ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Артемьева В.Г. 1
1ФГБОУ ВПО Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема агрессивности является значительной проблемой современного общества. Подростковая агрессия заслуживает особого внимания, так как в этом возрасте утверждаются жизненные позиции и принципы, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Также, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.

С. Д. Арзуманян считает, что для подросткового возраста характерно попеременное проявление полярных качеств психики. Целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безапелляционность в себе, потребность в общении - с желанием уединиться, развязность соседствует с застенчивостью, романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью, на смену искренней нежности, ласковости могут быстро приходить черствость, отчужденность, враждебность и даже жестокость [1, с.38].

По мнению Л. Ф. Обуховой, в подростковом возрасте у ребенка появляется и усиливается стремление быть взрослым, что обусловливает стремление изменение поведения и создает совершенно новую ситуацию личностного и психологического развития [5, с.92].

Для подростка приобретает особое значение борьба за самостоятельность в своих мыслях и поступках. Для них очень важно, чтобы окружающие с уважением выслушали их мнение, поэтому им обычно нравятся различного рода дискуссии.

Ю. Можгинский считает, что основной формой проявления самостоятельности становятся различного рода агрессивные действия, которые у взрослых, как правило, вызывают ответную реакцию, что приводит к нарастанию конфликтов. Поэтому полезно предоставлять подросткам возможность осознавать собственные индивидуальные особенности, свои агрессивные действия, учить их контролировать проявления агрессии [4, с.112].

Подростковый возраст - это возраст обретения себя. Критика воспринимается подростком как глубокое оскорбление. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты с ними.

В. П. Левкович отмечает, что для многих подростков типично умышленное подражание определенным манерам как конкретных людей, так и тех стереотипов, которые предлагаются различными средствами информации [3, с.99].

По В. Ф. Пирожкову, когда речь идет о проявлении агрессии, мы говорим о нарушении поведения, которое часто рассматривается как синоним словосочетаний «трудный ребёнок», «ненормальное поведение», «ребёнок с нарушениями в аффективной сфере», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение», «делинквентное поведение», «противоправное, преступное, криминальное поведение» и др. Отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения агрессивной или корыстной ориентации, так и социально-пассивного типа.

Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины делинквентность и девиантность. Если нарушения не достигают уровня уголовно наказуемых действий, то такое поведение у несовершеннолетних принято называть делинквентным. Под девиантностью разумеют отклонение от принятых в обществе норм [6, с.256].

К. Фопель считает, что проблема отклонения в поведении - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Неправильное воспитание приводит к формированию у ребенка пренебрежительного или даже негативного отношения к нормам и правилам общественной жизни, искажению жизненных ценностей, появлению асоциальных ценностей, т.е. к формированию асоциальных личностных диспозиций, влияющих на мотивацию отклоняющегося, в том числе и преступного поведения, агрессии [7, с.84].

По мнению Л. И. Божович, подростковый возраст - один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность, он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности [2, с.73].

Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Следовательно, характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Образ жизни подростка, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения.

Агрессивное поведение подростков в современном обществе - это уже не явление, а проблема. Поэтому можно говорить о том, что подростки с агрессивным поведением нуждаются в квалифицированной помощи и коррекции.

Список литературы

1. Арзуманян С. Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. - Ереван: Луис, 1998. - 254 с.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1998. - 464 с.

3. Левкович В. П. Моральные нормы - регуляторы поведения личности // Сов. педагогика. - 1976. - № 3. - С. 96 - 107.

4. Можгинский Ю. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика. - М.: Издательство «Когито-Центр», 2006. - 181 с.

5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Владос, 1996. - 456 с.

6. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. - М.: Ось - 89, 2001. - 704 с.

7. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. - М.: Генезис, 2001. - 82 с.

Просмотров работы: 2629