РАСХОДЫ БЮДЖЕТА И ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАСХОДЫ БЮДЖЕТА И ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Абдул-Кадырова Ф.Р. 1
1РГЭУ РИНХ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В современных условиях одной из самых актуальных тем является реформирование бюджетного процесса, которое предполагает эффективное использование бюджетных средств всеми участниками бюджетного процесса. Уровень бюджетных расходов свидетельствует о степени участия государства в экономической деятельности общества и в обеспечении общеэкономического равновесия. Исследование динамики расходов бюджета государства может дать важную информацию о степени социально-экономического развития страны, о приоритетах государственной политики, о дисбалансах, которые складываются в результате неравномерного распределения финансовых ресурсов, и о направлениях дальнейшего совершенствования распределения финансовых ресурсов при реализации государством возложенных на него функций и задач. Не стоит забывать и о том, что на современном этапе развития в условиях экономической глобализации социально-экономическое развитие страны должно происходить под влиянием тех же приоритетов, которыми определяется развитие ведущих зарубежных стран, а государственная финансовая политика должна быть направлена на реализацию этих приоритетов.

Бюджетные расходы идут на такие основные статьи, как национальная оборона и содержание государственного аппарата; финансирование хозяйства; финансовое обеспечение социальной инфраструктуры (здравоохранение, наука); выплата процентов по государственному долгу.

Также через бюджет осуществляется процесс перераспределения денежных средств по уровням бюджетной системы посредством субвенций, субсидий, дотаций и бюджетных ссуд. Расходы бюджета носят безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты. Нельзя не отметить, что расходы бюджета любого уровня осуществляются за счет средств, уплачиваемых налогоплательщиками и, следовательно, государство несет перед ними ответственность за выполнение определенных функциональных обязательств.

Сегодня в России созданы огромные резервы, прежде всего в виде средств, аккумулируемых в Резервном фонде РФ. Федеральный бюджет исполняется с профицитом. Превышение доходов над расходами бюджета есть особый вид неравновесности государственных финансовых потоков, при наличии которой нельзя однозначно говорить о высокой эффективности государственной финансовой политики. В условиях сильного отставания размеров финансирования социальной сферы от развитых зарубежных стран в качестве косвенного эффекта выступает ущерб для социально-экономического развития страны от низкого уровня жизни населения и недофинансирования социальных затрат.

Целью настоящей работы является выявление путей повышения результативности бюджетных расходов в свете современных реформ.

Цель исследования позволяет сформулировать задачи, поставленные в работе:

1. представить общую характеристику бюджетных расходов;

2. проанализировать расходы бюджета Ростовской области;

3. выявить направления повышения результативности бюджетных расходов.

Теоретической и методологической основой данного доклада послужили законодательные акты Российской Федерации, научные труды отечественных ученых, ресурсы сети Интернет.

  1. Сущность и функции расходов бюджета как экономической категории

Являясь важной составной частью государственных расходов в целом, расходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда.

По своему материально-вещественному воплощению бюджетные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.1

Существует много трактовок экономической сущности расходов бюджета. Одни авторы пишут, что «расходы бюджета — это экономические отношения, связанные с распределением денежных средств государства и их использованием по отраслевому, ведомственному, целевому и территориальному назначению в соответствии с бюджетной классификацией».2

Другие считают, что «бюджетные расходы» можно определить как «затраты, которые возникают у государства и муниципальных образований в связи с выполнением ими своих функций и задач».3

С экономической точки зрения расходы выражают совокупность экономических отношений, на основе которых происходит процесс использования средств бюджетного фонда по различным направлениям. Эти отношения возникают между государством, как плательщиком средств, и юридическими и физическими лицами как получателями средств.4

В Бюджетном Кодексе РФ дано понятие расходов бюджета, как выплачиваемых из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета.5

Расходы бюджета следует рассматривать как одну из сторон финансовой деятельности государства (местного самоуправления). Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с количественной и качественной сторон.

Качественная характеристика позволяет установить природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину. Активная роль государства в жизни общества, проведение социальных преобразований обусловливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов, что вызвано, в свою очередь, действием ряда факторов: функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, формами предоставления бюджетных средств.

Расходы бюджета – экономическая категория, поскольку они провоцируют перераспределение прибыли и доходов в интересах государства. Сущность расходов бюджета, как и любой другой экономической категории проявляется в ее функциях (см. рис.1).

Рис.1 Функции бюджетных расходов

Перераспределительная функция расходов бюджета реализуется в процессе использования бюджетного фонда, который сформирован в результате распределения ВВП и национального дохода. Государство учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Потребность соблюдения макроэкономических пропорций в национальном хозяйстве требует бюджетного финансирования его отдельных отраслей, экономических регионов (административных территориальных образований), отдельных хозяйствующих субъектов различных форм собственности. При распределении финансовых ресурсов важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищных проблем.

При первичном распределении происходит формирование бюджета государства. Более сложным является процесс вторичного распределения или перераспределения первичных доходов, перед которым стоят многочисленные и многообразные задачи. На этой завершающей стадии распределения совокупного общественного продукта и национального дохода, в пределах их полученных величин и объемов необходимо обеспечить доходами и финансовыми ресурсами все многообразные потребности общественного воспроизводства по его развитию, а также общегосударственные потребности по управлению, охране правопорядка, по обороне, по содержанию отраслей нематериальной сферы, обеспечить соответствующими доходами работников нематериальной сферы, содержание престарелых, инвалидов, детей и других групп населения В процессе перераспределения первичные доходы бюджета распределяются и разделяются на другие виды доходов и фондов, обеспечивающие конкретные потребности общества, что и проявляется в виде расходов бюджета через аллокационную функцию.

Если в результате действия перераспределительной функции только формируется фонд денежных средств, предназначенных для расходования, то через аллокационную функцию определяются конкретные направления расходования бюджетных средств, их состав и структура.

Аллокация – в экономической теории – распределение ресурсов в соответствии с заданными целями.

Аллокация бюджетных расходов предполагает их адекватную увязку с политическими целями. На практике это достигается в ходе бюджетного процесса, на котором сказываются конкретные обстоятельства общественного выбора, в том числе разнообразные групповые интересы. Аллокация ориентирована на требования эффективности и справедливости. Целевое начало и неразрывно связанные с ним идеи рациональности и эффективности призваны определять направления, формы, структуру и масштабы бюджетных расходов. Контрольная функция так же, как и две предыдущие, внутренне присуща расходам бюджета. Она объективно отражает их содержание в общественном воспроизводстве, в решении задач экономического и социального развития страны. Контрольная функция находится в тесной взаимосвязи и во взаимодействии с перераспределительной и аллокационной.

Расходы бюджета с присущим им контрольным свойством используются в обществе в качестве инструмента, средства контроля. В рыночной саморегулируемой системе экономики контроль объективно необходим. Через него реализуются ее законы, обеспечиваются нужные пропорции в развитии отраслей экономики, достигается необходимый уровень жизни населения и др. Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его функций.6

Для количественной оценки расходов могут использоваться такие показатели, как общий их объем, темпы роста (прироста), динамика по отношению к ВВП, структура расходов и ее изменение, а также объем отдельных видов расходов в расчете на душу населения. Для изучения структуры могут использоваться экономическая, функциональная и ведомственная классификация расходов бюджета.

Величина бюджетных расходов зависит от многих факторов. Она определяется объемом валового внутреннего продукта страны; величиной доходов государства, которая, в свою очередь, зависит от уровня налогообложения, собираемости налогов, неналоговых поступлений в бюджет; предпочтениями общества в пользу перераспределительных программ и рядом других факторов. В различных странах периодически принимаются программы сокращения отдельных видов расходов, направленные на экономию бюджетных средств и повышение эффективности их использования. Однако, для государственных расходов в целом характерна тенденция к опережающему росту по отношению к ВВП. Рассмотрим более подробно факторы, определяющие динамику расходов:

1) экономическое развитие страны (если страна находится на этапе экономического подъема, доходы бюджета растут и, как следствие, расширяются возможности по осуществлению бюджетных расходов);

2) человеческое развитие (базой для планирования расходов на человеческое развитие являются демографические и социальные показатели - численность населения и отдельных его категорий (население с различным уровнем доходов; численность детей дошкольного и школьного возраста, студентов учебных заведений; число больных по различным группам заболеваний и т.д.). Величина расходов определяется двумя факторами - контингентом получателей и нормами расходов, которые рассчитываются на душу населения и закрепляются в законодательстве, инструкциях и методиках. Если число получателей увеличивается, объем расходов также должен возрастать.

3) научно-технический прогресс (развитие техники и технологии ведет к появлению новых видов общественных благ и провалов рынка, а значит и новых сфер государственного регулирования).

4) институциональные и политические факторы (государственные расходы закрепляются в законах, долгосрочных программах, соглашениях с международными организациями для их пересмотра в закон о бюджете необходимо вносить поправки, что ограничивает возможности по оперативному изменению расходов государства);

5) Внешние обстоятельства (при возникновении чрезвычайных ситуаций, таких войны или природные катаклизмы, роль государства в регулировании экономики существенно возрастает, увеличиваются и государственные расходы, которые в дальнейшем с трудом поддаются сокращению).7

Итак, бюджетные расходы можно рассматривать как самостоятельную экономическую категорию. В научной литературе дается различное толкование данного понятия. Как правовая категория, расходы бюджета определяются в Бюджетном Кодексе РФ.

2. Анализ состава и структуры бюджетных расходов Ростовской области

Проводимая Правительством Ростовской области бюджетная политика направлена на решение приоритетных задач социально-экономического развития Ростовской области, основные из них:

- улучшение условий жизни населения Ростовской области;

- достижение устойчивых темпов экономического роста.8

Таблица1.

Состав и структура расходов областного бюджета

Ростовской области в 2013-2015 гг, тыс.руб.9

Наименование

показателей

2013 г

2014 г

2015 г

тыс.руб.

уд.вес

в %

тыс.руб.

уд.вес

в %

тыс.руб.

уд.вес

в %

Расходы всего,

в т.ч.

165 591 029,60

100

128 379 745,70

100

251 667 366,10

100

Общегосударственные вопросы

15 262 601,80

9,2

6 305 841,50

4,9

129 590 631,50

51,5

Национальная оборона

91 189,40

0,06

84 901,30

0,1

98 652,00

0,03

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 316 355,10

0,8

760 556,80

0,6

791 976,70

0,3

Национальная экономика

24 427 379,70

14,6

19 490 104,70

15,2

17 697 090,40

7,03

Жилищно-коммунальное хозяйство

13 311 921,20

8,0

6 028 693,40

4,7

2 717 536,00

1,1

Охрана окружающей среды

232 164,30

0,1

169 944,1

0,1

176 723,20

0,1

Образование

48 978 243,40

29,6

33 077 314,10

25,8

33 547 532,80

13,3

Культура, кинематография

4 628 823,50

2,8

1 375 624,30

1,1

1 268 881,90

0,5

Здравоохранение

22 866 815,70

13,8

21 885 395,80

17,0

23 899 367,00

9,5

Социальная политика

29 955 079,00

18,1

28 425 248,30

22,1

31 100 698,80

12,4

Физическая культура и спорт

1 777 231,70

1,1

1 597 625,80

1,2

821 738,30

0,3

Средства массовой информации

463 041,20

0,3

417 868,70

0,3

404 076,20

0,2

Обслуживание государственного и муниципального долга

1 181 784,00

0,7

1 181 669,10

0,9

1 501 159,80

0,6

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

1 098 399,60

0,7

7 578 957,80

5,9

8 051 301,50

3,2

По данной таблице видно, что расходы областного бюджета Ростовской области с каждым годом увеличиваются.

Приоритетное направление бюджета - развитие и укрепление социальной сферы: как сектора государственной ответственности - образования, здравоохранения, социальной политики, охрана окружающей среды.

Таким образом, в структуре расходов бюджета преобладают:

  1. Образование, расходы на которое планировались в 2013 г. в сумме 48 978 243,40 тыс. руб. или 29,6 % прогнозируются поступления: 33 077 314,10 тыс. руб. или 25,8 % в 2014 г и 33 547 532,80 тыс.руб. или 13,3 % в 2015 г.

  2. Национальная экономика, финансирование которой будет осуществляться в объеме 24 427 379,70 тыс. руб. или 14,6 %, прогнозируются поступления: 19 490 104,70 тыс. руб. или 15,2 %в 2014 г. и 17 697 090,40 тыс. руб. или 7,03 % в 2015 г.

  3. Социальная политика, на которую будет выделено 29 955 079,00 тыс. руб. или 18,1 %, прогнозируются поступления: 28 425 248,30 тыс. руб. или 22,1 в 2014 г и 31 100 698,80 тыс. руб. или 12,4 % в 2015 г.

  4. Здравоохранение, которое будет профинансировано в сумме 22 866 815,70 тыс. руб. или 13,8 %, прогнозируются поступления: 21 885 395,80 тыс. руб. или 17,0 %в 2014 г и 23 899 367,00 тыс. руб. или 9,5 % в 2015 г.

  5. Жилищно-коммунальное хозяйство, которое получит 13 311 921,20 тыс. руб. или 8,0 %, прогнозируются поступления: 6 028 693,40 тыс. руб. или 4,7 % в 2014 г и 2 717 536,00 тыс. руб. или 1,1 % в 2015 г.

Основные подходы формирования объема и структуры областных бюджетных расходов на 2013-2015 годы:

1) определение базовых объемов бюджетных ассигнований на 2013 – 2014 годы на основе утвержденных Областным законом от 20.12.2011 № 775-ЗС «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», ограниченных с учетом бюджетных правил;

2) исходя из базового объема бюджетных ассигнований на 2015 год;

3) уточнение базовых объемов бюджетных ассигнований на 2013 – 2015 годы с учетом индексации оплаты труда работников областных государственных учреждений с 1 октября 2013 г. на 5,5 процента, стипендиального фонда с 1 сентября 2013 г. – на 5,5 процента, с 1 сентября 2014 г. – на 5 процента, с 1 сентября 2015 года – на 5 процента; материальных затрат областных казенных учреждений (за исключением аппарата управления) в 2013 году с учетом фактически сложившегося уровня инфляции в двух отчетных финансовых годах, в 2014 и 2015 годах – по 5 процентов соответственно, уточнение объема принятых обязательств с учетом прекращающихся расходных обязательств ограниченного срока действия и изменения контингента получателей и дополнительных бюджетных ассигнований в 2013 – 2015 годах на реализацию положений Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.;

4) оптимизация расходных обязательств, включающих сокращение на 5 процентов расходов на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд;

5) оказание мер социальной поддержки отдельных категорий граждан с учетом принципа адресности и нуждаемости;

6) инвентаризация и оптимизация публичных и социально обусловленных расходов областного бюджета.10

При формировании расходов областного бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов были использованы следующие новации.

Индексация материальных затрат, исходя из фактически сложившегося уровня инфляции в двух отчетных финансовых годах, на уровень инфляции, используемый при формировании проекта федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Индексация расходов на меры социальной поддержки согласно условиям, предусмотренным действующим законодательством.11

Сохранение на уровне 2012 года расходов, направляемых государственным бюджетным и автономным учреждениям в форме субсидий на оказание государственных услуг (выполнение работ), за счет создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек и привлечения внебюджетных средств, а также использования минимальных нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг (за исключением расходов на заработную плату, которая рассчитана в соответствии с принятыми во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» решениями).12

С 2013 года постепенно расширяется перечень расходов, включаемых в структуру тарифа на оплату медицинской помощи. В структуру тарифа планируется включить расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы (за исключением налогов), расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу. Окончательно перечень расходов будет определен в программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденной Правительством Российской Федерации, а также в территориальной программе, принятой Правительством Ростовской области на 2013 год.

Приоритетом бюджетной политики в ближайшие три года останется финансовая поддержка экономических преобразований, которые будут направлены на переход к производству высокотехнологической продукции. Это направление должно учитываться при формировании всех видов поддержки отраслей экономики.

В целях развития агропромышленного комплекса Ростовской области будет продолжена финансовая помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям. Формирование объема и структуры расходов областного бюджета в этой сфере будет осуществляться на основе Областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010 – 2014 годы.

Вместе с тем подходы к финансовой помощи агропромышленного комплекса Ростовской области должны быть ориентированы на политику, проводимую в этом направлении федеральным бюджетом, и смещены в сторону поддержки наиболее уязвимых секторов сельского хозяйства, имея в виду членство в России во Всемирной Торговой Организации.

Как и в предыдущие годы планируется уделять большое внимание поддержке малого и среднего предпринимательства. Наряду с другими мерами поддержки, следует обеспечить свободный доступ малых и средних компаний к финансовым ресурсам.

В целях улучшения демографической ситуации в Ростовской области был принят Областной закон от 19.06.2012 № 882-ЗС «О ежемесячной денежной выплате на третьего ребенка или последующих детей гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Ростовской области», согласно которому с 2013 года введены дополнительные меры социальной поддержки малоимущих семей, имеющих детей, в виде ежемесячной денежной выплаты в размере определенного в Ростовской области прожиточного минимума для детей в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.13

В целях реализации мероприятий, направленных на оптимизацию расходов по содержанию органов государственной власти, предлагаются кардинально новые подходы к методике формирования расходов на содержание аппарата управления.

Ряд новаций, связанных с нормированием управленческих расходов в части материальных затрат, продолжит начатую в Ростовской области работу по оптимизации управленческих расходов.

Впервые предлагается нормирование аппаратных расходов в части материальных затрат, исходными данными для которого послужили два последних финансовых года (отчетный и текущий).

При этом нормативы по расходам на услуги связи, приобретение канцелярских и расходных материалов, техническое обслуживание и текущий ремонт оборудования предлагается установить исходя из штатной численности органов государственной власти по следующим группам:

- Правительство Ростовской области и иные органы государственной власти Ростовской области;

- министерства;

- иные органы исполнительной власти Ростовской области.

В случае, если сумма бюджетных ассигнований, определенных в соответствии с данной методикой, превышает сумму бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю бюджетных средств на очередной финансовый год, в проект областного бюджета включаются расходы в объеме, не превышающем предусмотренные ассигнования.

Данные подходы предлагается учесть при формировании методики расчета субвенций, предоставляемых местным бюджетам на организацию исполнительно-распорядительных функций. Предлагается привести к единообразию расчет расходов по фонду оплаты труда, установить нормы расходов по материальным затратам и учитывать штатную численность от направленности исполнительно-распорядительных функций.

Таким образом, приоритет бюджетной политика в ближайшие три года – финансовая поддержка экономических преобразований, направленные на производство высокотехнологической продукции. И это направление должно учитываться при формировании всех видов поддержки отраслей экономики.

  1. Проблемы повышения результативности бюджетных расходов в свете современных реформ

Исчерпание возможностей для наращивания общего объема расходов федерального бюджета требует выявления резервов и перераспределения в пользу приоритетных направлений и проектов, прежде всего обеспечивающих решение поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. задач и создающих условия для экономического роста.

Главными резервами на сегодняшний день являются:

- обеспечение долгосрочной сбалансированности пенсионной системы с поэтапным сокращением дотаций Пенсионному фонду Российской Федерации из федерального бюджета при условии последовательного повышения уровня жизни пенсионеров;

- активное использование механизмов частно-государственного партнерства, которые позволяют привлечь инвестиции и услуги частных компаний для решения государственных задач, а также вложение средств Фонда национального благосостояния и пенсионных накоплений в инвестиционные проекты, прежде всего инфраструктурные, на возвратной основе;

- с учетом готовности предприятий оборонного комплекса к выполнению государственных контрактов возможное продление сроков реализации отдельных направлений Государственной программы вооружения на 2011–2020 годы;

- проведение структурных реформ в социальной сфере;

- повышение адресности социальной поддержки граждан; для достижения максимального социального эффекта оказание такой поддержки из бюджетов всех уровней должно основываться на критерии нуждаемости граждан;

повышение эффективности бюджетных расходов в целом, в том числе за счет оптимизации государственных закупок, бюджетной сети и численности государственных служащих.14

Бюджетная политика Российской Федерации в дальнейшие три года должна иметь следующий приоритет - поддержка экономических преобразований.

При этом темпы наращивания расходов по приоритетным направлениям должны быть увязаны со структурными изменениями в соответствующих сферах, зафиксированными в планах таких преобразований.

Однако провал большинства бюджетных реформ в сфере расходов связан в основном с тем, что реформируется только бюджетирование в части планирования, а в целом управление общественными финансами не реформируется.

Также надо рассматривать проблемы, которые связаны с использованием управления по результатам в государственном секторе:

- системы управления результативностью, прежде всего, предназначены для промышленно-производственной деятельности циклического характера, состоящей из несложных производственных функций и имеющей очевидные,

однозначные результаты;

- некоторые разновидности деятельности органов государственной власти характеризуются многоцелевым характером;

- происходит длительный промежуток времени между процессом деятельности и получением запланированных результатов и т.д.

Модель управления результатами подразумевает планирование деятельности органов публичной власти исходя из того, что целью этой деятельности должно быть достижение конкретных и измеримых социально значимых результатов. Запланированные результаты могут быть достигнуты только при условии устойчивой заинтересованности в этом всех участников бюджетного процесса, поэтому для последних необходимо создавать систему соответствующих стимулов. В сфере общественных финансов данная модель реализуется с помощью методов бюджетирования, ориентированного на результат (БОР).

Основные инструменты бюджетирования, ориентированного на результат:

- долгосрочная целевая программа;

- доклад о результатах и основных направлениях деятельности главного распорядителя бюджетных средств;

- ведомственная целевая программа;

- государственные (муниципальные) услуги и работы как единицы деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, а также органы государственных (муниципальных) учреждений;

- реестр государственных (муниципальных) услуг;

- стандарты качества государственных (муниципальных) услуг;

- оценка потребности в государственных (муниципальных) услугах;

- оценка стоимости государственных (муниципальных) услуг;

- государственное (муниципальное) задание

Внедрение системы БОР в практику работы органов исполнительной власти позволяет:

  • определить приоритеты бюджетных расходов и обеспечить их реализацию;

  • установить взаимосвязь между ожидаемыми результатами реализации программ и объемом требуемых для этого ресурсов;

  • повысить обоснованность бюджетных расходов;

  • более эффективно распределить бюджетные средства между конкурирующими статьями расходов в соответствии с приоритетами государственной (муниципальной) политики;

  • расширить самостоятельность и повысить ответственность получателей бюджетных средств;

  • стимулировать государственных (муниципальных) служащих, работников бюджетных и автономных учреждений к эффективной работе, направленной на достижение конечных результатов;

  • повысить уровень прозрачности деятельности органов исполнительной власти, что способствует повышению доверия населения и привлечению инвесторов.

В БК РФ есть статья, согласно которой принцип эффективности расходов есть «тот же результат за меньшие деньги» или «за те же деньги больший результат».15 Иными словами, законодатель видит результат, который получен при расходовании средств в сопоставлении с затратами, в основе оценки эффективности.

Таким образом, одной из важнейших задач, которая стоит перед органами власти и местного самоуправления, является повышение эффективности расходов бюджета.

Заключение

Бюджетные расходы можно определить как экономические отношения, связанные с распределением денежных средств государства и их использованием по отраслевому, ведомственному, целевому и территориальному назначению в соответствии с бюджетной классификацией.

В Бюджетном Кодексе РФ дано понятие расходов бюджета, как выплачиваемых из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета.

Существует много трактовок экономической сущности расходов бюджета. В разных источниках дается разное определение данной экономической категории.

Расходы бюджета есть экономическая категория, так как они провоцируют перераспределение прибыли и доходов в интересах государства. Сущность расходов бюджета, как и любой другой экономической категории проявляется в ее функциях. Выделяют перераспределительную, аллокационную, контрольную функции расходов бюджета.

Проводимая Правительством Ростовской области бюджетная политика направлена на решение приоритетных задач социально-экономического развития Ростовской области, основные из них:

- улучшение условий жизни населения Ростовской области;

- достижение устойчивых темпов экономического роста.

В сфере расходов консолидированного бюджета Ростовской области бюджетная политика была направлена на решение социальных и экономических задач Ростовской области. Приоритетом являлось обеспечение населения бюджетными услугами отраслей социальной сферы. На эти цели было направлено 98 187,1 млн. руб. в 2010 году, что превысило консолидированный бюджет 2009 года на 7 094,4 млн. руб. В 2011 году расходы консолидированного бюджета увеличились на 14 052 млн. руб. и составили 112 239,1 млн. руб.

Провал большинства бюджетных реформ в сфере расходов связан в основном с тем, что реформируется только бюджетирование ы части планирования, а в целом управление общественными финансами не реформируется.

Также надо рассматривать проблемы, которые связаны с использованием управления по результатам в государственном секторе:

- системы управления результативностью, прежде всего, предназначены для промышленно-производственной деятельности циклического характера, состоящей из несложных производственных функций и имеющей очевидные,

однозначные результаты;

- некоторые разновидности деятельности органов государственной власти характеризуются многоцелевым характером;

- происходит длительный промежуток времени между процессом деятельности и получением запланированных результатов и т.д.

В БК РФ есть статья, согласно которой принцип эффективности расходов есть «тот же результат за меньшие деньги» или «за те же деньги больший результат».16 Иными словами, законодатель видит результат, который получен при расходовании средств в сопоставлении с затратами, в основе оценки эффективности.

Одной из важнейших задач, которая стоит перед органами власти и местного самоуправления, является повышение эффективности расходов бюджета.

Список использованной литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (от 31.07.1998 N 145-ФЗ)

2.Бюджетное послание Президента РФ.

3.Областной закон об областном бюджете Ростовской области

на 2013-2015 гг.

4.Постановление Ростовской области «Основные направления бюджетной политики на 2013-2015 гг.» // www.donland.ru.

5.Расходы бюджета. Часть 1: Учебное пособие / Под. Ред. О.В. Андреевой – 2007. С.37-40

5.Финансы:Учебник/ Под ред. В.М. Родионовой. - М.: Финансы – 2007 .с.23

6.Бюджетная система России: Учебник/ Под ред. проф. Г.Б. Поляка - М.: ЮНИТИ – 2006. с.13

7. Финансы: Учебник / Под ред. Миляков Н.В., 2011.с.115

8. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под ред. Бабич А.М., Павлова Л.Н.- 2007.с.53

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации

2 Финансы. Под ред. В.М. Родионовой, 2007.с.23.

3 Бюджетная система России / Под ред. проф. Г.Б. Поляка - М.: ЮНИТИ, 2006. - 550 с.

4 Финансы: Учебник / Под ред. Миляков Н.В., 2011.с.115

5 ст. 6 БК РФ (от 31.07.1998 N 145-ФЗ)

6 Расходы бюджета. Часть 1: Учебное пособие / Под. Ред. О.В. Андреевой – 2007. С.37-40

7 Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под ред. Бабич А.М., Павлова Л.Н.- 2007.с.53

8 Областной закон об областном бюджете Ростовской области

на 2013-2015 гг.

9 Таблица составлена автором на основании Постановления Ростовской области «Основные направления бюджетной политики на 2013-2015 гг.» // www.donland.ru.

10 http://www.donland.ru.

11 http://www.donland.ru.

12

13 http://www.zakonprost.ru

14Бюджетное Послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014–2016 годах 15 Бюджетный кодекс Российской Федерации (от 31.07.1998 N 145-ФЗ)

16 БК РФ

21

Просмотров работы: 23829