По принадлежности к уровню власти налоговая система Российской Федерации делится на федеральную, региональную и местную. Региональные налоги в РФ регламентируются региональным законодательством. К региональным налогам в РФ обычно относят: налог на имущество организации, транспортный налог и др.
Транспортный налог в РФ регламентируется главой 28 НКРФ. Данный налог уплачивается владельцами транспортных средств: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ.
Транспортный налог существует очень долгое время и пережил достаточное количество преобразований.
В СССР транспортный налог начал взиматься с начала 1920-х годов. Налогооблагаемым транспортом тогда являлись самодвижущиеся экипажи, лошади, велосипеды и пр. В начале 1930-х годов размер налога с самодвижущихся экипажей составлял от 6 руб. до 15 руб. за одну лошадиную силу (л. с.) за полугодие. 21 марта 1988 г. Верховным советом СССР были установлены ставки для владельцев автомобилей по 50 коп. за 1 л. с.
18 октября 1991 года были внесены изменения в правила взимания налога с владельцев транспортных средств, легковые автомобили разделили на категории: до 100 л. с. (владельцы платили по 50 коп. за 1 л. с.) и свыше 100 л. с. (1,3 руб. за 1 л. с.). С 1996 года налог стал полностью зачисляться в территориальные дорожные фонды.
С 1 января 2003 года "налог на пользование транспортным средством" заменил "транспортный налог", который стал относиться к разделу региональных сборов. Величина налога, порядок и сроки его уплаты были возложены на власти субъектов РФ. Ставки налога значительно выросли. Например москвичи за 1 л. с. двигателя мощностью до 100 л. с. стали платить 5 руб. вместо прежних 3 руб.
В мае 2010 года было предложена отмена налога взамен на повышение акциза на бензин. В связи с тем, что в региональные бюджеты идет 72% акциза на топливо повышение этого налога могло бы компенсировать регионам отсутствие налога транспортного. В ноябре 2010 года Госдума приняла поправки, разрешившие региональным властям обнулить ставки для автомобилей мощностью до 150 л. с. за счет увеличения акциза на топлива, 80% от которого идет в региональные бюджеты. Поступления по налогу идут в региональные бюджеты. В 2010 году по стране сборы составили 75,2 млрд. руб.
С 1 января 2011 года базовые ставки транспортного налога в Налоговом кодексе РФ колеблются от 2,5 руб. за 1 л. с. для маломощных автомобилей (до 100 л. с.) до 15 руб. за 1 л. с. на транспортные средства большой мощности (свыше 250 л. с.). В законе также предусмотрено понижение и повышение ставок, но не более чем в 10 раз. С 1 января 2011 года появилась возможность продажи транспортного средства без снятия его с регистрационного учета. В 2011 году по стране сборы составили 83,2 млрд. руб. Также хочется отметить, что в Москве транспортный налог повышается примерно раз в три-четыре года [1].
В Минфине высказали проект, согласно которому транспортный налог на 2014 год будет увеличен на автомобили, которым меньше пяти лет, средняя стоимость которых колеблется от 5 до 10-ти миллионов. Если автомобиль стоит от 10 до 15 миллионов и возраст до десяти лет или свыше 15 миллионов и возраст машины не достигает двадцати лет, то налог будет взиматься в троекратном размере [2].
Депутаты предлагают сделать скидку на транспортный налог для гибридных автомобилей 50 процентов, а для электромобилей - 100 процентов. При расчете транспортного налога считается совокупная мощность гибрида: двигателя внутреннего сгорания плюс электромоторы. Имеет смысл исключить мощность электромотора. Это как раз и будет порядка 50 процентов.
Помимо транспортного налога необходимо применять и другие меры стимулирования автовладельцев к приобретению экологически чистых автомобилей. В том числе снижение таможенных пошлин на них. На сегодняшний день 48 процентов цены на электромобиль составляют сборы, которые необходимо уплатить в казну. Это таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, утилизационный сбор. Если учесть что стоимость гибрида и так в среднем на 50 процентов выше стоимости аналога, то такой автомобиль становится просто золотым. Поэтому участники круглого стола предлагают снизить таможенные пошлины на гибриды на 50 процентов, а на электромобили на 100 процентов. Также предлагается разрешить электромобилям двигаться по выделенным полосам и бесплатно парковаться. Последнее предложение уже одобрено в правительстве Москвы [3].
При этом количество машин в России из года в год растет. В России население 143 млн. человек и примерно 40 млн. семей, т. е. практически каждая семья имеет автомобиль. Таким образом, проблема налогообложения населения транспортным налогом касается почти каждого гражданина Р.Ф., следовательно реформирование данного налога должно быть с учетом всех аспектов налогообложения: плательщиков, льготируемых категорий, ставок, и конечно же объекта налогообложения. Реализация справедливого механизма взимания транспортного налога будет способствовать улучшению социально-экономического аспекта налогообложения, физических лиц-собственников транспортных средств.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Газета Коммерсантъ [Электронный ресурс]:Режим доступа: http://www.kommersant.ru
2. Автомобильное издание MOTOR [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://motor.ru
3. Российская газета RG [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://www.rg.ru