чем 2000 километров тёплых морских побережий в нашей стране в настоящее время благоустроена для пляжного отдыха лишь 1/3 часть. По подсчётам экспертов, при соответствующем развитии инфраструктуры указанного вида туризма курорты страны смогут принимать на пляжный отдых дополнительно более 12 млн. туристов. За пляжным туризмом со значительным отрывом следуют культурно-познавательный и деловой. Далее проанализируем популярность разнообразных видов туризма отдельно по каждому округу.

Южный федеральный округ обладает достаточным потенциалом для развития туризма, что сразу видно в обилии пользующихся спросом на его территории разновидностей туризма. Туристско-пляжный сектор экономики является одним из ведущих в округе. В настоящее время вклад туриндустрии в местную экономику не превышает 1,2%, а заняты в туристско-рекреационном секторе 2,2-2,5% населения. По оценкам экспертов, при должном выполнении стратегических мер по развитию туриндустрии в округе её вклад в экономику ЮФО к 2020 году может превысить 5%. На сегодняшний день популярными видами здесь являются пляжный туризм на Черноморском и Азовском побережьях, культурно-познавательный, деловой, а также оздоровительный, экологический и круизный туризм. Специалисты также считают, что событийный туризм с течением времени при наличии необходимых мероприятий по его развитию тоже может стать одним из востребованных видов. Грядущий Чемпионат Мира по футболу в г. Ростов-на-Дону в 2018 году и Олимпиада-2014 в г. Сочи являются хорошими предпосылками к развитию событийного туризма в ЮФО, в том числе на международном уровне.

В Центральном федеральном округе, наряду с Северо-Западным, наиболее развитыми видами туризма считаются деловой и культурно-познавательный. Что касается развития второго из них в СЗФО, отчасти это обусловлено тем, что из 24 российских объектов списка ЮНЕСКО на его территории находятся 8. Как следствие, это привлекает сюда туристов с экскурсионными целями. Если говорить о деловом туризме, оба округа ЦФО и СЗФО являются наиболее развитыми среди остальных в этом плане.

Рисунок 2. Распределение количества деловых поездок по России в 2012 году2

Как можно увидеть из рис. 2, в 2012 году суммарно на Центральный и Северо-Западный округа приходится почти 70% турпотока с деловыми целями. Постепенно растёт деловая активность и в других федеральных округах, однако это – абсолютное лидерство по сравнению с остальными. На третьем месте находится ЮФО с заметным отрывом – лишь 16%.

Если проанализировать количество средств размещения, ориентированных на принятие бизнес-туристов и предоставляющих все необходимые услуги для такого рода гостей, то опять же можно увидеть, что Северо-Западный и Центральный округа значительно опережают остальные.

Рисунок 3. Количество бизнес-ориентированных средств размещения в России в 2012 году по округам3

Следовательно, в СЗФО и ЦФО есть условия для развития делового туризма и превращения его в один из главных родов туристской деятельности.

Помимо делового и культурно-познавательного видов туризма, в ЦФО в числе популярных также «значится» круизный по маршрутам речных каналов Московской области и других, событийный, а также религиозный в Белгородской, Московской, Владимирской и Рязанской областях. Кроме того, имеется в наличии огромный ресурсный потенциал для развития сельского и экологического туризма в Костромской, Калужской и Брянской областях. В ЦФО заняты в туриндустрии порядка 3,3-3,5% от численности населения. Вклад туризма в местную экономику составляет 1,5%. Туристский поток по итогам 2012 года составил около 10,4 млн. человек, из которых 6,8 млн. – российские граждане, 3,6 млн. – иностранные туристы.4

Среди востребованных видов туризма в СЗФО к культурно-познавательному и деловому можно добавить пляжный, активно развивающийся на Балтийском побережье, и круизный, особый успех имеющий в Санкт-Петербурге и в Новгородской области в тёплое время года. В отличие от Центрального, в Северо-Западном федеральном округе сельский и экологический туризм уже получили достаточное развитие и находятся в числе относительно популярных среди туристов. Центрами развития сельского туризма в СЗФО являются Вологодская, Псковская области. Экологический туризм наибольшее распространение получил на данный момент в республике Карелия, в Мурманской и в Новгородской областях. Событийный туризм пока относится лишь к числу потенциально популярных. Наиболее перспективным местом для его развития считают административный центр округа – Санкт-Петербург. Занятость населения в туристской индустрии равна 2,1-2,2% от общего числа проживающих, а вклад туризма в экономическую деятельность округа эксперты оценивают в 1,4%.5

В Северо-Кавказском федеральном округе, самом молодом и самом небольшом из ныне существующих округов численностью населения всего немногим меньше 10 млн. человек, разнообразие популярных видов туризма не является богатым. Самым перспективным видом является пляжный туризм в республике Дагестан. Помимо него, развитыми считаются также спортивный (активный), культурно-познавательный и оздоровительный туризм. Объяснить это можно наличием на территории округа Кавказских гор и уникальной системы минеральных источников Кавказских Минеральных Вод. Доля туризма в экономических доходах региона на сегодняшний день не превышает 2% при общей занятости населения в туристской деятельности порядка 3,5%.

В силу своего географического положения, оставшиеся округа Российской Федерации не имеют такого обилия ресурсов для развития большого числа разновидностей туризма, как вышеперечисленные. Кроме того, начиная от Урала, намечается диспропорция между большим ресурсным потенциалом и малонаселённостью и проявляется всё четче с продвижением на восток страны. Приволжский федеральный округ более всего специализируется на промышленном производстве, туризм не является основной статьёй дохода округа. Однако есть специализированные направленности туризма и здесь. Наибольшей популярностью пользуются культурно-познавательный туризм, речные круизы по Волге и её притокам, сельский и экологический туризм, распространённый в Нижегородской и Оренбургской областях, а также развитие получает активный (спортивный) туризм. Отдельной разновидностью активного туризма, популярной в ПФО и, в частности, в низовьях Волги, можно выделить охотничий, а также рыболовный туризм. Вклад туризма в экономическую деятельность Приволжского округа колеблется в пределах 1-1,1%, процент занятого в туристском секторе населения равен 1,5%.6

В Уральском федеральном округе популярностью пользуются лишь нетипичные для страны в целом виды туризма. Главным образом, это спортивный (благодаря гористой местности, присутствуют крупные горнолыжные курорты), экологический и религиозный туризм. По оценкам специалистов, доля туризма в ежегодном доходе округа составляет 0,9-1%, доля работающего в туристской отрасли населения равна 1,1-1,3%. Согласно Стратегии развития туризма в регионе до 2020 года, к этому времени планируется увеличение количества людей, занятых в туриндустрии, в 2,5-3 раза.

Предпочтения туристов в Сибирском федеральном округе не отличаются от предпочтений в Уральском округе коренным образом, лишь вместо экологического туризма развитие здесь получил, главным образом, сельский на Алтае и в Забайкальском крае. Однако такой ценный туристский ресурс, как озеро Байкал, располагающееся на территории СФО, является предпосылкой к развитию также экологического туризма, который в данное время постепенно набирает обороты в округе, а также культурно-познавательного. Процент занятого в туризме населения относительно невелик в сравнении с другими округами – 1,1%, а вклад туризма в экономическую отрасль приблизительно равен аналогичному показателю в ПФО – 1-1,1%.7

В Дальневосточном федеральном округе туризм развит слабее всего по сравнению с остальными округами страны, несмотря на его обширную территорию. Это можно обусловить низкой плотностью населения (в округе проживает всего лишь порядка 4,6% от общей численности населения в стране) и слабой освоенностью преимущественно всей северной части региона. Превалирующими видами туризма здесь являются культурно-познавательный и экологический. Можно также выделить как популярный вид пляжный туризм в некоторых районах побережья Японского моря. Пока доля туризма в экономике округа наименьшая среди всех регионов – 0,5-0,6%, при количестве людей, задействованных в туризме, оценённом в 1,5%. В последнее время наметилась чёткая тенденция увеличения потока иностранных туристов – в 2012 году произошло увеличение иностранцев на 12 тысяч человек по сравнению с 2011 годом, причём не только азиатских, но также и европейских. Связано это, прежде всего, с тем, что в 2012 году в Приморском крае данного российского округа состоялся саммит Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сотрудничества (АТЭС). Таким образом, нельзя не отметить, что неоспоримым плюсом ДВФО является его близкое географическое расположение с Китаем и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона, что способствует развитию также делового туризма. Власти округа высказывают предположения, что улучшенная по случаю проведения саммита инфраструктура послужит толчком к дальнейшим увеличениям количества гостей ДВФО. Однако это касается преимущественно Приморского края и более урбанизированной южной части округа в целом.

Проанализировав данные за последние 5 лет по округам РФ касательно вклада туристской отрасли в экономику и доли работающего в туризме населения, можно сказать, что наибольший вклад от туристской деятельности имеют в своих бюджетах Северо-Кавказский, Центральный и Северо-Западный федеральные округа. Это вполне объяснимо, поскольку именно в этих округах достаточно развиты самые популярные и доходные виды туризма: деловой и культурно-познавательный, а также пляжный. Количество работающих в туризме жителей округов в большинстве случаев напрямую связано с общей численностью населения на территории. Но в целом это тоже достаточно полезный показатель, демонстрирующий обеспеченность округа рабочими местами в сфере туризма, а также заинтересованность населения работой в данной отрасли.

Библиографический список:

1. Якименко М.В. Определение приоритетных направлений развития регионального туристско-рекреационного комплекса // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2012. Т. 133. № 8. С. 171-175.

2.Ежедневная электронная газета российского союза туриндустрии http://www.ratanews.ru/ (дата обращения 17.12.2013).

3. Официальный сайт союза российской туриндустрии http://www.rostourunion.ru/ (дата обращения 17.12.2013).

4. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Российской Федерации 5. http://www.russiatourism.ru/ (дата обращения 10.12.2013).

5. Российский справочник по туризму http://www.tourest.ru/ (дата обращения 10.12.2013).

6. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/ (дата обращения 18.12.2013).

7. Официальный сайт российского маркетингового агентства РБК http://research.rbc.ru (дата обращения 13.12.2013)

1 Рисунок составлен по материалам http://www.russiatourism.ru - Официальный сайт Федерального агентства по туризму Российской Федерации

2 Рисунок составлен по материалам http://research.rbc.ru - Официальный сайт российского маркетингового агентства РБК

3 Рисунок составлен по материалам http://research.rbc.ru - Официальный сайт российского маркетингового агентства РБК

4 http://www.ratanews.ru - Ежедневная электронная газета российского союза туриндустрии

5 http://www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики

6 http://www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики

7 http://www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики

Просмотров работы: 7870