ПРОБЛЕМА СОПЕРНИЧЕСТВА В СЕМЬЕ С ДВУМЯ И БОЛЕЕ ДЕТЬМИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМА СОПЕРНИЧЕСТВА В СЕМЬЕ С ДВУМЯ И БОЛЕЕ ДЕТЬМИ

Солдатова В.И. 1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В психологии семейных отношений много внимания уделяется взаимоотношению супругов, воспитанию одного ребенка или взаимодействию в многодетных семьях, но исследователи обходят проблему взаимоотношений двух и более детей в семье, исключения составляют близнецы.

Проблема взаимодействия двух детей в семье имеет древние корни. В Библии описан пример такого взаимодействия — Каин и Авель, Каин убивает своего брата Авеля. Мотив прост — соперничество братьев.Что же такое соперничество? Наиболее общепринятым является такое определение: «Соперничество — действие или состояние, направленное на борьбу за право обладать объектом и тем самым, уравнивания или улучшая собственную позицию по отношению к сопернику». [3] Но с кем борются дети в семье? Они борются друг с другом, добиваясь любви и внимания своих родителей. Они имеют разный характер, разный темперамент, они даже внешне не похожи друг на друга». И, наконец, они разновозрастные. А это значит, что один ребенок пришел в семью намного раньше, чем другой. И был какое-то время полновластным ее «хозяином». А другой никогда не был единственным, он появился в семье, где кроме него были брат или сестра. [1]

Соперничество — эгоистическое чувство, мучительное сомнение в родительской любви и борьба с другими детьми за эту любовь, стремление превзойти их. Ревность (соперничество) неизбежны в семье с двумя детьми. Спутником ревности выступает зависть.

Психологические особенности старшего и младшего ребенка (подход к данному вопросу психологов Джайнота Дж., Б. Спока, Г.Т. Хаментаускаса, Р. Ричардсона и др.):

В древности, когда общество жило по более суровым законам и беспрекословно подчинялось авторитетам, старший ребенок, в основном сын, пользовался определенными привилегиями в семье, уже только потому, что родился первым. Сейчас мы живем в другом обществе, и в семье к первенцу не относятся с большим уважением, чем к другому ребенку. Однако существуют психологические особенности старшего ребенка.

Начнем с того, что старший ребенок изначально воспитывается как единственный. Он получает громадную любовь со стороны родителей. В некоторых семьях первенцы являются осью, вокруг которой концентрируются все остальные члены семьи. В таких случаях старшие дети занимают позицию: «Я счастлив только тогда, когда другие обращают внимание на меня и заботятся обо мне». Эта позиция делает их зависимыми от других людей, нуждающимися во внимании, требующими гарантий любви и уважения. Поэтому многие исследователи отмечают, что первенцы более агрессивны и эгоистичны. Особенно эти черты проявляются с появлением второго ребенка. Подобную ситуацию А. Адлер назвал «свержение с трона». Ничто не может изменить тот факт, что рождение второго ребенка угрожает спокойствию первого.

Другие исследователи пришли к выводу, что к первенцу предъявляют большие требования и многого ожидают от него. В семье обычно у первенца образцом для подражания являются родители. Считается, что первенцы более добросовестны, умеют сотрудничать, не агрессивны, проявляют ответственность, легко оказывают помощь. Практически всегда являются лидерами в коллективе, т.к. в большинстве семей старший ребенок является лидером для младшего.

Появление на свет второго ребенка вызывает гораздо меньше тревоги родителей. Вторые роды в большинстве случаев воспринимаются как более приятный опыт, таким образом, второй ребенок еще до рождения развивается в более спокойной атмосфере. После рождения вокруг второго ребенка родители меньше создают атмосферу эмоционального напряжения, неуверенности. Мать относится ко второму ребенку нежнее и ласковее. Большинство авторов, в частности А. Фромм, считают, что второй ребенок всегда является любимчиком в семье. Для всей семьи он оказывается малышом, часто до такой степени, что большинство их даже в старости продолжают казаться маленькими детьми. Семья также продолжает нянчить младшего, когда детство его давно позади. Хотя ребенок радуется вниманию, которое окружает его, любая крайность вызывает в нем желание зависеть от кого-то. Такой ребенок, вырастая и сталкиваясь с жизнью, делается мнительным и беспокойным.

Другие исследователи, в частности Г.Т. Хаментаускас, считают, что второй ребенок более уравновешенный, чем старший, т. к. он никогда не переживает ситуацию «свержения с трона». Можно сказать, что второй ребенок имеет лучшую стартовую площадку, чем первенцы. [2]

Анализ литературы показывает, что существует две точки зрения. Последователи одной из них пришли к выводу, что старшие дети более агрессивны, эгоистичны и тревожны, и что у старшего ребенка вероятность появления эмоционального нарушения несколько больше, чем у второго. Наиболее важными здесь являются два факта. Во-первых, при рождении первого ребенка родители еще недостаточно опытны и слишком тревожны, поэтому они с меньшей уверенностью и умением ухаживают за первенцем, чем за вторым ребенком. Во-вторых, у старшего ребенка возникает проблема адаптации к появлению второго, а у младшего таких переживаний нет. Младший же ребенок более спокойный и менее агрессивный, чем первый.

Сторонники второй точки зрения, наоборот, считают, что старшие дети более ответственны, дружелюбны, больше мотивированы на достижение успеха, не агрессивны. Младшие дети более зависимы от других и эгоистичны, чем первенцы.

Конкурентные отношения между детьми в одной семье, как правило, имеют прямое или косвенное поощрение со стороны родителей. Одним из механизмов такой поддержки является повышенное внимание и любовь родителей к ребенку, преимущественно в качестве награды за какие-либо достижения. Например, когда ребенок хорошо учится в школе или слушается старших. Соперничество между детьми особенно взвинчивается при этом, если родители начинают сравнивать своих детей. Они становятся чрезвычайно чувствительными, когда дело касается их физической привлекательности и вообще особенностей фигуры. Когда хвалят достоинства одного ребенка в ущерб другого, то возникает крайне взрывоопасная ситуация. [2]

Цель исследования: рассмотреть процесс соперничество детей в семье.

Мы провели проективную методику «Неоконченные предложения» и опросник, на базе 1 курса, факультета математики и естественно научного образования педагогического института в НИУ «БелГУ», в количестве 46 человек. И получили следующие результаты:

Результаты по опроснику

Возрастной диапазон:

17-19 лет

Количество детей в семье :

2чел. – 80,4 % (37 чел.)

3 чел. - 17,4% (8чел.)

4чел. - 2,2% (1 чел.)

Испытуемый в семье :

Первый - 50% (23 чел.)

Второй – 43,5% (20 чел.)

Третий – 4,3% (2 чел.)

Четвертый- 2,2 % (1 чел.)

Определение наличия соперничества между детьми в семье

Диапазоны в баллах:

0б. – 34,8 % (16 чел.)

1б. - 21,7 % (10 чел.)

2б. - 13% (6 чел.)

3б. – 13 % (6 чел.)

4 б. - 11% (5 чел.)

5б. - 6,5 % (3 чел.)

Кого из вас в семье любят больше?

Одинаково – 80,4 % (37 чел.)

Меня – 8,7 % (4 чел.)

Брата – 8,7 % (4 чел.)

Не знаю – 2,2 % (1 чел.)

Ты жаловался /(-ась) родителям на старшего/младшего брата/сестру?

Да – 47,8% (22 чел.)

Нет – 52,2% (24 чел.)

По результатам проведенной работы, мы можем сделать следующий вывод. Выявлено, что только 34,8% испытуемых по данным опросника отрицают наличие соперничество в семье. Соответственно действие остальных направленно на борьбу, уравнивая, улучшая собственную позицию по отношению к сопернику. Обратимся к результатам методик: 47,8% жаловались родителям на братьев/сестер; старшие братья/сестра обижали младших. Это подтверждают 32,6% испытуемых. В нашем исследовании старших 50% и младших тоже 50%.

Соответственно, мы можем наблюдать вербальную агрессию по отношению к братьям/сестрам. Ее причинами как мы уже установили, могут служить разного рода конфликты. Например: доступ к компьютеру 61% испытуемых накладывают ограничение; так же конфликты могут быть на фоне запрета от старших братьев/сестер у нас это 44% испытуемых; вещи тоже являются причиной конфликта, в нашем случае 17% .

Но психологические процессы как эмпатия, идентификация и децентрация, в нашем случае у испытуемых отражают предложение 10, 12 , 14 проективной методики «неоконченное предложения», все испытуемые, переживают когда брат/сестра болеет, а так же у всех улучшается настроение, когда у брата/сестры хорошее настроение.

Еще важно сделать обратить внимание на то, что родители имеют прямое и косвенное отношение к конкуренции между детьми. В нашем исследование мы можем проследить это по вопросам опросника: кого из вас в семье любят больше, 17,4% считают, что любовь родителей распределена не равномерно; ты злишься, когда у брата /сестры что-то получается лучше , только 6,5 % ответили положительно. 75% испытуемых в рамках исследований описали положительно своих братьев/ сестер и большинство желает проводить больше времени вместе, разговаривать чаще, а так же 89% готовы уступать брату/сестре.

Литература:

  1. [Шнейдер Л.Б.. Семейная психология: Уч. пособие для вузов. 2-е изд.-М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга.-768 с.-(«Gaudeamus»), 2006]

  2. http://psylib.myword.ru

  3. [http://www.insai.ru/slovar/sopernichestvo-1]

Просмотров работы: 3344