Для психического развития глухих детей, как и всех других, имеющих нарушения слуха, является чрезвычайно значимым, как организуется процесс их воспитания и обучения с раннего детства, насколько в этом процессе учитывается своеобразие психического развития, насколько систематически реализуются социально-педагогические средства, обеспечивающие компенсаторное развитие ребенка.
Слабослышащие (тугоухие) - дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. Недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде. Варианты развития речи у слабослышащих детей очень велики и зависят от индивидуальных психофизических особенностей ребенка и от тех социально-педагогических условий, в которых он находится, воспитывается и обучается. Слабослышащий ребенок даже с тугоухостью второй степени к моменту поступления в школу может иметь развитую, грамматически и лексически правильную речь с небольшими ошибками в произношении отдельных слов или отдельных речевых звуков. Психическое развитие такого ребенка приближается к нормальному. И в то же время слабослышащий ребенок с тугоухостью всего лишь первой степени при неблагоприятных социально-педагогических условиях развития к 7-летнему возрасту может пользоваться только простым предложением или только отдельными словами, при этом речь его может изобиловать неточностями произношения, смешениями слов по значению и разнообразными нарушениями грамматического строя. У таких детей наблюдаются особенности во всем психическом развитии, приближающиеся к тем, которые характерны для глухих детей. Поэтому очень важно грамотно выстраивать процесс обучения и воспитания детей с нарушением слуха, особенно важен дошкольный период, так как в этом возрасте закладывается основа будущих знаний и умений ребенка.
Для выявления специфики развития слабослышащего ребенка весьма существенным оказался вывод о том, что у него имеется не тотальное, а частичное нарушение деятельности одного из самых существенных анализаторов — слуха. Этим слабослышащий ребенок принципиально отличается от глухого и слышащего ребенка в разных планах. В отличие от глухого он по-другому приспосабливается к своему дефекту, ищет иных путей его компенсации (главным образом не за счет зрения, а за счет неполноценного слуха). Часто ему может казаться, что он правильно услышал и понял сказанное. А если сравнивать слабослышащего ребенка со слышащим, то можно увидеть, что у них имеется качественное отличие использования дефектного слуха как фактора развития речи.
У детей с нарушением слуха, по данным психолого-педагогических исследований, проявляется отставание мыслительной деятельности в следующих аспектах:
в резком отставании словесно-логического мышления
в дефиците мотивации, крайне низкой познавательной активности, обусловленной сниженным слуховым восприятием;
несформированности умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;
в нарушении вербальной стороны мыслительных процессов.
Методы обучения, рассчитанные на «типичного» или «среднего» ребенка являются неподходящими для детей с нарушением слуха. Из-за недостаточного развития словесно-логического мышления дети склонны к выделению несущественных признаков при анализе предметов и явлений, к случайным ситуативным обобщениям. Им трудно осознать свои действия и выразить ход их выполнения в речи. В большинстве случаев, когда у ребенка отмечается нарушение слуха, не выявленное в раннем возрасте, состояние его отягощается в результате педагогической запущенности.
Развитие мышления слабослышащих дошкольников невозможно без формирования восприятия и воспроизведения устной речи. Затрудненность словесного общения, его нарушение является тем решающим условием, которое выступает как главная причина аномального развития. Решению проблемы формирования устной речи как фактора полноценного развития детей подчинена система коррекционной работы в специализированном детском саду. Организация коррекционной работы в нем включает в себя:
Ежегодное комплексное клинико-психолого-педагогическое обследование дошкольников.
Планирование работы с каждым ребенком с учетом слухо-речевых и психических возможностей детей.
Проведение комплекса коррекционных упражнений в течение всего дня и на занятиях.
Развитие слухового восприятия и коррекция произношения на специальных занятиях.
Коррекционная работа во время игр.
В таких садах разработана система оказания методической помощи педагогам, не имеющим специального дефектологического образования. Проводятся практические занятия в каждой группе по развитию слуховой функции и оказанию помощи дошкольникам в формировании правильной речи. Особое внимание уделяется взаимным посещениям: воспитатели посещают занятия разных групп. Именно эта форма работы позволяет педагогам добиваться выполнения единых требований к речи дошкольников на занятиях и в свободное время.
Также утвержден единый слухоречевой режим, который предполагает постоянное мотивированное общение с ребенком со сниженным слухом, независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития. Условия создания слухоречевой среды:
мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической деятельности;
формирование потребности в речи, побуждение детей к активному использованию речи;
использование остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи и общения;
соблюдение единых требований к речи взрослых;
контроль за речью детей;
использование индивидуальных слуховых аппаратов.
В начале учебного года проводится комплексное обследование дошкольников. Оно включает в себя изучение слуховой функции, выявление способности понимать собеседника и быть понятым при устном общении, определение уровня владения фонетической системой языка (звуковой состав, словесное ударение, интонация). По результатам обследования дошкольники распределяются по группам. Речевое развитие каждой группы зависит от индивидуальных возможностей, анамнеза развития, психического состояния. Для каждой группы педагогами применяются определенные приемы и методы работы, объем и сложность речевого материала на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и коррекции произношения. Эта работа, начатая педагогом индивидуальной работы, продолжается малым педагогическим коллективом группы в течение всего дня. Педагоги и воспитатели, наряду с общими дидактическими требованиями, учитывают и специфические:
учет состояния слуха и речи каждого дошкольника;
правильное применение звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования;
дозировка слуховой нагрузки, определение объема речевого материала, предъявляемого на слух на каждом занятии;
выполнение принципов подбора речевого материала в соответствии со слухоречевыми возможностями дошкольников;
опора на слухозрительное восприятие с учетом того, что соотношение между слуховым и зрительным восприятием должно быть приблизительно таким же, как у детей с нормальным слухом;
в ходе занятий проводится необходимая работа по коррекции произносительной стороны речи, применяются приемы беглого исправления ошибок;
особое внимание уделяется выработке навыков самоконтроля и взаимоконтроля за произношением.
Основой обучаемости является продуктивное мышление. Для развития этой стороны психики необходимо, чтобы методы обучения, соответствовали потенциальным возможностям детей с нарушением слуха.
Список литературы:
1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: 2002.
2. Хохлова А.Ю. Эффективности детско-родительского общения и интеллектуальное развитие глухих детей // Культурно-историческая психология. – 2008. – №3. – C. 86 – 91.