ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ

Лазарева А.Д. 1, Оганян К.М. 1
1СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Интерес к изучению эмоциональных процессов и состояний человека не ослабевает на протяжении всего существования психологии. Со времен Платона вся психическая жизнь человека делится на три относительно самостоятельные сущности: ум, воля и чувства, или эмоции. Ум и воля в какой-то степени подчиняются нам, эмоции же всегда возникают и действуют помимо нашего желания. Под умением управлять эмоциями чаще всего подразумевается умение скрывать их. Человек может не показывать свои эмоции, но они от этого не ослабевают, а чаще становятся еще мучительнее или принимают защитную форму агрессии. Управлять эмоциями просто необходимо, но чтобы управлять ими, нужно знать о них как можно больше. Часто причиной затруднений в эмоциональной экспрессии является недостаточное осознание человеком собственных чувств и эмоций. Неумение выразить эмоции мешает человеку вести себя конструктивно в отношениях с другими, мешает взаимопониманию.

В связи с возрастающей потребностью в прикладных психологических исследованиях личности проективные методики стали широко использоваться во многих областях психологической практики. Проективные методы исследования личности, вероятно, - одна из наиболее сложных и противоречивых областей психологической психодиагностики. Это касается практически всех аспектов: конструирования проективных тестов, их адаптации, апробирования и применения, обучения квалифицированных специалистов для работы с ними. Устойчивый интерес психологов к проективной диагностике сохраняется уже более полувека. Различные проективные методики широко используются в практике исследования личности во всех областях современной психологии. С их помощью не только получают какие-либо знания о личности. Нередко они служат рабочим инструментом для проверки тех или иных теоретических положений. О важности места, которое проективные методики занимают в современной психодиагностике, свидетельствуют регулярно проводимые в течение многих лет международные конгрессы, созданные во многих странах специальные научные институты и общества, публикуемые на разных языках периодические издания.

Целью нашего исследования было выявление при помощи проективных методик изменения эмоциональных реакций студентов как показателя наиболее естественной реакции на политический материал в частности и на политическую информацию в целом. В данном случае мы использовали документальный фильм «Холодная политика. Внешняя политика России. Часть 1. 2012 г.»

Объектом исследования стали студенты 3 курса юридического факультета СКФУ.

Использованные нами проективные методики были предъявлены в определенной последовательности и направлены на экспериментальное исследование тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу.

Первой методикой, которую мы применили, был тест "Самоооценка эмоциональных состояний". Она разработана американскими психологами А. Уэссманом и Д. Риксом. Измерение в этой методике производится по 10 балльной (стеновой) системе. И по четырем шкалам: «Спокойствие – тревожность», «Энергичность – усталость», «Приподнятость – подавленность», «Чувство уверенности в себе - чувство беспомощности».

Исходя из полученных данных нами было выявлено, что до момента демонстрации стимульного материала большая часть испытуемых находится в состоянии спокойствия, имеет высокий уровень энергичности, приподнятое настроение и уверенность в себе. Так, 64% испытуемых из группы в 25 человек обозначили индивидуальную оценку своего состояния как высокую, оставшиеся 16% - как среднюю. После воздействия стимульного материала в виде документального фильма результаты теста выявили следующие изменения в психо-эмоциональном состоянии участников: повышение тревожности, агрессивности, энергичности и снижение уверенности в себе после просмотра. А это значит, что продемонстрированный нами политически окрашенный стимульный материал изменяет эмоциональные состояния личности.

Еще одной, использованной нами, конструктивной методикой стал тест «Несуществующее животное». Эта проективная методика исследования личности предложена М.З. Друкаревич. Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально - «Всякая мысль заканчивается движением»).

Результаты теста «Несуществующее животное» показали, что уровень тревожности и усталости после предоставления стимульного материала повысился у 50% испытуемых, и в свою очередь понизился уровень уверенности в себе также у 30%. Один из испытуемых отказался изображать животное. Также мы выявили повышение уровня агрессии после просмотра фильма у 45% испытуемых.

Следует отметить и гендерные различия. Так, мы исследовали показатели 11 юношей и 14 девушек от 18 лет до 21 года. И получили мы вот какие результаты.

У юношей ДО предоставления стимульного материала уровень самооценивания уверенности в себе составил: низкий – 0%, средний – 9%, высокий – 91%, ПОСЛЕ: низкий – 27%, средний – 36%, высокий – 36%.

У девушек ДО предоставления стимульного материала уровень самооценивания уверенности в себе составил: низкий – 7%, средний – 36%, высокий – 57%, ПОСЛЕ: низкий – 0%, средний – 50%, высокий – 43%.

У юношей ДО предоставления стимульного материала уровень тревожности/спокойствия составил: спокойствие – 73%, средний – 27%, тревожность – 0%, ПОСЛЕ: спокойствие – 36%, средний – 9%, тревожность – 55%.

У девушек ДО предоставления стимульного материала уровень тревожности/спокойствия составил: спокойствие – 43%, средний – 50%, тревожность – 7%, ПОСЛЕ: спокойствие – 14%, средний – 36%, тревожность – 43%.

У юношей ДО предосталения стимульного материала уровень агрессии: низкий – 27%, средний – 36%, высокий – 36%, ПОСЛЕ: низкий – 0%, средний – 9%, высокий – 91%.

У девушек ДО предоставления стимульного материала уровень агрессии: низкий – 7%, средний – 43%, высокий – 43%, ПОСЛЕ: низкий – 0%, средний – 57%, высокий – 43%.

В итоге, мы выявили, что по шкале «уверенность» у юношей показатели резко снижаются после просмотра фильма, нежели до предъявления материала, у девушек результаты совсем иные: низкие оценки переместились в средние и высокие. По шкале «спокойствие/тревожность» у юношей показатели выше как до, так и после предъявления стимульного материала. По шкале «агрессия» также юноши показывают результаты выше, чем у девушек, как до, так и после просмотра фильма.

Проинтерпретировав и изучив общие результаты тестирования до и после просмотра стимульного материала в виде документального фильма, мы получили следующие данные:

Показатели «Тревожности ДО»:

высокий показатель – 4%, средний показатель – 42%, низкий показатель – 55%.

Показатели «Тревожности ПОСЛЕ»:

высокий показатель – 50%, средний показатель – 25%, низкий показатель – 25%.

Показатели «Уверенности ДО»:

высокий показатель – 75%, средний показатель – 21%, низкий показатель – 4%.

Показатели «Уверенности ПОСЛЕ»:

высокий показатель – 29%, средний показатель – 29%, низкий показатель – 42%.

Показатели «Энергичности ДО»:

высокий показатель – 50%,средний показатель – 46%, низкий показатель – 4%.

Показатели «Энергичности ПОСЛЕ»:

высокий показатель – 38%, средний показатель – 20%,низкий показатель – 42%.

Таким образом, в ходе исследования, нами было выявлено, что стимульный материал в виде фильма «Холодная политика. Внешняя политика России. Часть 1. 2012 г.» после его демонстрации группе студентов снизил эмоциональное состояние у большей части испытуемых. Исследование проводилось посредством проективных методик, и с их помощью нами было установлено изменение эмоционального состояния у испытуемых. Можно предположить, что озабоченность судьбой страны, тяжелые вехи нашей истории, показанные в документальном фильме не просто, вызывают интерес у испытуемых, но и непосредственно, в большей мере негативно, влияют на функциональное, психическое и главное на эмоциональное состояния. Очевидно, что содержание фильма вызвало переживание и сопереживание российскому народу. Мы обнаружили интересные факты в ходе исследования: снижение уровня самооценки, уверенности в себе, что говорит о возможном психологическом воздействии на зрителей при помощи политически насыщенного стимульного материала. При этом можно предположить, что при просмотре стимульного материала с позитивной установкой показатели могут либо остаться прежними, либо измениться в лучшую сторону и соответственно выстроить положительные эмоциональные состояния как реакцию на отдельно взятые политические явления, так и на политическую сферу жизни граждан, общества, государства в целом.

Таким образом, очевидно, что с помощью политического материала можно воздействовать на эмоциональные состояния личности, а при грамотном подборе и построении его – способствовать укреплению гражданственности, патриотизма, гражданского самосознания, привлекать молодых активистов в политическую деятельность, а, следовательно - воспитать будущих руководителей, лидеров, «строителей» России, способных привести её к расцвету и усилению авторитета страны в многополярном мире.

Список литературы

  1. Аннелиз, Ф. Корнер «Теоретическое исследование пределов возможностей проективных методик» из кн. Проективная психология, - М., 2000.

  2. Бурлачук Л. Ф. Введение в проективную психологию. - Киев: Ника-Центр, 1997.

  3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.

  4. Егорова Психология индивидуальных различий. М., 1997.

  5. Козубовский В.М. Общая психология: личность. - Мн.: Амалфея, 2005.

  6. Немов Р.С. Психология // Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн. 1, М.: Просвещение ВЛАДОС, 1998.

  7. Оганян К.М. Психическое как процесс в континууме подростковой личностной изменчивости : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Ставроп. гос. ун-т - Ставрополь, 2003.

  8. Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова - М. изд-во МГУ, 1982 .

  9. Практическая психология //Инструментарий. Под ред. Шапаря В.Б. - Ростов н/Д: изд. «Феникс», 2002.

  10. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.1tv.ru/documentary/fi=7435#

«Холодная политика. Внешняя политика России. Часть 1. 2012 г.» Производство: Студия "Артель", 2012. Авторы сценария: Тимур Арнштейн, Александр Гонянин, Александр Иванкин. Режиссеры: Тимур Арнштейн, Александр Иванкин.

Просмотров работы: 1312