ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА

Черепкова Н.В. 1, Лежнева М.В. 1
1Северо-Кавказский Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно проведённым исследованиям, удалось выяснить, что у детей, страдающих аутизмом, психические расстройства отличаются вариативностью и прослеживаются в динамике развития таких детей с самого раннего возраста.

Так, уже в младенчестве, к первым признакам «необычности» поведения, замечаемым родителями, относятся парадоксальные реакции на сенсорные стимулы. В реакциях на предметы, звуки, свет обнаруживается характерная полярность. У части детей реакция на «новизну» может быть необычайно сильной. Так, изменение освещения, выраженное в чрезвычайно резкой форме и продолжающееся длительное время после прекращения действия раздражителей. Многие дети, наоборот, яркими предметами заинтересовываются слабо, у них также не отмечается реакций испуга или плача на внезапные и сильные звуковые раздражители, наряду с этим у них замечается повышенная чувствительность к слабым раздражителям [2].

Как известно, в период младенчества первым проявлением социальности ребенка, его потребности к общению со взрослыми является набор поведенческих реакций, именуемый «комплексом оживления» (улыбка, зрительное сосредоточение, движение рук и ног в ответ на улыбку, лицо, голос взрослого). У большинства детей с аутизмом «комплекс оживления» вообще не выражается, а если же и выражается, то не на взрослого, а на неодушевлённые предметы.

По мере роста ребенка слабость эмоциональных контактов с близкими взрослыми продолжает нарастать. Дети не просятся на руки; находясь на руках у матери, не принимают соответствующей позы, не прижимаются, остаются вялыми и пассивными.

Во второй половине первого года одни дети могут постоянно проявлять общую вялость, бездеятельность, пассивность, не интересуясь новыми игрушками; другие, наоборот, отличаются повышенной подвижностью, суетливостью. У многих детей возникают стереотипные движения руками, пальцами. Дети могут подолгу держать руки перед глазами, причудливо переплетать пальцы, скрещивать руки. Первые слова появляются рано. Обычно уже к 7-8 месяцам многие произносят около десяти слов.

Раннее детство для нормально развивающегося ребёнка характеризуется таким новообразованием как действия с предметами, усвоение общественно выработанных способов их употребления. Существенная роль в этом принадлежит развитию ориентировочной деятельности, которая в норме направляется на выяснение функциональных свойств предметов.

В отличие от этого, для наблюдаемых детей с аутизмом остаются привлекательными манипуляции с предметами, их ориентировочные реакции даже за пределами раннего детства направляются на физические свойства вещей. Например, многих детей привлекают пуговицы, камешки, катушки, так как подбрасывание или постукивание ими вызывает характерные звуки [1].

По-видимому, со специфическим реагированием на «новизну» связан отмечаемый у аутичных детей феномен непереносимости изменений в окружающей обстановке. Это явление в литературе получило название «феномена тождества». Очень часто дети строго избирательны в собственной одежде. Родители подолгу не могут заставить их надеть новую пижаму или рубашку. Такая же избирательность относится и к еде, дети нередко избегают пищу определенных видов, или, наоборот, предпочитают питаться только одним, конкретным видом еды, полностью игнорируя все прочее.

Действия самообслуживания формируются медленно, однако, уже овладев ими, дети обычно отказываются применять усвоенные навыки, предпочитая, чтобы их кормили и одевали взрослые.

С двух лет у большинства детей появляется фразовая речь, как правило, с чистым произношением. И в то же время многие дети почти совсем не говорят, редко используют речь для контактов с людьми.

В дошкольном возрасте внимание родителей аутичного ребёнка могут привлечь особые, «странные» интересы детей. Такие дети могут увлекаться дорожными знаками, водопроводными кранами, печатными рекламами, номерами телефонов, всевозможными условными обозначениями, словами на иностранных языках; они могут испытывать сильное влечение к огню, железнодорожным рельсам и т.д. Необычные по содержанию влечения сопровождаются патологическим фантазированием [3].

В содержании аутистических фантазий причудливо переплетаются случайно услышанные ребенком сказки, истории, кинофильмы и радиопередачи, вымышленные и реальные события. Патологические фантазии детей отличаются повышенной яркостью, образностью. Нередко содержание фантазий приобретает агрессивный характер. Дети часто испытывают неприязнь если им случается испачкать руки, раздражаются, когда на одежду попадает вода. Часто появляются более выраженные, чем в норме, страхи темноты, боязнь остаться одним в квартире. Наблюдается у них также холодность или даже жестокость по отношению к близким людям. Нередко дети могут ударить или укусить, стремятся все делать назло. Чрезвычайно существенно то обстоятельство, что почти все дети остаются совершенно безразличными к оценкам взрослых. У них отсутствует характерное для дошкольного возраста в норме желание понравиться, заслужить похвалу, одобрение. Для всех детей без исключения характерно отсутствие тяготения к детскому коллективу, потребности в общении со сверстниками.

Младший школьный возраст у детей с аутизмом характеризуется сохранением изолированности детей от коллектива, они не умеют обращаться со сверстниками, не имеют друзей. Наблюдаются колебания настроения, новые, уже связанные со школой страхи. Отмечается пассивность на уроках. Одни дети постоянно погружены в себя, другие предпочитают фантазировать, нередко прямо на уроке. Их трудно заинтересовать работой класса.

Таким образом, рассмотрев особенности развития детей с аутизмом на каждом возрастном этапе, можно отметить, что у них нарушены все виды деятельности.

У таких малышей не формируется ориентировочно-исследовательская деятельность, нарушения активности не позволяют им преодолевать препятствия. При этом разрабатываются формы стереотипного поведения, помогающие избежать трудностей, не допустить в свою жизнь новые обстоятельства. Недоразвитие живого эмоционального контакта, произвольного взаимодействия сочетается со стремлением ограничить общение стереотипными штампами, педантично соблюдаемыми правилами и социальными нормами [2].

Игровая деятельность детей с аутизмом, также имеет свои особенности. Они годами одержимо играют в одну и ту же игру, рисуют одни и те же рисунки (часто - отдельные предметы), совершают одни и те же стереотипные действия (включают и выключают свет или воду, стереотипно бьют по мячу и т.д.), попытки прервать которые часто безуспешны. И в возрасте 8-10 лет игры часто носят манипулятивный характер. При этом характерно предпочтение манипуляций с неигровыми предметами: палочками, бумажками и т. д.

Двигательное развитие аутичного ребенка – это не столько развитие моторных навыков реальной адаптации к миру, сколько накопление стереотипных способов извлечения приятных вестибулярных, проприоцептивных, тактильных ощущений. Глубокая задержка развития бытовых навыков, неловкость, неуклюжесть при выполнении любого предметного действия сочетаются с удивительной ловкостью движений в стереотипе аутостимуляции. Такой ребенок часто годами не в состоянии научиться простейшим навыкам самообслуживания, но может выкладывать сложные узоры из мелких предметов, карабкаться по мебели не падая и не ушибаясь; избирательно напрягать и расслаблять отдельные мышцы, сосредоточиваясь на возникающих ощущениях.

Перцептивное развитие также отличается сочетанием одаренности и беспомощности. Наряду с задержкой формирования реальной предметной картины мира, характерно особое внимание к отдельным ощущениям и перцептивным формам. Разрабатываются приемы механического раздражения уха и глаза, стимуляция себя отдельными звуками, одержимое пристрастие к музыке, раннее выделение цветов и форм. Так, двухлетний ребенок по непонятным для окружающих перцептивным признакам безошибочно выделяет из груды других любимую пластинку, стереотипно составляет из кубиков или мозаики ряды-орнаменты.

Речевая деятельность аутичных детей также своеобразна. Нарушено развитие коммуникативной функции речи, характерны существенные затруднения в самостоятельном построении развернутого речевого высказывания. Вместо этого ребенок использует речевые штампы, автоматически употребляет только те простые фразы, с которыми к нему обращаются мама и близкие люди, называя себя при этом во втором или третьем лице [3].

Однако тот же ребенок может обнаруживать удивительное чувство языка, играя определенными сочетаниями звуков, слов, рифмуя, изобретая неологизмы. Таким образом, то, что в норме является материалом для организации целенаправленного речевого действия, у аутичных детей становится средством аутостимуляции.

Звуки, которые произносит и с которыми играет аутичный ребенок, чаще всего некоммуникативные; это может быть щебет, скрип, звук какого-то музыкального инструмента. Он может напряженно повторять сложные, аффективно звучащие слова, типа «супер-р-римпе-р-р-риализм», и оставаться мутичным в ситуации общения. В других случаях, аграмматизмы, смазанность, трудность произвольной организации речи, невозможность диалога сочетаются со сложной правильной речью при аутостимуляции [1].

Интеллектуальная деятельность обнаруживает те же тенденции. При конкретности, буквальности и фрагментарности в понимании окружающего аутичные дети в рамках стереотипной игры могут проявлять способность к символизации, одержимо выполнять отдельные сложные мыслительные операции. Иногда это могут быть не по возрасту трудные математические вычисления, стереотипное построение схем движения транспорта и электроприборов, проигрывание типичных шахматных композиций.

Таким образом, мы пришли к выводу, что ранний детский аутизм рассматривается как вариант тяжелого диссоциированного дизонтогенеза, который характеризуется выраженным дефицитом личностных, социальных, речевых и других сторон развития и навыков общения, что существенно затрудняет процесс адаптации к окружающему миру у ребёнка с данным нарушением.

Список литературы:

1. Баенская Е.Р., Никольская О.С., Лилинг М.М. Аутичyый Ребенок. Пути Помощи. М.: – Центр традиционного и современного образования "Теревинф". – 1997.

2. Выготский Л. С. Овладение собственным поведением //Собрание сочинений в-6 т. М.: – 1983.

3. Черепкова Н.В., Калашникова В.А. Взаимовлияние социальных, биологических и психических факторов, формирующих личностную изменчивость // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2012. – № 5.

Просмотров работы: 2334