В настоящее время понятие «архетип» используется достаточно часто в различных науках, таких как психология, философия, литература и других. Современные исследования помогли расширить и дать более полное представление об архетипе. По их данным архетип как структурная врожденная основа личности, проявляется в различные моменты жизни человека. Тем самым определяет поведение человека в тех или иных ситуациях. Архетипы, существующие в коллективном бессознательном, людьми не осознаются. Психологическая работа с архетипами и выведение их в поле осознания ведет к высвобождению накопленной энергии. Развитие современного общества происходит довольно стремительно, заставляя человека соответствовать ему и подчиняться его законам. При этом, современное общество находится в таком периоде, которому свойственны утрата традиций, ценностей и норм общества, личная активность в осмыслении или осознанный отказ от поисков смысла в происходящем, экзистенциальный диалог, формирование новых форм цивилизации (A.B. Павлов, 1998).i
Все это приводит к огромной нагрузке на эмоциональную сферу личности. Жизнь человека превращается в череду переживаний за себя и своих близких, работу, финансы и страну в целом. При постоянном пребывании в стрессе или состояний близких к нему, у человека повышается уровень тревожности, могут проявляться соматические заболевания, упадок сил, снижение общей активности. Основной причиной обращения человека за консультативной помощью к психологу, является неспособность самостоятельно справиться с возникающими проблемами в эмоциональной сфере. Здесь основная задача психолога увидеть первопричину проблем человека. На наш взгляд именно работа с архетипами приведет к эффективному результату. Еще одной из задач является применение адекватных методов выявления архетипов. Так как научных исследований подтверждающих достоверность методов песочной терапии и сказкотерапии в изучении архетипов не проводилось. Только лишь высокие показатели эффективности перечисленных методов в работах практических психологов, не подкрепленных научно.
Таким образом, основными теоретическими задачами исследования являются символы архетипов, проявляющиеся в условиях современного развития общества и их влияние на эмоциональное поведение (эмоциональную сферу личности), анализ существования основных архетипов в структуре личности, разработка возможных способов осознания действующих архетипов.
К.Г. Юнг автор одного из основных направлений в изучении психики человека аналитической психологии, говорил о том, что в содержание бессознательного помимо подавленных сексуальных и агрессивных побуждений входит еще множество составляющих. В его теории личности, человека мотивируют те внутренние силы и образы, которые своими корнями уходят вглубь истории эволюции. Врожденное бессознательное содержит в себе духовный материал, благодаря которому мы можем объяснить стремление человека к творческому самовыражению и физическому совершенству [1].
Исходя из теории К.Г. Юнга, мы знаем, что душа человека состоит из трех субстанций, взаимодействующих между собой: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Огромную заслугу и вклад в развитие психологии К.Г. Юнг внес, когда открыл существование более глубокого слоя в структуре личности - коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное - огромный тайник латентных следов памяти предков человечества. В нем можно рассмотреть мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и народов являющиеся нашим общим эмоциональным прошлым. Как говорил сам К.Г. Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума» [2]. Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества.
Содержанием коллективного бессознательного являются архетипы - мощные первичные психические образы. Греческое слово «архетип» в переводе на русский язык означает первообраз. Под архетипами К.Г. Юнг понимал элементы коллективного бессознательного, обозначающие суть, форму и способ связи наследуемых бессознательных первичных человеческих первообразов и структур психики, обеспечивающих основу поведения, структурирование личности, понимание мира, внутреннее единство, взаимосвязь и взаимопонимание людей. Архетип является универсальным мифологическим сюжетом или символом, присутствующим в большинстве культур, который может по-разному интерпретироваться в любых обстоятельствах, не теряя при этом своего основного звучания. Коллективное бессознательное содержит неограниченное количество архетипов. Однако особого рассмотрения в теории получили такие архетипы как самость, персона, тень, анима и анимус. Наша личность использует данные ей архетипы в приспособлении к окружающей действительности, в самопознании, в изучении и понимании человеческой природы.
Примеры архетипов, описанных К.Г. Юнгом
Архетип |
Определение |
Символы |
Анима |
Бессознательная женская сторона личности мужчины |
Женщина, Дева Мария, Мона Лиза |
Анимус |
Бессознательная мужская сторона личности женщины |
Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан |
Персона |
Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте |
Маска |
Тень |
Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании |
Сатана, Гитлер, Хусейн |
Самость |
Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности |
Мандала |
Мудрец |
Персонификация жизненной мудрости и зрелости |
Пророк |
Бог |
Конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир |
Солнечное око |
Проблема диагностики архетипов личности, стоит достаточно остро, на данный момент нет в психологической науке диагностического материала, который точно бы выявил существующий архетип у человека. Однако из проведенного анализа литературы по данной тематике, можно предположить, что влияние архетипов на личность вероятнее всего можно увидеть на примере исследования эмоциональной сферы и её составляющих. Практические работы многих исследований показывают, что наиболее эффективными методами работы с архетипами и способами их выявления являются песочная терапия и сказкотерапия. Так как именно с их помощью исследователю открывается доступ к бессознательному человека, и становятся явными символы, в которых проявляет себя архетип.
Список литературы
1. Кембриджское руководство по аналитической психологии. Под ред. Полли Янг-Айзендрат и Теренса Даусона. – М., 2000
2. К.Г. Юнг. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. «Мартис», - М., 1995
i http://www.dissercat.com/content/psikhosemantika-obobshchennykh-kategorii-v-mezhsubektnom-vzaimodeistvii?_openstat=cmVmZXJ1bi5jb207bm9kZTthZDE7#ixzz2n6gbIYKX