Стремительное развитие новых технологий за последнее десятилетие оказало значительное влияние на систему образования. Стали появляться отдельные области в педагогике, занимающиеся вопросами интеграции информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Применение инновационных средств в практической деятельности учителя открывает перед ним широкие возможности для реализации учебных программ, помогает повысить эффективность обучения, а также заинтересовать учащихся, мотивировать их к изучению предмета, развить познавательные навыки и творческое мышление [1]. Кроме того, в наш век информатизации большое значение приобретают коммуникации и работа в сети интернет, в связи с этим у учителя появляется возможность организовать совместную деятельность с учениками во внеурочное время для повышения образовательных результатов и проведения культурно-просветительской работы.
На данный момент существует множество средств обучения, реализованных с применением компьютерных технологий, которые помогают учителю в решении учебных задач и достижении целей обучения:
электронные энциклопедии, учебники, справочники;
обучающие видео- и аудиоматериалы;
интерактивные плакаты, презентации, слайд-шоу;
виртуальные тренажеры, лаборатории;
компьютерные системы тестирования [3] и т.д.
Некоторые из этих средств могут создаваться при помощи специального программного обеспечения, различных сервисов и инструментов в сети интернет. Однако, работа учителя с теми или иными программами и сервисами не обязательно должна ограничиваться подготовкой материалов к урокам и созданием мультимедиа-продуктов и пособий. За последние годы широкое распространение получили интернет-сервисы, которые позволяют не только разрабатывать объекты мультимедиа, например, презентации, слайд-шоу, интерактивные плакаты, но и размещать их в сети для совместного доступа и последующей работы с ними. Более того, появилось множество социальных сетей, которые делают удобным и доступным не только процесс общения, но и обеспечивают передачу документов, изображений, видеоматериалов и приложений между пользователями, что крайне важно для тех, кто использует данные сети в образовательных целях.
Однако, использование популярных социальных сетей не только для общения, но и для обучения не всегда оправдано. Как правило, существует множество отвлекающих факторов, не позволяющих сосредоточиться на решении учебных вопросов, поэтому для успешного обучения и совместной работы необходимо обратить внимание и на другие сетевые сервисы, которые предоставляют те же возможности, но не содержат рекламы и информации развлекательного характера. В качестве примера можно привести следующие:
RealtimeBoard, с помощью которого можно без труда организовать совместную работу в сети для создания различных презентаций, ментальных карт, заметок и много другого;
Symbaloo, позволяющий создавать виртуальные рабочие столы и сохранять в них ссылки на полезные сайты;
MindMeister - сервис для создания ментальных карт с возможность совместного доступа и т.д.
Их возможности очень разнообразны, но нужно отметить, что данные сервисы больше подходят для решения конкретных задач и создания определенных типов продуктов. По этой причине они не смогут обеспечить полноценное взаимодействие учителя с учащимися. Некоторые из них являются англоязычными, либо имеют частичную русификацию, что вызывает определенные затруднения при их использовании, особенно если уровень владения английским языком довольно низкий.
Одними из самых удобных, понятных и доступных в использовании являются сервисы Google с большим количеством инструментов для коллективной и индивидуальной работы. С помощью данных сервисов можно создавать:
документы, таблицы, презентации с возможностью совместного редактирования и обсуждения на персональных и коллективных сайтах и блогах;
системы Google-поиска;
календари и заметки, позволяющие вести планирование, добавлять в них важные события;
альбомы Picasa с иллюстрациями и фотографиями;
различные обучающие видео, используя сервис YouTube, а также находить интересные видеоматериалы, добавлять видеофрагменты на свой сайт или блог, делиться ссылками с учащимися;
персональные веб-сайты, размещать на них учебные материалы, задания и вести обсуждения;
карты и маршруты, размещать их на своем сайте, делать отметки и прикреплять фотографии различных объектов [4].
Очевидно, что данные сервисы имеют широкие возможности для ведения успешной коллективной деятельности в сети, однако, не всегда есть необходимость использования абсолютно всех инструментов, и если говорить об основных сервисах, позволяющих учителю создать свое пространство в сети и приступить к организации совместной деятельности, то следует обратить внимание на сервисы Google Docs, Google Drive и Google Sites. Их использование совместно с подключаемыми приложениями предоставляет возможность для успешной коллективной и индивидуальной работы.
Google Docs (Документы Google) позволяют создавать текстовые документы, таблицы, презентации, рисунки и многое другое. По функционалу Документы Google уступают таким программным продуктам, как Microsoft Office и Open Office, но, несмотря на это, они поддерживают множество необходимых функций, не требуют установки на компьютер, так как открываются через браузер и идеально подходят для работы в сети. Все файлы создаются на Диске Google и сохраняются автоматически в процессе их редактирования. К созданным файлам можно применить различные параметры приватности: сделать их открытыми для всех пользователей, либо предоставить доступ отдельным лицам. Например, учитель может предоставить доступ к документу только учащимся своего класса, а все остальные не смогут просматривать созданный документ. Кроме того, созданные документы можно скачать на свой компьютер и открывать с помощью программ Microsoft Office.
Google Drive (Диск Google) – виртуальное хранилище объемом 15 гигабайт. На данном виртуальном диске можно сохранять файлы, найденные в сети или закачивать файлы с компьютера, а также делиться ими с другими пользователями. Для разрешения доступа к файлам существуют специальные настройки приватности, с помощью которых можно изменять параметры доступа. На диске также создаются и сохраняются документы, но их функционала не всегда бывает достаточно для создания сложных медиа-продуктов, например, ментальных карт, интерактивных плакатов или виртуальных выставок. Для решения этой задачи есть возможность подключить к диску различные сетевые сервисы для создания веб-приложений и удобного доступа к ним в дальнейшем.
Google Sites (Сайты Google) – сервис для создания персональных сайтов, не требующий специальных знаний об основах сайтостроения, поэтому он будет доступным и понятным практически любому пользователю. Для проведения совместной работы учитель может создать свой сайт, который будет содержать разнообразные материалы по изучаемым темам, интересные факты, ссылки, медиа-продукты, тесты и задания для учащихся, выполнять которые они могут при помощи Документов Google и отправлять результаты своей работы прямо на сайт учителя, например, размещать ссылки на выполненные задания в комментариях или прикреплять их к указанной странице сайта. На страницах сайта учитель может также размещать Google-карты, особенно эта функция может пригодиться при изучении географии. Например, ученикам дается задание отметить на карте какие-либо географические объекты, и они могут сделать это прямо на странице сайта, где расположена карта. Более того, Сайты Google позволяют размещать на страницах flash-приложения: виртуальные экскурсии, лаборатории, интерактивные плакаты по биологии и географии. У учителя также есть возможность размещать задания и создавать свои обучающие приложения, например, с помощью сервиса LearningApps и также встраивать их на сайт. Это могут быть викторины, кроссворды, тесты по биологии и географии, творческие задания, к примеру, на сопоставление названий растений и их фотографий или названий стран с материками, на которых они расположены. В комментариях учитель и учащиеся могут вести диалог, вместе решать вопросы, возникающие в процессе выполнения заданий. Также есть возможность создания и размещения на сайте коллекций полезных ссылок, например, на сайты музеев, заповедников, экологических организаций. Для создания таких коллекций можно воспользоваться сервисом Symbaloo.
Рассмотренные сервисы могут быть полезны как начинающим, так и опытным учителям, ведь немногие из них применяли подобные ресурсы на практике и попытка организации совместной работы в сети может оказаться удачной и результативной в силу своей новизны, доступности и увлекательности.
Подводя итог, можно отметить, что взаимодействие в сети интернет становится неотъемлемой частью учебного процесса, улучшает его эффективность и вызывает интерес у учащихся. Для проведения совместной работы в интернете существует множество социальных сетей и сервисов, которые доступны каждому и удобны в использовании. Сервисы Google позволяют учителю организовать свое пространство в сети и обеспечить коммуникацию с учащимися как в учебной, так и в культурно-просветительской работе. Задания и материалы, которыми может поделиться учитель, помогут учащимся в более глубоком усвоении изучаемых тем, а использование дополнительных сервисов для создания учебных продуктов поможет развить познавательные умения и творческое мышление, а также совершенствовать навыки работы с мультимедиа-продуктами. Для учителя биологии и географии это особенно важно, т.к. изучение данных предметов невозможно без визуальной составляющей, которая может быть реализована через использование средств мультимедиа. При рациональном использовании сетевых сервисов процесс коммуникации между учителем и учащимися станет намного результативнее, а совместная работа поможет в решении образовательных задач и достижении общих целей.
Список источников:
Ефремова, М.В. Возможности использования сервисов Веб 2.0 в современном образовании [Текст] / М.В.Ефремова // Педагогический журнал. – 2011. – Вып. 1. – С.34-41.
Куляшова, Н.М. Средства информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе [Электронный ресурс] / Н.М.Куляшова, И.А.Карпюк // Социально-антропологические проблемы информационного общества. – 2013. – Вып. 1. – URL: http://e-koncept.ru/teleconf/1/k_jelektronnomu_obucheniju/sredstva-informacionno-kommunikacionnyh-tehnologij.html. Дата обращения: 5.12.13
Панюкова, С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / С.В.Панюкова. – М.: Изд. центр «Академия», 2010. – 224 с.
Использование возможностей сервисов Google в образовательной деятельности [Электронный ресурс] / http://rcmediateka.rusedu.net/post/389/33957. Дата обращения: 8.12.2013