В работе сделана попытка проанализировать мысли Ивана Грозного, которые, в какой-то мере, объясняли принимаемые им решения в государственных делах. Основой для написания эссе послужила переписка Курбского и Ивана Грозного.
Темно в келье, тяжело на душе. Грехи наши тяжкие. И кровь на мне, и блуд, а с другой стороны сказано: кто не без греха? И разве по своей воле совершал я все это? Я отстаивал власть. А моя власть от Бога. А кляузники, они, стая черных ворон или стайка шакалов, хотели вгрызться и отобрать ее у меня. Негоже ждать, когда у тебя забирают власть, нанеси удар первым. И я нанес. Какими словами они прикрывались, как скрывали свои истинные намерения, уверяя в преданности и верности. Но под пытками во все сознались. До чего же страшны были их замыслы, и полетели буйны головушки с плахи! Не прощу им смерть моей жены Анастасии, которую они отравили.Такая ладная и нежная была, что просто песня. А они ее - ядом!
А перебежчики во вражий лагерь - это как назвать? Позиция? Так что это за позиция, если нужно предавать свое Отечество ради корысти. А может они и ждут только, чтобы я остался в этой келье навсегда, зная о моей набожности. Думают, я стану монахом. Ну, нет, не выйдет! Я был, есть и остаюсь царем всея Руси! Единственным и неповторимым!И даже неудачи в войне с Ливонией не сломят меня. Царь поднялся, прошелся по келье размашистым шагом.
«Власть - какое короткое слово»,- размышлял он -«И какое емкое. Все в твоих руках и многие ее алчут. Но достойны ее лишь избранные. А разве мы не избранный народ?! Как говаривал Филофей: "Москва - третий Рим. И четвертому не бывать!" Верно сказано: «Ведь был велик и обширен Первый Рим, но жили там язычники, и оттого пал он под ударами варваров - нечестивцев. Второй Рим - Великая Византия, со столицей Константинополь. Хороша была империя, но постепенно погружалась в грехи, и покорил ее Господь. А Русь хоть и кровоточит от ран, которые ей наносили татары и шведы с Литвой, но стоит! Ибо это Святая Русь! Нет здесь людей более находчивых и смелых. Не найти более преданного народа. Все вынес. Даже опричнину». Иван поежился.«Опричнина. Сколь крови пролить. Но курьеры из Европы приносят вести, что у них еще больше льют, но почему-то, мы выглядим жестокими, а они просвещенными. Чудны дела твои, Господи! Я то знаю, почему они выставляют нас в таком виде. Ведь не допустили мы в Россию этих "псов господних" - иезуитов.Вот и мстят. Велика наша власть, велик с нее и спрос. А может быть и прав Филипп, утверждая, что надо относиться к людям мягче? Нет. Хоть и большого ума был человек, но не понимал характера царской власти. Ведь если она от Бога, то царь - властитель на Земле (или в стране, по крайней мере) и никто перечить не будет. Нельзя быть мягким у власти, сомнут! Царь и народ - как жернов и пшеница!Жернов перемалывает пшеницу: ей больно, она гнется, крошится, но в итоге выходит мука. И все-таки душно в келье» - царь открыл дверь и вдохнув свежего воздуха двинулся к выходу. Его высокая фигура чуть горбилась, но не от возраста, или болезни, а от бремени власти.
И сегодня, когда мы произносим слово «смута», то пред нашим взором предстают Лжедмитрий и идущие за ними интервенты, Борис Годунов, страдающий от мук совести, изворотливый Шуйский, добравшийся до власти и вскоре ее лишившийся. Вообще, странная была эпоха. Люди с такой доверчивостью и радостью встречали самозванца, а затем когда ситуация прояснилась, то положение было страшным: простые люди готовы были защищать Отечество, а бояре в то же время собирались присягнуть польскому королевичу.
В современной России ситуация мало в чем изменилась, к сожалению. Элита ориентирована на Запад и делает все, чтобы пролоббировать его интересы. Народ находится в зависимом положении. И многое зависит от власти. На наш взгляд Смута началась в России не со временем Бориса Годунова, а раньше. Когда в ходе Ливонской войны от Ивана Грозного отворачивались некоторые князья и бежали. Мотив был один - спасти свою жизнь! Самым известным перебежчиком был князь Андрей Курбский. Курбский начинает бодро, называю царя ранее препрославленным, а ныне за грехи наши ставшему супротивным, совесть имеющего прокаженную, какой не встретишь у народов безбожных. "И говорить об этом я... запретил языку моему, но из-за притеснений тяжайших от власти твоей и от великого горя сердечного дерзнул сказать тебе, хотя бы немногое".
И далее князь перечисляет грехи: пролитие крови в церквях, уничтожение родовитых семей...Царь мнит себя бессмертным. Иван Грозный навсегда вошел в историю России, действительно стал бессмертным, но отношение к нему у историков, да и каждого из нас, неоднозначное.
Приглашаем наших читателей к дискуссии.