ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Шайхлисламова А.Ф. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связаны с поступлением в школу [2;57].

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно – логического, рассуждающего мышления, происходящего в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим» [2;36].

Проблемами мышления детей младшего школьного возраста занимались многие зарубежные (Ж. Пиаже, Б. Инельдер, Р. Гайсон, Ф. Тайсон и др.) и отечественные (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов, Б. М. Величковский, Г. Г. Вучетич, З. М. Истомина, Г. С. Овчинников и др.) исследователи.

Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться еще в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оᴨȇрировать словами и понимать логику рассуждений. Способность использовать словесные рассуждения при решении ребенком задач можно обнаружить уже в среднем дошкольном возрасте, но наиболее ярко она проявляется в феномене эго-центрической речи, описанном Ж. Пиаже.

Развитие словесно-логического мышления у детей проходит как минимум два этапа. На ᴨервом из них ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач, а на втором этаᴨȇ им познается система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений. Последнее обычно относится уже к началу школьного обучения.

Словесно-логическое мышление обнаруживается, прежде всего, в протекании самого мыслительного процесса. В отличие от практического логическое мышление осуществляется только словесным путем.

Для исследования использована только одна методика Э.Ф.Замбацявичене, т. к. в ее состав входят 4 субтеста, которые направлены на исследование различных операций мышления (1-й субтест – на выявление осведомленности; 2-й субтест – на классификацию; 3-й субтест - на исследование логического мышления, умозаключение по аналогии; 4-й субтест – на сформированность обобщения) и позволяет достаточно полно исследовать уровень словесно-логического мышления у детей 7-10-летнего возраста [1;85].

Цель:методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра с целью исследования уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.

В психодиагностическом обследовании участвовали учащиеся 2-го «А» класса, Муниципального образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 61 Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в количестве 24 человек.

Результаты исследования словесно-логического мышления младших школьников по методике Э. Ф. Замбацявичене представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Показатели (в %) словесно-логического мышления по методике Э. Ф. Замбацявичене в группе младших школьников

На рисунке 1 видно, что количество учащихся 2 «А» класса, имеющих уровень развития словесно-логического мышления выше среднего – составляет 0 % (0 чел.) от общего количества учащихся класса.

Количество учащихся, имеющих уровень развития словесно-логического мышления в пределах нормы – 41,7 % (10 чел.) от общего количества учащихся класса.

Количество учащихся, имеющих уровень развития словесно-логического мышления ниже нормы – 58,3 % (14 чел.) от общего количества учащихся класса.

Таким образом, можно сделать вывод, что выполнение субтестов по исследованию словесно-логического мышления по методике Замбацявичене Э. Ф. в группе младших школьников преобладает низкий уровень оценки успешности выполнения.

Список использованной литературы

  1. Битянова, М.Р. «Работа психолога в начальной школе» / М.Р. Битянова, Ж.В. Азарова, Е.И.Афанасьева, Н.Л. Васильева. – М.: «Совершенство», 1998г

  2. Левитов Н.Д. Психологические особенности младших школьников / Н.Д. Левитов – М.,Просвещение, 2012

Просмотров работы: 11141