МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР И ЕГО РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР И ЕГО РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Селюков Э.А. 1, Бутырская М.О. 2
1БГИИК
2Белгородский государственный институт искусств и культуры, кафедра искусства народного пения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В Российской Федерации музыкальное воспитание и образование является важной частью общеобразовательного процесса, направленного на формирование всестороннего развития личности. И конечно наилучшим, неиссякаемым источником мудрости и духовности является музыкальный фольклор. В.В. Лесевич одним из первых русских ученых дал развернутое определение этому термину: «фольклор» - это обширная и сложная масса разнообразных высказываний народа о своей внутренней и внешней жизни… - словом, все то, что народ унаследовал от отцов и дедов путем устного предания, за что он держится»[2]. Это дар памяти поколений, составляющий бесценный запас народных знаний о жизни, о человеке, о красоте и любви, об извечных проблемах борьбы доброго и злого, борьбы света с тьмой. По своей сути эти знания являются универсальным, незыблемым стержнем общих законов сохранения народного достояния.

Щуров В.М. придает большое значение народно-песенному творчеству в музыкально-эстетическом воспитании народных масс. Музыковед-фольклорист писал: «…в классических примерах народной музыки сконцентрирована значительная идейно-воспитательная сила. Русские песни вызывают стремление к самоусовершенствованию, к общему человеческому благу и счастью, воспитывают высокие чувства любви к Родине, уважение к труду. Понимание красоты произведений народной музыки, наслаждение глубиной ее художественных образов порождает патриотические настроения, гордость за свой талантливый народ. Музыка души народной затрагивает тонкие национальные струны» [5; 11].

В XIX веке народное музыкальное творчество проникает в сферу детского воспитания и образования. Начинают печататься детские журналы и появляется первый сборник «Детские песни» составленный П.А.Бессоновым, где с точностью подобраны с учетом возрастных особенностей народные колыбельные песни, потешки, прибаутки, колядки, игры и загадки. Большую работу по собиранию фольклора проделал П.В.Шейн, он стал первым этнографом-собирателем, который выделил детский фольклор в особый отдел и показал разнообразие его видов. Собранные им детские песни, печатались начиная с 1851 года, а в 1892 году был опубликован первый том «Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах», куда вошло 267 детских песен.

Фольклорные сборники послужили толчком к публикации народных мелодий для детей разного возраста. Особо нам хочется выделить следующие издания: сборник «Детские песни на русские и малороссийские напевы», составленный М.Мамонтовой, и книгу «Школьное пение. Учебно-музыкальные заметки к 1-му выпуску Учебно-музыкальной хрестоматии А.И.Богородицкого», составленную Н.Малининым. Появление сборника М.Мамонтовой было вызвано развитием сети детских садов в России. Автор в своем сборнике рекомендовала начинать музыкальное воспитание детей с народных мелодий, которые были представлены в обработках П.И.Чайковского. Один из рецензентов сборника известный музыкант и педагог С.И. Миропольский писал: «Почему мы стоим за народную именно песню и в школе, и дома и вообще в начальном воспитании? Да потому, что мы не желаем уродовать детской природы, потому что желаем быть русскими, потому что желаем втуне бросать драгоценное наследие нашей прошедшей жизни, потому, наконец, что по силе воспитательного влияния ничто не может сравниться с родною нам народною песней». » [3; 273-274, 279].

На наш взгляд отрыв общества от народных традиций негативно сказался на формировании подрастающего поколения, семья ослабила свои позиции в нравственном становлении детей, в общеобразовательной школе произошло смешение акцента с воспитания на образование, поэтому существенно возрастает роль учреждений дополнительного образования в решении актуальных проблем нравственного развития личности. Ведь духовно-нравственное воспитание детей во все времена нашей истории являлось естественным образом жизни, протекавшей согласно мудрым установлениям наших отцов и дедов. «А это означало, что у подрастающего поколения формировались добрый взгляд на окружающий мир, уважение к труду, оптимистическое отношение к жизни, стремление к семейному счастью, понимание величия и красоты Вселенной и своего места в ней» [1;78]. Эти постулаты должны служить важным жизненным ориентиром для осмысления национальных и общечеловеческих ценностей и идеалов современного российского общества.

Первостепенное научное значение для нас приобретают нотные сборники Белгородского песенного фольклора: Горбатовской А.В. «Счастливая путь - дорожка: народные песни села Боровое Новооскольского района», Кривчиковой Н.В. «Свадебные песни Белгородчины», Веретенникова И.И. «Народное музыкальное творчество Белгородского края», Щурова В.М. «Белгородское приосколье» в трех выпусках, Карачарова И.Н. «Песенная традиция бассейна реки Псёл (Белгородско-Курское пограничье), Жировой О.Я. «Вместе играем и поем» и многие др. Наиболее востребованными сборниками в учебном процессе используемых преподавателями музыкальных школ являются: хрестоматия «Народная песня Белгородского края», Веретенникова И.И. «Русская народная песня в школе», «Белгородская частушка», Щурова В.М. «Песни Усердской стороны». В них говорится о механизмах становления народной песни, о методике работы с фольклорными ансамблями и их репертуаре.

Песенный фольклор все больше осознается обществом как самобытный фактор духовности, приобщение к национальной культуре и истории, развития творческих способностей подрастающего поколения. Эстетические и творческие свойства песенного фольклора всегда находили естественные условия реализации в музыкальной педагогике. Современные условия общественной жизни не способствуют естественной изустной передаче фольклора от поколения к поколению. На первый план выходит организованное обучение с применением специально разработанной методики, учитывающей особенности, как песенного фольклора, так и возрастной психофизиологии обучаемых. Так в статье «Активизация творческой деятельности младших школьников, осваивающих песенный фольклор», Л.Куприянова выявила актуальную в современной педагогике, проблему активизации творческой деятельности детей и ее решение с помощью песенного фольклора. Автор описывает основные признаки песенного фольклора, которые составляют диалектическую систему, включающую в себя семь коррелятивных пар.

В настоящее время заметен растущий интерес к фольклору и потребность в общении с народными истоками, несмотря на повсеместное влияние на подрастающее поколение средствами массовой информации и сетью интернет, где нет цензуры и отсутствуют нравственные границы.

Несомненно, одним из самых массовых механизмов введения фольклора являются уроки музыки, или внеклассных занятий (кружка), где школьная программа должна быть грамотно составлена, вызывая живой интерес у детей. Еще К.Д. Ушинский говорил: «Отчего в наших школьных уставах, подвергавшихся и подвергающихся беспрестанным переделкам, нет и намека на преимущественное, усиленное изучение родины? »[4]

Музыкальный фольклор нужно активнее внедрять в систему внеклассной работы, путем введения его в школьную программу, в которой очень важно учитывать развитие современного общества, потребности и интересы детей и конечно же индивидуальные особенности каждого.

Литература

  1. Ботов, С.И. Рукотворная краса земли Белгородской / С.И. Ботова, Т.И. Приставкина,А.В. Рябчиков том 1 - Белгород, 2000. - 176с.

  2. Лесевич, В.В. Фольклор и его изучение // Памяти В. Г. Белинского: Литературный сборник, составленный из трудов русских литераторов / В.В. Лесевич. - М.: Наука, 1999. – 343 с.

  3. Миропольский, С.И. Народная песня в воспитании / С.И.Миропольский. - М.: «Беседа», 1872 № 10, С.273 -279.

  4. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений/ К.Д. Ушинский. - М., 1974.

  5. Щуров, В.М. Стилевые основы русской народной музыки / В.М.Щуров. - М.: Московская государственная консерватория, 1998. - 464с.

Просмотров работы: 2292