ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вшивцева М.Н. 1
1ФГБОУ ВПО "Магнитогорский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Значение печати, радио, телевидения и Интернета как мощного инструмента воздействия на общество в современном мире переоценить просто невозможно. Важную роль в том, каким вырастет человек, как пройдёт его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Так, по отношению к детям таковыми выступают родители, братья и сёстры, родственники, сверстники, соседи, учителя. Социализация ребенка осуществляется широким набором средств. К ним можно отнести:

- способы вскармливания младенца и ухода за ним;

- формируемые бытовые и гигиенические умения;

- окружающие человека продукты материальной культуры;

- элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур);

- стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях;

- последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте;

- в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.

Средства массовой информации (СМИ), особенно телевидение и интернет, - это крайне важные источники культурного воспитания и обучения младших школьников. Восприятие детьми культурных ценностей страны, в которой они живут, является частично делом рук СМИ.

Эта социализирующая роль телевидения может быть особенно значима в тех случаях, когда ребенок живет в обществе, отличающемся от того, в котором он родился. Множество ученых, педагогов и психологов рассматривают очень широкий спектр последствий воздействия СМИ на сознание детей младшего школьного возраста. Таким образом, они помогают нам понять, насколько комплексным и всепроникающим является влияние масс-медиа. Однако эти теории критикуют за недостаток конкретности и внимания.

Воспитание и обучение младших школьников осуществляется в семье, школе, в сферах дополнительного образования; мощными средствами в воспитании выступают СМИ; в процесс воспитания и обучения включается передача социального опыта человека; наконец, воспитание и обучение личности связано с трудовой, общественной и познавательной деятельностью ребенка.

Эффективность средств массовой информации определяется степенью реализации целей, поставленных перед ними, естественно, с учетом объективных информационных потребностей аудитории в данное время и в данных условиях. Знания об интересах аудитории, о ее стремлении получать информацию определенной проблематики, типа повествования, круга авторов, направленности и т. д. дают основания для программирования эффективной работы. Близость материалов интересам аудитории позволяет устанавливать и поддерживать контакт с нею.

Познавательная деятельность младших школьников проходит в процессе учения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью».

Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируется ярко выраженной эмоциональностью. Динамические черты выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях - они дают о себе знать и в умственной сфере, в сфере побуждений, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в труде.

В связи с переменами в общественной жизни страны основной целью массовой коммуникации на сегодняшний день становится формирование у людей личностного отношения к действительности, к содержанию передаваемой информации, выработка определённой социальной позиции, которая интегрирует качества личности и придаёт определённую направленность её деятельности.

СМИ, в основном выполняют функцию развлечения - это, в большинстве своём, не несёт подлинной культуры. Культуры во всём: внешнего вида, взглядов на мир, вкусов, речи.

Телевидение для широких кругов зрителей и, особенно, для детей младшего школьного возраста является первым каналом распространения норм, ценностей, вкусов, в том числе, и в области культуры. Телевидение - это массовая, популярная энциклопедия культурной жизни. В результате исследования, проведённого Л.Ф. Боженко, оказалось, что львиную долю свободного времени «съедает» телевизор.

Изучая жизнь по телевидению, дети усваивают и определённые модели поведения - либо на основе «мыслительных опер». Либо через приключенческий или криминальный жанр. Отсюда неадекватное поведение, чаще всего агрессивное, с разной степенью выраженности агрессии - гнев, ссора, драка. Ребёнок в этом возрасте хочет иметь своего героя, которому можно подражать, о котором можно говорить. И обычно такой герой приходит с экрана, являясь чаще всего результатом не личного, а массового выбора кумира.

В одной из школ города Магнитогорска было проведено исследование по восприятию средств массовой информации, в частности телевидения и интернета, детьми младшего школьного возраста. Детям в количестве 20 человек была предложена анкета, куда были включены вопросы о телевидении, а также было предложено выбрать наиболее часто посещаемые сайт:

Что ты любишь смотреть по телевизору?

Сколько часов в день ты смотришь телевизор?

Зачем люди вообще изобрели телевидение?

С кем из телевизионных героев ты бы хотел подружиться? Почему?

Какая польза от телевизора в твоем доме?

О чем бы ты хотел смотреть по телевизору?

Выбери сайты, которые чаще всего посещаешь:

- виртуальные энциклопедии и книги;

- чаты и форумы;

- виртуальные музеи;

- поисковые системы;

- сайты содержащие фото и видео эротического содержания;

- игровые сайты;

- сайты содержащие музыку и фильмы;

- сайты виртуальных знакомств;

- сайты СМИ;

- сайты с готовыми докладами и рефератами;

В ходе исследования была проведена качественная и количественная обработка данных, представленная в таблице 1.

Таблица 1

Часто просматриваемые программы телевидения

Наиболее часто

посещаемые сайты интернета

Причина использования СМИ

Количество времени, использованного на СМИ в неделю

Сериалы

70%

Чаты и форумы

35%

Познавательная

40%

1-2 ч

50%

Познавательные сайты

25%

Познавательные программы

10%

Поисковые системы

40%

Коммуникативная

25%

3-5 ч

35%

Социальные сети

15%

Мультипликационные фильмы

20%

Сайты музыки и фильмов

65%

Познавательно-развлекательная

35%

Более 5 ч

15%

Игровые сайты

60%

По данным таблицы был сделан вывод, в ходе которого можно увидеть разницу между познавательной, развлекательной и коммуникативной функций средств массовой информации. Для детей младшего школьного возраста является приоритетным просмотр и посещение СМИ развлекательного характера. Что указывает на подтверждение исследования социологов о развлекательной роли СМИ в жизни человека.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аршинов, В.И., Данилов Ю.А., Тарасенко В.В. Методология сетевого мышления: феномен самоорганизации // Сеть Интернет, 2000.

  2. Бондаренко, Е.А. Технология социально-реабилитирующего взаимодействия в сфере медиакультуры (методическая разработка) / Е.А. Бондаренко. – Самара. – 2002.

  3. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев – М. – 2001.

  4. Реклама: внушение и манипуляция / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара. – 2001.

  5. Шарков, Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации / Ф.И. Шарков, А.А. Родионов. – М.: ИД Социальные отношения. – 2003. – 378 с.

Просмотров работы: 2927