В нижней части Нижнего Новгорода, примыкающая к воде зона в основном является промышленной или используется как место несанкционированного отдыха жителей, которые, конечно, стремятся к воде. В верхней части города нижняя набережная представляет собой дамбу, которая даже не организована в месте расположения парка Швейцария и у речного вокзала. Есть попытки создания пешеходной Нижневолжской набережной: покрытие применяется стандартное, скамьи типа хай-тек, ограждение у воды -классическая балюстрада. Кроме того рядом автомобильная дорога, которая отделена от набережной низкой двухрядной живой изгородью. Верхневолжская набережная наилучший пример в Нижнем Новгороде, но это, я считаю, только благодаря окружающей застройке ( дворянским домам 19 в) и раскрытию прекрасных перспектив на Волгу, на г. Бор, в свою очередь, средствами ландшафтной архитектуры набережная решена слабо. Поставленные в этом году дорогие вазоны соответствуют общему стилю, но ассортимент растений и цветовая гамма подобраны не продумано : петунья гибридная абсолютно разных цветов (красного, фиолетового, желтого, розового, белого). Т.к. это центральная набережная можно было использовать наименее известные в контейнерном озеленении виды :лобелию эринус, пеларгонию плющелистную, или петунию ампельную, наиболее лаконичных цветов. В данной набережной внесение новизны напрямую связано с подбором ассортимента растений. Но если на Верхневолжской набережной ландшафтный архитектор должен творить с учетом классического стиля и истории, то в нижней части города ( и отступая от исторической застройки в верхней части), должен раскрываться поистине весь опыт современной ландшафтной архитектуры, которая далеко ушла от вазонов с петуньей и классической балюстрады.
В этой связи необходимо отметить создание чудесного явления ландшафтной архитектуры 21 века в России- Крымской набережной в Москве. Данная набережная продумана досконально, начиная от самой идеи (волна) заканчивая воплощением мельчайших элементов оформления штамбов деревьев и освещением. Идея волны «не кричит» о себе на каждом шагу цветом и формой, но посетитель чувствует это всегда, т.к. достаточно нескольких характерных элементов, чтобы у человека в памяти всплыла эта ассоциация. Такие элементы: выставочный открытый павильон, решение покрытия в виде волны для роликов и велосипедов, подъёмы в покрытии дорог, крыша кафе совмещенная с землей пандусом волнистой формы.
Несмотря на небольшую ширину набережной отведенную под реконструкцию (бывшая автомобильная дорога) у ЦДХ сформировано большое общественное пространство, которое связывает здание с набережной скамьями в виде амфитеатра.
Отдельно стоит сказать про новейшие тенденции, используемые в проекте. Во-первых, в основном экологические материалы: дерево, камень, даже штамб дерева обернут бамбуковой циновкой. Во-вторых, важное место на столичной набережной занимает геопластика. Она расширяет, разделяет пространство и снова ненавязчиво напоминает зрителю о волне. В-третьих, побор ассортимента растений природного облика. На набережной много штамбовых форм деревьев, но в сочетании с природным цветочным оформлением они выглядят совершенно естественно и лаконично. В некоторых местах вместо газона используются злаки, которых «поддерживают» вертикальные линии штамбов деревьев. Такой ассортимент необходим людям в больших городах, так как способствует отдыху и ощущению природы.
Отдельно нужно отметить организацию услуг, предоставленную населению. На протяжении всей набережной размещены два мини-кафе самообслуживания, прокат роликов и велосипедов, бесплатный туалет. Все эти сооружения особенно важны во время длительного посещения такого рода набережных.
МАФ поставлены в тех местах, где они необходимы функционально и композиционно. Длинные деревянные скамьи размещены по мере движения, а также у кафе, ЦДХ, также у реки, где сформирована прекрасная смотровая площадка с видом на Москву реку. Сами скамьи имеют на всем протяжении разный наклон спинки, что позволяет сидеть и лежать на них. Освещение также интересно и представлено несколькими типами: фонарями одного стиля (хай-тек) но разной высоты, лампами, устроенными в дорожном покрытии, а под мостом сами скамьи несут функцию освещения. Каждый элемент освещения не только несет свое прямое назначение, но и заставляет играть набережную в ночное время по-особенному. Так, лампы устроенные в покрытии, подсвечивая штамб и кроны деревьев снизу, подчеркивают их форму и создают необыкновенное ощущение праздника.
Крымская набережная феномен для России, который вобрал в себя все мировые тенденции современной ландшафтной архитектуры, это яркий образец того, как можно преобразовать любое постпространство в благоприятную для людей среду. Нижний Новгород, как и другие города достоин, я считаю, такого живого искусства. Я надеюсь, что именно эта новая московская набережная послужит стартом для строительства подобных зон отдыха в уплотнённой застройки крупных городов, на больших реках, которых так много в России.