ОТКРЫТИЕ В Г. КОМСОМОЛЬСКЕ-НА-АМУРЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ НОВОГО ФОРМАТА. БИЗНЕС-ПЛАН - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОТКРЫТИЕ В Г. КОМСОМОЛЬСКЕ-НА-АМУРЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ НОВОГО ФОРМАТА. БИЗНЕС-ПЛАН

Шпаков С.А. 1
1Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Настоящий проект посвящен открытию в г. Комсомольске-на-Амуре предприятия по реализации стоматологических услуг нового формата в виде частного, «семейного» кабинета, с использованием в работе инновационных медицинских препаратов. Маркетинговые исследования, проводимые на рынке, в период разработки идеи подтвердили востребованность вышеназванной услуги в г. Комсомольске-на-Амуре. Миссия проекта заключается в удовлетворении потребностей жителей г. Комсомольска-на-Амуре и его гостей, в получении качественного оказания стоматологических услуг. Стоматологический кабинет создается с целью качественного и безболезненного обслуживания пациентов, с максимальным вниманием к ним и предложением наиболее современных методов лечения зубов. Проект рассчитан на 10 лет. Финансовые ресурсы, необходимые для осуществления проекта, составляют 2768300 рублей. Будем использовать собственные средства. Срок окупаемости проекта – 1 год и 4 месяца. Индекс рентабельности 4,50. Наименование оказываемых стоматологических услуг:

• терапевтическая стоматология (лечение кариеса, периодонтита);

• терапевтическая пародонтология;

• хирургия (удаление зубов);

• ортопедическое лечение зубного ряда, подготовка протезирования;

• эстетическая стоматология.

Должностной штат сотрудников – 4 человека: главный врач стоматолог-терапевт, хирург; врач стоматолог-терапевт, ортопед; ассистент врача стоматолога; бухгалтер-администратор. Цель бизнес-плана - обосновать прибыльность и рентабельность проекта открытия в г. Комсомольске-на-Амуре предприятия по реализации стоматологических услуг. В условиях трансформации системы здравоохранения Российской Федерации, реализации национального проекта «Здоровье», развития частной медицины особое значение приобретают поиск и исследование оптимальной модели маркетинга организаций в здравоохранении.

В ситуации рыночной экономики возрастает роль социальной функции государства как стабилизирующей силы общества, в том числе в сфере охраны здоровья. Выбор оптимального направления развития этой социально ответственной сферы должен базироваться на глубоком изучении ситуации, сложившейся на сегодняшний день, понимании проблем и потенциала развития учреждений здравоохранения. В свою очередь, лечебно-профилактические учреждения должны в полной мере осознавать социальные последствия своей деятельности, создавая благоприятную основу для реформ [10].

Если ранее медицина развивалась как преимущественно государственная, то в современном обществе здравоохранение строится на бюджетно-страховых принципах, и наряду с этим растет количество частных медицинских учреждений. Сосуществование частного, государственного и ведомственного секторов медицины, развитие добровольного медицинского страхования ставят перед учеными и практиками задачи обеспечения взаимодействия и баланса гарантированного минимума медицинской помощи и возможностей частной медицины. Исследования, затрагивающие сегмент частной медицины и рынка медицинских услуг, приобретают , большое значение, так как позволяют осмыслить активную роль пациента, имеющего право выбора и принимающего решение о том, в каком объеме и где получить медицинскую помощь. Взаимоотношения врача и пациента в современном российском обществе приобретают, таким образом, маркетинговую специфику [8].

Стремление понять пациентов, учесть и превзойти их ожидания становится движущей силой современного маркетинга медицинских услуг.

Осознание высокой социальной ответственности коммерческих учреждений здравоохранения, влияния, которое социальные программы оказывают на эффективность лечебно-профилактических учреждений, позволит создать оптимальную модель маркетинга, которая может применяться в частной, а также в государственной и ведомственной медицине, так как стремление к оптимизации деятельности на основе интересов пациентов, посредников, партнеров и государственных контролирующих органов присуще всем уровням здравоохранения [10].

Отсутствие, с одной стороны, большого опыта применения маркетинга в российских клиниках, с другой - недостаточная теоретическая разработанность данной проблемы определяют актуальность темы исследования, опирающегося на перспективность применения интегрированного маркетинга в медицинских учреждениях. Адаптация теорий социального и интегрированного маркетинга к специфике здравоохранения, поиск нестандартных направлений маркетинга, учет особенностей медицинских услуг, стремление к социально-экономическому балансу маркетинговой деятельности могут оказаться полезными с практической точки зрения для повышения эффективности работы лечебно-профилактических учреждений. Разработка данной темы актуальна и в том плане, что социально ориентированный маркетинг способствует гармонизации отношений между медицинским учреждением и общественностью.

Следует также отметить, что рынок частных стоматологических услуг пока нестабилен и находится в процессе формирования. В настоящее время мы видим различные примеры стоматологической помощи: государственная, которая держится за счет того, что врач может неофициально подрабатывать на своем рабочем месте (но все же ищет возможность перейти в частную клинику). Качество лечения, как правило, невысокое; развивающаяся система больших клиник, построенных по принципу «фабрик здоровья», тоже не совсем эффективна, поскольку опирается на поточную систему, и в ней по-прежнему в ходу такое понятие, как «условные единицы трудоемкости». То есть врач в обязательном порядке должен «выжимать» из себя определенное количество труда и приносить в общую копилку установленную сумму, получая с этого свои проценты. В результате качество лечения всего лишь удовлетворительное, каждый врач тянет «процентное» одеяло на себя; принятая во всем цивилизованном мире система небольших частных клиник и кабинетов, где лечит врач, а не брэнд. Это, пожалуй, самое перспективное направление, поскольку в такой клинике врач наиболее универсален, ему есть что терять. Ведь, если качество его услуг станет неудовлетворительным, он останется без клиентуры.

Все идет к тому, что государство признает тот факт, что поддерживать качественную, на современном уровне стоматологию для всех слоев населения ему затруднительно. И количество государственных поликлиник неминуемо начнет сокращаться. Останется только бесплатная помощь для социально необеспеченных слоев [10]. Количество больших частных клиник тоже уменьшится. Это уже подтверждается различными анализами рынка. Видимо, любое укрупнение провоцирует включение поточных, а не индивидуальных механизмов. И спрос на такую безликую помощь падает. Поэтому все меньше открывается филиалов. Скорее всего, со временем на плаву останутся только лучшие. В итоге мы приблизимся к мировой практике, когда врачи открывают свои небольшие кабинеты и ведут камерный, персонифицированный прием, становясь семейным, а не чужим, безликим доктором. Впоследствии эти практики будут продаваться и покупаться. А проблема качества станет решаться на уровне судов. Таким образом, рынок частных малых стоматологических кабинетов является перспективной средой развития бизнеса в настоящее время.

Конкуренция в здравоохранении - это состояние и процесс взаимоотношений субъектов производства и потребления медицинских услуг в рамках специфической цивилизованной формы соперничества между медицинскими работниками (врачами) по достижению наивысшей степени удовлетворения целевых потребностей пациента. Конкуренция – это своеобразный внутренний механизм, объективная и необходимая функция жизнедеятельности и эволюции рынка медицинских услуг.

Оценку конкурентоспособности вновь открываемого предприятия проведем, сравнив деятельность «Городской больницей № 7», «Стоматологической поликлиникой № 1» на улице Шиханова, стоматологической клиникой «УЛЫБКА», стоматологической клиникой «НИКА–МЕД», стоматологической клиникой «ПЕРСОНА». Основными параметрами оценки будут выступать: образование врачей, виды оказываемых услуг, цена оказываемых услуг, качество выполняемой работы, оборудование и материалы, комфорт, сервис, дополнительные услуги.

Рисунок 1. Многоугольник конкурентоспособности

В результате анализа можно сделать следующий вывод, что в «Городской больнице № 7» и стоматологической клинике «НИКА–МЕД» образования врачей-стоматологов на высоком уровне, в связи, с чем и все возможные выполняемые работы оказываются качественно. Низкие цены в стоматологической клиникой «УЛЫБКА», «Стоматологической поликлиникой № 1» на улице Шиханова и в «Городской больнице № 7» оказываемых услуг позволяют заинтересовать население. Но отсутствие современного оборудования, материалов для лечения, и протезирования, а также низкого комфорта, сервиса и дополнительных услуг ведёт к катастрофическому снижению обращения гражданского населения за медицинской помощью в «Стоматологическую поликлинику № 1» на улице Шиханова.

Внутренняя среда (микросреда) – совокупность факторов, действующих в пределах одного предприятия. Структура стоматологического кабинета: административно-лечебный отдел (руководство); бухгалтерский отдел; лечебный отдел (врачи, медицинская сестра).

Таблица 1 – Анализ рынка стоматологических услуг

Учреждение

Организационно-правовая форма, адрес

Виды оказываемых стоматологических услуг

Стоматологическая клиника «НИКА–МЕД»

Общество с ограниченной ответственностью "НИКА-МЕД", дата образования 12.01.2004 г., адрес 681000, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, проспект Мира 29.

  • лечение и реставрация зубов;

  • профессиональная чистка зубов;

  • различные виды протезирования зубов;

  • удаление зубов;

  • имплантология;

  • пародонтология;

рентгенодиагностика.

Стоматологическая клиника «ПЕРСОНА»

Общество с ограниченной ответственностью "ПЕРСОНА", дата образования 05.08.2002 г., адрес 681000, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, улица Партизанская 12.

  • лечение и реставрация зубов;

  • профессиональная чистка зубов;

  • различные виды протезирования зубов;

  • удаление зубов;

  • имплантология;

  • пародонтология;

  • рентгенодиагностика, салон красоты;

  • студия загара;

Стоматологическая клиника «УЛЫБКА»

Общество с ограниченной ответственностью "УЛЫБКА" дата образования 15.12.2002 г., адрес 681000, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, проспект Ленина 74/3.

  • лечение и реставрация зубов;

  • протезирования зубов;

  • удаление зубов;

  • рентгенодиагностика.

Городская больница № 7

Первичная организация профсоюза работников здравоохранения муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница №7" дата образования 06.11.2002 г., адрес 681013, Хабаровский край, Комсомольский район, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Пендрие 12.

  • лечение зубов;

  • протезирование;

  • удаление зубов;

  • оперативное лечение;

  • рентгенодиагностика

Стоматологическая поликлиника № 1 на улице Шиханова

Муниципальное учреждение здравоохранения "Стоматологическая поликлиника № 1", дата образования 18.11.2002 г., адрес 681024, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, улица Шиханова 8.

  • лечение зубов;

  • протезирования зубов;

  • удаление зубов;

  • рентгенодиагностика

Сегментация рынка медицинских услуг представляется по следующим параметрам:

• по возрастно-половым признакам;

• по видам обеспечения медицинской помощью (амбулаторная, госпитальная, стоматологическая, лекарственное обеспечение и т.д.);

• по декретированным группам (здоровые, больные)

• по нозологическим группам (по группам диспансеризации);

• по медико-диагностическим группам;

• по группам равного медицинского стандарта;

• по экономическим группам (уровню платежеспособности),

• по видам медицинских услуг.

Поставщиками, обеспечивающими материальными ресурсами для производства медицинских услуг, выступают:

• поставщики медицинского оборудования, медицинского инструментария, расходных медицинских материалов – выставки продажи медицинской техники «DENTALEXPO», «Росмед ДВ» Хабаровск, ООО «Олан» Хабаровск, магазин «Медицинская техника» Комсомольск-на-Амуре, магазин «Медицинское оборудование» Комсомольск-на-Амуре;

• поставщики трудовых ресурсов, специалистов – медицинские институты, училища и учебные заведения;

• медицинские страховые компании – предоставляют страховое обеспечение в оказании медицинской помощи своим потребителям.

Потребители медицинских услуг – это пациенты, которые получают медицинские услуги: жители города Комсомольск-на-Амуре, Хабаровского края, а так же приезжие гости из других регионов России.

Данные сильных и слабых сторон, возможностей и угроз сведем в SWOT – матрицу.

Перечень оказываемых услуг вновь открываемой клиники:

• терапевтическая стоматология (лечение кариеса, периодонтита);

• терапевтическая пародонтология;

• хирургия (удаление зубов);

• ортопедическое лечение зубного ряда, подготовка протезирования;

• эстетическая стоматология (отбеливание зубов, снятие налета).

Спрос на данный вид медицинских стоматологических услуг вряд ли когда уменьшится в нашей стране. Во-первых, каждого взрослого человека природа одарила набором в 32 зубные единицы, да к ним еще по двадцать на каждого ребенка. Во-вторых, менталитет большинства людей нашей страны не достиг того уровня, чтобы ходить со здоровыми зубами.

Стоимость данных услуг в потребительском смысле — это бесценно.

Для открытия стоматологического кабинета необходимо:

• покупка помещения (однокомнатная квартира на первом этаже);

• перевод квартиры из жилого фонда в не жилой;

• перепланировка и ремонт;

• приобретение медицинского оборудования (стоматологическая установка, гелиоотверждающая лампа, автоклав, стерилизатор, холодильник для лекарственных средств);

• лицензирование (разрешения от пожарных, СЭС);

• санитарный сертификат и медицинская лицензия, выдаются применительно к указанному в них адресу салона;

• не предвиденные расходы (коммунальные услуги).

Таблица 2 – SWOT – матрица

S – сильные стороны

W – слабые стороны

  1. Стабильная заработная плата.

  2. Повышение квалификации за счёт работодателя.

  3. Выплата премии по итогам года.

  4. Увеличение % надбавки за добросовестное выполнение работы.

  5. Возможность получения квалифи­цированной медицинской помощи.

  6. Рекламная деятель­ность.

  1. Высокая конкурентность.

  2. Малая известность вновь открывшегося стоматологического кабинета.

  3. Отсутствие наработанной клиентуры.

О – возможности

Т - угрозы

  1. Поддержка правительства РФ малого бизнеса.

  2. Закупка современных медикамен­тов.

  3. Увеличение перечня оказания платных услуг больным.

  4. Возможность освоения новых технологий в стоматологии.

  1. Высокая конкурентность.

  2. Открытие новых стоматологических клиник.

  3. Снижение уровня жизни населения.

Однако помещение под клинику можно и арендовать, но в этом случае риски существенно возрастают. Во-первых, придется вкладываться в ремонт не принадлежащего мне помещения, во-вторых, монтаж оборудования – дорогостоящая процедура, которую при смене адреса придется повторить.

И самое главное – многие разрешительные документы, в том числе – санитарный сертификат и медицинская лицензия, выдаются применительно к указанному в них адресу стоматологического кабинета [20]. При смене адреса будет потеряно несколько месяцев на то, чтобы получить их вновь. Кроме того, смена месторасположения клиники неизбежно приведет к потере части наработанной клиентуры. Покупка – более надежное вложение средств. Прежде всего, потому, что вложение в недвижимость уже выгодная инвестиция. При самом худшем варианте, если стоматологический бизнес окажется убыточным, помещение останется в собственности навсегда [11]. Для размещения кабинета было выбрано выставленное на продажу помещение по адресу улица Гамарника, дом 17 (Приложение А). Данная квартира имеет хорошее географическое расположение, необходимый метраж для организации стоматологического кабинета и наиболее выгодную цену. Не менее важным этапом в организации работы стоматологического кабинета является выбор и приобретение стоматологической установки. Сегодня на рынке медицинского оборудования представлен огромный ассортимент стоматологических установок, производимых в различных странах. Основными критериями выбора являлись: комплектация (оснащённость), цена и качество товара. В результате была выбрана стоматологическая установка FJ 48, соответствующая вышеперечисленным требованиям. Страна производитель Китай. Стоимость стоматологической установки FJ 48 - 60000 рублей. Немаловажными критериями выбора является также: хорошая комплектация, многофункциональность данной установки, выполнение широкого объёма стоматологических манипуляций и приемлемая цена.

Таблица 3 – Стоматологическое оборудование

Стоматологическая установка

Производитель

Цена, руб.

Характеристики

XXXX1

Китай

75000

  • электромеханический привод;

  • артикуляционный подголовник + 2 подлокотника;

  • сенсорный пульт управления + джойстик;

  • 3 программируемых положения + положение для сплевывания;

  • диапазон движения кресла от 480мм до 800мм;

  • угол наклона сидения ≥10°;

  • диапазон движения спинки кресла от 110° до 170°;

  • прошитое покрытие;

  • грузоподъемность кресла 135 кг.

Режим работы стоматологической установки FJ 22А: повторно-кратковременный.

Непрерывное время работы стоматологической установки FJ 22А: не более 15 минут.

Габаритные размеры стоматологической установки FJ 22А: 430х1050х1800 мм.

Вес стоматологической установки FJ 22а: 250 кг.

XXXX2

Корея

245520

Блок врача с сенсорным управлением:

  • негатоскоп;

  • модуль для подключения пневматического микромотора;

  • модуль для подключения турбинного наконечника с 4-х канальным шлангом midwest;

  • пистолет вода-воздух;

  • модуль для подключения пятого инструмента;

  • панель управления всеми функциями кресла;

  • поднос для инструментов;

  • манометр рабочего давления;

  • съемная автоклавируемая накладка на блоке врача под инструмент;

  • пневматический фиксатор блока врача в рабочем положении;

  • фиксатор рычага инструмента в рабочем положении (для блока врача с верхней подачей инструментов).

Кресло пациента.

  • кресло электромеханическое с функцией памяти на 6 положений, выключателем безопасности и аварийной остановкой движения кресла;

  • артикуляционный подголовник (взрослый и детский приём);

  • комплект подлокотников (левый и правый);

  • анатомическая обивка с бесшовным покрытием.

XXXX+

Аргентина

136530

Стоматологическое кресло M5 с программным управлением (2 программы).

  • электромеханика;

  • подъем и опускание кресла;

  • подъем и опускание спинки;

  • синхронизация движения «Тренделенбург»;

  • подголовник 3-х функциональный;

  • левый подлокотник;

  • педаль управления креслом;

  • педаль управления инструментами.

Передняя панель на 5 инструментов.

  • верхняя подача инструментов на пантографическом рычаге;

  • панель управления креслом и плевательницей;

  • спрей трехфункциональный;

  • три пневматических выхода (Midwest);

  • одно место для дополнительного выхода;

  • негатоскоп.

Гидра блок с плевательницей.

  • функция наполнения стакана;

  • функция смыва плевательницы;

  • два слюноотсоса (эжекторные);

  • система подачи чистой воды на инструменты.

Зубоврачебный светильник.

  • сила потока до 23000 Люкс;

  • безтеневой отражатель;

  • минимальный тепловой поток;

  • регулировка светового потока.

Кресла регулируются с помощью электромеханического привода, работающего от низковольтного мотора, что не представляет никакой опасности, как для пациентов, так и для врачей. Безопасные и в то же время мощные редукторы (BOSCH) способны поднимать пациентов весом даже в 250 кг. Они устойчивы к колебаниям сетевого напряжения. Управление работой кресла осуществляется с помощью джойстика на передвижной педали с блока врача. При нажатии кнопки ножной педали кресло возвращается в исходное положение. Ножная педаль управления не имеет жесткого крепления к креслу.

Рисунок 1.2. Стоматологическая установка FJ48

Подголовник кресла с двумя шарнирными сочленениями и низкая спинка обеспечивают хороший доступ к верхней челюсти пациента даже при его малом росте или при наличии искривления позвоночника. Подголовник регулируется по высоте. Кресло имеет недеформированную форму, точно подогнанную под все соприкасающиеся с креслом участки тела. Покрыто бесшовной мягкой обивкой. Шарнирно-сочлененная опора для поддержки рабочего стола имеет большую амплитуду перемещения и очень плавный ход при подъеме и опускании. На рабочем столе установлен лоток из нержавеющей стали. Инструментальный столик оснащен двумя/тремя выходами для подключения пневматических инструментов с разъемом Borden/Midwest. Включение выбранного инструмента осуществляется большой круглой педалью. Некоторые модели оборудованы негатоскопом. Рабочий стол оснащен манометром для контроля давления на пневматических выходах. Ручку рабочего стола можно снимать для стерилизации в автоклаве. В зависимости от модели, установки снабжены одним/двумя/тремя слюноотсосами. Мембранная клавиатура позволяет управлять положением кресла, а также работой смывателя плевательницы и устройства наполнения стакана. Керамическая плевательница имеет фильтр для твердых частиц. Съемные трубки для подачи воды в стакан и плевательницу можно стерилизовать в автоклаве. В некоторых моделях в выносной коммуникационный блок встроен манометр для измерения давления воздуха на входе установки. Бестеневой светильник «SENIOR» создает ровное освещение с четкими границами и имеет два уровня интенсивности освещения: макс. 23000 люкс и мин. 14000 люкс. Включение/выключение осуществляется кнопкой на светильнике. Пантографическое плечо позволяет перемещать светильник плавно и с большим размахом. Ручку светильника можно снимать для стерилизации в автоклаве.

Далее рассмотрим требуемый административный и производственный персонал:

Таблица 4 – Расчёт фонда оплаты труда персонала

Оплата труда

МРОТ Хабаровск на 01.05.2013

8 141,00 р.

Глав. Врач

16 282,00 р.

Врач

16 282,00 р.

Ассистент

12 000,00 р.

Администратор

15 000,00 р.

Итого ЗП в месяц

59 564,00 р.

Итого ЗП в год

714 768,00 р.

Определим налоговую нагрузку. Стоматологическая клиника будет применять упрощенную систему налогообложения по доходам (УСНО).

Таблица 5 – Налоговая нагрузка

 

январь

февраль

ноябрь

декабрь

З/п

59 564р.

59 564р.

59 564р.

59 564р.

Нарастающим итогом (УСНО 568 тысяч рублей - в 2013 году - 10%)

59 564р.

119 128р.

655 204р.

714 768р.

Страховая часть 16%

9 530р.

9 530р.

   

Страховая часть 10%

   

5 956р.

5 956р.

Накопительная часть

3 574р.

3 574р.

   

ФФОМС

3 038р.

3 038р.

   

ФСС

1 727р.

1 727р.

   

Налоговая нагрузка

17 869р.

17 869р.

5 956р.

5 956р.

Налоговая нагрузка в год (Соц. Страх)

142 954р.

       

Налоговая нагрузка в год (УСНО 6% доходы)

240 000р.

       

ИТОГО

382 954р.

       

Далее представим первоначальные инвестиции в создание стоматологического кабинета сведённые в единую таблицу. В соображениях сохранения коммерческой тайны, таблица с подробным описанием опущена, однако обозначим итоговую сумму. Итого для открытия стоматологического кабинета потребуются капитальные вложения в размере 2768300 рублей.

Отметим, что расходные комплектующие с сумме на год составят 200000 рублей. В расчет заложим повышение стоимости материалов ежегодно на 6% в связи с инфляцией и воздействием прочих рыночных факторов. Товаром, представленным, на рынок стоматологических услуг вновь открываемого стоматологического предприятия является:

• терапевтическая стоматология (периодонтита, лечение кариеса);

• терапевтическая пародонтология;

• хирургия (удаление зубов);

• ортопедическое лечение зубного ряда, подготовка протезирования.

Наиболее привлекательным направлением в работе вновь открываемого стоматологического предприятия является услуга по оказанию терапевтической пародонтологии (лечение пародонтита и пародонтоза). Данный вид услуги не оказывается в полной мере и качественно конкурентами в сфере оказания стоматологических услуг, а востребованность в получении данного вида услуг, согласно статистики стоматологических заболеваний по данным Всемирной организации здравоохранения за период с 2009 по 2015 год очень велика.

Предполагаемая стоимость оказываемых стоматологических услуг не превышает среднестатистическую стоимость на данный вид услуг у конкурентов, оказывающих подобные виды услуг. Так, среднее лечение 1 зуба – 2000 р., с поправкой на ежегодное увеличение стоимости на 50 рублей.

В первый год, в день, в среднем – 8 посещений больных с одним больным зубом. Дневная выручка в первый год составит 16000 рублей. На второй год работы количество клиентов в день, в среднем, составит 9 человек – выручка 18450 руб. Третий и последующие года – 10-12 человек; выручка – 21000 руб.

Из расчёта 250 рабочих дней в году 250 х 16000 = 4000000 руб. – выручка предприятия за первый год.

Также будет предусмотрена система скидок в процентном эквиваленте для пациентов из отдалённых районов Хабаровского края (Солнечный район и т.д.) и пенсионерам по возрасту.

Гарантия на оказание стоматологических услуг один год.

Предусмотрено бесплатное оказание стоматологических услуг на некачественное лечение в период гарантийного срока.

Реклама в деятельности любого предприятия, в т.ч. и стоматологического кабинета играет очень важную роль. От правильно организованной рекламной компании зачастую зависит успех всего предпринимаемого дела. Создание и размещение рекламы это целое искусство, но учитывая специфику данного бизнеса к рекламе следует подходить с особым чувством такта. Вполне реально разместить рекламу стоматологического кабинета по радио, телевидению, в печати, а также на городском автотранспорте. Последний вид рекламы будет выполнять не только основную функцию рекламы, но и будет служить в качестве постоянного напоминания о здоровом образе жизни.

Структура стоматологического кабинета: административно-лечебный отдел (руководство); бухгалтерский отдел (администрирование); лечебный отдел (врачи, медицинская сестра).

Таблица 2.1 – Распределение служебных обязанностей сотрудниками

Должности

Количество человек

Распределение обязанностей

Главный врач стоматолог – терапевт, хирург

1

Заключение договоров на поставку расходных материалов, лечение, удаление зубов.

Врач стоматолог – терапевт, ортопед

1

Лечение, протезирование зубов.

Ассистент врача стоматолога

1

Ассистирование врачам

Бухгалтер – администратор

1

Распределение больных и их учет, ведение бухгалтерского учёта предприятия

Отметим, что возможно также и прохождение практики студентами и выпускниками медицинских ВУЗов региона, в целях обеспечения кадрового запаса клиники.

Метод оценки эффективности инвестиционного проекта основан на определении чистой стоимости NPV, которую может иметь предприятие в результате реализации проекта. Основные показатели: ЧДП – чистый денежный поток, рассчитывается как разность между притоком и оттоком; КДП – кумулятивный денежный поток, рассчитывается путем сложения ЧДП нарастающим итогом; ДДП – дисконтированный денежный поток, который находится по формуле:

ДДП=ЧДПn/(1+r)n, (2.1)

где n – период, для которого рассчитывается ДДП

r – ставка дисконтирования (для данного проекта r = 23%)

Обобщенный финансовый план проекта представлен в таблице движения денежных средств (cash - flow). КДЧДП – кумулятивный дисконтированный чистый денежный поток тождественен чистой текущей стоимости NPV. NPV – чистая текущая стоимость проекта, рассматривается как разность суммарных дисконтированных выгод и суммарных дисконтированных затрат на протяжении всего жизненного цикла проекта. В нашем случае NPV>0 – проект является привлекательным для инвестирования.

Чистая текущая стоимость доходов NPV равна 9 683 495 р.

Положительное значение NPV значит, что денежный поток проекта за рассматриваемый срок при установленной ставке дисконтирования покрыл своими поступлениями инвестиции и текущие затраты, то есть обеспечил минимальный доход заданный ставкой дисконтирования (r = 23%), равный доходу от альтернативных без рисковых вложений и доход равный значению NPV.

Таким образом, показатель NPV больше 0, что подтверждает возможность принятия данного проекта к внедрению.

Точка безубыточности – это объем производства продукции, при котором достигается безубыточность, а именно чистый доход от реализации продукции равен суммарным затратам предприятий. Запас финансовой прочности – разница между фактическими доходами и точкой безубыточности. Показывает, на какой объем снижения выручки от продаж предприятие может пойти, чтобы не стать убыточным [15].

На основании финансовых показателей проекта рассчитан запас финансовой прочности вновь открываемого предприятия по реализации стоматологических услуг, графическое изображение которого, представлено на рисунке 2.

Исходя из средней стоимости лечения одного зуба в 2000 рублей на человека, мы можем рассчитать точку безубыточности по следующей формуле:

а) в натуральном исчислении:

Т_б=(постоянные затраты)/(удельная цена продукции-удельные прямые затраты) (2.2)

Т_б=887568/(2000-702954/2000)=538 (зубов)

б) в денежном исчислении:

Т_б=(постоянные затраты×выручка от продаж)/(выручка от продаж-переменные затраты) (2.3)

Т_б=(887568×4000000)/(4000000-702954)=1076804 (р)

в) запас финансовой прочности (ЗФП):

ЗФП =(Выручка-Выручка×Т_б)/Выручка×100% (2.4)

ЗФП =(2000×2000-538 ×2000)/(2000×2000)×100%=73,1%

Таким образом, организация может снизить объем предоставляемых услуг на 73,1 % и не быть убыточным.

Рисунок 2 Точка безубыточности

Таблица 2.2 – Таблица Cash-Flow, тыс. рублей

Показатели

0

1 год

2 год

3 год

Чистая прибыль

 

2792,4

3383,7

3998,6

Отток

Капитальные затраты

2768,3

     

Совокупные (общие, текущие) затраты

 

Постоянные

Заработная плата

 

714,7

714,7

714,7

Реклама

 

120

120

120

Охрана

 

52,8

52,8

52,8

Итого

 

887,56

887,56

887,56

Переменные

Расходные стоматологические материалы и инструменты

 

200

214

228,9

Коммунальные платежи

 

120

120

120

Прочие платежи

 

382,9

419

446

Итого

 

702,9

760,9

809,8

Итого

2768,3

-

-

-

ЧДП (чистый денежный поток)

-2768,3

2026,5

2544,3

3106,5

КДП (кумулятивный денежный поток)

-2768,3

-741,7

1802,5

4909

ДДД (дисконтированный денежный доход)

-

1647,5

1681,7

1669,4

ДДР (дисконтированный денежный расход)

-2768,3

-

-

-

NPV (чистая текущая стоимость)

-2768,3

-1120,7

561

2230,4

Исходя из выше представленной таблицы мы можем видеть, что, несмотря на то, что проект рассчитан на 10 лет – все капитальные вложения окупаются уже на второй год функционирования (конкретный срок окупаемости будет рассчитан далее).

Следует отметить, что проект строится по пессимистичному прогнозу развития событий, что также говорит о хороших перспективах с точки зрения вложения денежных средств.

По результатам расчета запаса финансовой прочности можем еще раз отметить, что организация может снизить объем предоставляемых услуг на 73,1 % и не быть убыточным.

IP (ставка доходности проекта или рентабельность проекта) показывает величину прироста активов от реализации проекта на единицу инвестиций, т.е. индекс рентабельности показывает сколько получит инвестор на один вложенный рубль.

Рентабельность инвестиций рассчитаем по формуле, р.:

IP=(PV (приведёная стоимость))/K(капитальные затраты) =(NPV(чистая текущая стоимость)+K(капитальные затраты))/K(капитальные затраты)

IP=(9683495+2768300)/2768300=3302281,6/2500000≈4,5

Таким образом, показатель IP больше 1, что подтверждает возможность принятия данного проекта к внедрению.

Срок окупаемости – период возврата инвестиций, т.е. минимальный временной интервал, от начала реализации проекта до момента, когда первоначальные вложения и другие затраты, связанные с проектом, покрываются суммарным результатом его осуществления.

Т_ок=(К(капитальные затраты))/(П_р (чистая прибыль)) (2.5)

Т_ок=2768300/2026525=1,3-т.е.1 год и 4 месяца.

Таким образом, как мы можем видеть, капитальные вложения полностью окупаются через 1 год и 4 месяца функционирования стоматологической клиники. Уровень ротации (открытие/закрытие) в частной стоматологии, в принципе, не слишком высок, и составляет менее 10%.

К основным возможным рискам относятся также:

• риск отсутствия рынка сбыта (его вероятность невелика, однако, чтобы ее уменьшить, следует уже на стадии подготовки производства установить контакты с потенциальными потребителями);

• риск неплатежеспособности пациентов (вероятность этого риска оценить трудно, и делать это надо в ходе маркетинга);

• высокая конкурентность;

• открытие новых стоматологических клиник;

• снижение уровня жизни населения;

• малая известность открывшегося стоматологического кабинета;

• отсутствие наработанной клиентуры;

• возникновение непредвиденных затрат: форс-мажорные обстоятельства, катаклизмы, техногенные воздействия;

• неисполнение хозяйственных договоров.

Тем не менее, необходимо грамотно подходить к оценке и осуществлению мероприятий по снижению тех или иных рисков. Так, с целью привлечения клиентов – возможно организовать широкую рекламную компанию, причем наиболее эффективно расходовать заложенные на данную стать средства. А именно выделить целевую аудиторию и воздействовать целенаправленно на ту или иную категорию граждан (пенсионеры, студенты, школьники, спортсмены, работники бюджетной сферы и т.п.). Кроме того, необходимо также снижать внешние риски, а именно зависимость от поставщиков, так как некомпетентность последних может привести к перебоям с поставкой расходных материалов и оборудования. Необходимо иметь несколько поставщиков, в т.ч. «запасных» на крайний случай; заключать длительные договора сотрудничества; включать пени и штрафы за просрочку выполнения обязательств. С другой стороны мы никак не можем противостоять снижению уровня жизни граждан и их доходов – тем не менее, ежемесячные акции и скидки, тематические дни (день «зубного камня», день «кариеса») могут поспособствовать притоку новых клиентов, ориентирующихся в первую очередь на цену. И наконец, необходимо оказывать услуги качественно.

В результате проведённых исследований был разработан бизнес-план вновь открываемого предприятия по оказанию стоматологических услуг.

Бизнес-план позволил обосновать решение поставленных задач:

• по определению экономической целесообразности развития фирмы;

• по расчету ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли и доходов;

• по определению источника финансирования и реализации выбранной стратегии;

• по подбору работников.

В заключение бизнес-плана хотелось бы отметить основные показатели этого проекта. Инвестиции необходимые для открытия стоматологического кабинета составляют – 2768300 рублей.

Для проекта определена точка безубыточности 1076804 рубля, то есть при данной выручке предприятие не имеет прибыли, но и несет убытков.

Проект имеет положительный NPV (чистая текущая стоимость), равный 9683495 рублям при ставке дисконтирования 23%, что указывает на привлекательность проекта, как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе.

Для предприятия рассчитан запас финансовой прочности, который равен 73,1 %, то есть можно снизить объем предоставляемых услуг на 73,1 % и не быть убыточным.

Срок окупаемости данного проекта – 1 год и 4 месяца.

Индекс рентабельности – 4,50.

Все выше перечисленные показатели говорят о привлекательности проекта для инвестирования. Вложение финансовых средств является, вне всякого сомнения, выгодным.

Несмотря на тот факт, что сеть стоматологических клиник и кабинетов развита, данный вид бизнеса остаётся довольно актуальным и привлекательным, так как кариесом на сегодняшний день поражено 99,9 % населения России по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Без сомнения город заинтересован в появлении новых лечебно-профилактических учреждениях, а, следовательно, гарантирована поддержка городской и краевой администраций. В связи с расширением лечебно-профилактической помощи населению возрастёт процент вылечившихся больных.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Котлер, Ф. Основы маркетинга, 9-е издание / Ф. Котлер, Г. Армстронг; пер. с англ. – М. : Издательский дом «Вильямс», 2003. – 1299 с.

2 Балабанов, М. В. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта : учеб. / М. В. Балабанов. – М. : изд – во «Третий Рим», 2000. – 236 с.

3 Акулин, И. М. Медицина и право в современном российском обществе / И. М. Акулин // Медицина и право : доклады на конференции от 23-24 июня 1999 г. – СПб., 2001. – 515 с.

4 Данилов, Е. О. Особенности развития рынка стоматологических услуг на современном этапе / Е. О. Данилов, Т. Ш. Мчедлидзе, А. В. Цимбалистов. – М., 2009. – 113 с.

5 Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития № 2 2007. – 148 с.

6 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 // Собрание законодательства РФ. – 1993. – № 33. – Ст. 1318.

7 Анализ рынка медицинских услуг в России в 2000-2008 г., оценка влияния кризиса и прогноз на 2009-2010 г. / Демонстрационная версия отчета – BusinesStat, 2009. – 29 с.

8 Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями : постановление Правительства РФ от 13 января 1996 г. № 27 // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 3.–Ст. 194

Просмотров работы: 6088