ШУТОЧНО-СЕРЬЕЗНОЕ ОТНОШЕНИЕ АВТОРА К ДЕДУ МОРОЗУ В СТИХОТВОРЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ А. Л. БАРТО «В ЗАЩИТУ ДЕДА МОРОЗА» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ШУТОЧНО-СЕРЬЕЗНОЕ ОТНОШЕНИЕ АВТОРА К ДЕДУ МОРОЗУ В СТИХОТВОРЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ А. Л. БАРТО «В ЗАЩИТУ ДЕДА МОРОЗА»

Григорьева В.И. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Нужно ли говорить, сколько радости и пользы принесла ты детям нашей страны и просто нашим детям творчеством своим, полным любви к жизни, ясным, солнечным, мужественным, добрым!

Это уже никогда не пройдёт, это живёт в людях, которые были вчера детьми, это будет вечно питать поколения и поколения ребят, когда нас с тобой уже и не будет на свете…

А. Фадеев

Барто Агния Львовна (настоящая фамилия Волова) (1906-1981), русская поэтесса. Родилась 4 (17) февраля 1906 в Москве в семье врача-ветеринара. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии, где испытывая творческое влияние А.А. Ахматовой и В.В. Маяковского, начала писать стихотворные эпиграммы и зарисовки. Одновременно занималась в хореографическом училище, куда на выпускные зачеты приехал А. Луначарский и, прослушав стихи Барто, посоветовал ей продолжать писать.

Первые опубликованные стихотворения «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка» (1925). Сборники «Стихи детям» (1949), «За цветами в зимний лес» (1970).

В 1976 г. Барто выпустила книгу “Записки детского поэта”, которая включает в себя стихотворении «В защиту Деда Мороза». Формулируя свое поэтическое кредо, Барто говорит о “современности, гражданственности и мастерстве”, как о “трех китах”, на которых должна стоять детская литература. Требование общественно значимой тематики для детской поэзии сочетается с характерным для 1970-х гг. протестом против излишне ранней социализации ребенка, приводящей к тому, что ребенок утрачивает свою “детскость”, теряет способность к эмоциональному восприятию мира.[4]

Стихотворение «В защиту Деда Мороза» ( Приложение 1)изучается на уроках литературного чтения в 3 классе по программе «Школа 2100» Р. Н. Бунеева, Е.А. Бунеевой 2 часть [2, с.71].

Поработаем над лексическими ассоциациями. Опрос студентов, будущих учителей начальных классов(15 человек), показал, что слово Дед Мороз вызывает следующие словесные ассоциации: Новый год, Снегурочка, подарки, елка, дети, зима, волшебство, радость. Уточним эмоциональное значение, связанное с образом Деда Мороза: могущественный, щедрый, добрый, веселый.

Из названия стихотворения мы можем понять, что речь в нем пойдет о Деде Морозе. Но зачем его защищать, от кого и почему именно его, не ясно. Мы только можем предположить, что Деду Морозу угрожают злые сказочные персонажи ( Баба-Яга, Кощей и др.) и ему нужна помощь.

Без прочтения стихотворения трудно понять, только по одному названию, о чем же пойдет речь.

Проанализируем название стихотворения. Оно представляет собой словосочетание. В толковом словаре С. И. Ожегова слово «защитить» обозначает «отстоять (мнение, взгляды) перед чьей-н. критикой, возражениями».

Дед Мороз - сказочный старик с седой бородой, олицетворяющий мороз и новогодний праздник (раньше - Рождество). Его образ является основой для творчества художников, таких как В. М. Васнецов, Н. К. Рерих и др. (Приложение 2, 3)

Обратимся к фольклорным истокам образа Деда Мороза.

ДЕД МОРОЗ (Морозко) — могучий русский языческий Бог, персонаж русских легенд, в славянских сказаниях — олицетворение русских зимних морозов, кузнец, сковывающий льдом воду, щедро осыпающий зимнюю природу искристым снежным серебром, дарящий радость зимнего празднества, а в случае надобности, в тяжелую годину защищающий русских от наступающих врагов вмораживающими в лед дотоле невиданными зимними холодами, от которых начинает ломаться железо. Под влиянием христианства, жестоко и кроваво боровшегося со славянским язычеством, первоначальный образ Снежного Деда был искажен (как и всех прочих славянских богов), и Морозко стали представлять злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей. Это нашло отражение и в поэме Некрасова «Мороз — Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних ребятишек. По мере ослабления влияния христианства в России конца XIX - начала XX века, образ Морозко стал смягчаться. Он является детям под Новый год и дарит им подарки. Древний славянский Бог Дед Мороз становится символом самого любимого народного праздника — Нового Года, заменившего праздник Рождества Христова (якобы дня рождения бога чужого народа из Синайской пустыни). Профессиональный праздник Дедов Морозов отмечается каждое последнее воскресенье августа.

С древнейших дохристианских времен у язычников-славян Дед Мороз божественный повелитель зимней стужи, снега и ветра, замерзших рек и снежных сугробов. Изначально его представляли как могучего старика огромного роста с длинной седой бородой. Суровые зимы, в понимании наших древних славянских предков, были делом рук старика с посохом. Воспринимался как могущественный волшебник с достаточно суровым характером.[4]

Дед Мороз известен также как популярный герой многих известных народных сказок, среди которых «Морозко» (входит в сборник А. А. Афанасьева «Русские народные сказки») (Приложение 4), «Два Мороза»( Приложение5) и др.

Классики русской литературы посвятили Деду Морозу свои произведения, в которых он выступал как основной персонаж зимнего времени года: В. Одоевский «Мороз Иванович» ( Приложение 6), И. Суриков «Зима»( Приложение 7), Н. Некрасов « Мороз – красный нос»(Приложение 8) и другие.

Свое назначение главного героя новогодних праздников Дед Мороз получил уже в XX веке, когда он стал появляться на многих специально организованных праздниках для детворы, где он водил хороводы и дарил подарки.

Про Деда Мороза написано много стихов, песен и замечательных историй известных детских писателей нашей страны, среди которых: Е. Благинина «Кто пришел?»(Приложение 9), З. Александрова « Дед Мороз»(Приложение 10), С. Михалков « Дед Мороз»(Приложение 11) и др.[6]

И ныне мы любим его зимние узоры на окнах. Он, конечно же, не сменил свой посох и в бороде его по-прежнему живёт вьюга. Всё так же могущественный старец сковывает льдом реки и наметает непроходимые сугробы.

История нарядного костюма Деда Мороза, как и самого образа, зарождалась постепенно. В самом начале, его изображали одетым в длинный плащ, но уже в конце 19 века – его нарядили в красный меховой кафтан (шубу), ну а уже в 20 веке, Дед Мороз был замечен и в синем наряде. [7]

Появившись в России в конце XIX в., он был одет в синюю или белую шубу. Оба эти цвета указывали, что пришел он из суровых северных краев. Вот почему и сейчас можно встретить наших Дедушек в синих одеяниях, хотя уже в XX в. преобладающим цветом стал красный. Вот основные черты облика нашего Деда Мороза:

Борода густая и такие же волосы серебристо-белого цвета, что означает, помимо того, что наш Дедушка имеет преклонный возраст, еще и могущество, обещание справедливого воздаяния за хорошие и плохие дела. Мы верим, что именно этот старец принесет нам счастье, благополучие и богатство.

Рубашка и брюки — белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом. Эти детали, символизирующие чистоту, практически потерялись в современном костюме. Исполнители роли Деда Мороза предпочитают закрыть шею белым шарфом. На брюки, как правило, не обращают внимания или шьют их красными под цвет шубы.

Шуба — длинная (по щиколотку или по голень), расшитая серебром (восьмиконечные звезды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом. Шуба красного "революционного" цвета появилась при советской власти. Некоторые современные театральные костюмы, увы, грешат экспериментами в области цветовой гаммы и замены материалов. Наверняка многим приходилось наблюдать седовласого волшебника в зелёной шубе. Если так, знайте - это не Дед Мороз, а один из его многочисленных "младших братьев". Если шуба коротка (голень открыта) или имеет ярко выраженные пуговицы - перед вами костюм Санта Клауса, Пер Ноэля или ещё кого-то из зарубежных побратимов Деда Мороза. А вот замена лебединого пуха на белый мех хоть и не желательна, но всё же допустима.

Шапка — расшита серебром и жемчугом. Оторочка отделана лебединым пухом или белым мехом с треугольным вырезом на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки — полуовал. Круглая форма шапки традиционна для русских царей, достаточно вспомнить головной убор Ивана Грозного. Увы, современные костюмы также далеко не всегда соответствуют этим канонам. И если замена жемчуга на стеклянные алмазы и самоцветы по понятным причинам вполне допустима, если отсутствие выреза на оторочке шапки тоже в конце концов не так бросается в глаза, то колпак Санта Клауса, да еще и с помпоном — это «вольности», которые значительно снижают пафос образа волшебного старца.

Варежки — трехпалые, белые, расшиты серебром — символ чистоты и святости всего, что Дед Мороз дает из своих рук. Кстати, трехпалые варежки — символ троеперстия, коим принято креститься в православии.

Пояс — белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков). В наши дни сохранился как элемент костюма, полностью утратив первоначальный смысл и соответствующую цветовую гамму.

Обувь — серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Небольшой слегка скошенный каблук. В холодные дни Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро — символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Именно по обуви можно отличить настоящего Деда Мороза от «поддельного».

Посох — хрустальный или серебряный «под хрусталь». Ручка витая, тоже серебристо-белого цвета. Посох завершает лунница — стилизованное изображение месяца, или голова быка как символ власти, плодородия и счастья. Эти знаки очень древние. Понятно, что в наши дни трудно встретить посох, соответствующий этим описаниям.

Мешок с подарками — более поздний атрибут Хозяина зимы. Многие дети верят, что он бездонный. Во всяком случае, Дед Мороз никогда никого к мешку не подпускает, а сам достает из него подарки. Делает это он не глядя, но всегда угадывает, кто какой подарок ждет.

Дед Мороз передвигается пешком, по воздуху или на санях, запряженных тройкой. Любит также рассекать родные просторы лыжным ходом. В последнее время Деда Мороза стали изображать едущим в санях, запряженных оленями. Выглядит красиво, но к нашему Деду Морозу олени никакого отношения не имеют. [8]

Особую популярность Дед Мороз получил в наше время, причем как среди детей, так и среди взрослых. Он - участник практически всех новогодних программ и спектаклей (Приложение 12) для детей, популярных теле- и радиопрограмм, открыток, афиш и самой разнообразной рекламной продукции.

Наш Российский Дед Мороз (Приложение 13) занимает достойное место среди своих собратьев: Санта Клауса (из Лапландии) в США, Канаде, Австралии (Приложение 14), Паккайнен в Карелии (Приложение 15), Увлин Увгун в Монголии (Приложение 16), Батюшка Рождество в Англии (Приложение 17), Дед Дыыл в Якутии (Приложение 18).

В новом тысячелетии уже определено и место, где живет Российский Дед Мороз. Его родина находится в древнем белокаменном городе русского севера - Великом Устюге (Приложение 19). Здесь его вотчина, отсюда начинается его новогоднее шествие по стране, здесь круглый год работает «Почта Деда Мороза», куда шлют свои письма тысячи детей.[6]

Итак, проведем построфный анализ данного стихотворения.

Это стихотворение построено на антонимичности и диалогичности речи.

В первой строфе «Мой брат (меня он перерос)/Доводит всех до слез/,Он мне сказал, что Дед-Мороз/Совсем не Дед-Мороз!» мы видим, что лирический герой – ребенок. Он жалуется на своего брата, обижается на него из-за того, что брат сказал ему: «что Дед-Мороз совсем не Дед-Мороз!». В этой строфе старший брат противопоставляется младшему, т. е. взрослый мир противопоставлен миру детства.

Во второй строфе «Он мне сказал:/- В него не верь!/-Но тут сама/Открылась дверь,» старший брат хочет убедить своего младшего брата в том, что Деда Мороза не существует. Но тут как по волшебству дверь сама открывается и входит Дед Мороз.

В третьей, четвертой, пятой и шестой строфе «И вдруг я вижу/ -Входит дед./Он с бородой,/В тулуп одет.» «Тулуп до самых пят!/Он говорит:/- А елка где?/А дети разве спят?» «С большим серебряным/Мешком/Стоит/Осыпанный снежком,» «В пушистой шапке/Дед,/А старший брат/Твердит тайком/:- Да это наш сосед!» перед нами предстает образ Деда Мороза, его одежда и внешний вид. Здесь показано противопоставление Деда Мороза, сказочного героя, и соседа, реального героя.

Но старшему брату и этого не достаточно, он все равно твердит свое: « Да это наш сосед!»

ТУЛУП - Долгополая меховая шуба, обычно нагольная, не крытая сукном.

В последней строфе «Как ты не видишь: нос похож!/И руки, и спина!/ -

Я отвечаю:/ - Ну и что ж!/А ты на бабушку похож,/Но ты же не она!»

Лирический герой – дошкольник не просто сомневается в мнении старших, он вступает в спор с братом, утверждающим, что « Дед Мороз совсем не Дед Мороз». Обычно, и это тоже общепринято, младшие беззаговорочно принимают мнение старших братьев и сестер, особенно если оно расходится с мнением взрослых. А тут младший, по сути поддерживает взрослых, но об этом он не задумывается, потому что для него важнее всего сохранить веру в сказку, поэтому, когда старший брат утверждает, что Дед Мороз похож на их соседа, младший отвечает: «Ну и что ж? А ты на бабушку похож! Но ты же не она?». Стихотворение и по структурным особенностям порой напоминает сказку: старший брат противопоставляется младшему. Ситуация с приходом Деда Мороза – оппозиция мнению старшего брата (сама « открылась дверь», « и вдруг я вижу – входит дед»), а остроумный ответ младшего подобен победе над старшим (разгадка, как в сказках добро побеждает зло). Лирический герой верит в сказку, а вера в сказку означает вера в добро.

«Дети и прежде знали, что Дед Мороз «не настоящий», - замечает А. Барто в «Записках детского поэта», - но им хотелось верить в него, в сказку, в праздничную выдумку. Раннее повзросление принесло многим из них и раннюю рассудочность. Одной из первых жертв оказался Дедушка Мороз. Потому то я и написала стихотворение, шуточное, но с подтекстом».

На поверхности стихотворения – спор братьев, попытка старшего передать младшему свою прямолинейную рассудочность, выступающую в обличии знания и истины. В подтексте – позиция автора, принимающего сторону лирического героя. Эта позиция не исключает, а предполагает, как необходимый компонент подлинной человечности, поэзию, праздничность вымысла, способность к удивительному преображению реальности, отраженной в сознании.[3]

Список литературы

1. Бунеев, Р. Н. Капельки солнца. Книга для чтения в 3 классе./ Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева – М.: «Баласс».

2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. – Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. Виноградова – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 стр.

3. Соловьев, Б. Агния Барто: Очерк творчества. / Б. Соловьев, И. Матяшов. – М., 1979 – 316 с.

4. Русский Национальный Ресурс. Режим доступа: http://supercook.ru/slav/slov-mif-13.html

5. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.epwr.ru/quotauthor/509/

6. Электронный ресурс. Режим доступа: http://copy.yandex.net/?tld=ru&text=в%20чем%20смысл%20стихотворения%20в%20защиту%20деда%20мороза%20агнии%20барто&url=http%3A%2F%2Fs_vitin.sev.edu54.ru%2FDs

7. Электронный ресурс. Режим доступа: http://nashput.com/nemnogo-jumora/238-ded-moroz-istorija-i-proishozhdenie.html

8. Электронный ресурс. Режим доступа: http://rusmir.in.ua/rus/1051-istoriya-deda-moroza.html

Приложение 1

А. Барто

В ЗАЩИТУ

ДЕДА МОРОЗА

Мой брат (меня он перерос)

Доводит всех до слез.

Он мне сказал, что Дед Мороз

Совсем не Дед Мороз!

Он мне сказал:

— В него не верь! —

Но тут сама

Открылась дверь,

И вдруг я вижу —

Входит дед.

Он с бородой,

В тулуп одет.

Тулуп до самых пят!

Он говорит:

— А елка где?

А дети разве спят?

С большим серебряным

Мешком

Стоит

Осыпанный снежком,

В пушистой шапке

Дед,

А старший брат

Твердит тайком:

— Да это наш сосед!

Как ты не видишь: нос похож!

И руки, и спина!

Я отвечаю: — Ну и что ж!

А ты на бабушку похож,

Но ты же не она!

1974

Приложение 2

Васнецов Виктор Михайлович Дед Мороз. 1885

Приложение 2

Рерих Николай Константинович «Дед Мороз»

Эскиз костюма к пьесе-сказке А.Н.Островского «Снегурочка». 1912г.

Приложение 4

Морозко" в пересказе А. Н. Афанасьева .

Приложение 5.

« Два Мороза» Русская народная сказка.

Приложение 6.

В. Одоевский. «Мороз Иванович» 1842 г.

Приложение 7.

И. З. Суриков

«Зима»

Белый снег, пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле побелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно…

Божьи дни коротки, солнце светит мало,

Вот пришли морозцы - и зима настала.

Труженик-крестьянин вытащил санишки,

Снеговые горы строят ребятишки.

Уж давно крестьянин ждал зимы и стужи,

И избу соломой он укрыл снаружи.

Чтобы в избу ветер не проник сквозь щели,

Не надули б снега вьюги и метели.

Он теперь покоен - все кругом укрыто,

И ему не страшен злой мороз, сердитый.

1880.

Приложение 8.

Н. Некрасов « Мороз – красный нос». 1863 г.

Приложение 9

Е. Благинина

Кто пришёл?

Кто пришел?

Что принес?

Знаем мы:

Дед Мороз,

Дед седой,

С бородой,

Он наш гость дорогой.

Он нам елку зажжет,

С нами песни споет.

Приложение 10

З. Александрова

Дед Мороз

Шел по лесу дед Мороз

Мимо кленов и берез,

Мимо просек, мимо пней,

Шел по лесу восемь дней.

Он по бору проходил —

Ёлки в бусы нарядил.

В эту ночь под Новый Год

Он ребятам их снесет.

На полянках тишина,

Светит желтая луна…

Все деревья в серебре,

Зайцы пляшут на горе,

На пруду сверкает лед,

Наступает Новый Год!

Приложение 11

С.Михалков

Дед Мороз

Ой, Мороз, Красный нос,

Мы тебя не знаем.

И тебя, Дед Мороз,

Радостно встречаем.

Ой, Мороз, Красный нос,

Песню запеваем

И тебя в хоровод

К детям приглашаем.

Ой, Мороз, Красный нос,

Бей сильней в ладошки,

А у нас веселей

Затанцуют ножки.

Приложение 12

Сценарий мини-спектакля «Новогодняя сказка»

Предлагаем вашему вниманию мини-спектакль «Новогодняя сказка».

Занавес закрыт. По краям авансцены стоят декорации заснеженных деревьев. В зале выключается свет. А из-за кулис под веселую музыку появляются скоморохи. Они поют песенку про наступающий Новый год. Один скоморох поет про то, что ему, наконец, подарят новые сапоги, а другой про то, что за праздничным столом он покушает досыта. Потом скоморохи разговаривают с ребятами, сидящими в зале, спрашивают, ждут ли они этот замечательный праздник и спрашивают у них, что бы они хотели получить в подарок на Новый год. Скоморохи шутят и поют частушки. Вдруг, согласно сценарию мини-спектакля «Новогодняя сказка», раздаётся грохот, мигает свет, а на сцене появляется Снежная Королева, которая говорит, что она украла Новый год и теперь ни у кого праздника не будет. После того, как Снежная Королева уходит, свет включается, а скоморохи начинают думать, как спасти Новый год. Один из скоморохов предлагает идти в царство Снежной Королевы. И они отправляются в путь, распевая одну из своих песенок. На пути у скоморохов появляется дремучий лес, где стоит избушка на курьих ножках, а в ней сидит Баба-Яга костяная нога.

- Куда это вы, добры молодцы, путь держите?

- Идём мы бабушка в царство Снежной Королевы, она у нас праздник украла. Не покажешь ли ты нам дорогу, добрая старушка?

- Это я-то добрая? Это я - старушка? – сами вы добрые, а я вас сейчас так заколдую, что мало вам не покажется!!!

- Ой! Ой! Ладно-ладно! Оговорились мы, злая, злая-презлая Баба-Яга!!!

Баба-Яга одобрительно смотрит в сторону скоморохов и начинает петь песню о том, какие пакости она умеет делать, как народу честному вредит, как Ивана хотела в печи изжарить, как красавиц хитростью изводила.

- Ну, значит злая я? Да, злая! И горжусь этим!!! И поэтому не буду я вам помогать, путь дорогу указывать, пока вы все мои загадки не разгадаете.

Баба-Яга загадывает загадки. А скоморохи просят ребят-зрителей помочь им. Когда все загадки разгаданы, Баба-Яга, скрипя душой, все-таки показываем им путь в царство Снежной Королевы. Скоморохи идут по указанной дороге, распевая свою песенку. По сценарию мини-спектакля «Новогодняя сказка» меняются декорации, и скоморохи выходят на грибную поляну. А в центре поляны на камешке около дерева сидит Старик-Боровик и плачет. Борода у Старика-Боровика длинная-предлинная, запуталась она за дерево и не даёт старику никуда сдвинуться.

- Что ж ты, дедушка, плачешь, что случилось, чем помочь тебе? - спрашивают скоморохи.

Дед им и отвечает, что запутался он бородою за дерево, а теперь распутаться не может. Скоморохи помогают дедушке, а за это он дает им целое лукошко грибов. Скоморохи благодарят Старика-Боровика и идут дальше. В это время меняются декорации, и на сцене появляется трон Кощея Бессмертного, на котором он восседает, а вокруг стоят кощеевы слуги.

- Кто вы такие и зачем ко мне пожаловали? - спрашивает Кощей Бессмертный.

- Мы идем спасать Новый год, который украла Снежная Королева, а путь к её замку ведет через твоё царство, Кощей Бессмертный. Вот мы и пришли к тебе челом бить, чтобы ты нас пропустил.

Тут Кощей начинает возмущаться, что, дескать, у него тут не проходной двор, и никого он никуда пропускать не собирается. Кощей поет песню о своих сказочных злодеяниях и не хочет пропускать Скоморохов. Затем он выкидывает на трон табличку «обед» и говорит скоморохам, чтобы они убирались восвояси. Скоморохи пригорюнились и стали ждать, пока Кощей вернется с обеда. Через некоторое время Кощей выходит к своему трону и ругается, что он больше не станет есть ту баланду, которую ему готовят повара, говорит, что он объявляет забастовку до того времени, пока они не научатся готовить. Тут смышленые скоморохи предлагают сварить Кощею вкуснейшую грибницу взамен того, что он пропустит их через свои владения к царству Снежной Королевы. Кощей соглашается и уже через некоторое время Скоморохи оказываются у входа в царство Снежной Королевы. Дует ветер, скоморохи с трудом, пробираются сквозь снежные заносы, но все-таки добираются до замка Снежной Королевы. Снежная Королева сидит на троне. Позади трона находится 4 дверцы, на которых висят булатные замки. Снежная королева спрашивает у скоморохов, зачем они пожаловали. Скоморохи просят её отдать им Новый год, а Снежная Королева ни за что не соглашается, говорит, чтобы ее развеселили, иначе она всех заморозит. Скоморохи начинают играть плясовую, поют смешные частушки. После этого Снежная Королева предлагает им, угадать, за какой дверцей спрятан Новый год. Скоморохи с помощью ребят из зрительно зала отгадывают нужную дверцу, и оттуда выходит Новый год целый и невредимый. Царство Снежной королевы рушится, а Новый год поздравляет всех с праздником!

Приложение 13

Российский Дед Мороз.

Приложение 14

Санта Клаус в США, Канаде и Австралии.

Приложение 14

Сандерклаас в Нидерландах.

Приложение 15.

Паккайнен в Карелии

Приложение 16

Увлин Увгун в Монголии.

Приложение 17

Батюшка Рождество в Англии

Приложение 18

Дед Дыыл в Якутии

Приложение 19

Великий Устюг – Родина Деда Мороза.

Просмотров работы: 3429