ДОСУГ РАБОТАЮЩЕЙ МОЛОДЁЖИ МАЛОГО ГОРОДА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ДОСУГ РАБОТАЮЩЕЙ МОЛОДЁЖИ МАЛОГО ГОРОДА

Цветкова А.Е. 1, Кузьменко И.В. 1
1Ивановский государственный университет Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сфера досуга и отдыха – важнейшая сфера повседневности, к тому же за годы экономических перемен в стране претерпевающая в некотором смысле своеобразную «революцию предпочтений». Это выражается не только в том, что существенно расширяются возможности заполнения своего досуга для большинства населения страны, но, в частности, и в том, что происходят качественные типологические сдвиги по отношению к своему свободному времени, его ценности как таковой. Молодежь как наиболее динамично реагирующая группа на все то, что не принято считать традиционным, обнаруживает наибольшую активность в освоении новых возможностей и форм проведения свободного времени. Работающая молодёжь обладает им в наибольшей степени по сравнению с остальной частью работающего населения.

Повседневное общение, широкие социальные контакты, досуговые предпочтения, формирующие тип социальной жизни различных групп современной молодежи, так и работающей молодёжи, являются важнейшими характеристиками избираемого ею стиля жизни, одними из главных критериев самоидентификации молодого человека с определенной группой или средой. Является ли молодежный досуг качественно иным по сравнению с остальными возрастными группами или всего лишь дополняет традиционно сложившийся и общепринятый тип проведения свободного времени, существенно расширяя его в каких-то параметрах, а в остальных – напротив следуя ему как часть исконно российского менталитета.

По мнению И. С. Кона, молодёжь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств[4]. Исходя из этого определения «молодёжи», можно сформулировать определение «работающей молодёжи». Работающая молодёжь – это социально-демографическая группа, представители которой характеризуются активным вступлением во взрослую самостоятельную жизнь, включённостью в новые социальные отношения, а главное – умением себя обеспечить.

Словосочетание «свободное время» часто встречаемое в жизни. Все, в том числе и работающая молодёжь мечтают, чтобы его было больше. Именно свободного времени им не хватает для отдыха, для развития. С наступлением выходного дня работающая молодёжь, чаще всего, проводит весь день в кровати, уткнувшись в телевизор, или в компьютер, кто-то занимается домашними делами, и лишь малая доля представителей работающей молодёжи выбирается из дома для прогулок в парке, для посещения культурных заведений.

Молодое поколение затрудняются с определением самого понятия досуга, в лучшем случае говоря о «просиживании» свободного времени в социальных сетях или за просмотром фильмов. Или заменяют его традиционным «пройтись с друзьями», «погулять», «пообщаться».

Результаты социологического исследования журнала «Социс» о досуговых предпочтениях молодёжи города Зеленограда (2010 год) свидетельствуют, что большая часть молодёжи выбирает пассивные виды досуга, и лишь незначительная часть респондентов, своё свободное время посвящает образованию, саморазвитию.

В настоящее время происходит сокращение посещений молодёжью, не говоря уже про работающую молодёжь, учреждений культуры и искусства. Причинами такого спада является ограничение деятельности, а иногда и прекращение существования ряда учреждений культуры, а также нестабильное, недостаточно финансируемое материальное положение работающей молодёжи. Такую картину можно увидеть в малых городах России. В условиях малого города работающей молодёжи, зачастую, негде провести свой досуг. Все средства массовой информации кричат о «современной культуре», пропагандируя лишь развлечение и отдых, которые носят примитивный характер. Редко где встретишь информацию о мировом искусстве и литературе, о театре, о музее. Разъяснить сложившуюся ситуацию можно тем, что «каков спрос, таково и предложение. Безусловно, работающая молодёжь, погружаясь в досуговую сферу, нацелена отдохнуть. Для отдыха молодёжь часто выбирает ночные клубы, бары. Гораздо лучше, если она выбирает кинотеатры, спортивные заведения и другие места проведения досуга. Набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей – творчество. Кто-то пишет стихи, кто-то рисует, кто-то занимается декоративно-прикладным творчеством. Что касается ДПИ: в социальных сетях созданы множество творческих страничек, где выставляются поделки молодых людей. Кстати, для некоторых людей это ещё и небольшой заработок, но в основном творческие работы выкладывают в интернет, чтобы поделиться опытом с остальными. Привлекательной для молодёжи является такая форма развлечения, как клуб весёлых и находчивых. Практически в каждом учебном заведении есть своя команда КВН.

Как видим, досуг – это свободное от работы время, осуществляемое по собственному желанию, которое предоставляет возможность для разнообразного отдыха, развития личности в целом. Его действительный мотив – потребность личности в самом процессе этой деятельности. В отличие от прочих видов деятельности, цели и содержание досуга избираются индивидом в зависимости от его нравственного развития и культурного уровня.

Таким образом, в сегодняшней социально-культурной ситуации вопрос о досуге работающей молодёжи предстаёт как общественно осознанная необходимость. Общество заинтересовано в эффективном использовании свободного времени молодых людей – в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится более широкой сферой жизнедеятельности молодежи, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом. Особенно в малых городах необходимо поддерживать уже существующие досуговые центры и создавать новые, для реализации молодёжью своих творческих возможностей. Стараться выстраивать работу культурных заведений таким образом, чтобы молодёжь захотела прийти туда, даже после рабочего дня.

Список литературы

  1. Бутенко И.А. Подростки: чтение и использование компьютера/ И.А. Бутенко // Социс. 2010. - №12.

  2. Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. – М., 2001 г. [Электронный ресурс] http://voluntary.ru,(07.12.2013);

  3. Звоновский В., Луцева С. Досуговые предпочтения молодежи /В. Бочаров, С. Луцева // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. -2002.

  4. Кон И. С. Социология молодёжи // Краткий словарь по социологии/ И.С. Кон. - М., 1988.

  5. http://elibrary.ru/defaultx.asp; ,(08.12.2013)

  6. http://ru.wikipedia.org ,(08.12.2013)

Просмотров работы: 2660