МЕНЕДЖМЕНТ ПРИКЛАДНОЙ ПЕДАГОГИКИ: МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МЕНЕДЖМЕНТ ПРИКЛАДНОЙ ПЕДАГОГИКИ: МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

ТКАЛИЧ С.К., КОНОВАЛОВА А.В., МИРХАСАНОВ Р.Ф.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье рассмотрен новый поисковый формат на пересечении трех составляющих исследовательской деятельности, что связано с профессиональной деятельностью авторов статьи в области прикладной педагогики. Императивом выдвигается формирование инновационной культуры обучения творческих кадров. Подчёркивается новая информационно-технологическая парадигма прикладной педагогики с экспериментальным компонентом.

Ключевые слова. Прикладная педагогика, темпоральность, концентрический модуль, образовательный сервис, принцип триадичной интеграции, информационная эстетика, нейродизайн, айдентика, информационно-технологическая парадигма.

Маршруты научно-исследовательской деятельности в структуре творческого факультета можно рассматривать в контексте взаимодействия темпоральности и традиции. С теоретической точки зрения эксперимент – это необходимый блок действий в учебном процессе, где студенты могут вплотную приблизиться к исследовательскому анализу и методам воспроизведения конструктов своего воображения или, как принято говорить, авторской идеи.

В педагогической практике на творческих факультетах складываются совершенно необычные ситуации, когда рядом создают учебные образцы «академисты» и «новаторы», «охранители» традиций и «творческие разрушители». Реальность ставит достаточно сложные задачи для педагогов разной квалификационной подготовки. С позиции методологии любая смешанная образовательная модель – это редчайшая возможность конструировать новые императивы исследовательской деятельности или поисковые форматы в «реальном» режиме, а не в искусственно спроектированном рафинированном коллективе участников научной лаборатории.

Правило 1: «Молодым педагогам следует не избегать сложных ситуаций, а учиться экспериментировать в пространстве, где пересекаются классические жанры изобразительного искусства, декоративно-прикладное творчество, проектная культура дизайна: графического, средового, мультимедийного».

Правило 2: «Процессный метод управления образовательно-творческим комплексом должен ставить перед коллективом задачу преодоления квалификационных барьеров и создание новых модулей экспериментальной деятельности, поощрять междисциплинарные проекты на уровне выполнения курсовых и дипломных проектов». Для оперативного освещения результатов экспериментальных модулей необходимо организовать оперативные печатные и радио-анонсы, где будут популяризироваться участники таких проектов и их персональные достижения.

Сегодня уровень междисциплинарных связей очень упрощённый (даже, извините за резкость, примитивный). Он рассматривается там, где естественным образом происходит переход от инструментального блока заданий к проектному блоку практических заданий. Не спасает при этом и введение обязательного комплекса компьютерных программ, потому что практически происходит массовое обучение инструментальному владению языка современной цивилизационной коммуникации.

Когда защиты учебных проектов проводятся кулуарно, сложно уловить «ветер перемен» и поисковый эффект исследовательской деятельности педагога и студентов [ ]. Если не заведена система хронологической летописи проектных достижений выпускников, то нет и материала для сравнения. Иногда кажется, что такая ситуация создаётся намеренно, иначе сложно понять, почему на выставках все работы раздроблены, нет коллективных проектов, способных выявить особенности наследия территории.

В качестве позитивного примера назовем факультет дизайна Оренбургского университета (ОГУ), где практикуется выпуск ежегодных альбомов-отчётов о достижениях выпускников в период обучения.

Наблюдается парадоксальная взаимосвязь: когда нет оперативной информации о достижениях студентов, то у тех, кто редко посещает занятия и практически не ведает о коллективных результатах факультета, учебного заведения, создаётся ложное представление, что можно «проплыть» незамеченным в период «путины» (зачетной сессии).

Множественность выражения идеи в проектах и экспериментах научных школ, обязанных популяризировать достижения в научных группах, формирует «нейроимпульс реагирования» студентов на показатель личностной самопрезентации. Оперативное реагирование на достижения студентов в экспериментальных проектах научных школ помогает создать не развлекательно-медийный, но реальный методический базис, высветить результативность сравнительных блоков анализа. В целом, множественный показатель рефлексии студентов на новое гуманитарное знание и навык владения компьютерными программами помогает создать своеобразную научно-методическую платформу, формирующую более ответственный подход студентов к выполнению практического задания. Именно на этапе осмысления значимости задания начинается формирование социально-ценностного показателя проектов.

Например, если войти в таинственное для многих «информационно-научное, мыслительное пространство» проектной графической культуры, то можно увидеть, как сегодня не только формируются, но уже используются в реальной практике новые определения: информационная эстетика, нейродизайн, айдентика. Можно студентам просто начитать этот перечень и тем самым выполнить свой долг перед отправкой их в самостоятельный маршрут профессиональной самореализации. Но если всерьез относится к роли прикладной педагогики, более того, её формирующей функции в профессиональной подготовке творческих кадров, тогда все вышеназванные определения должны обязательно находить формат выражения в экспериментальных проектах научных школ, организованных в границах факультетской или институтской научно-творческой лаборатории.

Уточним, что краткосрочная научная группа студентов выполняет экспериментальный проект в течение семестра под руководством педагога-консультанта. Некоторые из участников краткосрочной группы увлекаются поиском и новизной мысли в проектных решениях. На наш взгляд, именно в таких условиях формируется поколение не копировщиков и интерпретаторов уже многократно использованных общепризнанных шедевров, но мыслящих и даже дерзких в своей новизне дизайнеров.

Примеры из практики прикладной педагогики со студентами – будущими графиками, дизайнерами сценического костюма – интересны квалификационной вариативностью. Например, экспериментальный проект «Дизайн и экология наследия народов планеты», выполненный группой студентов кафедры дизайна (5 курс, весенний семестр 2013), показал в буквальном смысле «движение ростков» самостоятельного исследования этнохудожественных кодов наследия. Некоторые работы могут быть рекомендованы в качестве социальной технологии межэтнической гармонизации культурных связей и формирования практики созидательно-творческого взаимодействия народов не только России, но и других континентов. Форма представления авторского решения: «Международный фестивальный объект».

  1. Нигерия (культурное наследие народа йоруба).

Автор: Мурзинова Полина.

  1. Мексика (культурное наследие народа инчоули).

Авторы: Извольский Дмитрий и Речкина Анна.

  1. Новая Зеландия (культурное наследие народа маори).

Автор: Московцев Максим.

  1. Индия (культурное наследие народа малаяли).

Автор: Пасека Юлия.

  1. Финляндия (культурное наследие народа саами).

Автор: Гавриличева Анна.

  1. Япония/Сахалин РФ (культурное наследие народа айны).

Автор: Яблонская Анжелика.

Как видим, выбранные территории достаточно далеки и подчас мало знакомы нам, живущим в России. Такой выбор позволяет сделать вывод о смелости студентов, вовлечённых в экспериментальный проект с исследовательским компонентом. Учебный проект, сформулированный как «Дизайн и экология наследия народов России», был реализован со студентами 3 курса в разных вузах. Студенты специализаций «дизайн костюма» (МГУКИ) и «педагог декоративно-прикладного искусства» (МГГУ имени М.А. Шолохова) одновременно получили задание (весенний семестр 2013) исследовать коды этнохудожественного и природного наследия территорий центральной России.

Следует отметить, что все студенты получили зачёт, так как в экспериментальном проекте еще нет оценочных нормативов. Главный показатель – участие реальных студентов, выполняющих реальное задание по проекту. Восхищение своей сложностью исполнения вызвал учебный проект студентки 3 курса Натальи Овчаренко. Она использовала технику «вологодского кружева» для иллюстрирования страниц - сюжетов по мотивам одной из «Сказок Вологодчины». Будем предельно честными – дальше трёх страниц пока дело не продвинулось: студентка поставила перед собой очень высокую планку творческой ответственности. Наиболее удачными получились работы у тех студентов, кто всерьез выполнил исследовательский поиск и использовал новый подход к «конвертации кодов наследия» в дизайнерском проекте с графической доминантой (Волченко Алексей, Мартынова Александра).

Дизайнеры костюма выполнили коллекцию современных костюмов для отдыха, для самопрезентации модельера в публичном пространстве. Коллекция «этно-стиль» получила название «Разноликая Россия» (педагог Анжела Васильевна Коновалова, аспирантка) [4,5,6].

На современном этапе высшая школа находится на этапе интенсивного обновления. Под эгидой Министерства образования и науки РФ реализуется одновременно несколько проектов, нацеленных на модернизацию образовательного сервиса в высшей школе. С одной стороны, идёт масштабная проверка деятельности учреждений образования с помощью независимых экспертов АККОРК. С другой стороны, развернуто дифференцированное внедрение образовательных уровней подготовки «бакалавр» и «магистр».

Сегодня рейтинг вуза связывается с продуктивностью научных разработок профессорско-преподавательского состава, социально-экономической направленностью проектов, количественным показателем выхода научных статей и монографических изданий. Одним из показателей качества деятельности образовательного учреждения выдвигается результативность научно-исследовательской деятельности педагогов и студентов.

Обобщение проведенных экспериментальных проектов показывает, что можно прогнозировать позитивный результат совместной деятельности научных школ, формирующих научную платформу образовательного комплекса с исследовательской доминантой.

Правило 3: «В таком многоликом процессе модернизации важно не потерять навигацию маршрута исследовательской деятельности, связанной с образовательной стратегией учебного заведения. В этой связи можно прогнозировать позитивный результат совместной деятельности научных школ, формирующих научную платформу образовательного комплекса с исследовательской доминантой».

Целесообразно внедрить в сознание педагогов, магистров, аспирантов схему, помогающую представить процессный метод управления образовательно-научным комплексом, как многоуровневым мега-модулем, в котором все позиции понятны как педагогам, создающим эффект преимущества образовательного сервиса своими квалификационными обучающими методиками, так и студентам - потребителям образовательного сервиса. На наш взгляд, появление такой схемы укрепит самоопределение личностной позиции всех участников единого динамичного образовательно-научного комплекса и повысит ответственность, как педагогов, так и студентов.

Мы используем определение «концентрический мега-модуль», он помогает понять принцип построения геометрической конфигурации, в центре которой расположен студент [3]. Концентрический образовательный мега-модуль, мы полагаем, может быть выполнен студентами, как многоцветная инфограмма. Он будет поводом для дискуссий и обсуждений, формирования мотивации к самостоятельному исследованию.

Данный мега-модуль не целостный, он состоит из фракталов (на языке студентов - из пазлов). Такая фрактальная форма позволяет легко внедрять новые методики, экспериментальные проекты, не нарушая базисный модуль профессиональной подготовки. В то же время принцип «фрактальности» позволяет каждому педагогу увидеть свой потенциальный вклад не в «бюрократических кредитах», а в реальных научных категориях, определениях, методах.

Дизайнер и художник занимают разные знаковые ниши творчества. Пришло время и в педагогической практике активно реагировать на вызовы глобализации, более масштабно популяризировать среди студентов творческих специальностей знаковую специфику национально-культурного компонента, как преимущественную компетенцию российского выпускника с дипломом гуманитарного вуза [11,12]. Новый формат научно-исследовательской деятельности педагогов и студентов предлагается рассматривать в контексте принципатриадичной интеграции (ПТИ). Предлагаемая универсальная модель охватывает все жанры творчества, что создаёт эффект этнохудожественной «аккультурации» непосредственно в вузовской аудитории [1]. Понятийный конструкт «триадичность» предопределяет трёхуровневый модуль.

Уровень № 1: жанровый подход к модернизации профессиональной подготовки творческих кадров рассматривается наравне с секторальным и конструктивно-методологическим подходами.

Уровень № 2: конструктивно-методологический подход опирается на методику освоения иерархии методов освоения этнохудожественных кодов наследия. Это актуально для развития дидактической основы культурно-языковой технологии дизайна.

Уровень № 3: проектно-экологический подход. Например, для дизайнеров важно освоить «метафорическую образность как способ переноса явлений окружающей среды на объекты дизайна» [2]. Однако только образностью метафоры экологический подход в культурно-языковой технологии дизайна не исчерпывается. Мы солидарны с мнением специалистов, что проектно-экологическая культура должна не только учитывать, но и синтезировать все достижения народов России, определяющие этнохудожественный генотип конкретной культуры.

Например, анализ историко-культурных источников, работ современных специалистов показывает, что панорама эволюционного развития графической культуры дописьменного периода, существовавшей у каждого народа «во времени и пространстве», не имеет сегодня карты информационного контента. В этой связи в учебных проектах можно проектировать региональные/территориальные мини-схемы воссоздания и воссоединения прерванной связи поколений на уровне интеграции изобразительного искусства и графического дизайна.

Правило 4: «Важно в педагогической практике творческого факультета реализоватьпринцип интеграции темпоральной профессиональной подготовки студентов и традиции». Новые возможности преодоления барьеров конфронтации между классическими и инновационными формами художественно-графической и композиционной выразительности рассматривает и предлагает в своих статьях Р.Ф. Мирхасанов [7,8,9].

Явление под термином «темпоральность» стало объектом науки лишь в последние годы (смотри исследования авторов: А.Болдачева, В.П.Казаряна, Н.Н.Карпицкого). Темпоральность является характеристикой динамической, историко-культурной, культурно-языковой, что важно и для дизайна. Темпоральность, как показатель критерия «движение, пространство, время», как механизм сопоставления, должна присутствовать как в научных исследованиях студентов, так и на уровне самопрезентации. Художественная темпоральность – это сеть отношений, связывающая языковые элементы, включающая временные, функциональные и семантические отношения [10].

Выбор исследовательского маршрута для педагогов-экспериментаторов. Аксиоматично, что научную тропу каждый ученый выбирает сам. Но нацеленность педагога на профессиональную самореализацию в конкретной образовательной стратегии учебного заведения, сегодняшние требования к результативности научной деятельности коррелирует выбор исследовательского направления и, как следствие, методического инфо-продукта.

Индустрией с коммерческими секторами, согласно Положению и системообразующим документам международной организации ЮНЕСКО, в последние два десятилетия определены:

  • культура (изготовление музыкальной, художественно-графической, театральной, печатной и другой продукции),

  • образование (технологические модули и авторские методики образовательного сервиса),

  • туризм (вариативность маршрутов).

Как видим, пространство для научных исследований и экспериментальной деятельности педагогов в пространстве дизайна представлено достаточно широким выбором исследовательских векторов, где возможна вариативность и комбинаторика изобразительного, жанрового и секторально-прагматического подходов.

Заключение. Формирование маршрутов научно-исследовательской деятельности мы рассматриваем как поиск формата инновационной культуры образовательного сервиса. Грамотно спроектированный менеджмент прикладной педагогики, заявленный в нашей статье как моделирование интегрированной инновационной культуры в учебных заведениях, должен опираться на процессный метод управления научно-образовательным мега-модулем, где особое место занимают экспериментальные проекты научных школ в структуре научно-творческой лаборатории факультета или института.

Литература

  1. Аккультурация – (англ. acculturation от лат. ad+cultura - образование, развитие)процесс приобретения одним народом тех или иных форм культуры другого народа, происходящий в результате общения этих народов.Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. М.: Русские словари. 2003. С.30.

  2. Жердев Е.В. Метафорическая образность в дизайне: Монография. М., 2004.

  3. Концентрический - (лат.con+centrum центр, средоточие) окружности, имеющие общий центр, но различные радиусы. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. М.: Русские словари. 2003.С. 396.

  4. Коновалова А.В. Диверсификация художественного оформления современной одежды на основе интерпретации наследия России (на примере подготовки дизайнеров-бакалавров) // Международная научно-практическая конференция «Наука и образование в жизни современного общества». РФ, Тамбов. 29.10.2012. – С. 51-54. ISBN 978-5-4343-0215-9.

  5. Коновалова А.В. Экспериментальная комбинированная методика: разработка и адаптация алгоритма подготовки дизайнеров-бакалавров. Статья // V Международная студенческая научная конференция «Форум РАЕ». 2013. http://www.scienceforum.ru/2013.

  6. Коновалова А.В. Адаптация комбинированной методики к учебному процессу: опыт эксперимента (специализация «дизайн костюма»). Статья.//Научно-теоретический журнал «Успехи современного естествознания». № 10. 2013. С. 93-95. ISSN 1681-7494. Импакт-фактор РИНЦ (2011) - 0,186.

  7. Мирхасанов Р.Ф. Изучение формальных составляющих композиции на основе натурных учебных постановок и «вольного» копирования. Статья.// /Вестник МГГУ имени М.А. Шолохова. № 2. 2013. – С. 86-91.

  8. Мирхасанов Р.Ф. Развитие композиционного видения для решения учебных задач при выполнении натурной постановки». Статья.// Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица. Научные исследования в образовании». № 8. 2012.

  9. Мирхасанов Р.Ф. Изучение законов и свойств композиции на основе натурных учебных постановок и вольного копирования. Статья.// «Инновации в профессиональном образовании». Департамент образования г. Москвы. ГБНУ НИИРПО. – М., 2012. – С.126-130.

  10. Темпоральность. Источник: URL http://testotvet.ru.tasks/test.

  11. Ткалич С.К.Новая образовательная технология: адаптация этноискусствоведческого анализа к профессиональной подготовке творческих кадров //Педагогика искусства. Электронный научный журнал РАО. № 1. 2011. Режим доступа: URL http://[email protected].

  12. Ткалич С.К., Коновалова А.В. Функция информационной эстетики в контексте научно-исследовательской деятельности в магистратуре. Статья.//Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. № 4. 2013.

  13. Шабалин Ю.Э. Научная статья «Российское образовательное пространство: региональный аспект». Источник: URL http://[email protected].

Просмотров работы: 1163