ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Ложечник Н.С. 1
1Мурманский государственный гуманитарный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Понятие «эмоциональный интеллект» является многозначным и недостаточно определенным в современной психологии. Этот термин был впервые введен в 1990 г. американскими психологами П. Саловеем и Дж. Майером для обозначения особого комплекса психических свойств, таких, как умение разбираться в собственных чувствах, эмпатия, умение регулировать собственные эмоции.

Х. Вайсбах, У. Дакс рассматривают эмоциональный интеллект как «умение «интеллектуально» управлять своей эмоциональной жизнью»[4, С. 17]. Проявляется эмоциональный интеллект в межличностных отношениях и влияет на профессиональный и личный успехом.

Д. Гоулмен в своих исследованиях эмоционального интеллекта показал, что «жизненный успех человека определяется не столько общим уровнем умственного развития, сколько теми особенностями его разума, которые определяют способность к самопознанию и эмоциональной саморегуляции, умение выражать свои чувства, понимать и тонко реагировать на состояние других людей»[6, 130]. Д. Гоулмен исходит из положения о том, что любая проблема, с которой человек сталкивается в жизни, имеет множество решений, и если бы человек анализировал их путем последовательного перебора или только логического анализа, то он бы не смог быстро принимать решения и действовать. «Человеческий мозг приписывает каждому из вариантов своего рода «эмоциональный вес», что резко ограничивает область выбора наиболее сильными положительными эмоциями. Совершив ошибку, люди обычно испытывают неприятные чувства, правильное, оптимальное решение связывается с положительными эмоциями»[6, С. 34].

Эмоциональный интеллект – познание через чувства и эмоции. Рассматривая понятие эмоционального интеллекта, Ирина Кинтас пишет, что «через чувства человек познает гораздо больше, чем через интеллект, чтобы понять смысл познаваемого, необходимо эмоционально принять то, что мы познаем, что в свою очередь не исключает присутствия разумности»[5, С. 52].

Взаимосвязь интеллекта и эмоций подчеркивал Т. Рибо. Он указывал на первичность эмоциональных состояний, и ввел понятие «сознательное чувствование». По мнению А. В. Брушлинского, «эмоции способствуют мышлению (в случае положительной корреляции) или же препятствуют ему (в случае отрицательной)»[9, С. 123].

Наиболее известной и популярной моделью эмоционального интеллекта является модель, разработанная П. Сэловеем и Д. Майером, которые предлагают выделить четыре компонента эмоционального интеллекта:

1. Идентификация эмоций (восприятие);

2. Использование эмоций (помощь мышлению) для повышения эффективности мышления и деятельности;

3. Понимание эмоций;

4. Управление эмоциями.

В отечественной психологии наиболее известная модель эмоционального интеллекта Д.В. Люсина. Он представляет эмоциональный интеллект как конструкт, имеющий двойственную природу и связанный, с одной стороны, с когнитивными способностями, а с другой — с личностными характеристиками. Модель эмоционального интеллекта, предложенная Д.В. Люсиным, включает три элемента: когнитивные способности (скорость и точность переработки эмоциональной информации); представления об эмоциях (как о ценностях, как о важном источнике информации о себе самом и о других людях и т.п.); особенности эмоциональности (эмоциональная устойчивость, эмоциональная чувствительность и т.п.).

Что касается общих гендерных различий в уровне эмоционального интеллекта, то по данным некоторых исследователей [2; 3], несмотря на отсутствие различий между мужчинами и женщинами по общему уровню эмоционального интеллекта, женщины показывают более высокий уровень межличностных показателей эмоционального интеллекта (эмоциональности, межличностным отношениям, социальной ответственности). У мужчин доминируют внутриличностные показатели (самоутверждение, способность отстаивать свои права), способность к управлению стрессом (стрессоустойчивость, контроль импульсивности) и адаптируемость (определение правдоподобности, решение проблем). Иначе говоря, женщины более информированы об эмоциях, демонстрируют большую эмоциональность; у женщин формируются более благоприятные межличностные отношения, и они функционируют с большей социальной ответственностью, чем представители мужского пола. Мужчины, в свою очередь, показывают большее самоуважение, они более независимы от сложившейся ситуации или людей, лучше справляются со стрессом, лучше разрешают проблемы, более оптимистично смотрят на мир, чем женщины.

В подростковом и юношеском возрасте отличия в различных показателях эмоционального интеллекта выражены в наибольшей форме. По результатам исследования Александровой А. А. [1, С. 618] у подростков 12–13 лет низкий уровень эмоционального интеллекта и высокий уровень эмпатии. Это может свидетельствовать о неспособности большинства подростков 12–13 лет выражать испытываемые чувства, связывать невербальные или жестовые символы с чувствами. Причем, у девочек более выражена способность сопереживать другому человеку, чувствовать то, что чувствует другой, испытывать те же эмоциональные состояния, идентифицировать себя с другими. Большее разнообразие способов проявления эмоций у девочек, возможно, разъясняется тем, что у девочек способность к вербализации эмоций развивается раньше и формируется быстрее, чем у мальчиков.

В исследованиях Давыдовой Ю. В. [7, С. 114; 8, С. 98] общий показатель эмоционального интеллекта у девочек выше, чем у мальчиков, и это различие сохраняется на протяжении всего подросткового периода. Более высокий уровень развития эмоционального интеллекта у девочек определяется тем, что практически все составляющие компоненты эмоционального интеллекта, определяющие фактор «понимание эмоций» (эмоциональная осведомленность, эмпатия и распознавание эмоций других людей), у девочек также выше, чем у мальчиков на протяжении всего подросткового возраста.

Что касается юношеского возраста, то тут дела обстоят следующим образом. В исследовании Кулганова В. А., Самуйловой Н. Н. [10, С. 127] по изучению эмоционального интеллекта у старшеклассников, было выявлено, что девушки пытаются взять под контроль свои собственные проявления агрессии и чувство вины, что не характерно для юношей. Это доказывает то, что девушки особенно стараются уберечь себя от агрессивных проявлений, а в тоже время юноши не стремятся справляться с агрессией, и также с переживаниями, связанными с чувством вины. Фактор половой принадлежности оказывает мощное влияние на переживание вины: у мужчин оно проявляется слабее, и они значительно реже упоминают об этом чувстве, чем женщины.

Показано, что юноши, которые способны хорошо управлять чувствами, готовы принимать других людей такими, как они есть, с их плюсами и минусами. Возможно, сама по себе установка на принятие других людей помогает им в эмоциональной саморегуляции. У девушек такой взаимосвязи не выявлено. Для них более важно такое личностное качество, как самостоятельность. Самостоятельные девушки наиболее плодотворно управляют своими чувствами. В свою очередь, возможность управления своими чувствами и эмоциями делает девушек более независимыми и свободными. В мужской выборке более существенный параметр — контроль внешней экспрессии эмоций. Беря под контроль свою экспрессию, молодые люди наиболее продуктивно управляют своим поведением, «легче справляются с тревожностью, гневом и раздражением; более тактичны и гибки в ситуациях межличностного взаимодействия. Следует также обратить внимание на чувство удовлетворения, которое они испытывают от успешного контролирования внешних проявлений своей экспрессии». Об этом указывают переживания чувства радости, сопровождающие этот процесс. В исследовании В. А. Кулганова, Н. Н. Самуйловой было выявлено также, что контролируя внешнюю экспрессию, девушки не контролируют тревогу и не улучшают свои коммуникативные способности, а только лишь сдерживают гнев, злость и раздражение. « Известно, что у женщин существует запрет на выражение гнева. Вероятно, для того чтобы демонстрировать социально приемлемое поведение, девушкам достаточно контролировать внешние проявления своих негативных эмоций».

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что на протяжении подросткового и юношеского возраста у представителей женского пола наиболее выражены те компоненты эмоционального интеллекта, которые в большей степени направлены на другого человека. У подростков- девочек более выражена способность сопереживать другому человеку, чувствовать то, что чувствует другой, испытывать те же эмоциональные состояния, идентифицировать себя с другими. А у девушек существует запрет на выражение гнева, т.к. они стараются демонстрировать социально приемлемое поведение.

А что касается лиц мужского пола, то в общем у мальчиков- подростков эмоциональный интеллект ниже, чем у девочек. А юноши не стремятся справляться с агрессией, и также с переживаниями, связанными с чувством вины. Также они способны хорошо управлять чувствами, готовы принимать других людей такими, как они есть, с их плюсами и минусами.

Список литературы:

  1. Александрова А. А. Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта у подростков / А. А. Александрова // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 617-622.

  2. Андреева И. Н. Гендерные различия в структуре эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 7-ой международной междисциплинарной научно-практической конференции 10-11 декабря 2004 г., г. Минск. – Минск, 2004. – С. 282-285.

  3. Андреева И. Н. Способности эмоционального интеллекта: гендерные различия / И. Н. Андреева // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: Материалы международной научно-практической конференции, 13-14 апреля 2007 года, г. Санкт-Петербург.: СПбИУиП – Ч.1– СПб, 2007. – С.12-15.

  4. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – С. 16- 26.

  5. Водянова О. А. Эмоциональный интеллект - дань моде или ключ к разгадке успеха? / О. Водянова // Консультант. – 2011. – №17. – С. 51-53.

  6. Гоулмен Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулмен – М.: АСТ, 2008. – 371 с.

  7. Давыдова Ю.В. Гендерный аспект изучения эмоционального интеллекта подростков / Ю.В. Давыдова // Вестник РУДН. - Серия: Психология и педагогика. - 2010. - №4. - С. 113-118.

  8. Давыдова Ю.В. Особенности эмоционального интеллекта подростков / Ю.В. Давыдова // Вестник РУДН. - Серия: Психология и педагогика. -2007. - №2. - С. 92-100.

  9. Ермолова Т. В. Обзор статей по проблеме регуляции эмоций / Т. В. Ермолова // Психологическая наука и образование. – 2005. – №1. – C. 99-105.

  10. Кулганов В. А., Самуйлова Н. Н. Гендерные особенности управления эмоциями в юношеском возрасте / В. А. Кулганов, Н. Н. Самуйлова // Здоровая личность: материалы международной научно-практической конференции 21-22 июня 2012 года. — СПб.: СПбГИПСР, 2012.— 168с.

  11. Мэтьюс Дж., Люсин Д.В., Робертс Р.Д., Зайднер М. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Дж. Мэтьюс, Д. В. Люсин, Р.Д. Робертс, М. Зайднер // Психология. – 2004. – №4. – C. 3-26.

Просмотров работы: 4562