СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время проблема развития социальной компетентности обучающихся – это актуальная социальная и психолого-педагогическая проблема. Дефицит социальной компетентности в настоящее время проявляется на самых разных уровнях общественной жизни. Свидетельством тому служит рост судебных разбирательств, гражданских конфликтов, случаев словесного и физического насилия, асоциального поведения. Поэтому в современных условиях социально-экономических изменений перед образованием поставлена задача не просто дать обучающимся определенный уровень знаний, умений и навыков по основам наук, но и обеспечить способность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально-значимые цели, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.

Младший школьный возраст - важнейший этап в развитии личности, её социализации и формирования социальной компетентности. Школа сегодня призвана стать фактором развития личности ребенка. Принципиальное значение в педагогической науке и практике приобретает процесс социализации подрастающего поколения, непрерывного его развития в новых социокультурных условиях.

Интерес к проблеме формирования социальной компетентности личности возник во 2 половине XX в. Социальная компетентность не рассматривалась ранее в качестве интегративной личностной характеристики, системно отражающей уровень социальной адаптации субъекта деятельности. В настоящее время социальная компетентность становится все более значимой во всех сферах социальной жизни человека и само качество социальной компетентности характеризует человека, успешно прошедшего социализацию и способного к адаптации и самореализации в условиях современного общества (Л.А. Баранова, Г.Е. Белицкая В.Н. Куницына, O.K. Крокинская и др. [1]).

Несмотря на значительный интерес исследователей к данной проблеме, в науке не существует единого подхода к классификации видов и составу социальной компетентности в младшем школьном возрасте. В образовательном процессе начальной школы не уделяется должного внимания мониторингу социальной компетентности обучающихся. Таким образом, возникает противоречие между общественной необходимостью формирования социальной компетентности у младших школьников и недостаточной разработанностью теоретического и методического аспектов успешного решения данного вопроса в образовательных учреждениях начальной школы, что и обусловило поиск путей решения исследуемой проблемы.

Поэтому цель нашего исследования состоит в изучении социальной компетентности как личностной характеристики младшего школьника в условиях современного общества.

Были определены следующие задачи исследования:

1.Провести анализ состояния проблемы формирования социальной компетентности личности в отечественных и зарубежных исследованиях.

2. Уточнить сущность понятия «социальная компетентность» .

3.Выделить особенности формирования и оценки социальной компетентности в младшем школьном возрасте.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературе показал неоднозначность трактовки термина «социальная компетентность». Так, Е.В. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров в педагогический словаре социальной компетентностью называют социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе [6]. Она представляется некими социальными навыками, наличие которых позволит личности войти в ролевую структуру общества. Но это же в равной степени относится и к понятиям «социальной адаптации» и к «социализации»

В последнее время в психологии социальная компетентность часто соотносится с понятием «уверенность в себе». Так, согласно Г.И. Сивковой, «социальная компетентность — это наличие уверенного поведения, при котором различные навыки в сфере отношений с людьми автоматизировались и дают возможность гибко менять свое поведение в зависимости от ситуации» [5].

Баранова Л.А. указывает, что в социологии понятие социальной компетентности, помимо отношений между людьми, охватывает и другие сферы жизни социально-активного субъекта: экономическое, правовое, политическое, профессиональное экологическое, антикриминальное поведение и т.д. [там же].

Рассматривая сущность социальной компетентности, многие исследователи, определяют ее как знания, умения, навыки, способы (модели, шаблоны, сценарии) поведения в различных сферах социальной жизни человека (Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев, В.Н. Куницына, K.H. Рубин) [1;7]. И в этом контексте нам близко определение социальной компетентности, предложенное И.А. Масловой: «Это интегративное личностное образование, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением» [7].

Различные виды социальной компетентности выделяют И.А. Зимняя,

В.Н. Куницына, А.В. Хуторской и др. Так, В.Н. Куницына определяет следующие виды: вербальная компетентность; коммуникативная компетентность; социо-профессиональная компетентность; социально-психологическая компетентность; самоидентификация (эго-компетентность) [5].

Белицкая Г.Е. [1], определяя структуру социальной компетентности, выделяют в ней следующие компоненты: 1)мотивационный, включающий отношение к другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, внимания, помощи; 2)когнитивный, который связан с познанием другого человека (взрослого, сверстника), способностью понять его особенности, интересы, потребности; 3)поведенческий, связанный с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.

И.А. Маслова [7] аналогично определяет структуру социальной компетентности, выделяя критерии и показатели сформированности социальной компетентности как результата социализации учащегося, выразив их через личностные образования, поддающиеся измерению. Эти критерии мы отразили в таблице 1.

Таблица 1

Критерии социальной компетентности

Критерии

Составляющие

Показатели

Мотивация

Отношения, выраженные через мотивы и ценности

Стремление к проявлению себя в социально одобряемой деятельности, преобладание мотивов достижения успеха, ценность творчества, ценностное отношение к себе и другой личности

Осведомленность в способах продуктивного взаимодействия в социуме

Знания

Знание норм и правил, общения и поведения в обществе. Знание продуктивных способов взаимодействия в деятельности Знание собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха

Сформированность умения ориентации в социокультурном пространстве

Умения и навыки социального поведения

Сформированность навыков и способов социально значимой деятельности, умения эффективного общения и конструктивного взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности. Навыки эмоциональной саморегуляции, владение средствами организации своего поведения. Навыки проблемно - разрешающего поведения

Поэтому структуру социальной компетентности составляет, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека. Однако, по мнению целого ряда ученых, перечисленные компоненты структуры компетентности могут быть дополнены другими, не менее важными составляющими.

Для младшего школьника общество представлено широким (мир, страна) и узким (семья, школа, двор) окружением. Его социальная компетентность определяется тем, насколько он осведомлен о том и другом. Здесь речь идет не только о сведениях о мире, стране, регионе, их особенностях, социальных институтах, представленных в них, школе, семье, но и об особенностях взаимодействия людей, традициях, нормах и правилах поведения. Поэтому, одним из важных путей развития социальной компетентности мы считаем формирование у ребенка знаний о способах поведения и взаимодействия в каждом из этих окружений. Младшего школьника необходимо знакомить с традициями, выработанными в школе, городе, селе, правилами поведения, нормами взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных жизненных (и не только школьных) ситуациях. Эту работу нельзя ограничить разовыми мероприятиями. Она должна носить систематический характер, что требует усиления внимания к ней со стороны педагогов. Учитель должен вести целенаправленную работу по сплочению детского коллектива, привлекать детей к выработке правил взаимодействия, обсуждать с детьми различные ситуации взаимодействия и стратегии поведения в них. Ознакомление со способами и правилами поведения и взаимодействия осуществляется в процессе специально организованного наблюдения, обсуждения литературных произведений, информирования, разбора конкретных ситуаций и т.д. Решение данной задачи вполне по силам каждому педагогу, так как знания в достаточном объеме представлены в содержании учебных предметов (особенно в предмете – окружающий мир), правилах поведения школьника и т.п. Мы не будем подробно останавливаться на них. Отметим лишь необходимость их осознанного усвоения ребенком, понимания, зачем существуют те или иные способы и правила поведения, их принятия детьми. Тем более что сами по себе знания еще не обеспечивают человеку компетентность в обществе. Известны многочисленные примеры, когда человек, имеющий много знаний об обществе и правилах поведения в нем, оказывается слабо адаптированным, и наоборот, тот, кто плохо успевает по общественным наукам, оказывается успешным в социуме. Ребенок, знающий правила, далеко не всегда адаптирован к школьной жизни. Имеющиеся знания надо уметь применить. Это обеспечивается наличием умений и сформированностью навыков.

Действующие в обществе многочисленные социальные нормы составляют правила человеческого общежития. Все они обусловлены историческими, экономическими, политическими, социальными, бытовыми и другими условиями, существующими в обществе. Социальные умения и навыки формируются в непосредственном опыте ребенка, в специально организованной деятельности. Для развития социальной компетентности важен опыт активного социального взаимодействия. Младшего школьника важно научить вступлению в контакт, организации совместной работы, распределению обязанностей, разрешению конфликтов, слушанию другого, запрашиванию помощи и т.д. Эти навыки формируются в групповой работе, которая должна занять достойное место в урочной и внеурочной деятельности детей. Для эффективного формирования социальных навыков при организации такой деятельности необходимо вырабатывать алгоритмы выполнения заданий, обсуждать правила работы, анализировать их выполнение. Взаимодействие может быть организовано по поводу учебных ситуаций, но по завершении работы обсуждается не просто выполнение учебного задания, но и соблюдение норм и правил групповой работы. Это способствует осмысленному выполнению правил. На смену урокам и занятиям, где доминирует учитель, сегодня должны прийти активные формы работы: работа в парах, группах, дискуссии, доверительные беседы, коллективные обсуждения, ролевые игры. Учитель сегодня должен отказаться от монолога и занять позицию сотрудничества во взаимодействии с детьми. Для повышения эффективности формирования социальных умений необходимо использовать также игры – драматизации с разыгрыванием ситуаций взаимодействия, игровые упражнения, направленные на обучение слушанию, вступлению в контакт, выходу из контакта. Для этого каждым учителем должны быть реализованы специальными программы обучения детей конкретного класса навыкам социального взаимодействия. Это позволит овладеть социальными навыками всем учащимся без исключения.

Отдавая должное набору социальных знаний, умений и навыков в структуре социальной компетентности, мы считаем необходимым подчеркнуть, что этот набор сам по себе не обеспечит социально компетентного поведения. Компетентность надо рассматривать шире набора знаний и умений как возможность устанавливать связи между знаниями и ситуацией, как способность обнаруживать процедуру, подходящую для проблемы. Социальная умелость не может состояться без сформированности у ребенка личностных образований, способствующих социальной адаптации. [8] Выделим эти образования на основе анализа задач и особенностей возраста.

Младший школьный возраст – это первый период приобщения ребенка к общественной жизни в социально значимой деятельности. Здесь складывается целый ряд личностных образований, важных для социальной адаптации [9]. Во-первых, развивается и кристаллизуется мотивация социально–значимой деятельности. Причем, она располагается на одном из двух полюсов: стремление к успеху (достижение) и боязнь неудачи (избегание). В психологических исследованиях доказано, что мотивация на успех является позитивной основой для социальной адаптации. При такой мотивации действия направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. Эта мотивация определяет личностную активность. Мотивация боязни неудачи относится к негативной в плане достижения социальной компетентности. При этом типе мотивации человек стремится избежать ошибки, неудачи, порицания, наказания. Ожидание негативных последствий становится определяющим в его поведении в социуме.

Во-вторых, в процессе интенсивного развития и качественного преобразования познавательной сферы ребенок овладевает своими психическими процессами, учится управлять ими. Они приобретают опосредованный характер, становятся осознанными и произвольными. Это создает фундамент к возникновению и развитию способности к произвольной регуляции поведения и саморегуляции. Произвольная регуляция поведения (руководство в поведении сознательными, социально-нормативными целями и правилами, способность к саморегуляции) выступает в качестве второго существенного новообразования, значимого для развития социальной компетентности младшего школьника.

В- третьих, ребенок овладевает способностью смотреть на себя своими глазами и глазами других, у него развивается диалогичность сознания, критичность по отношению к себе и к окружающим, он становится способным к адекватной самооценке. Самооценка относится к центральным образованиям личности и в значительной степени определяет характер социальной адаптации личности, является регулятором поведения и деятельности. Следует отметить, что в силу значимости для младшего школьника потребности соответствовать ожиданиям взрослых и ориентации на позитивность, его адаптации более способствует высокая самооценка, чем низкая. Многочисленные исследования по влиянию самооценки младшего школьника на его социальную адаптацию подтверждают это положение. Следовательно, удовлетворенность собой и достаточно высокая самооценка являются важными составляющими социальной компетентности.

В-четвертых, на протяжении младшего школьного возраста у ребят складывается новый тип отношений с окружающими людьми. Дети усваивают социальные нормы, вводят в межличностные отношения категории «плохо – хорошо», утрачивают безусловную ориентацию на взрослого и сближаются с группой сверстников. В этом плане для социальной адаптации востребованными оказываются навыки конструктивного взаимодействия. Диалогичность сознания позволяет младшему школьнику вести конструктивный диалог со сверстниками и взрослыми. Научаясь отличать свое мнение о себе от мнения других людей, младшие школьники познают возможность своего воздействия на собственное «Я» с целью его изменения. Ребенок начинает понимать, что от его поведения зависит разрешение многих жизненных ситуаций, в том числе и трудных с точки зрения социального взаимодействия, а, значит, он обретает готовность к овладению навыками конструктивного поведения в проблемных ситуациях.

В настоящее время диагностический инструментарий для определения уровня развития компетентностей учащихся ещё только разрабатывается. Заслуживает внимание разработанный опросник психологами Г.М. Беспаловой, О.Ю. Чмыр, Н.М. Формаго для изучения социальной и коммуникативной компетентности учащихся [2]. Опросник содержит 72 высказывания, требующие либо дальнейшего продолжения, либо оценки степени соответствия собственным убеждениям учащегося. По каждому виду компетентности оцениваются определённые параметры. Например, социальная компетентность диагностируется по следующим параметрам:

• принятие общественных норм (потребностей, требований, реалий) конкретного социума, стремление к его пониманию;

• осознание необходимости расширения (или наличия у себя широкого диапазона) социальных знаний и умений с целью достижения высокого уровня адаптивности;

• осмысление и адекватная оценка, соотнесении конкретных социальных условий и своих возможностей по достижению предполагаемого результата в данной ситуации;

• умение (способность, готовность) актуализировать свой личностный опыт применительно к конкретной социальной ситуации;

• определение и выбор возможных и наиболее эффективных способов деятельности, вариантов поведения;

• готовность к принятию личной ответственности за выбор собственного поведения в ситуации социального взаимодействия;

• толерантность.

Так, оценивая готовность обучающихся к принятию личной ответственности за выбор собственного поведения в ситуации социального взаимодействия, в опроснике предлагаются следующие утверждения: «Мои успехи в школе зависят от меня», «Мои отношения с людьми больше зависят от меня, чем от тех, с кем я общаюсь», «Я несу ответственность за то, как я поступаю» и др. Если ребенок полностью согласен с приведенным утверждением, он оценивает своё согласие с высказыванием в 7 баллов; если категорически не согласен - 1 балл; если сомневается - от 2 до 6 баллов, в зависимости от того, какая позиция ближе.

Таким образом, задача формирования и диагноститики социальной компетентности младшего школьника приводит к необходимости изменений в организации образовательного процесса в начальной школе. Первостепенное значение в нем приобретает включение младших школьников в практическое социальное взаимодействие на основе целенаправленного обучения способам такого взаимодействия и при оказании им педагогической поддержки со стороны учителя. Социальная компетентность в младшем школьном возрасте базируется на таких личностных образованиях как мотивация достижения, произвольность, позитивное отношение к себе, высокая самооценка, способность к конструктивному поведению в трудных ситуациях. Их развитие во многом определяется той развивающей атмосферой, которая сегодня создается учителем в классе.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Белицкая, Г.Э. Социальная компетенция личности [Текст] / Г.Э. Белицкая // Сознание личности в кризисном обществе. — М., 1995. –С.42-57.

  2. Беспалова, Г.М. Диагностика компетентностей учащихся [Текст]/ Г.М.Беспалова // Справочник классного руководителя. - 2009. - №1. - С.44-54.

  3. Данилова, Е.Е. Ценность младшего школьного возраста [Текст] / Е.Е. Данилова // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. - М.: Академия, 2008. -368с.

  4. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования [Текст] // Высшее образование сегодня. - 2003.- № 5.-С.12-14.

  5. Калинина, Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения [Текст] // Психологическая наука и образование.- 2001.- №4.-С.16-19.

  6. Коджаспирова, Е.В. Педагогический словарь [Текст] / Е.В. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М: Академия, 2000. - 176с.

  7. Маслова, И.А. Социализация подростка в воспитательном пространстве учреждения дополнительного образования детей [Текст]: автореф. дисс. … канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2007. - 23с.

  8. Психология [Текст]: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной.- М.: Издат. центр «Академия», 2011. -464с.

  9. Рогов, Е.И. Психология общения [Текст] / Е.И.Рогов.- М.: Издат. центр «Академия», 2009. -231с.

Просмотров работы: 7587