Проблемы предпринимательства в агропромышленном комплексе РФ как ранее, так и в последние годы привлекают к себе все большее внимание практиков, исследователей, на что повлияло существенное снижение показателей, которые характеризуют деятельность агробизнеса и возросшую зависимость российской экономики от импорта сельхозпродукции. Поиск собственных путей вхождения в рыночные и внешнеэкономические отношения, смена форм собственности, разрыв хозяйственных связей, появление новых организационно-хозяйственных форм предпринимательской деятельности, их реорганизация, усиление тенденции к суверенитету территорий, существенно трансформировали ранее используемые инструменты и механизмы развития и управления АПК, привели к изменению аграрных отношений. Все это обусловило обострение проблем развития предпринимательства в отечественном агропромышленном комплексе
Одно из направлений развития предпринимательства в России, сконцентрировано в сфере малого агробизнеса. По мнению Куликова И. [1], академика Россельхозакадемии, малый бизнес в российском сельском хозяйстве представлен, в основном, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (К(Ф)Х), а также товарными приусадебными семейными хозяйствами (ПСХ). Исходя из этого, Куликов И. выделяет ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться субъектам малого аграрного бизнеса, некоторые из которых нами прокомментированы.
Отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и механизмов страхования рисков.
Затрудненный доступ к финансовым ресурсам.
Отсутствие надежной системы гарантирования кредитов для малых форм хозяйства [1].
Все обозначенные проблемы способствуют значительному снижению предпринимательской активности сельского населения, препятствуют формированию стимулов к организации и развитию малого бизнеса. На указанные проблемы наслаивается и то, что банковским структурам, владеющим наибольшим объемом финансовых ресурсов, невыгодно кредитование малого предпринимательства на селе. Зачастую, кредитование банками осуществляется под достаточно высокий процент и размер залога или поручительство третьих лиц. Возможной альтернативой банковскому финансированию могли бы стать специализированные фонды поддержки малого предпринимательства.
Несовершенство системы налогообложения [1].
Для К(Ф)Х налоговый сбор при фактической низкой доходности явно чрезмерный. К этому следует добавить негативное воздействие на деятельность малого бизнеса органов местного самоуправления, пытающихся компенсировать часть изымаемых у них доходов от перераспределения средств на региональные и федеральный уровни, дополнительным введением местных налогов и сборов. Причем налоговое законодательство в целом все еще противоречиво и сложно. В результате чего, не все зарегистрированные предприятия малого аграрного бизнеса полноценно и в полной мере легально осуществляют предпринимательскую деятельность.
Трудности в осуществлении инновационных программ и проектов предпринимателей.
Повышенный риск инновационных проектов, неразвитость гарантирования и системы страхования в реализации подобных проектов, тормозят развитие малых производств.
Техническому переоснащению малых предприятий препятствуют недостатки финансовых средств, для инвестиций при острой потребности в обновлении оборудования, приобретении современных технологий.
Неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий [1].
Отсутствует объективная и полная статистические информации о деятельности малого предпринимательства на селе. Получаемые органами статистики официальные данные, на основе выборочных обследований, а также отсутствие необходимого статистического наблюдения за предпринимателями, не позволяют сложить единую картину о реальном положении в сфере малого аграрного бизнеса.
Недостаточная профессиональная подготовка владельцев малых форм хозяйствования для работы в условиях конкуренции [1].
Отсутствие специализированной системы подготовки сельского населения к предпринимательской деятельности, повышения квалификации предпринимателей и их работников делают малый аграрный бизнес неустойчивым и уязвимым с точки зрения конкурентоспособности, однако, в ряде регионов РФ в частности, в Орловской области, организуется и осуществляется повышение квалификации фермеров на базе ФГБОУ ВПО Орел ГАУ.
Несовершенна государственная инфраструктура поддержки сельского аграрного бизнеса.
Высокий уровень монополизации рынков.
Монополизация крупным бизнесом некоторых частей аграрного рынка, закрывает для многих малых предпринимателей возможности сбыта продукции.
Ни один из действующих законодательных и нормативных актов в области малого бизнеса, в том числе в сельском хозяйстве, не имеет четких механизмов реализации.
Невыполнение государством принятых решений о приоритетной поддержке сельского развития малых форм хозяйства, порождает неуверенность в завтрашнем дне, ведет к снижению деловой активности субъектов малого предпринимательства на аграрном рынке.[1]
Следует отметить, что мнение Куликова И. практически соответствует точке зрения д.э.н. Ионова А.Ч., который считает, что в Российской Федерации структуры, занимающиеся вопросами формирования резервных продовольственных фондов, техническим и информационным обслуживанием хозяйств, а также стимулированием рынка сельскохозяйственных товаров, обеспечивают реализацию не всех целевых Федеральных программ, выполнение которых опосредуют развитие многосубъектного предпринимательства в аграрной сфере. Использование таких программ, с обязательным анализом хода их реализации, должно учитывать совокупную отдачу от государственной поддержки мелких семейных ферм и крупных сельскохозяйственных организаций. В этой связи, необходимо отметить, что две трети сельскохозяйственной продукции в России производится крупными предприятиями [2]. В связи с этим, делать ставку на то, что в перспективе частный фермер обеспечит потребности потребителей в продукции животноводства и растениеводства без существенной государственной поддержки, представляется невозможным.
В современных условиях практика централизованного распределения средств по субъектам Российской Федерации, отчасти обеспечивает поддержку фермерскому хозяйствованию вне зависимости от выхода конечного продукта. Вместе с тем, отсутствие согласованности действий регионов с центром, по формам и объемам финансирования сельскохозяйственного производства, не способствует симметричному развитию индивидуального предпринимательства в сельском хозяйстве.
Обосновывая проблемы развития малых аграрных предприятий Куликов И. [1] предлагает и общее их решение. Особая роль в активизации производительных сил малых форм хозяйствования решении социальных проблем села, принадлежит кооперации этих форм, в том числе приусадебных семейных хозяйств.
Целесообразно создание кооперативов семейных хозяйств по использованию сельхозтехники и ее ремонту. Основу уставного капитала такого кооператива могут составить паевые взносы, размер которых определяется по взаимному согласию (если юридическое лицо не оформляется) или фиксируется в Уставе (договоре) кооператива. На уровне государства проблема развития сельскохозяйственной кооперации ставит на повестку дня упорядочение кооперативного законодательства и проведение активной политики в этой области [3].
Государственная поддержка предпринимательства в сельском хозяйстве, должна базироваться не только на обязательствах хозяйствующих субъектов, но и при непосредственном участии государства в организации воспроизводственного процесса в аграрной сфере. В этом смысле, взаимодополняемость предпринимательских структур и государства выражается не в централизованном государственном воздействии на функционирование сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, а в их эффективном взаимодействии [4].
В целях реализации подобных взаимодействий, в регионах РФ принимаются и разрабатываются различные пути их решения. Одним из регионов занявших активную позицию по устранению хотя бы части проблем малого предпринимательства в сельском хозяйстве, является Орловская область. Была разработана программы «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области на 2012–2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Орловской области от 7 сентября 2011 года № 301[6]. Одним из направлений данной программы является финансирование развития семейных животноводческих ферм, осуществляемое путем предоставления по итогам конкурсного отбора гранта, который в свою очередь выделяется в целях создания и развития на территории сельских поселений и межселенных территориях Орловской области крестьянского (фермерского) хозяйства и используется:
1) на приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
2) разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
3) строительство, ремонт, приобретение и совершенствование производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, и их регистрацию;
4) строительство дорог и подъездов к складским и объектам, необходимым для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
5) подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям – электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре;
6) содержание сельскохозяйственных животных;
7) приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
8) покупка семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений;
9) покупка удобрений и ядохимикатов [6].
Значимость представленных нами проблем предпринимательства в сфере малого агробизнеса усиливается тем, что именно ему, менее всего ранее не хватала государственной и иной поддержки. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его социальных и экономических возможностей могут быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет, который вполне может привести к многочисленным народнохозяйственным негативам, увеличению кризиса российской экономики в целом. На сегодняшний день, более активная и увеличенная поддержка государством, способствует более быстрому развитию, отстаиванию экономических, политических и социальных интересов малого аробизнеса.
Список литературы:
Куликов И. Проблемы и направления развития малого бизнеса в сельском хозяйстве России // АПК: экономика, управление. - 02'2013 – 3 с. http://www.vniiesh.ru/publications/zhurnal_laquoapk/fevral_13
Ионов А.Ч. Экономические предпосылки регионализации АПК. - Ставрополь: Ставропольское книжное изд-во, 2009 – с. 64.
Эффективность сельскохозяйственного производства (методические рекомендации) / Под ред. И.С. Санду, В.А. Свободина, В.И. Нечаева, М.В. Косолаповой, В.Ф. Федоренко. – М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2013. – с. 228.
Бондаренко Т.Г. Организация управления результатами сельскохозяйственной науки / Т.Г. Бондаренко. – М.: ГНУ ВНИИЭСХ, 2011.
Покровская С.Ф. Информационные технологии в сельском хозяйстве: Обзорн. информ. - Центр информации и технико-экономических исследований АПК. - М.:, 2010. – 78 с.
Постановление Правительства Орловской области от 29 марта 2013 года № 103. Об утверждении Порядка финансирования мероприятий долгосрочной областной целевой программы «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области на 2012–2015 годы»