Значение печати, радио, телевидения и Интернета как мощного инструмента воздействия на общество в современном мире переоценить просто невозможно. Важную роль в том, каким вырастет человек, как пройдёт его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Так, по отношению к детям таковыми выступают родители, братья и сёстры, родственники, сверстники, соседи, учителя. Социализация ребенка осуществляется широким набором средств. К ним можно отнести:
- способы вскармливания младенца и ухода за ним;
- формируемые бытовые и гигиенические умения;
- окружающие человека продукты материальной культуры;
- элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур);
- стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях;
- последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте;
- в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.
Средства массовой информации (СМИ), особенно телевидение и интернет, - это крайне важные источники культурного воспитания и обучения младших школьников. Восприятие детьми культурных ценностей страны, в которой они живут, является частично делом рук СМИ.
Эта социализирующая роль телевидения может быть особенно значима в тех случаях, когда ребенок живет в обществе, отличающемся от того, в котором он родился. Множество ученых, педагогов и психологов рассматривают очень широкий спектр последствий воздействия СМИ на сознание детей младшего школьного возраста. Таким образом, они помогают нам понять, насколько комплексным и всепроникающим является влияние масс-медиа. Однако эти теории критикуют за недостаток конкретности и внимания.
Воспитание и обучение младших школьников осуществляется в семье, школе, в сферах дополнительного образования; мощными средствами в воспитании выступают СМИ; в процесс воспитания и обучения включается передача социального опыта человека; наконец, воспитание и обучение личности связано с трудовой, общественной и познавательной деятельностью ребенка.
Эффективность средств массовой информации определяется степенью реализации целей, поставленных перед ними, естественно, с учетом объективных информационных потребностей аудитории в данное время и в данных условиях. Знания об интересах аудитории, о ее стремлении получать информацию определенной проблематики, типа повествования, круга авторов, направленности и т. д. дают основания для программирования эффективной работы. Близость материалов интересам аудитории позволяет устанавливать и поддерживать контакт с нею.
Познавательная деятельность младших школьников проходит в процессе учения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью».
Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируется ярко выраженной эмоциональностью. Динамические черты выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях - они дают о себе знать и в умственной сфере, в сфере побуждений, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в труде.
В связи с переменами в общественной жизни страны основной целью массовой коммуникации на сегодняшний день становится формирование у людей личностного отношения к действительности, к содержанию передаваемой информации, выработка определённой социальной позиции, которая интегрирует качества личности и придаёт определённую направленность её деятельности.
СМИ, в основном выполняют функцию развлечения - это, в большинстве своём, не несёт подлинной культуры. Культуры во всём: внешнего вида, взглядов на мир, вкусов, речи.
Телевидение для широких кругов зрителей и, особенно, для детей младшего школьного возраста является первым каналом распространения норм, ценностей, вкусов, в том числе, и в области культуры. Телевидение - это массовая, популярная энциклопедия культурной жизни. В результате исследования, проведённого Л.Ф. Боженко, оказалось, что львиную долю свободного времени «съедает» телевизор.
Изучая жизнь по телевидению, дети усваивают и определённые модели поведения - либо на основе «мыслительных опер». Либо через приключенческий или криминальный жанр. Отсюда неадекватное поведение, чаще всего агрессивное, с разной степенью выраженности агрессии - гнев, ссора, драка. Ребёнок в этом возрасте хочет иметь своего героя, которому можно подражать, о котором можно говорить. И обычно такой герой приходит с экрана, являясь чаще всего результатом не личного, а массового выбора кумира.
В одной из школ города Магнитогорска было проведено исследование по восприятию средств массовой информации, в частности телевидения и интернета, детьми младшего школьного возраста. Детям в количестве 20 человек была предложена анкета, куда были включены вопросы о телевидении, а также было предложено выбрать наиболее часто посещаемые сайт:
Что ты любишь смотреть по телевизору?
Сколько часов в день ты смотришь телевизор?
Зачем люди вообще изобрели телевидение?
С кем из телевизионных героев ты бы хотел подружиться? Почему?
Какая польза от телевизора в твоем доме?
О чем бы ты хотел смотреть по телевизору?
Выбери сайты, которые чаще всего посещаешь:
- виртуальные энциклопедии и книги;
- чаты и форумы;
- виртуальные музеи;
- поисковые системы;
- сайты содержащие фото и видео эротического содержания;
- игровые сайты;
- сайты содержащие музыку и фильмы;
- сайты виртуальных знакомств;
- сайты СМИ;
- сайты с готовыми докладами и рефератами;
В ходе исследования была проведена качественная и количественная обработка данных, представленная в таблице 1.
Таблица 1
Часто просматриваемые программы телевидения |
Наиболее часто посещаемые сайты интернета |
Причина использования СМИ |
Количество времени, использованного на СМИ в неделю |
||||
Сериалы |
70% |
Чаты и форумы |
35% |
Познавательная |
40% |
1-2 ч |
50% |
Познавательные сайты |
25% |
||||||
Познавательные программы |
10% |
Поисковые системы |
40% |
Коммуникативная |
25% |
3-5 ч |
35% |
Социальные сети |
15% |
||||||
Мультипликационные фильмы |
20% |
Сайты музыки и фильмов |
65% |
Познавательно-развлекательная |
35% |
Более 5 ч |
15% |
Игровые сайты |
60% |
По данным таблицы был сделан вывод, в ходе которого можно увидеть разницу между познавательной, развлекательной и коммуникативной функций средств массовой информации. Для детей младшего школьного возраста является приоритетным просмотр и посещение СМИ развлекательного характера. Что указывает на подтверждение исследования социологов о развлекательной роли СМИ в жизни человека.
ЛИТЕРАТУРА
Аршинов, В.И., Данилов Ю.А., Тарасенко В.В. Методология сетевого мышления: феномен самоорганизации // Сеть Интернет, 2000.
Бондаренко, Е.А. Технология социально-реабилитирующего взаимодействия в сфере медиакультуры (методическая разработка) / Е.А. Бондаренко. – Самара. – 2002.
Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев – М. – 2001.
Реклама: внушение и манипуляция / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара. – 2001.
Шарков, Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации / Ф.И. Шарков, А.А. Родионов. – М.: ИД Социальные отношения. – 2003. – 378 с.