Стратегическое планирование является одной из функций стратегического управления, представляющей собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.
Термин «стратегическое планирование»появился в 60-70-х гг. и использовался для определения разницы между управлением на уровне производства и управлением на высшем уровне. Необходимость различать эти 2 вида управления была вызвана изменениями в условиях ведения бизнеса. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов, как Франкенхоф и Гангер, Ансофф, Шендел и Хаттен, Ирвин и др. Идея концентрирования внимания высшего руководства на окружении для соответствующего и своевременного реагирования на происходящие изменения являлась основополагающей идеей.
Для определения направления и темпов развития бизнеса, выявления глобальных тенденций рынка, понимания, какие организационные и структурные изменения приведут к повышению конкурентоспособности, в чем ее преимущество - акционерами и менеджментом компании используется система стратегического планирования.
До недавнего времени стратегическое планирование использовалось лишь крупными международными концернами. Однако в настоящее время ситуация стала меняться, все больше и больше компаний, представляющих средний бизнес, начинают использовать стратегические планы.
Процесс стратегического планирования в компании включает в себя несколько этапов:
Определение миссии и целей организации.
Анализ среды, который состоит из сбора информации, анализа сильных и слабых сторон предприятия, а также ее потенциальных возможностей.
Выбор стратегии.
Реализация стратегии.
Оценка и контроль выполнения.
В общем виде процесс стратегического планирования представлен на рис 1. [1]
Рис. 1 Процесс стратегического планирования
Стратегическое планирование имеет как ряд преимуществ, так и недостатков, которые ограничивают сферу его применения, лишают его универсальности в решении любых хозяйственных задач. Они представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Преимущества и недостатки стратегического планирования
Преимущества |
Недостатки |
1. Большая степень обоснованности плановых показателей и вероятности реализации планируемых событий; 2. Обеспечивает высшему руководству организации средства создания плана на длительный срок; 3. Дает основу для принятия решений; 4. Способствует снижению риска при принятии решений; 5. Обеспечивает интеграцию целей всех структурных подразделений и исполнителей организации. |
1. Стратегическое планирование не дает детального описания картины будущего; 2. Не имеет четкого алгоритма составления и реализации плана; 3. Процесс стратегического планирования для своего осуществления требует значительных затрат ресурсов и времени по сравнению с традиционным перспективным планированием; 4. Негативные последствия ошибок стратегического планирования гораздо серьезнее, чем в традиционном, перспективном. 5. Стратегическое планирование должно быть дополнено механизмами реализации стратегического плана. |
Особенностями стратегического планирования являются то, что:
• оно должно дополняться текущим;
• стратегические планы разрабатываются ежегодно высшим руководством организации;
• годовая детальная разработка стратегического плана осуществляется одновременно с разработкой годового финансового плана (бюджета);
• большинство западных компаний считает, что механизмы стратегического планирования нуждаются в усовершенствовании. [3]
Организационное стратегическое предвидение невозможно без использования опыта прошлых стратегий. Оно занимается изучением, обобщением и анализом, для чего разрабатываются новые стратегические планы.
Предназначения крупных строительных организаций и малых имеют существенные отличия. Малые организации чаще всего выступают в роле субподрядчика. Их деятельность, а соответственно и цели, определяются исходя из возможностей организации в создании и реализации строительных объектов. Но на практике, ориентируясь на запросы рынка строительных продуктов, и малая организация может выступать в качестве генерального подрядчика.
Цели строительной организации определяют деятельность с реализацией выявленных ценностей. При формулировании целей необходимо учесть, что цели должны быть конкретными, достижимыми, а также ранжированными по времени их исполнения.
Различают три временных периода постановки и реализации целей:
краткосрочные цели организации, реализуемые в текущих планах (1 год);
среднесрочные цели (1-5 лет);
долгосрочные цели (свыше 5 лет). [5]
В условиях экономики рыночного типа, установившиеся временные рамки разработанных планов осуществить в полной мере невозможно.
При разработке стратегического плана на этапе управленческого исследования сильных и слабых сторон строительной организации должны быть проведены исследования в следующих направлениях:
маркетинг,
финансы,
строительное производство,
трудовые ресурсы организации.
Маркетинговые исследования в области получения заказов на выполнение работ играют важную роль. Строительная организация должна оценить свою конкурентоспособность. Данная оценка тесно связана с изучением альтернативных стратегий:
ограниченный рост объема строительных работ;
определенный и сравнительно высокий уровень;
сокращение объемов работ;
сочетание всех альтернатив.
Итогом изучения всех альтернативных стратегий является выбор одной из них, наиболее подходящей для данного предприятия. При этом такие факторы как риск, время, поведение собственников и их влияние на принятие определенных плановых стратегий должно обязательно учитываться при разработке окончательного варианта стратегии.
Стратегическое планирование является самым сложным видом планирования и каждая строительная организация должно для себя решить, нужно ли ей оно. Большинство компаний считают, что стратегическое планирование нуждается в усовершенствовании, так как оно очень трудоемко и имеет ряд серьезных недостатков. В частности, для обеспечения эффективности разработанного стратегического плана необходимо тщательно разрабатывать текущий план и, ориентируясь на него, ежегодно корректировать стратегический план. Стратегический план может лишь качественно описать то состояние, к которому должна прийти организация в будущем. Наибольший эффект может дать не само планирование, а стратегическое управление строительной фирмой. Несмотря на все преимущества стратегического планирования, такие как способность снижения рисков при принятии важных управленческих решений, интеграцию целей всех структурных подразделений и большую степень обоснованности всех показателей, в настоящее время стратегические планы разрабатываются в основном крупными организациями, которые в состоянии покрыть большие затраты ресурсов и времени, необходимых для стратегического планирования.
Список использованных источников
1. Асаул А.Н. Стратегическое планирование развития строительной организации СПб. : СПбГАСУ, 2010. –163 с.2. Дармилова Ж.Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для бакалавров, СПб.: "Дашков и К", 2013. - 168 с.3. Делен С.А. Стратегический менеджмент. Конспект лекций, М.: "А-Приор", 2011. - 80 с.4. Курс MBA по стратегическому менеджменту Под ред. Л. Фаэйя, Р. Рэнделла, М: "Альпина Паблишер", 2010. - 587 с. 5 . Петросов А.А. Стратегическое планирование и прогнозирование, М.: "Горная книга", 2009. - 689 с.