СЕРВИСНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И КОЛОРИСТИКА КУЗОВОВ АВТОМОБИЛЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СЕРВИСНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И КОЛОРИСТИКА КУЗОВОВ АВТОМОБИЛЯ

Семыкина А.С. 1
1БГТУ им. В.Г. Шухова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний момент нас окружает большое количество цветов и их оттенков. Сложно представить жизнь без цвета. Для того, чтобы охарактеризовать цвет необходимо владеть знаниями об освещенности, органах зрения, объекте исследования. Основу для анализа и исследования восприятия цветов закладывают такие дисциплины как: физика, химия, математика и психология. Сегодня особую актуальность приобретает информация, которая заложена в цвете. Ведь она способна изменить поведение людей. В автомобильной промышленности цветовая гамма влияет не только на настроение водителя, но и оказывает влияние на его безопасность. Поэтому вопрос о коллористике наиболее актуален в наше время.

Цвет – качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Восприятие цвета определяется индивидуальностью человека, а также спектральным составом, цветовым и яркостным контрастом с окружающими источниками света, а также несветящимися объектами. [1]

Восприятие цвета у каждого человека происходит по-разному. Это связано с числом рецепторов, которые отвечают за восприятие определенных длин волн. В зависимости от возраста, от остроты зрения и даже настроения восприятие оттенков цвета у каждого человека могут быть различным. Но основные цвета воспринимаются для всех одинаково. Также на восприятие цвета влияет и освещенность.

Для описания цвета используют систему HSV – Hue-Saturation-Value – Тон-Насыщенность-Интенсивность. Тон определяется доминантной длиной волны, т.е. той, которой более всего в спектре. Насыщенность определяется «чистотой» цвета, т.е. присутствием в спектре иных длин волн, кроме доминантной. Чем их меньше, тем больше насыщенность. Две величины – тон и насыщенность дают двухмерное пространство – плоскость. Кроме того, определяют такую характеристику цвета как хроматичность. Интенсивность определяется энергией светового потока – общим числом длин волн. [2]

Манселл разработал систему, описывающую цвет, исходя из трех показателей: тональность (цветовой тон), светлота (яркость) и насыщенность (чистота). Цвета расположены в трех измерениях и имеют вид дерева. Ствол (вертикальная ось) представляет шкалу с градациями серого цвета (от черного снизу к белому сверху). Тона находятся на хроматическом круге, который как бы «насажен» на вертикальную ось. Горизонтально оси показывают насыщенность тонов. [2]

Автоколористика включает в себя изучение цвета. Основной задачей колористики является подбор такого цвета, который будет максимально соответствовать оригиналу. Цветовая палитра с течением времени постоянно изменяется, учитывая индивидуальность, стиль жизни каждого владельца. В мире существует уже более 40 тыс. оттенков. Из года в год это количество только возрастает. Правильно подобранный цвет может привлечь большое количество потребителей и увеличить доходность производителя. В настоящее время все большую популярность набирают краски, содержащие светоотражающие пигменты разнообразных оттенков. Добавление различных эффектов оживит любой цвет, добавляются перламутр, блеск и прочие пигменты.

Процесс подбора краски для автомобилей довольно-таки кропотливый и ответственный. Транспортные средства одного цвета, которые были собраны на одном заводе-изготовителе, как правило, имеют один код цвета краски, и их оттенки идентичны. На практике для многих автомобильных марок это встречается очень редко. Несмотря на одинаковый код цвета краски, автомобили имеют заметно различающиеся оттенки. Немаловажное влияние на окончательный цвет оказывает человеческий фактор, специалисты могут ошибиться при разведении краски или какие-то отклонения в технологическом процессе окраски.

Из-за, возникающих сложностей в процессе окраски автомобиля профессия колорист является очень востребованной. Основные требования, которые предъявляются к колористу это ответственность, терпение и цвето восприятие. Во время осуществления своей рабочей деятельности колорист использует различные материалы и приборы. К примеру, спектрофотометр - прибор для исследования спектрального состава по длинам волн электромагнитных излучений в оптическом диапазоне, нахождения спектральных характеристик излучателей и объектов, взаимодействовавших с излучением, а также для спектрального анализа и фотометрирования. [3] Также используются образцы цветов, которые используются для окраски автомобилей.

Для более качественной выполненной работы колориста создаются благоприятные условия труда. Подбор различного вида освещения, оборудование для распыления краски, сушка для тест-пластин и прочие материалы.

В лаборатории по подбору автоэмалей располагается всё оборудование, необходимое для колеровки автомобильных красок. Минимальный размер помещения лаборатории должен составлять не менее 15 м2. Обязательным требованием является наличие окна на улицу. Стены и потолок помещения лаборатории должны быть окрашены в белый или светло-серый (нейтральный) цвет. Лабораторию следует оборудовать комбинированной, приточно-вытяжной вентиляционной системой. Кратность воздухообмена в помещении должна быть не менее 12 (согласно требованиям к химическим лабораториям). То есть производительность вытяжного вентилятора должна составлять: Q(м³/час) = (10 - 12) х V, где V – объем помещения лаборатории в м³. Наиболее оправдано использование центробежного вентилятора и воздушных коробов с сечением не менее 400 мм. Это снижает шумность и не создает больших линейных скоростей воздуха в помещении. Температура в помещении лаборатории должна находиться в пределах 18–25ºC при относительной влажности не более 75%. Лаборатория обязательно должна быть снабжена противопожарной сигнализацией и средствами пожаротушения легковоспламеняющихся жидкостей. Все электронные устройства необходимо устанавливать в месте, недоступном для прямых солнечных лучей. Неотъемлемым требованием организации работы лаборатории является изоляция колористов от заказчиков автоэмали. [4]

Для сравнения цвета с эталонным образцом используют естественное или искусственное освещение. При дневном свете или искуственном освещении определить точно оттенок цвета специалисту довольно-таки проблематично. Поэтому для этих целей используют контролируемое искусственное освещение в камере сравнения цвета. Требования к сравненю цвета прописаны в ГОСТ 29319-92 (ИСО 3668-76) «Материалы лакокрасочные. Метод визуального сравнения цвета». Настоящий стандарт устанавливает метод визуального сравнения цвета лакокрасочных покрытий или вспомогательных материалов с эталоном (контрольным или специально приготовленным) при рассеянном дневном свете или искусственном дневном освещении в стандартной камере.

Согласно ТУ 6—10—1449—92 «Картотека образцов (эталонов) цвета лакокрасочных материалов. Технические условия» точный подбор красок для лакокрасочного покрытия автомобилей проводят с использованием программных средств, одной из таких может быть программа Spies Hecker Color guide Cr Plus 2011 1.2 build 539. Данная программа ускоряет процесс подбора. Программное обеспечение подбирает формулу для смешивания красок. В программу встроен модуль Color Guide. Он является хорошим источником информации по заводским лакокрасочным покрытиям автопроизводителей. CRplus Color Guide содержит много полезных типов покрасок, чтобы облегчить работу колориста. Для получения информации по новым цветовым решениям производителей автомобилей для новых автомобилей желательно иметь доступ в Интернет, а также иметь программу для просмотра pdf файлов. Используемая в сочетании с ColorDialog спектроскопия фотоспектрометра дает более точную идентификацию цветов при поиске формулы для подбора. Модульное программное обеспечение Cr Plus соответствует всем индивидуальным требованиям по подбору красок в автомастерских. [5]

В настоящее время профессия колорист в зарубежных странах отсутствует, данные работы выполняет автомаляр с навыком составления красок. В автосервисах существуют так называемые микс системы, благодаря которым навыками подбора краски и выбора цвета обладают большинство маляров. В основном окраска автомобиля производится «методом плавного перехода», что позволяет исключить разнооттеночность, а также снизить трудозатраты на выполнение работ данного вида. Для Российских автосервисов это пока не приемлемо, т.к. низкий уровень качества не удовлетворяет запросы клиента – автомобиль после окраски должен выглядеть как новый.

Следует отметить, что в России существует заметное несовпадение цвета покрытия эталонному цвету отдельным оттенкам краски. Многие автопроизводителя используют различные добавки в цветовой гамме цветов для окраски автомобиля, что для автосервисов зачастую является недоступным.

В качестве добавок могут использоваться алюминиевые пигменты краски, перламутр, графитовые краски, белый опал (микротитановый пигмент), пигменты из окиси железа и слюдяного сланца, пигменты окиси железа, молибденовая краска, пигменты хрома, краски-металлики, специальные эмали, в состав которых могут входить ксиралики. Требования, предъявляемые к лакокрасочным материалам прописаны в ГОСТ 15140-78

«Материалы лакокрасочные. Методы определения адгезии». Настоящий стандарт распространяется на лакокрасочные материалы и устанавливает методы определения адгезии лакокрасочных покрытий к металлическим поверхностям.

Перламутр – краска, содержащая в себе особый пигмент жемчужного блеска (перламутровый эффект), которая имеет множество видов в зависимости от цвета и размера частиц. [6]

Графитовый пигмент представляет собой разновидность углерода, частицы которого в 5 раз крупнее обычного черного химического угля, имеет темный золотистый блеск. Укрывающая способность низкая из-за более крупного размера частиц и большего расстояния между ними. [6]

Микротитановый пигмент – обычная белая краска, используемая в работе, имеет такой же состав, как и белый пигмент, однако применение диоксида титана, состоящего из очень маленьких частиц, делает ее полупрозрачной. По этой причине из-за невысокой укрывающей способности ее смешивают с другими пигментами краски или алюминиевым пигментом и используют как опаловую краску. [6]

Металлики – краски, в пигменте которых диспергированы алюминиевые частицы, множество форм и видов которых определяет большое разнообразие самих металликов. [6]

«Ксиралик» является определенным пигментом с эффектом блеска кристаллов и высоким содержанием хрома. «Ксиралик» — это новейшее поколение красок, его основа — частицы оксида алюминия (Al2O3), покрытые оксидом металла. Частицы оксида алюминия производятся синтетическим способом благодаря кристаллизации. [7]

На сегодняшний день в достижении наилучшего результата необходимо проводить правильный анализ автоэмали и уделять особое внимание метамерии – свойство зрения, при котором свет различного спектрального состава может вызывать ощущение одинакового цвета . [8]

Вывод:

Установлено, что правильный подбор цвета кузова автомобиля влияет на безопасность движения.

Предприятиям сервиса при организации участка восстановления лакокрасочных покрытий следует дополнительно ввести программу обучения сотрудников основам колористики.

Список используемых источников:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D6%E2%E5%F2

  2. http://avtocvet.net/stati/statcolor/statcolor2.php

  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EF%E5%EA%F2%F0%EE%F4%EE%F2%EE%EC%E5%F2%F0

  4. http://www.sibcolor.ru/pages.php?id=132

  5. http://progiavto.ucoz.ru/news/programma_dlja_podbora_krasok_spies_hecker_color_guide_cr_plus_2011_1_2_build_539/2011-04-04-2118

  6. Руководство по колористике АВТО КОЛОР OOO «Звезда-ЭМ»

  7. http://artstyle.biz/ksiralik/

  8. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%F2%E0%EC%E5%F0%E8%FF_(%F6%E2%E5%F2)

Просмотров работы: 2192