УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ СТРАТЕГИЯМИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ СТРАТЕГИЯМИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Пилюгина А.В. 1, Панявина Е.А. 1, Евтушок Д.В. 1
1ВГЛТА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Существует множество определений понятия «инновационная стратегия».

Инновационная стратегия – это детальный многосторонний план комплексного достижения целей предприятия.

Инновационная стратегия - та или иная модель поведения предприятия при новых условиях рынка.

Выбор верной стратегии инновационного менеджмента является залогом успеха инновационной деятельности. Кроме того, в условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов.

При определении инновационных стратегий, наиболее характерных для промышленных предприятий, важнейшим аспектом является зависимость от отрасли промышленности.

Классификация инновационных стратегий представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Классификация инновационных стратегий

Виды

Сущность

Стратегия технологического лидера (наступательная)

Характеризуется постоянной разработкой продуктовых и процессных инноваций.

Стратегия следования за лидером

Инновационное развитие реакционного характера – реакция на изменения во внешней среде, на инновации конкурентов

Пассивные (маркетинговые)

Связаны с усилением внимания фирмы на постоянных маркетинговых инновациях

Стратегии НИОКР

Связана с проведением предприятием исследований и разработок

Стратегии внедрения и адаптации нововведений

Инновации в системе обновления производства, вывода продуктов на рынки, использования технологических преимуществ

Горизонтальная (или родовая)

Фирма расширяет масштабы своей деятельности за счет выпуска новых товаров или услуг в рамках одной отрасли

Вертикальная

Компания охватывает различные этапы производственного цикла

Интеграционная

Фирменная номенклатура расширяется за счет товаров различных отраслей

Виолентная

Снижение издержек производства за счет организации массового выпуска сравнительно недорогих, но достаточно качественных товаров.

Патиентная

Выпуск ограниченного количества узкоспециализированной продукции самого высокого качества, реализуемой по очень высокой цене.

Коммутантная

Максимально гибкое удовлетворение небольших по объему (локальных) потребностей рынка

Эксплерентная

Подразумевает выход предприятия на рынок с абсолютно новым инновационным продуктом, захват части рынка.

Промежуточная

Основывается на маркетинговых исследованиях, требует творческого подхода и активности отдела маркетинга

Разбойничья

Предполагает резкое вторжение производителя на рынок, способное привести к его сокращению

Стратегия создания нового рынка

Предполагает, что в данный период организация является единственным производителем нового продукта

Нападающая

Используется промышленными предприятиями, стремящимся к лидерству при внедрении инноваций в определенном рыночном сегменте. Важным условием в данной ситуации является наличие необходимых ресурсов

Боевая

Присутствие большого количества инновационных продуктов, предлагаемых к внедрению. Характерна для производителя, ориентирующегося на широкий круг потребителей и достаточно уверенного в высоком уровне конкурентоспособности его изделий в будущем.

Оборонительная

Ее цель - на сохранение позиций на рынке. Здесь происходит разработка системы мероприятий для долгосроч­ного и краткосрочного ведения конкурентной борьбы. Часто применима для предприятий, более сильных в маркетинге, чем в НИОКР.

Стратегия заимствования

Стратегия, при которой новая технология или продукт приобретаются у других предприятий (покупка лицензии)

В целом для большинства промышленных предприятий наиболее выгодным вариантом стратегии является стратегия технологического лидера, боевая, эксплерентная и стратегии внедрения и адаптации нововведений, а также стратегии НИОКР, т.к. при использовании данных инновационных стратегий предприятие в полной мере сможет реализовать свой инновационный потенциал.

На сегодняшний день для большинства российских промышленных предприятий первоочередным видом инноваций являются технологические инновации. Это объясняется высоким физическим и моральным износом основных производственных фондов, которые на многих предприятиях не обновлялись много лет.

Немаловажным является вопрос управления инновационной стратегией. Для промышленных предприятий он состоит из четырех взаимосвязанных этапов:

1) Анализ информации, который включает:

- сбор данных о текущем состоянии промышленного предприятия;

- определение стратегических целей развития предприятия, выделение приоритетов;

- анализ внутренней и внешней среды предприятия;

- анализ перспективных возможностей использования инноваций.

2) Формирование стратегии. Данный этап предусматривает:

- выделение направлений промышленной политики;

- формирование стратегических альтернатив;

- оценка и выбор стратегических альтернатив с учетом инноваций;

- выбор варианта стратегии развития промышленного предприятия;

- уточнение уровня риска и доходности при переходе на инновационный тип развития;

- оценка стратегии и корректировка при необходимости.

3) Реализация стратегии. Включает следующие мероприятия:

- подготовка условий для реализации стратегии инновационного развития;

- внедрение мероприятий по сокращению рисков реализации;

- реализация инновационно-стратегических мероприятий.

4) Анализ результатов:

- контроль и анализ реализации;

- сбор данных о показателях развития на основе инноваций.

При внедрении инновационной стратегии каждый из этапов важен и ни одним нельзя пренебречь. Кроме того, следует помнить, что основу выработки любой инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая политика.

Принимая ту или иную стратегию, руководитель предприятия и менеджеры должны понимать, что любые стратегические решения в области инновационного менеджмента требуют детальной проработки с точки зрения финансирования инноваций и управления возникающими рисками.

Список использованных источников:

1. Аньшин В. М., Колоколов В.А., Дагаев А. А., Кудинов Л. Г. Инновационный менеджмент. Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития. Издательство: Дело, 2008. – 584 с.

2. Анискин Ю. А. Инновационное развитие на основе организационного потенциала компании // Проблемы теории и практики управления. – 2006. – № 7. – С. 73-83.

3. Гельман Л. М., Левин М. И. Модели инновационных процессов (обзор зарубежной литературы) // Экономика и математические методы. – 1989. – № 6.

4.Твисс Б. Управление нововведениями / Б. Твисс. – М.: Экономика, 2009. – 272 с.

Просмотров работы: 1499