У каждого человека сейчас можно встретить простейшие средства коммуникации: телефон, телевизор, компьютер, планшет. При помощи этих приборов можно с легкостью найти интересующую нас информацию, связаться с нужными людьми, посмотреть фильм, послушать музыку. На нас обрушивается нескончаемый поток информации, который так или иначе оставляет след в нашем сознании.
Средства массовой информации (СМИ) в настоящее время оказывают огромное влияния на развитие всех сфер нашего общества. Главная особенность СМИ – это распространение его влияния на все общественные группы: профессиональные, национальные, этнические, социальные и т.д.
В наши дни быть здоровым и сильным сложно, и это беда всех. Плохая экология, неправильное питание, малоразвитый спортивный сектор, недостаточное внимание со стороны государства, лень и апатия. Поэтому очень важно, чтобы СМИ формировало правильный взгляд на здоровый образ жизни, давало советы как его вести, с чего начать, чем это поможет и как пригодится.
Нельзя забывать о приближающейся олимпиаде в Сочи - самого яркого спортивного события в мире. Постоянная освещенность этих событий в СМИ, а также интерес различных категорий населения к получению этой информации - хорошая основа для приобщения к спорту. Поэтому мы просто обязаны реализовывать федеральную целевую программу развития спорта, интересоваться спортивными событиями, укреплять своё здоровье, быть сильными и могущественными.
Объектом исследования является здоровый образ жизни.
Предмет исследования является СМИ как фактор формирования открытости, публичности в отношении здорового образа жизни.
Цель исследования состоит в изучении влияния средств массовой информации на формирование здорового образа жизни.
Гипотезы:
а) На телевидении существуют каналы, формирующие негативное отношение к здоровому образу жизни
б) На телевидении существуют каналы, формирующие позитивное отношение к здоровому образу жизни
Для достижения поставленной цели работы необходимо изучить стилевые особенности трех каналов, для того, чтобы иметь представление об их образе.
Просмотр каналов осуществлялся в течении 12 часов в будние дни (24, 29 и 31 октября) с учётом того, что в выходные репертуар всех каналов развлекательный, нацеленный на отдых людей, поэтому сформировать достоверный образ каналов в такой период весьма сложно.
Начнём с одного из популярных каналов – «НТВ». Вот как само руководство отзывается о телеканале: «НТВ не боится острых углов и «неудобных» вопросов, раскрывая своему зрителю максимум информации». [18] Рассмотрим более подробно список вещания и убедимся в этом.
При просмотре в течение дня, 31 октября, с 08.00 до 20.00 канала НТВ создаётся впечатление, что канал нацелен на аудиторию далекую от обсуждения проблем аналитики политики, современности и прочее. В течение 12 часов телеканал показал 4 однотипных сериала, причем 2 из демонстрировали по нескольку серий. Следует отметить, что ни сюжет, ни актеры, ни сценарий, сцены драк, ограблений и т. П. – не отличаются. Развитие сюжета одно – конфликт двух банд, драка со смертельным исходом, расследование, задержание. В названии сериалов прослеживается единая тематика: «Час Волкова Авария», «Возвращение Мухтара-2 Похититель музея», «Пасечник Двойной капкан», «Карпов. Менты». В перерывах между сериалами НТВ пестреет такими передачами как: «Суд присяжных», «До суда», «Прокурорская проверка». Выпуски обзора новостей «Сегодня» появляются в эфире с повторами раз в 3-4 часа.
Второй канал, являющийся объектом нашего внимания – «СТС». Как позиционирует себя сам телеканал: «СТС стремится оптимально сочетать в своей сетке вещания российские и зарубежные программы, сериалы, ситкомы, скетчкомы, шоу, представляющие интерес для целевой аудитории. В эфире СТС выходят как сериалы и программы собственного производства, так и российские адаптации лучших зарубежных форматов. В программной сетке СТС большое внимание уделяется анимационным фильмам ведущих мировых и отечественных производителей, а также самым громким голливудским и европейским кинопремьерам». [19]
Проанализируем репертуар передач на 29 октября. Утро – время мультфильмов. Следует отметить, что мультфильмы ориентированы как на мальчиков: «Весёлые машинки», так и на девочек: «Клуб Винкс – школа волшебниц». Для общего просмотра: «Смешарики», «Парящая компания». За это время было просмотрено 3 сериала: «Воронины», «Молодёжка», «Восьмидесятые». Невозможно не заметить поднятие настроения, увлечённость и заинтересованность сюжетами. Сюжеты абсолютно разные: от любви, понимания, веселья, беззаботности – до драм, интриг, переживаний на фоне обыденной жизни. Следует отметить, что выпусков новостей на данном канале не было.
И, наконец, канал – «Первый». Задача канала – это учёт не самых высоких эстетических вкусов обычного, среднестатистического зрителя и аудитории. [20]
Акцентируем наше внимание на передачах 24 октября. В утреннем эфире выходит информационно-развлекательный канал «Доброе утро», который можно отнести к новостным, т.к. основу его составляют новостные сюжеты из самых разных областей жизни страны. Социально-значимые программы, такие как «Контрольная закупка», «Жить здорово!» и «Пусть говорят» были просмотрены в перерывах между сериалом «Домработница», развлекательной передачей «Самый лучший муж» и др. Новости выходили в эфир за это время 5 раз, их название существенно не отличалось: «Новости», «Новости с субтитрами», «Другие новости», «Вечерние новости с субтитрами».
Подведя итог вышесказанному, можно сделать вывод:
Телеканал НТВ – целенаправленно работает на свою аудиторию – в основном, мужчин с невысоким образовательным уровнем, как правило, отсидевших или работающих не на руководящих постах в правоохранительных органах. Это, по сути дела, нишевый канал о криминалитете.
Телеканал СТС – это развлекательное телевидение. Телевидение, которое направлено, прежде всего, на молодежную и семейную аудиторию и призвано формировать у зрителей позитивный настрой и оптимистичную жизненную позицию.
Телеканал Первый – это многопрофильный канал. Приоритетным для него является информационное вещание.
Теперь, когда мы имеем определённый образ каждого из каналов, изучим их содержательную часть, касающуюся здорового образа жизни.
Следующий этап исследования – это числовая оценка у потребленных слов по данной теме.
За основу были взяты слова, которые с положительной стороны характеризуют здоровый образ жизни (распространённые, у всех на слуху):
-здоровье
- долголетие
- спорт
- активность
и слова, характеризующие с отрицательной стороны:
- алкоголизм (алкоголик)
- наркотики (наркобизнес)
- сигарета
- болезнь
В течении трёх дней шел просмотр телеканалов (в день по одному каналу). Указанные выше слова, характеризующие здоровый образ жизни с положительной и отрицательной стороны, фиксировались с учётом того, сколько раз они были произнесены телеведущими, журналистами, героями телепередач, фильмов, сериалов. Последующим шагом было суммирование этих слов и выведение общего итога. Полученные результаты отражены в таблицах.
Таблица 1 – Употребление позитивных и негативных слов относительно ЗОЖ (Первый канал)
Критерий |
Название слов |
Частота использования |
Здоровье |
31 |
|
Позитивные слова |
Долголетие |
13 |
Спорт |
44 |
|
Активность |
5 |
|
Алкоголизм(алкоголик) |
12 |
|
Негативные слова |
Наркотики(наркобизнес) |
3 |
Сигарета |
11 |
|
Болезнь |
46 |
Таблица 2 – Употребление позитивных и негативных слов относительно ЗОЖ (СТС)
Критерий |
Название слов |
Частота использования |
Здоровье |
4 |
|
Позитивные слова |
Долголетие |
- |
Спорт |
14 |
|
Активность |
9 |
|
Алкоголизм(алкоголик) |
1 |
|
Негативные слова |
Наркотики(наркобизнес) |
- |
Сигарета |
11 |
|
Болезнь |
2 |
Таблица 3 – Употребление позитивных и негативных слов относительно ЗОЖ (НТВ)
Критерий |
Название слов |
Частота использования |
Здоровье |
28 |
|
Позитивные слова |
Долголетие |
2 |
Спорт |
27 |
|
Активность |
14 |
|
Алкоголизм(алкоголик) |
13 |
|
Негативные слова |
Наркотики(наркобизнес) |
26 |
Сигарета |
39 |
|
Болезнь |
25 |
Общая сумма употребления двух групп слов отражена в таблице:
Таблица 5 – Итоги
Критерий |
Название канала |
Итоги |
НТВ |
71 |
|
Позитивные слова |
СТС |
27 |
Первый |
93 |
|
НТВ |
103 |
|
Негативные слова |
СТС |
14 |
Первый |
72 |
В общей сложности, можно сделать вывод, что Первый канал – лидирующий в употреблении позитивных слов относительно здорового образа жизни. Поэтому он способен оказывать просоциальное медиавоздействие на здоровый образ жизни. Это неслучайно, так как на телеканале транслируется передача «Здоровье», название которой говорит сама за себя.
НТВ занял лидирующие позиции в употреблении отрицательных слов о здоровье. Именно этот канал способен обуславливать асоциальное медиавоздействие на ЗОЖ.
Что касается канала СТС, то соотношение негативных и позитивных слов значительно мало по отношению с другими каналами. Можно сказать, что этот канал нейтрален на фоне остальных, т.е. значительное асоциальное и просоциальное медиавоздействие по данной теме он не оказывает. А уж как подобные слова могут повлиять на здоровый образ жизни отдельно взятого человека, зависит от особенностей психики, степени уязвимости, ведомости и взглядов людей.
В процессе исследования были выдвинуты следующие гипотезы:
- На телевидении существуют каналы, формирующие негативное отношение к здоровому образу жизни
- На телевидении существуют каналы, формирующие позитивное отношение к здоровому образу жизни.
Можно с успехом заявить, что обе гипотезы подтвердились. Действительно, в настоящее время можно найти каналы, характеризующие здоровый образ жизни с худшей стороны. Пример такого канала – НТВ, который занял лидирующие позиции в употреблении отрицательных слов о здоровье. Именно этот канал способен обуславливать асоциальное медиавоздействие на ЗОЖ.
Каналы, который освящают тему здоровья широко и ясно, тоже есть. Пример такого канала – Первый, лидирующий в употреблении позитивных слов относительно здорового образа жизни. Поэтому он способен оказывать просоциальное медиавоздействие на здоровый образ жизни. Это неслучайно, так как на телеканале транслируется передача «Здоровье», название которой говорит сама за себя.
В ходе данной работы также выяснилось, что такой канал, как СТС нейтрален, т.к. соотношение негативных и позитивных слов значительно мало по отношению с другими каналами. Этот канал значительное асоциальное и просоциальное медиавоздействие по данной теме не оказывает.
8