ФОРМЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФОРМЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Селин М.А. 1
1филиал ЮФУ в г.Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социальное предпринимательство набирает все большую популярность во всем мире. Актуальность выбранной мной темы для данной курсовой работы состоит в том, что, несмотря на свой молодой возраст социальное предпринимательство охватило весь земной шар и заняло место в одном ряду с такими общепризнанными явлениями, как некоммерческие инициативы, благотворительность, филантропия и корпоративная социальная ответственность.

В России за последнее десятилетие уже накоплен богатый опыт социальных инициатив. Некоммерческий сектор, получив признание и общественную поддержку, по праву считается отдельным сектором экономики. Благотворительность становится явлением, в котором заметное место приобретает каждая личность. Бизнес по всей стране реализует сотни социально значимых программ, взяв на себя ответственность за благополучие общества. Общество, в свою очередь, все больше и больше нуждается в данном виде предпринимательской деятельности.

В контексте социальной работы, можно сказать о том, что дальнейшее развитие социального предпринимательства как социального института невозможно без поиска новых форм осуществления социальной деятельности.

Социальное предпринимательство как форма социальной работы не имеет достаточно разработанной методологии, прежде всего, по причине недостаточной изученности этого феномена. Еще нет единого подхода к пониманию и отражению сущности этого процесса. Анализ теоретических разработок, научной литературы, периодических изданий и других источников свидетельствует о достаточно глубокой и многообразной проработке вопросов деятельности малого предпринимательства, вопросы социального предпринимательства еще не раскрыты. Приоритет экономической мысли по проблемам предпринимательства в силу объективных причин принадлежат зарубежным ученым-экономистам, внесшим свой вклад в разработку теории и концепции предпринимательства.

В настоящее время в России социальное предпринимательство как социальная практика только начинает развиваться, число реально действующих социальных предприятий невелико, и зачастую они даже сами не воспринимают себя в таком качестве. Какие-либо существенные меры государственной или общественной поддержки данного движения также пока отсутствуют. В том, что социальное предпринимательство в России находится в зачаточном состоянии, нет ничего удивительного. В СССР социальная сфера была монополизирована государством и поэтому о том, чтобы передать часть его функций кому-то еще, не могло быть и речи. Российской спецификой является тот факт, что социальное предпринимательство в нашей стране, по сути, не институционализировано – в федеральном законодательстве нет такого понятия. Во-первых, к организациям, предоставляющим товары, работы и услуги социально незащищенным гражданам по сниженным ценам, и, во-вторых, социально-ориентированным коммерческим предприятиям, которые можно отнести к категории социально-ответственного бизнеса, или предприятиям, представляющим большую социальную значимость для региона1.

Тем не менее, независимые наблюдатели полагают, что у России появился реальный шанс стать страной, где социальное предпринимательство станет движущей силой позитивных перемен. В целом в России, по мнению экспертов, обнаруживаются четыре подхода к пониманию практики социального предпринимательства:

1. Социальное предпринимательство как способ социальной поддержки определенных групп населения.

2. Социальное предпринимательство как механизм содействия экономическому развитию, поддержки предпринимательства.

3. Социальное предпринимательство как альтернативный государственному механизм решения социальных проблем.

4. Социальное предпринимательство как социально ориентированный бизнес.

Сейчас осуществляются первые попытки отобрать организации – кандидаты в социальные предприниматели. Анализ этой работы показывает, что во многих случаях успешные некоммерческие организации и организации малого бизнеса, откуда и осуществляется «набор», еще очень далеки от лучших образцов социального предпринимательства, которые встречаются на Западе и в странах третьего мира. Существуют и естественные барьеры для этого, связанные с молодостью и недостатком профессионализма НКО, которые еще не научились вести свои дела с деловой сметкой, подобной бизнесу. У малого бизнеса свои недостатки. Имея социальную цель в качестве проекта, предприятия малого бизнеса легко с ней расстаются ради прибыльного дела. Тем не менее большинство экспертов придерживается той точки зрения, что в роли социальных предпринимателей сегодня выступают в основном некоммерческие организации, которые развивают свою хозяйственную деятельность. Таким образом, именно этот сегмент может быть базой для формирования и развития социальных предприятий. Дополнительной характеристикой таких НКО является сфера их деятельности: она должна допускать возможность реализации предпринимательских принципов. В условиях, когда и практика, и понимание социального предпринимательства только формируются, было бы полезно выявить некоторые общие характеристики, свойственные уже сложившимся или потенциальным социальным предпринимателям. Ключевыми характеристиками тех организаций, которые уже занимаются социальным предпринимательством, были названы следующие:

1) хорошая репутация в местном сообществе, широкий круг партнеров на местном уровне из органов власти, бизнеса, СМИ, других НКО;

2) ориентированность на наиболее актуальные, «злободневные для территории» социальные темы (например, образовательные программы, реформирование ЖКХ);

3) обеспеченность базовыми техническими и административными ресурсами (помещением, штатом постоянных сотрудников, офисной оргтехникой) и в тоже время ограниченность финансовых ресурсов, диктующая мотивацию к поиску внешних инвестиций;

4) особенности руководителей таких организаций: высокая активность, владение инновационными технологиями, наличие опыта работы в бизнес-секторе;

5) очевидный формальный признак: возможность заниматься предпринимательской деятельностью должна быть зафиксирована в уставных документах организации. Другим характерным признаком таких предприятий часто является применение упрощенной системы налогообложения, что позволяет повысить доходность коммерческой деятельности. Однако сегодня существует широкий круг проблем, возникающих на пути развития социального предпринимательства в России.2

Проблемы распространения социального предпринимательства можно объединить в следующие группы:

1. Первая группа проблем связана с непониманием природы социального предпринимательства со стороны основных групп общества. Социальное предпринимательство является на сегодняшний день новым явлением, его логику не понимают ни общество, ни основные субъекты общественных отношений, в том числе органы налогового и законодательного регулирования, и именно с этим связаны основные барьеры на пути его развития.

2. Вторая группа проблем отражает трудности законодательного и административного продвижения идеи социального предпринимательства. Во-первых, от принятия законов на федеральном уровне до их внедрения на уровне регионов, местных сообществ обычно проходит очень много времени; во-вторых, на местах просто может не оказаться достаточных ресурсов для реализации законодательных актов, но, тем не менее, сегодня депутаты Государственной Думы впервые предлагают законодательно определить меры правовой поддержки социальных предпринимателей. Соответствующие изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» обсудили на Экспертном совете.В Государственной Думе состоялось заседание Экспертного совета по вопросам развития социального предпринимательства Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.

3. Третья группа проблем связана с противоречиями в психологии социального предпринимательства, а именно с объективными различиями в логике предпринимательской и общественной деятельности.

Российские начинающие социальные предприниматели сталкиваются с проблемой сочетания социальных целей с долгосрочной и устойчивой самоокупаемостью. С теми же проблемами – противоречия между социальным и коммерческим результатом – сталкивались и сталкиваются социальные предприниматели и в других странах, особенно в странах с развивающейся экономикой. Однако за годы работы социальные предприниматели и организации, их поддерживающие, выучили несколько уроков, знание которых помогает им преодолеть «кризис идентичности» социального предприятия – бизнес или благотворительность – и выстроить тот самый мост между общественным и коммерческим интересом, который так необходим России для достижения социального мира и благополучия.

4. Наконец, последняя группа проблем – это проблема привлечения финансовых средств на первом этапе развития предпринимательства, отсутствие специальных кредитных и займовых программ. Социальному предприятию, как и любому другому бизнесу, необходимы инвестиции. В Европе и США эти инвестиции пришли в форме венчурной филантропии – вклада в социальное предприятие под низкий процент, без процента, на условиях возврата части суммы или в форме программно-ориентированных инвестиций также с минимальным возвратом. В США источником венчурного социального капитала стали частные благотворители, в том числе частные фонды. В Европе, помимо частных средств, доступные кредиты и инвестиции в социальное предпринимательство представляет и осуществляет государство.

Сегодня в России был сделан еще один шаг в расширении форм помощи социальному бизнесу. Принципиально новые условия кредитования социальных предпринимателей предложил Банк УРАЛСИБ.Специальный кредитный продукт «Благородное дело» будет доступен участникам пилотной программы, реализуемой общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Банком УРАЛСИБ и Фондом «Наше будущее». Первоначально планировалось, что процентная ставка по кредиту, доступному участникам программы, будет равна ставке рефинансирования Банка России, но организаторы проекта приняли решение смягчить условия, поскольку социальные предприниматели часто работают на низшей точке самоокупаемости.

Согласно условиям программы участники, прошедшие отборочный тур, смогут претендовать на кредит от 100 тыс. до 10 млн рублей сроком от 3 месяцев до 5 лет. Процентная ставка кредитования будет ниже ставки рефинансирования Банка России. Так, ставка по кредиту до 5 млн рублей составит 8% (кредит выдается без залога, под поручительство), при сумме от 5 млн и выше – 7%. При этом для участников программы предусмотрена отсрочка по уплате основного долга до 3 месяцев и скидка при оформлении страхования жизни и здоровья3.

Таким образом, было установлено, что современное общество все острее нуждается в социально ответственном бизнесе. Предприниматели, в свою очередь, уже подошли к той точке, когда они готовы работать не только в пользу себя, но и в пользу общества. Таким образом, можно сделать вывод о том, что бизнес начинает осознавать свою ответственность перед обществом и становится социально ответственным. Социальное предпринимательство, как современный социально-экономический феномен может принимать различные формы и использовать разнообразные методы реализации предпринимательской деятельности, который очень плотно переплетены с предпринимательством, в классической форме его проявления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Возжова Н.П. Информационный поиск и анализ вторичных источников о проектах, реализующих принципы социального предпринимательства в российских регионах. [Электронный ресурс] / Н.П.Возжова, А.А.Комисаров, Л.В. Шубина - URL: http://www.zircon.ru/russian/project/3_4_2.htm

  2. Информационный портал Байкал 24. Специальный кредит разработан для социального предпринимательства. [Электронный ресурс] / - URL: http://baikal24.ru/page.php?action=showItem&type=article&id=14384

  3. Преображенская Е. Зарабатывать, чтобы отдавать, или Что мы знаем о социальном предпринимательстве. [Электронный ресурс] / Е.Преображенская - URL: http://www.nbforum.ru/thanalitic_391_14

1 Преображенская Е. Зарабатывать, чтобы отдавать, или Что мы знаем о социальном предпринимательстве. [Электронный ресурс] / Е.Преображенская - URL: http://www.nbforum.ru/thanalitic_391_14

2 Возжова Н.П. Информационный поиск и анализ вторичных источников о проектах, реализующих принципы социального предпринимательства в российских регионах. [Электронный ресурс] / Н.П.Возжова, А.А.Комисаров, Л.В. Шубина - URL: http://www.zircon.ru/russian/project/3_4_2.htm

3Информационный портал Байкал 24. Специальный кредит разработан для социального предпринимательства. [Электронный ресурс] / - URL: http://baikal24.ru/page.php?action=showItem&type=article&id=14384

Просмотров работы: 2329