ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА ПОДРОСТКОМ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКИХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА ПОДРОСТКОМ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКИХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ

Назарова А.А. 1, Пантюшина О.И. 1
1НОО ВПО НП «ТИЭИ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Подростковый возраст – это период, который оказывает огромное влияние на всю последующую жизнь человека. Как он будет реагировать на события своей жизни, принимать решения, какой круг общения выберет, как будет относиться к самому себе и своим близким, как будет строить отношения с людьми, будет ли он успешным, научится ли достигать желаемого, каковы его стремления и как он будет преодолевать трудности. Личностные ресурсы, навыки и умения для всего этого закладываются именно в подростковом возрасте.

Подростковый период – период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10-11 до 14-15 лет (периодизация Д. Б. Эльконина). Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей жизни. Но в период отрочества, на завершающем этапе обучения в школе вопросы выбора профессии приобретают особую остроту. У отдельных школьников и их родителей уже есть ответы на них. Для некоторых же школьников уже после окончания девяти классов актуальным становится выбор профессионального учебного заведения. Перед многими выпускниками школ стоит проблема выбора пути подготовки к будущей профессии. Часто профессиональное учебное заведение выбирается случайно. В 14 - 15 лет крайне сложно выбирать профессию. Правильный выбор профессионального будущего для молодого человека является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни. При выборе профессии и подготовке будущих специалистов важно знать требования к профессии, выделить в ней наиболее существенные особенности, которые могут показать человеку, выбирающему род деятельности, подходит она для него или нет.

Подростковый возраст – период становления человека как гражданина, в это период происходит социальное самоопределение человека, его активное включение в общественную жизнь, а также формирование духовных качеств. Еще А.Н. Леонтьев говорил о двух рождениях личности: первый раз – в дошкольном возрасте, когда выстраивается первая иерархия мотивов и появляется способность от чего-то отказываться; и второй раз – в подростковом возрасте, когда молодой человек по-новому осознает свои мотивы и начинает руководить своим поведением. Профессиональная мотивация – это действие конкретных побуждений, которые обуславливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией. Проблема формирования профессиональной направленности учащихся в теории профессиональной ориентации рассматривается в трудах А.Е. Голомштока, Л.А. Йовайши, Е.А. Климова, Е.М. Павлютенкова, К.К. Платонова, В.А. Полякова, Н.Н. Чистякова, С.Н. Чистяковой, определяющих концептуальные положения, условия и педагогические технологии подготовки обучающихся к жизни и выбору профессии. Разработка теоретических и методологических основ профориентации представлена в работах П.П. Блонского, С.И. Вершинина, В.И. Журавлева, Е.А. Климова, Н.Н. Чистякова, С.Т. Шацкого и др.

Момент, когда проблема выбора профессии начинает тревожить, знаменует социальную и психологическую зрелость подростка. Наука давно доказала, что подростки имеют огромные возможность и от их раскрытия во многом зависит будущее и каждого, и общества и каждого человека, и общества в целом. В каждом ученике живёт свой исследователь, свой изобретатель. Именно поэтому нами была определена данная тема исследования

Цель работы – изучить и выявить особенности профессионального выбора подростком, в зависимости от индивидуально-психических черт личности.

Объект исследования личность подростка.

Предметом исследования являются особенности профессионального выбора подростком, в зависимости от индивидуально-психических черт личности.

Гипотеза: проявление профессионального выбора зависит от степени выраженности таких индивидуально-психических качеств личности, как интроверсия, экстраверсия, нейротизм.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

  2. Подобрать методики для особенностей профессионального выбора подростком, в зависимости от индивидуально-психических черт личности.

  3. Провести диагностику в соответствии с целью исследования.

  4. Обработать результатов и сделать выводы.

Методы: анализ психолого-педагогической литературы и тестирование.

Методики:

  1. Личностный опросник Айзенка (подростковый);

  2. Дифференциально диагностический опросник (ДДО; Е.А.Климов);

  3. Карта интересов А. Е. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной.

Выборка: 32 человека, возраст 11-13 лет

Из анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования мы сделали следующие выводы. Профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирование адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала. Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование и т.д.

Профессиональная ориентация – это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. При выборе профессии и подготовке будущих специалистов важно знать требования к профессии, выделить в ней наиболее существенные особенности, которые могут показать человеку, выбирающему род деятельности, подходит она для него или нет.

При анализе результатов можно сделать следующий вывод. Большая часть подростков общительны и эмоционально устойчивы и обладают ситуативной целенаправленностью в стрессовых ситуациях. Большинство испытуемых относится к типу профессии «человек-знак», который требует хорошее распределение и переключение внимание. Также большинство имеют ярко выраженный интерес к предметам.

Подростки с преобладающим индивидуально-психическим качеством интроверсия, более выражены в типе профессий человек-техника и человек-природа, где не требуется общения с другими людьми. А подростки с преобладающим индивидуально-психическим качеством экстраверсия, более выражены в типе профессий человек-человек и человек-худ.образ, где необходима общительность и обращенность вовне. Эмоциональная устойчивость характерна для всех типов профессий, кроме человек-природа, где большинство времени необходимо взаимодействовать с природой и животными, что приводит к неровности в контактах с людьми, импульсивности и раздражительности.

У подростков с преобладающим индивидуально-психическим качеством экстраверсия, в подгруппе с определившимися интересами, наиболее значимы интересы по таким сферам деятельности, как литература и искусство, где чувства и эмоции не имеют строгого контроля. Для подростков с преобладающим индивидуально-психическим качеством интроверсия, наиболее значимы интересы по таким сферам деятельности, как химия и биология, где требуется внимательность и концентрация. Эмоциональная устойчивость характерна для интересов в сферах деятельности, как химия и биология, механика и конструирование, литература и искусство. Эмоциональная неустойчивость характерна для интересов в сферах деятельности, как химия и биология.

Для подростков с преобладающим индивидуально-психическим качеством экстраверсия, в подгруппе с неопределившимися интересами, наиболее значимы интересы по таким сферам деятельности, как литература и искусство, тот же результат в подгруппе с определившимися интересами. Для подростков с преобладающим индивидуально-психическим качеством интроверсия, наиболее значимы интересы по таким сферам деятельности, как химия и биология, механика и конструирование, география и геология, литература и искусство, история и политика. Большое кол-во сфер свидетельствует о еще неопределившихся предпочтениях. Эмоциональная устойчивость характерна для интересов в сферах деятельности, как физика и математика, механика и конструирование, что требует организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Эмоциональная неустойчивость отсутствует.

Таким образом, проявление профессионального выбора зависит от степени выраженности таких индивидуально-психических качеств личности, как интроверсия-экстраверсия, нейротизм, что доказало нашу гипотезу.

Литература:

  1. Андерсонс, Г. В. Индивидуализация профильного обучения школьников. – М., 2007. – 289 с.

  2. Винтин И. А. Особенности социального самоопределения старшеклассников. – М., 2004. – 245 с.

  3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределния молодежи. – Ростов-на-Дону, 2006. – 283 с.

  4. Орлова Е. А., Пантюшина О. И. Ортобиоз и феномен имиджа человека в современном мире // Сборники конференций ниц социосфера. – 2012. - № 7. – С. 44-45

Просмотров работы: 1386