АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ «СОЦИАЛЬНЫЙ БИЗНЕС – БИЗНЕС БУДУЩЕГО»: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ, АНАЛИЗ ПИЛОТНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ «СОЦИАЛЬНЫЙ БИЗНЕС – БИЗНЕС БУДУЩЕГО»: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ, АНАЛИЗ ПИЛОТНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ

Селин М.А. 1
1филиал ЮФУ в г.Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Понятие «предпринимательство» используется в экономическом и деловом контексте давно. Под предпринимательством понимают какую-либо инициативную самостоятельную деятельность, направленную на получение прибыли или личного дохода, осуществляемую от своего имени, под свою ответственность или от имени и под юридическую ответственность.1 Предпринимательское поведение в социальной сфере, решающее социальные проблемы, получило название «социальное предпринимательство».

Несмотря на высокий интерес науки к явлению «социального предпринимательства», сегодня не существует одного мнения относительно определения содержания этого феномена. В первую очередь, исследователям необходимо преодолеть сложившуюся терминологическую путаницу. Эта операция требует обращения к этимологии слова «предпринимательство», так как слово «социальное» просто указывает на вид. Известно, что «предпринимательство» имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С положительной стороны оно ассоциируется с особой врожденной способностью чувствовать и использовать возможности сочетанием нестандартного мышления и стремления создать или принести в жизнь что-то абсолютно новое. С отрицательной стороны это термин ex post, означающий свершившееся событие, поскольку необходимо, чтобы после предпринимательской деятельности прошло некоторое время, прежде чем станет ясен ее действительный результат.2 Позже австрийский экономист Йозеф Шумпетер, основываясь на концепции создания ценностей, дополнил определение Сэя и определил предпринимателя, как основную движущую силу экономического прогресса, без которой экономика была бы статичной, структурно неподвижной и подверженной разложению.3 По мнению П.Друкера, «предприниматель всегда ищет изменений, реагирует на них и использует их как возможность».4 Тем не менее, ученые сходятся во мнении, что предприниматель должен обладать способностью видеть и использовать новые возможности, активностью и мотивацией, которые необходимы, чтобы находить эти возможности и решительность в принятии неизбежных рисков. Таким образом, предприниматель встраивается в социальные практики, выполняя роль социального субъекта, который способен изменять социальные практики.

Термин «социальное предпринимательство» начал использоваться в литературе по социальным изменениям в 60–70-е гг. ХХ века, а широкое распространение получил в 1980 – 1990-х гг. Можно выделить как минимум три подхода к феномену:

1. Первый подход акцентирует внимание на том, что социальное предпринимательство – это создание коммерческих предприятий с социальной целью. Недостаток этого подхода заключается в том, что «социальному бизнесу» фактически будет соответствовать любая деятельность, доходы от которой будут направлены на решение социальных проблем.

2. Второй - указывает на значимость инновационной деятельности социальных предпринимателей. В рамках этого подхода очень часто инновационный подход в решении проблем общества ставится во главу угла в сравнении с финансовой жизнеспособностью предприятия. Такое социальное предприятие может вообще не приносить никакого дохода, ценность его деятельности будет заключаться в том, что оно мобилизует ресурсы для решения важных проблем.

3. В рамках третьего подхода особенность социального предпринимательства заключается в том, что это способ катализировать общественные изменения, которые приведут к более широким изменениям, чем изначальный фокус решаемой проблемы. При таком подходе социальные предприниматели влияют не только на решение одной проблемы, но и на весь общественный контекст, связанный с нею.5

В целом, анализируя подходы к изучению феномена «социальное предпринимательство», можно прийти к выводу, что единого подхода к определению не выработано. Так, одни исследователи понимают социальное предпринимательство через основные качества предпринимателей, другие – через поиск различий по отношению к традиционному бизнесу или традиционной благотворительности или как искусство сочетания коммерческой устойчивости и «социального дохода от инвестиций».

В г Новошахтинске как типичном малом провинциальном городе, согласно отчету Администрации города было выявлено, что по состоянию на 01.07.2013. в г.Новошахтинске зарегистрировано 2601 индивидуальных предпринимателей, из них 498 ИП имеют наемных работников.

Основные объемы отгруженных товаров собственного производства и выполненных работ и услуг собственными силами по малым предприятиям приходятся на предприятия с основным видом деятельности «Обрабатывающие производства» (36% от объема по малым предприятиям в целом), «Строительство» (29%) и «Операции с недвижимым имуществом» (9%). Наиболее динамично развивались предприятия по производству пищевых продуктов (темп роста 38,5), производству прочих неметаллических минеральных продуктов (темп роста 54,8%), строительные предприятия (10,7%). Незначительный рост показали предприятия с основным видом деятельности «деятельность гостиниц и ресторанов» (2,4%). Объем отгруженных товаров сельскохозяйственных предприятий в отчетном периоде снизился на 35,2%, что связано с уменьшением производимой продукции. Таким образом, видно, что в городе нет субъектов социального предпринимательства.

Проблема развития социального бизнеса на территории города стоит очень остро. Проблемы социального характера, которые существуют в городе на территории муниципалитета, не удается решить только силами административного ресурса. В таком случае выгодно будет привлечь бизнес к решению этих проблем.

Прежде, безусловно, необходимо сформировать в городе понимание того, что такое социальный бизнес, насколько он может быть полезен социуму. Для этого разработан проект «Социальный бизнес - бизнес будущего». Цель проекта – развитие условий в муниципальном учреждении для развития социального бизнеса. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. Разработать обучающий курс по социальному предпринимательству на базе филиала ЮФУ в городе Новошахтинске;

  2. Сформировать полноценный слой добровольцев для обучения теоретическим основам социального бизнеса;

  3. Стимулировать социальные инновационные идеи через грантовые и иные конкурсы (при поддержке Администрации города);

  4. Продвигать успешные социальные инициативы: размещать на территории города баннеры, популяризирующие социальный бизнес;

  5. Оказывать помощь в распространении и развитии успешных социальных инициатив в другие регионы страны;

  6. Распространять информацию об эффективности социального предпринимательства через СМИ и сеть Интернет;

  7. Проведение Форумов по социальному предпринимательству;

  8. Создать банк бизнес-идей в городе Новошахтинске.

Целевая группа данного проекта – это горожане, обладающие предпринимательской активностью.

Субъектами в рамках проекта является творческий коллектив студентов филиала ЮФУ в г.Новошахтинске при поддержке Администрации города, органов молодежного самоуправления.

Основные этапы реализации проекта.

На подготовительном этапе создания проекта прошло:

  1. Теоретическое осмысление социального предпринимательства как социально-экономического феномена;

  2. Было сформулировано четкое определение данного понятия;

  3. Изучены как зарубежный, так и российский опыт в данной области, законодательство, касающееся социального бизнеса.

  4. Результаты изучения данного феномена были представлены на Молодежном форуме социального предпринимательства – 2013 «Социальное предпринимательство – бизнес будущего», а так же на форуме «Молодой предприниматель 2013: создай свое рабочее место», проходившем в филиале ЮФУ г.Новошахтинска.

На основном этапе реализации проекта планируется:

Мероприятие

Сроки

Ответственный

  1. Создание на территории города Новошахтинска негосударственного координирующего органа по поддержке и стимулированию социального бизнеса (центра);

Январь-март, 2014 год

Отдел экономики Администрации г.Новошахтинска;

Сектор перспективного развития Администрации города Новошахтинска;

Администрация филиала ЮФУ г.Новошахтинска.

  1. Формирование слоя добровольцев, проводящих теоретические и практические занятия

Январь-февраль, 2014

Филиал ЮФУ в г.Новошахтинске;

Молодежный парламент при новошахтинской городской Думе 5 созыва.

  1. Разработка обучающего курса по социальному предпринимательству на базе филиала ЮФУ в городе Новошахтинске;

Январь-февраль, 2014

Филиал ЮФУ в г.Новошахтинске;

Отдел экономики Администрации г.Новошахтинска;

Сектор перспективного развития Администрации города Новошахтинска;

  1. Проведение теоретических и практических занятий

Март –декабрь, 2014

Филиал ЮФУ в г.Новошахтинске;

Отдел экономики Администрации г.Новошахтинска;

Сектор перспективного развития Администрации города Новошахтинска;

  1. Разработка и проведение конкурсов и грантов, с привлечением административного ресурса, а т.ж. действующих предпринимателей

в течение 2014 года

Отдел экономики Администрации г.Новошахтинска;

Сектор перспективного развития Администрации города Новошахтинска;

Предприниматели города.

  1. Разработка и размещение на территории города печатных материалов, популяризирующих социальный бизнес, разработка информационных буклетов;

Апрель-май, 2014 года

Филиал ЮФУ в г.Новошахтинске;

Отдел экономики Администрации г.Новошахтинска;

Сектор перспективного развития Администрации города Новошахтинска;

  1. Ежегодное проведение Форумов по социальному предпринимательству

Дважды в год:

- Май, 2014

- Декабрь, 2014

Филиал ЮФУ в г.Новошахтинске;

Отдел экономики Администрации г.Новошахтинска;

Сектор перспективного развития Администрации города Новошахтинска;

Молодежный парламент при новошахтинской городской Думе 5 созыва.

  1. Создание банк бизнес-идей в городе Новошахтинске, с целью их дальнейшей реализации

Сентябрь, 2014

Филиал ЮФУ в г.Новошахтинске;

Отдел экономики Администрации г.Новошахтинска;

Сектор перспективного развития Администрации города Новошахтинска;

Молодежный парламент при новошахтинской городской Думе 5 созыва.

  1. Формирование системы шефства опытных бизнесменов над начинающими

В течение 2014 года

Филиал ЮФУ в г.Новошахтинске;

Отдел экономики Администрации г.Новошахтинска;

Сектор перспективного развития Администрации города Новошахтинска;

Предприниматели города Новошахтинска.

В результате реализации данных мер пройдут обучение порядка 100 человек, будет сформирована НКО, сформирован отряд добровольцев из 7 человек, разработан один обучающий курс, проведено не менее 2 конкурсов бизнес-идей, конкурсов на гранты – не менее двух, выпущено не менее двух буклетов, написано не менее трех статей.

Так же будет разработана обучающая программа, которая даст основные теоретические и практические навыки в области бизнеса, проведены два Форума, которые помогут подвести итоги, наградить лучших, дадут возможность поделиться навыками и практическим опытом.

В рамках проекта предполагается поиск партнеров за пределами муниципалитета и области с целью продвижения идеи социального бизнеса, а так же обмена опытом.

Реализация данных мероприятий будет цикличным, и пролонгироваться ежегодно. В результате планируется получить комплекс мер, которые бы позволили обучать людей основам социального бизнеса, а так же сформировать условия, которые бы давали возможность реализовывать свои бизнес-идеи через систему грантов и конкурсов.

1 Большой экономический словарь [Текст] / Под ред. А.Н.Азрилияна. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Институт новой экономики, 1997. - С. 313.

2 Осберг С. «Социальное предпринимательство» – определение понятия [Электронный ресурс] / С.Осберг. - М., 2008. - URL: http://www.nb-forum.ru/thanalitic_391_76

3 Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия [Текст] / Й.Шумпетер; пер. с англ.; предисл. и общ. ред. В.С.Автономова. - М.: Экономика, 1995. - С. 82.

4 Drucker P. Innovation and Entrepreneurship: Practice and Principles (1985) [Текст] / P.Drucker; Русскоязычное издание: Бизнес и инновации. – М.: Вильямс, 2007. - С. 28.

5 Антоникова Н.А. Использование концепции социального предпринимательства для решения социальных проблем: применимость в российском контексте. [Электронный ресурс] / Н.А.Антоникова - М., 2007. - URL: http://www.nb-forum.ru/thanalitic_391_3

Просмотров работы: 1232