АВТОРСКИЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ «СТРАНА ТУМАНОВ» ГРУППЫ «OTTO DIX» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АВТОРСКИЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ «СТРАНА ТУМАНОВ» ГРУППЫ «OTTO DIX»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье рассмотрен авторский подход к интерпретации произведения музыкальной группы Otto Dix (стиль darkvawe). Работу удалось реализовать в процессе выполнения учебного проекта по дисциплине «Компьютерная графика» под руководительством педагога А.И. Тарнани. Созданы цифровые иллюстрации. Использован пакет графических программ Adobe CS6: растровая программа Adobe Photoshop и векторные - Adobe Illustrator, Adobe Flash Proffesional CC; программа для создания презентаций Microsoft Power Point и текстовый редактор Microsoft Word.

Ключевые слова. Учебный проект, интерпретация произведения, цифровая обработка иллюстраций, авторский метод - «создание готической атмосферы»; музыкальный стиль «дарквейв».

Актуальность. Графический дизайн в современном обществе играет огромную роль – это и реклама на телевидение, и на улицах города, и в печати. Широкое распространение имеет применение графического дизайна в плакатах и иллюстрациях, оформление музыкальных изданий и концертных афиш. Сейчас на компьютерной технике (компьютерном дизайне) держится всё, и поэтому опытные специалисты в данной сфере, а именно, дизайнеры всех уровней квалификации, очень востребованы.

Состояние подготовки дизайнеров-бакалавров. Был проведен обзорный анализ компетенций, которые являются основными. Учебный процесс представлен блоками – от базовых знаний до более глубоких познаний технического и практического материала. В целом, образовательный модуль для бакалавров единый, но каждый педагог преподносит свой материал по-своему. Как итог – студент получает весь базовый пакет, необходимый для начала работы после окончания учебного заведения.

На занятиях по предмету «Основы исследовательской деятельности» (педагог С.К. Ткалич, доктор педагогических наук) была освоена матрица самоанализа творческих проектов. Условие: каждый студент выбирает уже выполненный проект. Я взяла учебный проект прошлого семестра («Компьютерная графика», педагог А.И.Тарнани). Такой междисциплинарный проект на нашем курсе проводился впервые.

Самоанализ учебного проекта. Особенность в том, что в процессе выполнения учебного проекта необходимо было найти образ выражения смысловой константы – цитаты, строки. Необходимо было найти в текстах песен и сформулировать тезисы, которые будут своеобразными «формулами визуальных интерпретаций» в плакатах:

  1. зимний холод в душе и меланхолия;

  2. беспокойство душевное, образ: «чёрная вода» как символ пустоты; одновременно и спасение от тупикового состояния безвыходности;

  3. необъяснимая тяга загнанного обстоятельствами человека к «Стране туманов», туда, «где есть всё, и нет ничего». Это стремление обрести покой.

Был продуман способ изображения – с помощью композиций, сделанных методом «фото-коллаж». Подготовку учебного проекта можно разделить на следующие этапы.

Этап 1 - поисковый этап, исследование истоков. Предварительно проводился анализ по подбору исходного материала, что было обязательным приложением к курсовой работе, как вариация развития темы проекта. Исследовано творчество группы художников (известных в мире творчества как Craww, Odile van der Stap, Olivia, Nguyen Thanh Nhan) [7,8,9,10].

Художник–самоучка из Шеффилда по прозвищу «Craww» находит вдохновение в мечтах, музыке, комиксах, природе, джине и богатом воображении. В своих работах он часто ставит вопросы, но крайне редко отвечает на них. Ему нравится неопределенность, и его картины – это не что иное, как исследование вещей, которые не являются тем, чем они кажутся: красота изображена на фоне грязи, а мерзость ловко замаскирована под красоту, и все эти противоречия автор подаёт нам как «сочетание элегантности, равновесия и дисциплинированного хаоса». Его картины - это история, не имеющая конца, это поток сознания «через леса и поля», населенные черепами, воронами и меланхоличными девушками с большими руками. В работах этого художника я нашла образы «девушек без характера, потерявших ориентир, бессильных перед сложностями внешнего мира, окружения».

Художник, известный по имени Nguyen Thanh Nhan, родился в 1990 году. В настоящее время он студент факультета изобразительных искусств. Над своими проектами работает в основном в таких программах, как Adobe Photoshop и Adobe Illustrator. Создает продукт для компании «Phan Thi Company» (город Хо Ши Мин, Вьетнам).по мнению специалистов, он постоянно изучает самые новые тенденции дизайна и упорно трудится, чтобы создавать индивидуальные художественные произведения и конструкции. Хобби: комические рисунки на упаковке для кофе, тортов, конфет, где используются знания традиционной культуры Вьетнама..

Одиль ван дер Степ(Odile van der Stap) художница, живет в Гааге. Одиль работает в таких направлениях иллюстрации, как: обложка, декоративные композиции, мода-фэшн, стиль «фэнтези»: художественные, книжные иллюстрации..

Мой выбор на этих художников определён тем, что их работы притягивают внимание, у каждого свой стиль. Именно яркая графика дала толчок для идеи выполнения моих иллюстраций (векторные работы), где использовано множество примеров цветовых нюансов.

Главной задачей поискового этапа также было ознакомление с музыкальным жанром, в котором непосредственно играет сама группа «OttoDix». Поэтому в процессе работы над проектом был рассмотрен жанр «дарквэйв». Дарквэйв (англ. Darkwave - «тёмная волна»)— музыкальный стиль, одно из направлений на готической сцене, сочетание электронной, индастриально-экспериментальной и неоклассической музыки.

Кратко об истории жанра (по материалам Википедии и Интернет-сайтам). Дарквэйв как жанр родился в середине-конце 1980-х, как результат экспериментов представителей новой волны (особенно готического рока и пост-панка) и индустриальной музыки. В 1980-х готическая музыка развивалась в двух ключах — «каноническом» (готик-рок, пост-панк) и «экспериментальном». Новый стиль «дарквэйв» стал олицетворением этой экспериментальной ветки. Для него всегда было свойственно смешение стилей и культур, как в плане текстов, выразительности, так и в плане музыки. Например, в творчестве одних исполнителей заметно сильное влияние синти-попа (Diary Of Dreams, Wolfsheim), у других — пост-индустриальной и клубной культуры (In Strict Confidence, Die Form), у третьих — нео-фольклора, нео-классики (Sopor Aeternus, Deine Lakaien, Arcana и представители шведского пост-индустриального лейбла Cold Meat Industry).

У истоков европейского дарквэйва стояли такие коллективы, как Die Form, Kirlian Camera, Clan of Xymox, The Cure, Dead Can Dance, Cocteau Twins, Attrition, Xmal Deutschland, Skinny Puppy, Laibach, Alien Sex Fiend, SPK и отчасти метал-коллектив Celtic Frost. Почти все они в расцвете своего творчества играли дарквэйв, многие потом поменяли или усложнили стиль.

Почти вся готическая музыка хотя бы частично попадает под это определение, хотя есть и представители чистого жанра, так называемого «европейского дарквэйва» в противопоставление «американскому», связанному с шугейзом, этереалом, эмбиентом (Lycia и остальные артисты лейбла Projekt). Характерными представителями европейской ветки являются исполнители немецкой и английской готической волны конца 80-х. Пик популярности дарквэйва на мировой сцене пришелся на период 1989—1996 годов. До 2000 года классический дарквэйв медленно теряет популярность и почти полностью ассимилируется родственными стилями, такими как EBM, синти-поп, нео-классика, нео-фолк. В 2000-х формы дарквейва в целом стали более доступными, простыми и от этого более коммерчески-направленными (Blutengel, L'ame Immortelle), вплоть до ориентации на клубный и диджейский формат.

Характеристика. Музыкально дарквэйв характеризуется мрачным, атмосферным, минорным, заполняющим звучанием. Структура произведений — преимущественно как в обычной поп-музыке (куплет-припев), но нередко используется литературная, повествовательная и театральная подача, и всевозможные эксперименты с формой композиций, инструментальные вставки. Ритм замедленный или среднетемповый, реже быстрый, но с медленными гармоническими прогрессиями или вокальными партиями.

Вокал очень экспрессивный, театральный, порой отстранённо-холодный. Характерно сочетание мужского и женского вокалов или использование разных манер пения, намеренное «раздвоение личности» вокалиста, игра на контрастах. Музыкальная составляющая базируется на европейской поп-рок-музыке (как и у всех последователей новой волны), а также на классике (Вагнер, Моцарт, Шостакович, Чайковский). Несмотря на экспериментальный mix, характерна приверженность европейской музыкальной школе: например, крайне редко встречаются элементы джаза, блюза, рэпа и хип-хопа, альтернативного рока, гранжа и другой американской музыки.

Большинство музыкальных альбомов - яркие образцы концептуального искусства, идут в связке со специальными фото-сетами или графикой - эту традицию заложили еще середине 1980-х Dead Can Dance, SPK и Laibach. Грамотная рекламная графика призвана позиционировать достижения любой музыкальной группы.

Многие альбомы позиционируются как своеобразные «оперы», «симфонии» и «саги», то есть тяготеют к крупным музыкальным формам. Такая особенность характерна и для некоторых других жанров современной музыки (см. пауэр-метал, арт-рок, паган-метал, готик-метал, готический рок, Эмбиент). Концептуальность всегда мешала представителям дарквэйва стать популярными, но привлекла в ряды своих поклонников: меломанов и коллекционеров, увлекающихся крупными формами, академической музыкой, а также любителей научной фантастики, фэнтези, мистики, эзотерики.

Тексты песен имеют зачастую меланхолический, трагический характер, охватывают широкий спектр серьёзных философских, психологических и религиозных тем и вопросов, преимущественно с «мрачной» стороны, как противопоставление позитивному, весёлому, наивному творчеству. Некоторые коллективы полностью отказываются от осмысленных текстов (Clan Of Xymox, Cocteau Twins), вплоть до использования «птичьего языка» (Dvar) и полного отказа от текста (Mortiis).

Дарквэйв 80-х. В середине 80-х многие группы исполняющие музыку, близкую по звучания к готик-року стали экспериментировать со звуком и добавлять электронные элементы. В 1985-ом в Кёльне образовывается Pink Turns Blue, группа незамедлительно выпускает свой первый лонг-плей «If Two Worlds Kiss», с достаточно мрачными оттенками звучания в стиле ньювэйв и элементами электроники, обеспечившего группе славу пионеров дарквэйв. Примерно в это же время во Франции появляются такие группы как Little Nemo и Trisomie 21, которые вдохновляясь творчеством пост-панк коллективов Joy Division и The Cure, дают толчок к развитию жанра coldwave, который по сути является аналогом дарквэйва.

Немецкий дарквэйв. Немецкий дарквэйв— национальное ответвление от мировой готической музыки, в Германии жанр называется нем. Neue Deutsche Todeskunst (NDT) (Новое немецкое искусство смерти). Музыка в этом стиле характеризуется типично немецкой тёмно-романтической тематикой (см. Грюневальд, Шуберт, Брукнер, Краут-рок). В 1990-е годы дарквэйв пришёл на смену готик-року, царившему на немецкой тёмной сцене в 1980-е. С наступлением 2000-х NDT преимущественно перетекло в EBM, что было воспринято многими слушателями как деградация жанра. На сегодняшний день наиболее активны: Lacrimosa (пришедшая к стилю готик-метал), Illuminate (аналогично), Diary of Dreams (синт-готика), Das Ich, Untoten (симфо-готика), Sopor Aeternus & The Ensemble of Shadows.

Дарквэйв в России и странах СНГ.Дарквэйв в России зародился в середине-конце 1990-х, одновременно с зарождением российской готической сцены. В творчестве характерных исполнителей отражаются преимущественно европейские тенденции развития жанра. Российский дарквэйв, в отличие от российского готик-рока и пост-панка, практически не имеет исторических корней, и наследует традиции европейской готической музыки 80-х годов. Вследствие этого музыка российских исполнителей имеет мало общих черт, и её сложно объединить в единое музыкальное движение.

Например, российская darkwave-группа существует с ноября 2004 года. Сформировалась такая группа в Хабаровске, позже переехала в Санкт-Петербург. Своим названием группа обязана немецкому художнику и графику Отто Диксу. В тематике песен значительное место занимает пост-апокалиптика («Атомная зима», «Город», «Зона теней») и механические машины-роботы будущего. Нередко затрагиваются иные, философские, психологические и моральные темы («Старик», «Немой крик», «Сон разума», «Жертвы искусства»). В музыке используются резкие, надрывные мелодии, исполненные в минорных тонах. На концертах в каждой песне разыгрывается миниатюрный моноспектакль, создаётся оригинальный образ, устойчиво ассоциируемый у поклонников с мелодией и текстом. Otto Dix играют в стиле электронный авангард. В настоящее время весьма широко известны в России и странах СНГ.

Этап 2 - использован навык рисования эскизов.

На этом этапе была сформирована композиция для каждого фотоколлажа, выбраны основные персонажи. Было принято решение, что на иллюстрациях будет 2 героя – мужской образ, принимающий в каждой иллюстрации новый облик и олицетворение, и женский образ – белоснежная фигура девушки, символ «непорочной души».

Для разработки цветового колорита за образец взяты работы тех же авторов – художников. Туманные зарисовки от Craww, яркая графика и насыщенность от Nguyen Thanh Nhan, цветовые нюансы от Odile van der Stap. На данном этапе так же задумывается и в дальнейшем осуществляется авторский метод - «создание готической атмосферы».

Этап 3 - В компьютерном варианте выполнение задания опиралось на следующие программы.

  • Adobe Photoshop: обработка фотографий для первого варианта триптиха, создание таких эффектов, как: туманность, размытие, коллаж, источник света и затемнённость.

  • Adobe Illustrator: обработка уже готовых иллюстраций (триптиха) для создания графических иллюстраций.

  • Adobe Flash Pro: графическая обработка созданного триптиха.

  • Microsoft PowerPoint: создание презентации.

Этап 4 - презентация учебного проекта включала слайды, где были подготовлены комментарии для детализации авторского метода.

Авторским методом в этой работе стало создание готической атмосферы на иллюстрациях. Ведь общая атмосфера работ и самого произведения - некий готический образ, туманное бессознательное состояние на грани реальности и сна, неясность форм и очертаний, перетекающих в наше воображение и фантазии.

Осуществлялся данный метод путём применения таких эффектов, как затемнение и осветление изображения, размытие чёткости и резкости. Создавалась «туманность» на изображениях. Таковы иллюстрации, созданные путём фотоколлажирования (программа Adobe Photoshop). Другие же вариации иллюстраций, созданные в программе Adobe Illustrator, сделаны иначе – здесь не применялся фотоколлаж, изображение «рисовалось» как цветная графика.

Заключение. Выполнение таких проектов очень ценно для дизайнеров–бакалавров. Профессиональная подготовка должна включать не только выполнение практических заданий, но и научный подход к осмыслению и формулировке новых методов, дополняющих основной метод комбинаторики и, соответственно, развитие профессионально-комбинаторного типа мышления.

Работая над проектом, мы смогли не только показать приобретённые навыки владения графическими программами, но и доказать, показать визуально, что с помощью знаний и воображения мы можем создавать свою вселенную, свои миры; показывать потаённые уголки и тайные смыслы. И пусть мы учимся это делать на чужих произведениях, но ведь именно эти произведения и вдохновляют нас на творчество.

В целом, в процессе выполнения интегративного учебного проекта было выполнено многоуровневое задание. Не только научно проанализирован авторский подход, но также выполнены и обобщены исследования в области графики, музыкального творчества зарубежных и российских групп в стиле «дарквэй».

Литература

  1. Курков К.Н. Основные понятия в изобразительном искусстве. Краткий методический справочник по курсу «История художественной культуры». М., 2010.

  2. Михаэль Драу. Автор и композитор песни «Страна туманов» //буклет альбома «Mortem» группы Otto Dix, М.: -2012, с.8

  3. Нотная книга – история группы, тексты песен, ноты и аккорды..Otto Dix Нотная книга. Жанр: нотный сборник. М.: «DIZZASTER», 2009.

  4. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства. М.: Академия. 2012.

  5. Тарнани А.И. Поиск методологии преподавания графического дизайна в высшей школе: к вопросу о формировании профессионального мышления. Статья.//Художественное образование в XXI веке (часть 2). Сборник научных статей. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. М.: Синаксис, 2012. С. 85-92.

  6. Ткалич С.К. Новая образовательная технология: адаптация этноискусствоведческого анализа к профессиональной подготовке творческих кадров //Педагогика искусства. Электронный научный журнал РАО. № 1. 2011.

Просмотров работы: 1290