Согласно данным отечественных и зарубежных исследователей, в современном мире наметилась тенденция к возрастанию количества тревожных людей.
Более того, меняется «качество» тревожности: «она принимает форму глубинной тревоги, в наименьшей степени, поддающейся преодолению» [А.М. Прихожан, 33]. Налицо потеря жизненных ориентиров, растерянность перед завтрашним днем. Все это создает психическую неустойчивость, подверженность срывам и невротическим реакциям, симптомами которых являются постоянное ощущение неопределенности, внутренней тревоги, беспокойства.
С точки зрения психологов, тревожность проявляется в склонности человека к переживанию тревоги, являющейся эмоциональным состоянием. Это состояние характеризуется субъективным ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с точки зрения физиологии - активизацией вегетативной нервной системы. Состояние тревоги возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Тревожность связана с переживанием эмоционального дискомфорта, с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности, может являться следствием внутри- и межличностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки. Различают тревогу как эмоциональное состояние и тревожность как устойчивое свойство, черту личности и темперамента.
Человек, испытывающий состояние душевного равновесия, психологического комфорта, социально адаптированный, у которого не нарушены психические функции (мышление, память, внимание, восприятие, эмоции), - это психически здоровый человек.
Под влиянием многочисленных социальных, психогенных, психологических факторов такое равновесие может нарушиться. И в связи с этим возникает тревожное состояние, дискомфорт, настороженность без признаков угрозы.
Сама по себе тревожность является нормативным и необходимым условием развития личности. Опасения психологов (В.М. Астапов, Е.В. Новикова, А.М. Прихожан и д.р.) вызывает высокий уровень тревожности, который отрицательно влияет на адаптацию личности (в частности студента-первокурсника) и ведет к негативным личностным изменениям, мешает гармоничному и всестороннему развитию ее, вызывает различные психосоматические нарушения. Именно это определяет актуальность исследований тревожности как серьезной социальной, психологической, медицинской и педагогической проблемы.
Одним из переломных моментов в жизни молодого человека является переход из школы в вуз. Изменение окружающей среды, привычных условий, сферы общения и ритма жизни, повышение требований к самостоятельности и ответственности, интенсивные умственные нагрузки вызывают хроническую эмоциональную напряженность, тревожное состояние, провоцируя снижение социально-психологической адаптации, в свою очередь, отрицательно влияет на гармоничное личностное развитие и психическое здоровье студента. Поэтому интерес к изучению тревожности студентов-первокурсников является актуальным.
Кроме того, можно сделать вывод о том, что проблема тревожности, связанной с учебной деятельностью и работа с ней многогранна и сложна, и хотя исследуется многими зарубежными (К. Изард, Р. Мэй, К. Хорни и др.) и отечественными (Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова, А.М. Прихожан и др.) психологами и педагогами, в настоящий момент времени остается до конца не раскрытой.
Цель исследования: выявить уровень тревожности студентов первого курса на этапе адаптации к учебной деятельности вуза
Предмет: уровень тревожности студентов на этапе адаптации к учебной деятельности вуза
Объект: адаптационные процессы и эмоциональная сфера студентов
Гипотеза:
Для студентов свойственен высокий уровень тревожности на этапе адаптации к учебной деятельности вуза
Высокий уровень тревожности отрицательно сказывается на учебно-познавательной деятельности студентов
Задачи:
Изучить теоретические взгляды отечественных и зарубежных психологов на тревогу и тревожность
Провести теоретический анализ взаимосвязи тревожности и учебной деятельности студентов
Подобрать диагностический инструментарий для определения уровня тревожности у студентов в учебной деятельности
Осуществить диагностику на выявление уровня тревожности у студентов
Выполнить количественный и качественный анализ полученных эмпирических данных
Сформулировать выводы и рекомендации по теме исследования
Методологической основой нашего исследования являются: концепции тревожности В.М. Астапова, А.М. Прихожан, К. Изарда, З.Фрейда, К. Хорни и д.р.
Теоретической основой исследования являются взгляды зарубежных и отечественных исследователей на природу тревожности и ее влияние на познавательные процессы, адаптацию, деятельность и личность в целом (В.А. Ананьева, С.М. Бондаренко, Н.В. Имедадзе, Ю.Л. Ханина, У. Мак-Дуголла, Ч.Д. Спилберга, Дж. Уотсона и др.)
Методы исследования:
Теоретические: анализ, обобщение, систематизация научных сведений по теме работы.
Эмпирические: опрос
Методы количественного анализа: проценты, баллы, коэффициент ранговой корреляции Спирмена
Методы интерпретации: генетический
Методики исследования:
Методика изучения уровня и характера тревожности Филлипса [32]
Методика изучения уровня и характера тревожности Ч.Д. Спилбергера, в адаптации Ю.Л. Ханина [32]
База исследования: исследование проводилось на базе Мурманского государственного гуманитарного университета, со студентами 1 курса Психолого-педагогического института, очной формы обучения, обучающихся по специальности «Психология образования» в количестве 20 человек, средний возраст по группе 18 лет 3 мес.
Исследование проходило во время занятий на зачетной неделе 21 декабря 2012 года.
Для выявления факторов тревожности, влияющих на эмоциональное состояние, учебную деятельность студентов, взаимоотношения с окружающими, был проведен тест Филлипса на выявление уровня школьной тревожности.
Опросник школьной тревожности Филлипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями учебной деятельности [32].
Цель методики состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной с учебной деятельностью. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.
Таблица 1
Результаты диагностики студентов по методике Филлипса
№ |
Факторы |
Нормальный уровень |
Повышенный уровень |
Высокий уровень |
|||
число |
% |
число |
% |
число |
% |
||
1 |
Общая тревожность |
12 |
60 |
7 |
35 |
1 |
5 |
2 |
Переживание социального стресса |
19 |
95 |
1 |
5 |
0 |
0 |
3 |
Фрустрация потребности достижения успеха |
20 |
100 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
Страх самовыражения |
8 |
40 |
12 |
60 |
0 |
0 |
5 |
Страх ситуации проверки знаний |
6 |
30 |
7 |
35 |
7 |
35 |
6 |
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
12 |
60 |
6 |
30 |
2 |
10 |
7 |
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
15 |
75 |
3 |
15 |
2 |
10 |
8 |
Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
7 |
35 |
11 |
55 |
2 |
10 |
Как мы видим, по результатам исследования (Таблица 1) высокий процент по шкале «Общая тревожность» имеют 8, т.е. 40% испытуемых.
Такие показатели свидетельствуют о том, что эти студенты склонны переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в учебной деятельности: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а так же, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками.
Нормальный уровень тревожности имеют 12 студентов, что составляет 60% испытуемых. Школа и школьные требования, трудности не являются для них травмирующими, что создает условия для нормального функционирования, профессионально развития в процессе обучения, установления дружеских контактов и взаимоотношений.
Достаточно высокий процент испытуемых, 95% (19 человек), не переживают социального стресса. Это говорит о том, что их отношения с социумом можно охарактеризовать как удовлетворительные, не травмирующие, позитивно окрашенные.
Процент студентов, переживающих социальный стресс на повышенном уровне – 5% (1 человек). Такие данные указывают на то, что эмоциональное состояние студента, на фоне которого развиваются их социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным, возможно, фрустрирующим. Таким образом, создаются предпосылки для возникновения и развития беспокойства, тревоги, тревожности как следствия социального стресса.
У 60% испытуемых (12 человек) присутствует повышенный уровень страха самовыражения. Основываясь на этом факте, мы можем предположить, что в данном случае страх самовыражения присутствует лишь в определенных ситуациях или с определенными людьми. Возможно также, что этот страх выражен не ярко, и не является генерализированным, то есть, не доминирует над другими эмоциями.
45% (9 человек) студентов данной группы испытуемых не имеют психологических и эмоциональных трудностей в самопредъявлении и самораскрытии. Эти дети легко находят контакт с окружающими, быстро заводят новые знакомства, их отношения глубже и эмоционально насыщеннее, по сравнению с теми, кто испытывает тревожность в этой области.
Кроме того, сюда примешивается еще и страх не соответствовать ожиданиям окружающих, высокий уровень которого выявлен у 10% студентов (2 человек). То есть, дети боятся раскрыться еще и потому, что тревожатся о том, насколько «нормально» и «правильно» они будут выглядеть в глазах окружающих.
У 30% испытуемых (6 человек) несколько повышен уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающих. Это, скорее всего, свидетельствует о том, что желание социального одобрения присутствует у данной группы студентов, но оно не является ведущим мотивом. То есть, они в некоторой степени ориентированны на мнение и оценку окружающих, но не зависимы от нее.
60% испытуемых данной выборки (12 человек) не испытывают страха не соответствовать ожиданиям окружающих. Для этих детей наиболее значима собственная оценка происходящего, ориентация на собственные ценности и идеалы.
Не переживают фрустрацию в достижении успеха 20 студентов (100% испытуемых), что говорит скорее о том, что ситуация обучения, для большинства студентов, не является травмирующей, негативно окрашенной и тревожной.
35% (7 респондентов) испытывают сильный, и 35% (7 студентов) – менее сильный страх в ситуации проверки знаний (высокий и повышенный уровни). Возможно и то, что эти школьники настолько неуверенны в себе, собственных знаниях и силах, что само ожидание проверки знаний тревожит их, а общение с учителем приносит только негативные эмоции.
Так же, 30% испытуемых (6 человек) не испытывают страха в ситуации проверки знаний.
У 10% испытуемых (2 студентов) сильное эмоциональное напряжение появляется еще и при взаимодействии с учителями, и немного слабее, у 55% испытуемых (11 респондентов) - высокий уровень, повышенный уровень.
35% испытуемых (7 человек) не испытывают проблем и страхов в отношениях с учителями.
Небольшое число студентов (5 человек, 25% - повышенный и высокий уровень) имеют высокую тревожность вследствие низкой физиологической сопротивляемости стрессу (высокий уровень). То есть, в поведении этих студентов наблюдается сниженная приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера.
75% испытуемых, 15 студентов имеют нормальную физиологическую сопротивляемость стрессу, что свидетельствует о том, что возможные предпосылки для возникновения тревожности у них не физиологического, а скорее социального плана, то есть страх самовыражения, боязнь оценок и трудности в межличностных контактах.
Таким образом, по результатам проведения первой методики можно сказать, что группа испытуемых характеризуется в основном нормальным уровнем тревожности и лишь у некоторых респондентов проявляется предрасположенность к повышенному и высокому уровню тревожности по отдельным факторам.
Приложение 4
Гистограмма 1
Уровни тревожности студентов 1 курса, полученные по при помощи методики Филлипса
Приложение 15
Диаграмма 1
Средние значения каждого фактора тревожности
в целом по группе студентов-первокурсников
Вторая методика, которую мы использовали в своем исследовании это методика Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина [32].
Данный тест представлен в виде опросника из 40 вопросов. Тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Тест разработан Ч.Д. Спилбергером и адаптирован Ю.Л. Ханиным.
Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (CТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.
По результатам диагностики уровня тревожности с помощью методики Спилбергера- Ханина получились следующие результаты:
У 15% испытуемых (3 студентов) наблюдается низкий уровень ситуативной тревожности. Низкого же уровня личностной тревожности в этой группе не наблюдается.
У 55% респондентов (11 человек) наблюдается умеренный уровень ситуативной тревожности.
У 50% опрошенных (10 человек) выявлен умеренный уровень личностной тревожности. У 30% студентов (6 человек) наблюдается высокий уровень ситуативной тревожности.
1 |
Виктория |
18,2 |
39 |
умеренная |
44 |
умеренная |
2 |
Елена |
18,4 |
46 |
высокая |
50 |
высокая |
3 |
Диана |
18,7 |
51 |
высокая |
52 |
высокая |
4 |
Анастасия |
17,9 |
40 |
умеренная |
49 |
высокая |
5 |
Александра |
18,3 |
35 |
умеренная |
45 |
умеренная |
6 |
Ольга |
17,11 |
23 |
низкая |
33 |
умеренная |
7 |
Дарья |
18,5 |
31 |
умеренная |
34 |
умеренная |
8 |
Алена |
17,10 |
50 |
высокая |
40 |
умеренная |
9 |
Гульнара |
18,4 |
37 |
умеренная |
48 |
высокая |
10 |
Кристина |
18,2 |
40 |
умеренная |
55 |
высокая |
11 |
Денис |
18,7 |
29 |
низкая |
40 |
умеренная |
12 |
Мария |
18,3 |
34 |
умеренная |
43 |
умеренная |
13 |
Павел |
17,11 |
27 |
низкая |
38 |
умеренная |
14 |
Евгения |
18,9 |
38 |
умеренная |
33 |
умеренная |
15 |
Валерия |
17,10 |
42 |
умеренная |
56 |
высокая |
16 |
Надежда |
20,2 |
59 |
высокая |
63 |
высокая |
17 |
Ульяна |
19,5 |
47 |
высокая |
52 |
высокая |
18 |
Дарья Л. |
18,9 |
42 |
умеренная |
44 |
умеренная |
19 |
Елена Р. |
18,11 |
55 |
высокая |
50 |
высокая |
20 |
Анастасия |
18,4 |
45 |
умеренная |
49 |
высокая |
Средние по группе |
41 |
умеренная |
46 |
высокая |
В целом же по группе наблюдается умеренный уровень ситуативной тревожности и высокий уровень личностной тревожности.
После подсчета результатов была проведена математическая обработка данных, направленная на доказательство прямой зависимости между показателями личностной и ситуативной тревожности в выборке испытуемых, состоящей из 20 человек при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена [23].
Приложение 11
Таблица 3
Результаты диагностики уровня тревожности студентов по методике Спилбергера-Ханина
№ |
Ф.И.О. |
возраст |
Ситуативная тревожность (баллы) |
уровень |
Личностная тревожность (баллы) |
уровень |
Приложение 12
Гистограмма 2
Уровни личностной и ситуативной тревожности в группе студентов 1 курса, диагностированные с помощью методики Спилберга-Ханина
Приложение 16
Диаграмма 2
Соотношение ситуативной и личностной тревожности
в группе студентов 1 курса
Приложение 18
Математическая обработка данных, полученных на группе студентов 1 курса по результатам методики Спилберга-Ханина, с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена
Выборка испытуемых состоит из 20 человек – студентов 1 курса.
Присвоим переменной А- значения ситуативной тревожности, переменной В- значения личностной тревожности в группе испытуемых.
№ |
A |
r(A) |
r(B) |
d=r(A)-r(B) |
d2 |
|
1 |
39 |
44 |
9 |
8.5 |
0.5 |
0.25 |
2 |
46 |
50 |
15 |
14.5 |
0.5 |
0.25 |
3 |
51 |
52 |
18 |
16.5 |
1.5 |
2.25 |
4 |
40 |
49 |
10.5 |
12.5 |
-2 |
4 |
5 |
35 |
45 |
6 |
10 |
-4 |
16 |
6 |
23 |
33 |
1 |
1.5 |
-0.5 |
0.25 |
7 |
31 |
34 |
4 |
3 |
1 |
1 |
8 |
50 |
40 |
17 |
5.5 |
11.5 |
132.25 |
9 |
37 |
48 |
7 |
11 |
-4 |
16 |
10 |
40 |
55 |
10.5 |
18 |
-7.5 |
56.25 |
11 |
29 |
40 |
3 |
5.5 |
-2.5 |
6.25 |
12 |
34 |
43 |
5 |
7 |
-2 |
4 |
13 |
27 |
38 |
2 |
4 |
-2 |
4 |
14 |
38 |
33 |
8 |
1.5 |
6.5 |
42.25 |
15 |
42 |
56 |
12.5 |
19 |
-6.5 |
42.25 |
16 |
59 |
63 |
20 |
20 |
0 |
0 |
17 |
47 |
52 |
16 |
16.5 |
-0.5 |
0.25 |
18 |
42 |
44 |
12.5 |
8.5 |
4 |
16 |
19 |
55 |
50 |
19 |
14.5 |
4.5 |
20.25 |
20 |
45 |
49 |
14 |
12.5 |
1.5 |
2.25 |
- |
- |
- |
366 |
H0: Корреляция между переменными А и В не отличается от нуля
H1: Корреляция между переменными А и В отличается от нуля
В ряду А есть одинаковые ранги, поэтому подсчитываем поправку:
Та = ((23-2) +(23-2))/12
Та =1
В ряду В есть одинаковые ранги, поэтому подсчитываем поправку:
Тв = ((63-6) +(63-6))/12
Тв=35
rэмп =1- ((6 × 366 +1+35)/(20×(203-1))=1- 0,28=0,72
Находим критические числа для N=20
r sкр1(p0,05) =0,45
r sкр2(p0,01) =0,57
Строим ось значимости
Вывод: rэмп находится в зоне значимости, поэтому достоверной признается H1 гипотеза на уровне статистической значимости (p0,01). Корреляция между переменными А и В не отличается от нуля, т.е. между показателями ситуативной и личностной тревожности существует сильная прямая связь. Достоверность данных 99%.
Приложение 19
Диаграмма рассеивания
Х- показатели ситуативной тревожности
Y- показатели личностной тревожности в группе испытуемых
№ |
Х |
Y |
1 |
39 |
44 |
2 |
46 |
50 |
3 |
51 |
52 |
4 |
40 |
49 |
5 |
35 |
45 |
6 |
23 |
33 |
7 |
31 |
34 |
8 |
50 |
40 |
9 |
37 |
48 |
10 |
40 |
55 |
11 |
29 |
40 |
12 |
34 |
43 |
13 |
27 |
38 |
14 |
38 |
33 |
15 |
42 |
56 |
16 |
59 |
63 |
17 |
47 |
52 |
18 |
42 |
44 |
19 |
55 |
50 |
20 |
45 |
49 |
0,72 > 0,7
Вывод: между показателями ситуативной и личностной тревожности существует сильная прямая связь.
Таким образом, гипотеза нашего исследования частично нашла свое подтверждение. Пользуясь этими результатами можно сделать вывод о том, что повышенный и высокий уровень тревожности могут быть вызваны:
1. Плохой подготовкой к занятиям;
2. Боязнью выразить свои возможности, так как многие считают, что они будут оценены ниже, чем их сверстники, которые показывают высокий уровень знаний и творчества;
3. Заниженной самооценкой;
4. Предъявлением со стороны учителя высоких требований;
5. Домашними неприятностями;
6. Высокими требованиями родителей;
7. Недостаточным вниманием и поддержкой родителей;
8. Не замечание учителем и родителями успехов.
В ходе проведенного исследования было выявлено наличие высокого уровня тревожности у 10 % испытуемых. Но наблюдались высокие показатели и по отдельным факторам почти у всех испытуемых, это, например, страх проверки знаний или страх не соответствовать ожиданиям окружающих, или боязнь учителя и т.п.
Как мы видим, по результатам исследования высокий процент по шкале «Общая тревожность» имеют 40% испытуемых. Такие показатели свидетельствуют о том, что эти студенты склонны переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в учебной деятельности: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а так же, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками.
Например, у 55% испытуемых присутствует повышенный уровень страха самовыражения. У 55% испытуемых выражен страх проблем и взаимодействия с преподавателем. У 35% испытуемых наблюдается повышенная тревожность в ситуациях проверки знаний.
Таким образом, по результатам проведения первой методики можно сказать, что группа испытуемых характеризуется в основном нормальным уровнем тревожности и лишь у некоторых испытуемых проявляется предрасположенность к повышенному и высокому уровню тревожности по отдельным факторам.
Результаты второй методики показали, что в группе испытуемых наблюдается повышенный уровень личностной тревожности, а ситуативная тревожность находится в пределах нормального уровня.
Работа по психопрофилактике и преодолению тревожности у детей должна носить не узкофункциональный, а общий, личностно ориентированный характер, сфокусированный на тех факторах среды и характеристиках личности и развития, которые в каждом возрасте могут стать причиной тревожности. Работу следует осуществлять на уровне всех структурных компонентов тревожности, с ориентацией на ее возрастные и половые «пики» и индивидуальные «зоны уязвимости» для каждого человека. В дошкольном, младшем школьном и подростковом возрастах центральное место отводится работе с окружающими ребенка взрослыми, в более старшем же возрасте следует обратить особое внимание на укреплению «Я-концепции» личности, ее отношению к себе, формированию адекватной самооценки и конструктивному разрешению возникающих у нее внутренних и внешних конфликтов. А также, существенную роль играет обеспечение индивида необходимым набором средств и способов действий и поведения в значимых для него ситуациях, выработка индивидуальной эффективной модели поведения.
Список литературы
Айзенк, Х. Психологические теории тревожности [Текст]: учебник для вузов/ Под ред. В.М. Астапова. - СПб.: Питер, 2001.-247с.
Андреева, Д.А. Проблемы активности студентов [Текст]/ Д.А. Андреева. - Ростов н/Д.: Эдема, 1975 – 159 с.
Анохин, П.К. Эмоции. Психология эмоций [Текст]/ П.К. Анохин - М.: Педагогика, 1984, с.214-276.
Астапов, В. М. Тревожность у детей [Текст] / В.М. Астапов. - М.: Персэ, 2001. -159 с.
Большая психологическая энциклопедия [Текст]. - М.: ЭКСМО, 2007. -544 с.
Бондарева, Н. А. Тревожность студентов в учебном процессе и ее преодоление [Текст] / Н. А. Бондарева // Здоровьесберегающее образование. - 2010. - N 4. - С. 81-84.
Буйнов, Л.Г. Повышение умственной работоспособности студентов в процессе обучения [Текст] / Л.Г. Буйнов, Л.А. Сорокина // Здоровьесберегающее образование.- 2010. - N 4. С. 90-93.
Гапонова, С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения [Текст] // Психологический журнал. – 1994.- №3.- С.131 – 134.
Громская, Н.В. Школьная тревожность [Текст] // Школа и производство. – 2005. - №8
Гуревич, К.М. Психологическая диагностика [Текст]: учеб. пособие/К.М. Гуревич. - М.: Мир, 1997. – 452 с.
Зинько, Е. В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний [Текст] / Е. В. Зинько // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27, № 4. - С. 15-25
Исмаилова, А. А. Использование биологически активных добавок для улучшения психоэмоционального состояния подростков [Текст] / А. А. Исмаилова, С. Т. Онаев // Медицина труда и промышленная экология. - 2006. - N 4. - С. 25-28
Карловская, Н.Н. Взаимосвязь общей и академической прокрастинации и тревожности у студентов с разной академической успеваемостью [Текст] /Н.Н. Карловская, Р.А. Баранова//Психология в вузе.- 2008.-№3.- С.38-49.
Клепинин, Д.А.Проблема качества профессиональной подготовки специалиста/Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. -2010-№ 2. -С. 79-94.
Коваленко, С. В. Индивидуальные особенности и экзаменационная тревожность школьников: теоретический анализ и перспективы исследования [Текст] / С. В. Коваленко // Преподаватель XXI век. - 2010. - N 1, ч. 1. - С. 189-192
Корсакова, Н.К. Связь тревожности и продуктивности познавательной деятельности [Текст] / Н.К. Корсакова, И.А. Володарская// Психология в вузе 2010 №4
Кочубей, Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника [Текст]/ Б.И. Кочубей, Е. В. Новикова.- М.: Знание, 1996.
Краснова, В. В. Социальная тревожность и ее связь с эмоциональной дезадаптацией, уровнем стресса и качеством интерперсональных отношений у студентов [Текст] / В. В. Краснова, А. Б. Холмогорова [Текст] // Вопросы психологии. - 2011. - N 3. - С. 49-58
Кудрявцева, Н. Н. Тревога как социальная болезнь [Текст] / Н. Н. Кудрявцева // Химия и жизнь - XXI век. - 2004. - N 11. - С. 10-14
Кузнецова, Л.М. Показатели психического здоровья современных старшеклассников и студентов вуза [Текст] / Л.М. Кузнецова, В.Д. Кузнецов, К.Т. Тимошенко//Гигиена и санитария.- 2008.- №3. – С. 59-62
Кузнецова, Н. Как снять предэкзаменационную тревожность [Текст] / Н. Кузнецова // Воспитание школьников. - 2008. - N 3. - С. 47-50.
Латыпов, И.Ф.Экзаменационная тревожность у студентов [Текст]/ И.Ф. Лапытов//Успехи современного естествознания.- 2008. -№ 6. - С. 74.
Локоть, Н.В. Математическая обработка результатов экспериментальных исследований[Текст]: учеб.-метод пособие /Локоть, Н.В.- Мурманск: МГПИ, 2005. - 90 с.
Микляева, А.В.Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция [Текст]/А.В. Микляева, П.В.Румянцева. – СПб.: Речь, 2006.
Мурсалбекова, Л. Влияние стрессовой ситуации и психического состояния на познавательную деятельность студентов [Текст]/Л. Мурсалбекова // Education Sciences and Psychology.- 2008. -№ 2. -С. 49-54.
Налчаджян, А.А. Социально-психическая адаптация личности [Текст]/А.А. Налчаджян.- Издательство АН Армянской ССР.: Ереван, 1988.- 69 с.
Немов, Р. С. Психология: Кн. 3 Психодиагностика [Текст]/ Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 1999.- 287 с.
Общая психодиагностика [Текст]/ под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М., 1987.
Пасынкова, Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности [Текст]/ Н.Б. Пасынкова//Психологический журнал. – 1996, № 1.
Постовалова, Г.И. Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов [Текст]/Г.И. Постовалова. - М.: Азимут-Центр, 1993. – 229 с.
Постоева, Л. Поможем детям справиться с тревожностью [Текст]/ Л. Постоева, Г. Лукина//Дошкольное воспитание. -2006. -№5. –С. 65-70.
Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Текст]: учеб. пособие / под. ред. Райгородского. - Самара, 1998.
Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст]/А.М. Прихожан. – Воронеж: НПО МОДЭК, 2000. – 304 с.
Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности [Текст]/ А.М. Прихожан// Психологическая наука и образование. – 1998, №2.
Прохоров, А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе [Текст]/ А.О. Прохоров. - Казань, 1991.- 364с.
Психологические тесты [Текст]/ под ред. В. С. Антипченко. – К.: 2002.- 612с.
Пушкарева, И.Н. Адаптация студентов к учебному процессу в системе современного высшего образования [Текст]/И.Н. Прихожан, С.В. Куликов, С.А. Новоселов// Теория и практика физической культуры. -2010. -№3.- С. 55-57.
Локоть, Н.В. Математическая обработка результатов экспериментальных исследований [Текст]/Н.В. Локоть.- Мурманск: МГПИ, 1990.- 90 с.
Сидоров, К. Что такое "триада риска" : как связаны между собой самооценка ученика, уровень его притязаний и тревожность? [Текст] / К. Сидоров // Первое сентября. - 2008. - № 24. - С. 12.
Смирнов, Ю. Стиль жизни и личностная тревожность [Текст] / Ю. Смирнов // Учитель. - 2007. - N 1. - С. 81-82.
Степанов, С. Беспокойство – его причины и следствие [Текст]/С. Степанов // Школьный психолог. – 2004.- №8.
Стишенок, И.В Трудный ребенок [Текст]: практ. пособие для психологов и родителей/ И.В. Стишенок.- М.: Чистые пруды, 2010с. – С.11-14.
Стишенок, И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей [Текст]/ И.В. Стишенок. – СПб.: Речь,2006.- 240с.
Сушкова, Ф. Уровень тревожности школьников растет [Текст] / Ф. Сушкова // Воспитание школьников. - 2006. - N 9. - С. 26-35.
Творогова, Н.Д. Страх и тревожность. Психология. Лекции для студентов медицинских вузов [Текст]/ Н.Д. Творогова. -М.: ВУНМЦ, 1998, с.271-275.
Тревога и тревожность : хрестоматия [Текст]/ под общ. ред. В. М. Астапова. - М: Per Se, 2008. -239 c.
Хван, А.А. Методика измерения тревожности в подростковом возрасте [Текст]/ А.А. Хван, Ю.А. Зайцев//Психологическая школа.-2011.-№4.-С.33-45.
Хусаинова, Р.М. Особенности ситуативной и личностной тревожности в учебной и педагогической деятельности [Текст]/ Р.М. Хусаинова, О.П. Гредюшко //Современные проблемы науки и образования.- 2012. -№ 5.- С. 365-365.
Церковский, А.Л. Личностные детерминанты стрессоустойчивости студентов [Текст]/ А.Л. Церковский//Вестник Витебского государственного медицинского университета. -2011. -№ 4. -С. 180-185.
Шарыпова, Н.В. Психологическое состояние студенток при экзаменационном стрессе [Текст]/ Н.В. Шарыпова//Успехи современного естествознания.- 2007. - № 10. - С. 114-115.