Существует множество определений понятия «инновационная стратегия».
Инновационная стратегия – это детальный многосторонний план комплексного достижения целей предприятия.
Инновационная стратегия - та или иная модель поведения предприятия при новых условиях рынка.
Выбор верной стратегии инновационного менеджмента является залогом успеха инновационной деятельности. Кроме того, в условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов.
При определении инновационных стратегий, наиболее характерных для промышленных предприятий, важнейшим аспектом является зависимость от отрасли промышленности.
Классификация инновационных стратегий представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Классификация инновационных стратегий
Виды |
Сущность |
Стратегия технологического лидера (наступательная) |
Характеризуется постоянной разработкой продуктовых и процессных инноваций. |
Стратегия следования за лидером |
Инновационное развитие реакционного характера – реакция на изменения во внешней среде, на инновации конкурентов |
Пассивные (маркетинговые) |
Связаны с усилением внимания фирмы на постоянных маркетинговых инновациях |
Стратегии НИОКР |
Связана с проведением предприятием исследований и разработок |
Стратегии внедрения и адаптации нововведений |
Инновации в системе обновления производства, вывода продуктов на рынки, использования технологических преимуществ |
Горизонтальная (или родовая) |
Фирма расширяет масштабы своей деятельности за счет выпуска новых товаров или услуг в рамках одной отрасли |
Вертикальная |
Компания охватывает различные этапы производственного цикла |
Интеграционная |
Фирменная номенклатура расширяется за счет товаров различных отраслей |
Виолентная |
Снижение издержек производства за счет организации массового выпуска сравнительно недорогих, но достаточно качественных товаров. |
Патиентная |
Выпуск ограниченного количества узкоспециализированной продукции самого высокого качества, реализуемой по очень высокой цене. |
Коммутантная |
Максимально гибкое удовлетворение небольших по объему (локальных) потребностей рынка |
Эксплерентная |
Подразумевает выход предприятия на рынок с абсолютно новым инновационным продуктом, захват части рынка. |
Промежуточная |
Основывается на маркетинговых исследованиях, требует творческого подхода и активности отдела маркетинга |
Разбойничья |
Предполагает резкое вторжение производителя на рынок, способное привести к его сокращению |
Стратегия создания нового рынка |
Предполагает, что в данный период организация является единственным производителем нового продукта |
Нападающая |
Используется промышленными предприятиями, стремящимся к лидерству при внедрении инноваций в определенном рыночном сегменте. Важным условием в данной ситуации является наличие необходимых ресурсов |
Боевая |
Присутствие большого количества инновационных продуктов, предлагаемых к внедрению. Характерна для производителя, ориентирующегося на широкий круг потребителей и достаточно уверенного в высоком уровне конкурентоспособности его изделий в будущем. |
Оборонительная |
Ее цель - на сохранение позиций на рынке. Здесь происходит разработка системы мероприятий для долгосрочного и краткосрочного ведения конкурентной борьбы. Часто применима для предприятий, более сильных в маркетинге, чем в НИОКР. |
Стратегия заимствования |
Стратегия, при которой новая технология или продукт приобретаются у других предприятий (покупка лицензии) |
В целом для большинства промышленных предприятий наиболее выгодным вариантом стратегии является стратегия технологического лидера, боевая, эксплерентная и стратегии внедрения и адаптации нововведений, а также стратегии НИОКР, т.к. при использовании данных инновационных стратегий предприятие в полной мере сможет реализовать свой инновационный потенциал.
На сегодняшний день для большинства российских промышленных предприятий первоочередным видом инноваций являются технологические инновации. Это объясняется высоким физическим и моральным износом основных производственных фондов, которые на многих предприятиях не обновлялись много лет.
Немаловажным является вопрос управления инновационной стратегией. Для промышленных предприятий он состоит из четырех взаимосвязанных этапов:
1) Анализ информации, который включает:
- сбор данных о текущем состоянии промышленного предприятия;
- определение стратегических целей развития предприятия, выделение приоритетов;
- анализ внутренней и внешней среды предприятия;
- анализ перспективных возможностей использования инноваций.
2) Формирование стратегии. Данный этап предусматривает:
- выделение направлений промышленной политики;
- формирование стратегических альтернатив;
- оценка и выбор стратегических альтернатив с учетом инноваций;
- выбор варианта стратегии развития промышленного предприятия;
- уточнение уровня риска и доходности при переходе на инновационный тип развития;
- оценка стратегии и корректировка при необходимости.
3) Реализация стратегии. Включает следующие мероприятия:
- подготовка условий для реализации стратегии инновационного развития;
- внедрение мероприятий по сокращению рисков реализации;
- реализация инновационно-стратегических мероприятий.
4) Анализ результатов:
- контроль и анализ реализации;
- сбор данных о показателях развития на основе инноваций.
При внедрении инновационной стратегии каждый из этапов важен и ни одним нельзя пренебречь. Кроме того, следует помнить, что основу выработки любой инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая политика.
Принимая ту или иную стратегию, руководитель предприятия и менеджеры должны понимать, что любые стратегические решения в области инновационного менеджмента требуют детальной проработки с точки зрения финансирования инноваций и управления возникающими рисками.
Список использованных источников:
1. Аньшин В. М., Колоколов В.А., Дагаев А. А., Кудинов Л. Г. Инновационный менеджмент. Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития. Издательство: Дело, 2008. – 584 с.
2. Анискин Ю. А. Инновационное развитие на основе организационного потенциала компании // Проблемы теории и практики управления. – 2006. – № 7. – С. 73-83.
3. Гельман Л. М., Левин М. И. Модели инновационных процессов (обзор зарубежной литературы) // Экономика и математические методы. – 1989. – № 6.
4.Твисс Б. Управление нововведениями / Б. Твисс. – М.: Экономика, 2009. – 272 с.